ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1509/2017 от 05.05.2017 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-1509/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2017 года г. Новый Уренгой

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи Серовой Т.Е.,

при секретаре Идрисовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью Универсальные Домостроительные Системы Девелопмент

к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12,, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, Денис О.Я., ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40 обществу с ограниченной ответственностью «Уренгойские городские сети», ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49,, ФИО50, ФИО51, ФИО52 ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91 ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, ФИО114, ФИО115, ФИО116, ФИО117, ФИО119 ФИО120, ФИО121, ФИО122 об установлении права ограниченного пользования земельным участком,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратил в суд с вышеназванным иском, указав что между ООО УДСД и Департаментом имущественных отношений Администрации г. Новый Уренгой 20.08.2015г. заключен договор аренды земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 33 484 кв.м и с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 3 187 кв.м., расположенных в мкр. Дружба г. Новый Уренгой, вид разрешенного использования: многоэтажная застройка (высотная застройка). Ответчики являются собственниками соседнего земельного участка площадью 5 670 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Дружба. Истец не имеет возможности использовать арендованное имущество в соответствии с его назначением, не используя земельный участок ответчика, поскольку согласно техническим условиям № 16/15/1 от 13.04.2015 г. и № 12/15 от 24.02.2015 г., а так же техническим условиям № 1580 от 20.08.2014г. по земельному участку, принадлежащему ответчику, должны быть проложены инженерные сети к строящемуся объекту: «Жилой комплекс в микрорайоне «Дружба» в г. Новый Уренгой. Жилой дом №1», находящемуся на земельном участке площадью 3 187 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, а также инженерные сети к объекту: «Жилой комплекс в микрорайоне Дружба г. Новый Уренгой. Жилой дом № 5.1.» находящемуся на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Собственниками земельного участка <данные изъяты> являются собственники квартир многоквартирного жилого дома № 6 корп. 1 мкр. Дружба пропорционально долям в собственности. В многоквартирном жилом доме в 2014г. создано ТСЖ «Дружный». С 2014г. истец ведет устные переговоры с председателем ТСЖ «Дружный» по вопросу заключения соглашения об ограниченном праве пользования земельным участком. С 2015г. с председателем ТСЖ «Дружный» ФИО118 ведется переписка по заключению соглашения об ограниченном праве пользования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Истец обращался к представителю ответчика с предложением о предоставлении ему права ограниченного пользования соседним земельным участком, принадлежащим ответчикам, а также был направлен проект соглашения об ограниченном праве пользования. В ответ на письменные предложения истец получал каждый раз новые требования в части оплаты и компенсации за право пользования земельным участком, тем самым, со стороны председателя ТСЖ «Дружный» прослеживается бездействие и уклонение от своих обязанностей в части представления интересов собственников жилья. По инициативе собственника ФИО59 с 07.12.2016г. по 20.12.2016г. проводилось очно-заочное собрание собственников жилья по вопросу заключения соглашения об ограниченном праве пользования земельным участком, но данное голосование признано несостоявшимся из-за отсутствия кворума. Согласия о заключении соглашения об установлении сервитута стороны не достигли. Истец просит установить право ограниченного пользования соседним участком (сервитут) с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего ответчику, на следующих условиях: срок действия сервитута - на 7 (семь) семь лет; сфера действия сервитута - часть земельного участка площадью 545 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 5 670 кв.м., согласно схеме; плата за сервитут - 41 189,25 руб. в год; назначение и правовой режим сервитута: для проведения работ по прокладке сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, к строящемуся объекту; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - коммунальное обслуживание.

