ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1509/2022 от 06.06.2022 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

УИД 22RS0067-01-2022-001529-43

дело № 2-1509/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2022 года гор. Барнаул

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего Астаниной Т.В.

При секретаре Юркиной И.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ПАО «Россетти Сибири» о признании незаконными решения комиссии, актов категорирования объектов возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Барнаула обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ПАО «Россетти Сибири», просит суд:

признать незаконным решение комиссии по категорированию объектов ТЭК филиала «Алтайэнерго» : ПС 110/10 кВ «Сиреневая», ПС 110/6 кВ «Северная», ПС 110/10 кВ «Центральная», в части неприсвоения объектам : ПС 110/10кВ «Сиреневая», ПС 110/6 кВ «Северная», ПС 110/10 кВ «Центральная» категории опасности, зафиксированное в протоколе совещания комиссии по категорированию от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном заместителем генерального директора - директором филиала ОАО «МРСК Сибирь» - «Алтайэнерго;

признать незаконным акт категорирования объекта ТЭК ПС 110/10 кВ «Сиреневая» филиала ОАО «МРСК Сибирь» - «Алтайэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ;

признать незаконным акт категорирования объекта ТЭК ПС 110/6 кВ «Северная» филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ;

признать незаконным акт категорирования объекта ТЭК ПС 110/10 кВ «Центральная» филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ;

обязать филиал ПАО «Россети Сибири» - «Алтайэнерго» повторно провести совещание комиссии по категорированию объектов ТЭК филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» ПС 110/10кВ «Сиреневая», ПС 110/6 кВ «Северная», ПС 110/10 кВ «Центральная», в части неприсвоения объектам: ПС 110/10 кВ «Сиреневая», ПС 110/6 кВ «Северная», ПС 110/10 кВ «Центральная» категории опасности.

Требования обосновывает тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Барнаула проведена проверка исполнения законодательства при проведении категорирования объектов топливно-энергетического комплекса: ПС 110/10 кВ «Сиреневая», ПС 110/6 кВ «Северная», ПС 110/10 кВ «Центральная», принадлежащих на праве собственности «Алтайэнерго» (филиал) ПАО «Россети Сибирь» (далее - Филиал).

Согласно распоряжению заместителя - директора Филиала ОАО «МРСК Сибири» -«Алтайэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии по проведению категорирования объектов филиала» комиссия по обследованию объектов представлена в следующем составе:

Председатель комиссии: заместитель генерального директора - директор филиала;

Заместитель председателя комиссии: заместитель директора по безопасности;

Члены комиссии:

От Филиала:

заместитель главного инженера по эксплуатации;

заместитель главного инженера по ОТУ-начальник ПО ЦУС;

начальник департамента производственного контроля и охраны труда;

начальник отдела безопасности;

главный специалист сектора защиты государственной тайны;

ведущий специалист гражданской обороны.

От органов государственной власти

представитель Минэнерго России (по согласованию);

начальник отдела электрических сетей управления Алтайского края по промышленности и энергетике (по согласованию);

При этом, вышеуказанным приказом заместителя генерального директора - директора Филиала в состав комиссии не включены представители войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Заседание комиссии по категорированию ДД.ММ.ГГГГ проведено в отсутствие представителя органов местного самоуправления.

Состав комиссии не соответствует требованиям, установленным п. 8 Положения, не может считаться легитимным, и, как следствие, решения, принимаемые комиссией, в неполном составе являются ничтожными, кроме того, решения, принятые в таком составе комиссии, будут не полными без необходимых сведений от органов местного самоуправления, необходимых для определения критериев категорирования, о возможных условиях возникновения и развития чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями; о масштабах возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Кувшинова Ю.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ПАО «Россети Сибирь» ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании просили в удовлетворении требований отказать за необоснованностью, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, просили также о применении последствий пропуска срока исковой давности.

Представитель третьего лица Управления Росгвардии по Алтайскому краю ФИО3 в судебном заседании просил об удовлетворении заявленных исковых требований, представив письменный отзыв.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы безопасности РФ по Алтайскому краю ФИО4, действующая по доверенности, в судебном заседании полагалась на усмотрение суда

Представитель третьего лица Министерства промышленности и энергетики Алтайского края в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, что в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, позволяет рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 8, 9, 13 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

объекты топливно-энергетического комплекса - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;

субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В силу части 1 статьи 5 указанного Федерального закона для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.

Частью 1 статьи 6 названного Федерального закона предусмотрено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 7 данного Федерального закона требования антитеррористической защищенности и обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объекта определяются Правительством Российской Федерации, которые обязательны для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

В силу статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" предусмотрены порядок категорирования и паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 459 утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования.

На основании пунктов 5, 6 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию. Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

Согласно пункту 8 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются:

а) представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию);

б) руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса;

в) работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации;

г) представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия);

д) представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

В Перечень объектов топливно-энергетического комплекса Алтайского края, подлежащих категорированию, утвержденного губернатором Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ включены ПС 110 кВ «Северная» г.Рубцовск, ПС 110 кВ «Центральная» г.Барнаул, ПС 110 кВ»Сиреневая» г.Барнаул

Согласно распоряжению заместителя - директора Филиала ОАО «МРСК Сибири» -«Алтайэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии по проведению категорирования объектов филиала» создана комиссия, которой поручено организовать работу по категорированию объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2021 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», подготовить акты о присвоении категории соответствующей опасности и проекты паспортов безопасности объектов филиала: ПС 110 кВ «Северная» г. Рубцовск, ПС 110 кВ «Центральная» г. Барнаул, ПС 110 кВ «Сиреневая» г. Барнаул – срок ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, комиссия назначена в составе: председатель - заместитель генерального директора- директор филиала; заместитель председателя комиссии – заместитель директора по безопасности; члены комиссии: заместитель главного инженера по эксплуатации, заместитель главного инженера по ОТУ-начальник ПО ЦУС, начальник департамента производственного контроля и охраны труда, начальник отдела безопасности, главный специалист сектора защиты государственной тайны, ведущий специалист гражданской обороны, представитель Минэнерго России (по согласованию), начальник отдела электрических сетей управления Алтайского края по промышленности и энергетике (по согласованию).

В соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации N 459 включение представителей Росгвардии (ранее территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел), других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в комиссии по категорированию объектов является обязательным, а их роль в комиссии одна из ключевых.

Доводы представителей ответчика о том, что невключение в состав комиссии представителей соответствующих органов местного самоуправления не является нарушением процедуры ее создания, не могут быть приняты судом и служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку указание в подпункте «а» пункта 8 Положения на включение этих лиц по согласованию само по себе не означает необязательность их участия в комиссии по категорированию.

В нарушение указанных требований Акты проведения категорирования объектов , , от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены руководителем субъекта ТЭК, при этом мнение сотрудников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел и органов местного самоуправления и требования нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности объектов ТЭК было проигнорировано, представители вышеуказанных органов в соответствующую комиссию по категорированию объекта не были включены.

Согласно данным актам по результатам проведенных мероприятий по категорированию ПС 110/10 кВ «Центральная», ПС 110/10 кВ «Сиреневая» и ПС 110/6 кВ «Северная» категории опасности не присвоены, паспорта безопасности на указанные подстанции не составлялись.

В соответствии с п.2 Положения, исходными данными для проведения категорирования объекта являются:

а) информация об отнесении объекта к критически важным объектам для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса и о наличии на объекте опасных производственных объектов;

б) общие сведения об объекте (размещение объекта, общая численность работающих на объекте, максимальная численность работающих на объекте в одной смене в дневное и ночное время, режим работы объекта, наличие вокруг объекта других производств, населенных пунктов, жилых зданий и иных объектов массового скопления людей, их характеристика и размещение по отношению к объекту, размещение объекта по отношению к транспортным коммуникациям, сведения об опасных веществах и материалах, используемых на объекте);

в) возможные условия возникновения и развития чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями;

г) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства;

д) наличие критических элементов объекта и их характеристика;

е) наличие потенциально опасных участков объекта и их характеристика;

ж) наличие уязвимых мест объекта;

з) категории опасности, ранее присвоенные объекту;

и) виды угроз и модели нарушителей в отношении объекта;

к) ситуационные планы и схемы объекта, его коммуникаций, планы и экспликации отдельных зданий и сооружений и их частей, план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, проектная документация на объект, декларация промышленной безопасности объекта, документация на технологические процессы, используемые на объекте.

Пункт 11 Положения указывает, что анализ информации об объекте проводится комиссией на основании изучения исходных данных об объекте, указанных в пункте 2 настоящего Положения, опроса специалистов и обследования объекта.

Факт нарушений ответчиком требований законодательства к формированию состава комиссии по проведению категорирования объектов филиала установлен в судебном заседании, что свидетельствует о ее не легитимности (незаконности).

Учитывая вышеизложенное, оценив все представленные доказательства в совокупности в соответствии с положениями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что решение комиссии по категорированию объектов ТЭК, зафиксированное в протоколе заседания и утвержденное заместителем генерального директора - директором филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконным и возложить на ответчика обязанность повторно провести совещание комиссии по категорированию объектов ТЭК филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» ПС 110/10кВ «Сиреневая», ПС 110/6 кВ «Северная», ПС 110/10 кВ «Центральная», в части неприсвоения объектам: ПС 110/10 кВ «Сиреневая», ПС 110/6 кВ «Северная», ПС 110/10 кВ «Центральная» категории опасности.

Также следует признать незаконными Акты категорирования указанных объектов ТЭК как принятых по результатам работы нелегитимной комиссии.

Также стороной ответчика заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям в силу положений ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Между тем, истец узнал о нарушениях при категорировании объектов ТЭК из обращения начальника Управления Росгваридии по Алтайскому краю, направленного в адрес прокурора Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в соответствии с положениями статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на данного рода требования исковая давность не распространяется поскольку правоотношение носит длящийся характер и в иске прокурора ставился вопрос о защите неимущественных прав неопределенного круга лиц, которое нарушено путем создания угрозы безопасности граждан.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по категорированию объектов ТЭК филиала «Алтайэнерго» : ПС 110/10кВ «Сиреневая», ПС 110/6 кВ «Северная», ПС 110/10 кВ «Центральная», в части неприсвоения объектам : ПС 110/10кВ «Сиреневая», ПС 110/6 кВ «Северная», ПС 110/10 кВ «Центральная» категории опасности, зафиксированное в протоколе совещания комиссии по категорированию от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном заместителем генерального директора - директором филиала ОАО «МРСК Сибирь» - «Алтайэнерго.

Признать незаконным акт категорирования объекта ТЭК ПС 110/10кВ «Сиреневая» филиала ОАО «МРСК Сибирь» - «Алтайэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным акт категорирования объекта ТЭК ПС 110/6 кВ «Северная» филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным акт категорирования объекта ТЭК ПС 110/10 кВ «Центральная» филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать филиал ПАО «Россети Сибири» - «Алтайэнерго» повторно провести совещание комиссии по категорированию объектов ТЭК филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» ПС 110/10кВ «Сиреневая», ПС 110/6 кВ «Северная», ПС 110/10 кВ «Центральная», в части неприсвоения объектам: ПС 110/10 кВ «Сиреневая», ПС 110/6 кВ «Северная», ПС 110/10 кВ «Центральная» категории опасности.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула.

Судья: Т.В. Астанина