Представитель истца ООО Универсальные Домостроительные Системы Девелопмент ФИО123, действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила исковые требования. Указала, что при подаче иска они просили установить сервитут на часть земельного участка ответчиков площадью 545 кв.м.. В настоящее время. Они получили новые технические условия на подключение к теплосетям, в связи с чем, площадь земельного участка, на который они просят установить сервитут, значительно уменьшилась и составляет 295,8 кв.м. На земельном участке ответчиков расположены находящиеся в муниципальной собственности сети теплоснабжения, водоснабжения и канализации, трансформаторная подстанция. В настоящее время им необходимо подключиться к сетям электроснабжения, водоотведения и канализации, чтобы обеспечить подключение строящихся жилых домов к инженерным сетям. Жилые дома, согласно заключенных с дольщиками договоров, должны быть сданы в эксплуатацию в августе 2017г.. Действиями ответчиков создаются препятствия к подключению к инженерным сетям, что влечет нарушение прав дольщиков. С представителем ответчиков – председателем ТСЖ «Дружный» велись длительные переговоры по поводу установления сервитута, однако, это ни к чему не привело, поскольку предлагалась несоразмерная цена за пользование земельным участком, доходящая до 15000000 руб. Такие требования неприемлемы для истца. Они просят установить сервитут на вышеуказанный земельный участок, определив плату за него в сумме 41189,25 руб. в год.

Ответчики ФИО83, ФИО40, ФИО106, ФИО69, ФИО31, ФИО58, ФИО20, представитель ответчика ФИО14 - ФИО124, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали.

Ответчики ФИО11, ФИО108, ФИО32, ФИО125, ФИО126, ФИО82, ФИО127, ФИО45 в судебное заседание не явились, направили письменные отзывы, в которых просили в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчиков ФИО58, ФИО20 ФИО127, ФИО82, ФИО126 – ФИО128, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в обоснование возражений указала, что в соответствии с ч. 5, ст. 23 ЗК РФ осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого установлено. Важнейшим критерием установления сервитута являются требования законности, разумности, справедливости и целесообразности его установления. Лицо, обратившееся с требованием об установлении сервитута, обязано доказать необходимость установления сервитута, возможность нормального хозяйственного использования принадлежащего объекта недвижимости без установления сервитута на чужом объекте недвижимости, обращение к собственнику объекта недвижимости и факт отказа. Довод истца о том, что в соответствии техническими условиями иным образом проложить инженерные сети к строящемуся объекту не возможно, является не состоятельным. Технические условия должны выдаваться основным абонентом, которым является ТСЖ «Дружный». Из представленных технических условий на теплоснабжение видно, что точка присоединения расположена в подполье дома, которое в силу ст. 35 ЖК РФ является общим имуществом всех собственником помещений многоквартирного дома. Истцом не доказаны отсутствие возможности подключения к иным сетям и необходимость установления сервитута на земельный участок ответчиков.

Иные ответчики, указанные в иске, в судебное заседание не явились, отзыв на иск не представили, об отложении дела не ходатайствовали.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ТСЖ «Дружный» ФИО31, действующий на основании Устава и решения общего собрания собственников ТСЖ, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что сеть теплоснабжения и точки подключения к ней находятся в подвальном помещении дома и являются общим имуществом собственников помещений дома. Следовательно, технические условия для строительства домов ответчику должны были выдавать собственники этих сетей. Технические условия, выданные ОАО «Уренгойтеплогенерация», не действительны, т.к. тепловые сети принадлежат собственникам, а не этой организации. Между представителями истца и собственниками помещений дома длительное время велись переговоры о возможности подключения к сетям. Назывались разные суммы за сервитут, но договоренности так и не случилось. При подключении новостройки к сетям теплоснабжения на плечи собственников ложатся дополнительные расходы на обслуживание этих магистралей, собственники ежегодно будут оплачивать промывки, опрессовки труб. 01.01.2014 года между ТСЖ «Дружный» и ОАО «Уренгойтеплогенерация» был заключен договор на поставку энергоресурсов - теплоснабжения и горячего водоснабжения. В приложении к договору была указана зона ответственности, а также балансовая принадлежность теплосетей. Летом 2014 года от УТГ в адрес ТСЖ «Дружный» было направлено письмо, в котором было указано, что зона ответственности изменяется и весь это отрезок теплосетей, который находится в подвале дома, возвращается нам на обслуживание. В настоящее время эти сети не принадлежат ОАО УТГ и не содержатся на их балансе, а находятся на балансе ТСЖ «Дружный». Земельный участок, на котором находится дом и принадлежит собственникам помещений дома, обходится им очень дорого. И сервитут должен покрывать расходы по его содержанию.

Представители третьего лица Департамента имущественных отношений Администрации г. Новый Уренгой ФИО129 и ФИО130, действующие на основании доверенности, в судебном заседании поддержали требования истца. В обоснование своей позиции указали, что земельном участке ответчиков расположены находящиеся в муниципальной собственности: внеплощадочные сети теплоснабжения, водоснабжения и канализации, наружные сети связи, трансформаторная подстанция. Основанием возникновения права собственности явился договор безвозмездной передачи недвижимого имущества, заключенный между ДИО Администрации г. Новый Уренгой и НО Фонд «Развитие ипотечного жилья» от 11.06.2014г.. при передаче указанных объектов недвижимости вопрос о передаче земельного участка, на которых они находятся, не был решен, в связи с чем сложилась ситуация, при которой объекты муниципальной собственности находятся на земельном участке, принадлежащем частным лицам. Собственники указанного земельного участка не вправе препятствовать в использовании муниципального имущества, поскольку это нарушает права и интересы иных граждан.

Представитель третьего лица АО «Уренгойгорводоканал» ФИО131, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что жилой комплекс в парке Дружба строится по единому проекту, который прошел государственную экспертизу. Данный проект предусматривает подключение всех запланированных строительством 10 жилых домов к одним точкам подключения инженерных сетей. По техническим условиям подключение строящихся истцом жилых домов к другим точкам водоснабжения и канализации невозможно, т.к. рельеф местности это не позволяет. Доводы представителей ответчиков о том, что технические условия на подключение к инженерным сетям должны давать собственники земельного участка, на котором находятся эти точки подключения, безосновательны, поскольку закон позволяет это делать только ресурсоснабжающим организациям. Кроме того, инженерные сети в парке Дружба строились для нужд жителей всего этого микрорайона и не могут быть собственностью определенной группы людей. Не может взыскиваться плата за подключение к сетям, находящимся в муниципальной собственности.

Представители третьего лица АО «Уренгойгорэлектросеть» ФИО132 и ФИО133, действующие на основании доверенности, в судебном заседании требования истца поддержали, суду пояснили, что по проекту застройки микрорайона в парке Дружба предусмотрена кольцевая схема электроснабжения. Точкой подключения к электроснабжению является трансформаторная подстанция, находящаяся на земельном участке ответчиков. В связи с противодействием ответчиков подключению истца к ТП, истец обратился с письменным заявлением, в котором просил выдать иные технические условия. Однако, в этом ему было отказано, так как выдать иные технические условия невозможно в связи с отсутствием технической возможности. Другой точки подключения к электроснабжению поблизости нет. Доводы ответчиков о том, что пересечение линейных объектов представляет угрозу кому-либо, не состоятельны, поскольку все линейные объекты находятся в земле, что не нарушает их права и интересов. Кроме того, в соответствии с Правилами технологического присоединения потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004г., энергоснабжающая организация обязана предоставить для подключения ближайшую точку энергоснабжения. Такой точкой является ТП, находящаяся на спорном земельном участке.

Представитель третьих лиц ОАО «Управляющая коммунальная компания» и ОАО «Уренгойтеплогенерация» ФИО134, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования истца поддержал, суду пояснил, что по проекту была предусмотрена кольцевая система теплоснабжения, которая соединяла между собой всего 10 домов. Однако, в связи с тем, что ответчики - собственники квартир в доме 6/1 мкр. Дружба не разрешили истцу подключение к теплосетям, пришлось менять ТУ и находить иные точки подключения. Такая позиция собственников земельного участка противоречит действующему законодательству, поскольку точки подключения инженерных сетей и сами инженерные сети являются собственностью города и должны использоваться по назначению всеми, кто в этом нуждается.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных участников процесса, надлежащим образом извещенных о судебном разбирательстве.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 20.08.2015г. между Департаментом имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой (Арендодатель) и Истцом - ООО Универсальные домостроительные системы Девелопмент (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка № НУ-306-15, согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельные участки из земель населённых пунктов, имеющие: вид разрешенного использования — многоэтажная жилая застройка (высотная застройка); кадастровый [суммы изъяты], площадью 3 187 кв.м; кадастровый [суммы изъяты], площадью 42 266 кв.м, расположенные в мкр. Дружба, для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в границах, указанных в плане земельных участков, прилагаемых к Договору и являющимся его неотъемлемой частью.

Согласно п. 2.1 Договора, срок аренды земельных участков устанавливается с 30 июля 2015г. до 30 июля 2020г. Земельные участки подлежат возврату Арендодателю 29 июля 2020 г.

Собственниками земельного участка <данные изъяты> (смежного с вышеуказанным земельным участком, арендованным истцом) являются собственники многоквартирного жилого дома № 6/1 мкр. Дружба в г. Новый Уренгой пропорционально долям в собственности.

Как установлено судом, застройщиком данного дома являлся НО Фонд «РИЖ», который для обеспечения нормальной эксплуатации объекта построил внешние наружные коммуникации в виде сетей водоснабжения, электроснабжения, канализации.

По договору безвозмездной передачи недвижимого имущества № 16/2 от 11.06.2014г. НО Фонд «РИЖ» добровольно передал Департаменту имущественных отношений Администрации г. Новый Уренгой для принятия в собственность муниципального образования г. Новый Уренгой следующее недвижимое имущество, в том числе, здание: Трансформаторная подстанция. «Жилой комплекс в мкр. Дружба, г. Новый Уренгой. 1 очередь строительства. Внеплощадочные сети тепловодоснабжения, водоснабжения и канализации, электроснабжения, наружные сети связи, трансформаторная подстанция». 1 этап строительства, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 45,8 кв. м, лит. А, адрес (местонахождение) объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, мкр-н Дружба, кадастровый номер 89:11:050101:1750.

Однако, вместе с указанными объектами не были переданы земельные участки для их обслуживания, что явилось причиной возникшего судебного спора.

29.08.2014г. на вышеуказанные объекты недвижимости зарегистрировано право собственности МО г. Новый Уренгой, что подтверждается выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и копиями свидетельств о регистрации права собственности.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что на земельном участке, принадлежащем собственникам многоквартирного жилого дома № 6/1 мкр. Дружба в г. Новый Уренгой расположены находящиеся в муниципальной собственности: внеплощадочные сети теплоснабжения, водоснабжения и канализации, наружные сети связи, трансформаторная подстанция.

До настоящего времени Администрация города не принимала мер к установлению сервитута указанного земельного участка, в связи с чем, Истец вынужден обратиться в суд с указанным иском.

В соответствии с ч.ч. 1-3, 5 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Согласно ч. ч. 4-6, 9 ст. 23 ЗК РФ, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Вместе с тем, важнейшим критерием установления сервитута являются требования законности, разумности, справедливости и целесообразности его установления. Требование об установлении сервитута должно быть максимально конкретизировано по времени, объему и характеру использования земельного участка.

Как усматривается из материалов дела, истец не имеет возможности использовать арендованное имущество в соответствии с его назначением, не используя земельный участок ответчиков, поскольку согласно Техническим условиям № 16/15/1 от 13.04.2015 г. и № 12/15 от 24.02.2015г., выданными АО «Уренгойгорэлектросеть» ( т.5 л.д. 87-95), а так же техническим условиям № 1579 от 20.08.2014 г. ( т.5 л.д. 96-103), выданными ОАО «Управляющая коммунальная компания», по земельному участку, принадлежащему ответчикам должны быть проложены инженерные сети электроснабжения, водоснабжения и канализации к строящемуся объекту: «Жилой комплекс в микрорайоне «Дружба» в г. Новый Уренгой. Жилой дом №1», находящемуся на земельном участке площадью 3 187 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты> а также инженерные сети к объекту: «Жилой комплекс в микрорайоне Дружба г. Новый Уренгой. Жилой дом № 5.1.», находящемуся на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.

В соответствии с ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 13.05.2006г. № 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, регулирующие отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (п. 1 Правил).

В соответствии с п. 4 Правил при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления на основании: информации о разрешенном использовании земельного участка; предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, установленных в отношении данного земельного участка; региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования; схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства (тепло-, водоснабжения и водоотведения) федерального, регионального и местного значения, схем тепло-, водоснабжения и водоотведения; предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков. В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов. В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с п.п. 5 - 12 Правил.

В силу п. 6 Правил в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий. Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, а также на случаи подключения к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения. Органам местного самоуправления (органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гг. Москвы и Санкт-Петербурга) рекомендуется принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную (государственную) собственность.

Согласно п. 14 Правил, в целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить мотивированный отказ.

Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил).

В соответствии с п. 17 Правил в случае, если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов, технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации. Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении. Плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, определяется в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Таким образом, доводы представителя ответчиков и представителя ТСЖ «Дружный» ФИО31 о том, что технические условия для подключения к инженерным сетям истцу должны были выдавать собственники земельного участка, где находятся эти сети, несостоятельны.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что собственникам многоквартирного жилого дома 6/1 мкр. Дружба в г. Новый Уренгой принадлежит только земельный участок 89:11:050101:1324, а не инженерные сети, расположенные на нем. Следовательно, каких-либо правовых оснований для выдачи ими технических условий на подключение к инженерным сетям, не имеется.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что у истца не имеется другой возможности подключения к инженерным сетям.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцом доказана и подтверждена необходимость в настоящее время предоставления ему права ограниченного пользования (сервитута) земельным участком с кадастровым номером 89:11:0050101:1324.

Согласно ч. 5 ст. 23 ЗК РФ осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Таким образом, сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. При определении содержания этого права и условий его осуществления необходимо исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.

Требование истца о предоставлении права ограниченного пользования земельным участком ответчика как единственно возможного способа использования инженерными сетями водоснабжения, водоотведения и энергоснабжения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Рассматривая обоснованность и соразмерность установленной в исковом заявлении платы за сервитут, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 5 ст. 274 ГК РФ и ч. 6 ст. 23 ЗК РФ собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

Согласно ч.ч. 1-2 ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Поскольку стороны ни в досудебном порядке урегулирования спора, ни в ходе судебного разбирательства не пришли к соглашению о цене сервитута, ответчиками суду не представлено собственного расчета платы за сервитут, суд при определении размера платы применяет Порядок определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 24.04.2015 г. № 344-П,

В соответствии с п. 2 вышеуказанного Порядка, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 1% от кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута, если иное не установлено настоящим Порядком. Размер платы по соглашению об установлении сервитута, полученный в соответствии с правилами настоящего пункта, не может превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков. В случае превышения указанного предельного размера платы по соглашению об установлении сервитута она устанавливается в размере, равном двукратному размеру земельного налога.

Согласно справочной информации об объектах недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 89:11:0050101:1324 площадью 5 670 кв.м. имеет кадастровую стоимость 42786783,90 руб.

Истец просит установить сервитут на 295,8 кв.м. вышеуказанного земельного участка. Однако, как видно из схемы прокладки инженерных сетей площадь отвода для прокладки сетей водоотведения составляет 121 кв.м., площадь отвода для трассы 6КЛ ( электроснабжения) составляет 128,5 кв.м., для трассы 10 КЛ составляет 46,8 кв.м.. Следовательно, общая площадь земельного участка, подлежащая установлению сервитута составляет 296, 3 кв.м..( т.6 л.д. 46)

В соответствии с п. 2 Порядка определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, размер платы за сервитут будет составлять 22 359,30 руб. за год (из расчета: 42786783,90 руб. / 5670 кв.м. х 0,01 х 296,3 кв.м.).

При несогласии с предложенным размером платы за сервитут ответчик вправе был представить доказательства в обоснование своих возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ). Таких доказательств стороной ответчика не представлено.

Таким образом, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Иск общества с ограниченной ответственностью Универсальные Домостроительные Системы Девелопмент удовлетворить.

Предоставить обществу с ограниченной ответственностью Универсальные Домостроительные Системы Девелопмент право ограниченного пользования части земельного участка (сервитут) площадью 296,30 кв.м. (согласно схеме) из земельного участка площадью 5670 кв.м. с кадастровым номером 89:11:050101:1324, сроком на 7 лет, с установлением платы за сервитут в размере 22 359,30 руб. в год; назначение и правовой режим сервитута - для проведения работ по прокладке сетей электроснабжения, водоснабжения и водоотведения к строящемуся объекту; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - коммунальное обслуживание.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Новоуренгойский городской суд.

Судья: Серова Т.Е.