Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2016г. г. Чердынь
Чердынский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пьянкова Л.А.,
с участием прокурора ФИО6,
представителя ответчика ФИО7,
при секретаре судебного заседания Мисюревой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ныробского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ОИК №ФИО1 по <адрес>, ФИО3 по <адрес> о возложении обязанности по оборудованию прогулочных двориков,
установил:
Ныробский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учрежденияхв защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ОИК №ФИО1 по <адрес>, ФИО3 по <адрес>, ФСИН ФИО5 о возложении обязанности к выполнению законных требований. В обоснование заявленных требований пояснил, что Ныробской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в КП-20 ФКУ ОИК-19 ФИО1 по <адрес>. В ходе указанной проверки были выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие режимные требования содержания осужденных. В КП-20 ограждения прогулочного двора для осужденных, содержащихся в ШИЗО КП-20, исполнены из деревянных столбиков, обшитых сеткой «рабица». Дверь во двор выполнена из металлических прутьев. Бетонных ограждений не имеется. Данное обстоятельство грубо нарушает право осужденных на надлежащие материально-бытовые условия содержания. Нарушаются требования режима, предусмотренные ст. 82 УИК РФ, так как не исключается проникновение и передача запрещенных предметов осужденным, содержащимся в ШИЗО и находящимися на прогулке путем переброса или оставления ими территории ШИЗО.
Приказом Министерства юстиции РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническимисредствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» установлены стандарты к оборудованию прогулочных дворов. Ограждения прогулочных дворов и перегородки между ними выполняются кирпичными, толщиной не менее 38 см. или железобетонными, высотой не менее 3,0 м.
Таким образом, в КП-20 ФКУ ОИК-19 ФИО1 по <адрес> нарушены пп. 14 п. 32 Приказа Министерства юстиции РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно - исполнительной системы».
Главное управление Федеральной службы исполнения наказания ФИО5 по <адрес> не исполняет возложенные на него функции по организации финансового обеспечения расходов КП-20 ФКУ ОИК-19 ФИО1 по <адрес>, связанных с приведением прогулочных дворов в соответствие с действующим законодательством, не исполняет возложенные на него обязанности по организации и координации работ по эксплуатации зданий, сооружений, систем инженерного обеспеченияКП-20, не осуществляет ремонт объектов, обеспечивающих жизнедеятельность учреждений уголовно-исполнительной системы (прогулочного двора КП-20 ФКУ ОИК-19 ФИО1 по <адрес>).
Из поступившего ответа на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№ следует что:
Просит обязать ФКУ ОИК-19 ФИО1 по <адрес> в 6 (шести) месячный срок оборудовать прогулочные дворы для осужденных, содержащихся в штрафных помещениях КП-20 в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом Министерства юстиции РФ № 279 от 04.09.2006 года «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно исполнительной системы», ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказания ФИО5 по <адрес> организовать финансовое обеспечение расходов на приведение прогулочных дворов штрафных помещений КП-20 в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом Министерства юстиции РФ № 279 от 04.09.2006 года «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» и статьей 12 УИК РФ.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что 24.11.2015г. ФКУ ОИК-19 был дан ответ на представление прокурора, согласно которому факт отсутствия прогулочных двориков признают. Также сообщили, что ими была подана заявка на финансирование для организации прогулочных двориков, но пока ответа от ФИО4 не поступило. Сообщили также о том, что планируют оборудовать прогулочные дворики во втором квартале 2016 года, поскольку в настоящее врем, у них не имеется денежных средств. С предложенным ответчиком сроком, для устранения недостатков, согласны.
В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал, пояснил, что факт ненадлежащего обустройства прогулочных двориков ответчиком не оспаривается. На второй квартал 2016 года запланировано обустройство прогулочных двориков за счет собственных средств. В настоящее время указанные недостатки исправить невозможно, так как еще не растаял снег. Считают, что до конца второго квартала 2016 года указанные прокурором недостатки будут устранены.
Представитель ответчика ФИО3 по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Из возражений ФИО3 по <адрес> следует, что удовлетворение требований истца приведет к принятию судебного решения, исполнение которого будет затруднительно с экономической и технической точки зрения. ФКУ ОИК-19 ФИО1 по <адрес> является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. Источником финансирования являются: средства финансирования, доходы, полученные от приносящей доход деятельности, связанные с привлечением осужденных к труду. Таким образом, ФКУ ОИК-19 ФИО1 по <адрес> самостоятельно может запланировать расходы по предъявленным требованиям прокурора. Кроме того полагают, что у прокурора в данном случае отсутствовали полномочия по обращению в суд с требованиями по настоящему делу исходя из того, что круг лиц, в защиту интересов которых обращается прокурор, в данном случае четко определен, есть возможность индивидуализировать каждого осужденного. Между тем прокурором не представлено доказательств невозможности предъявления иска самими осужденными.
Так же полагают, что удовлетворение требований истца приведет к принятию судебного решения, исполнение которого будет затруднительно с экономической и технической точки зрения.
Обеспечение условий отбывания наказаний осужденными максимально приближенными к существующим европейским стандартам, законодатель решил на первоначальном этапе проектирования и строительства новых исправительных учреждений, ибо создание отдельных объектов в уже существующих исправительных колониях не представляется возможным и рациональным.
Действующим законодательством Российской Федерации установлено, что заключение и оплата федеральными учреждениями договоров, а также иных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, производится в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и выделенного финансирования. Объем превышения принятых обязательств над установленными лимитами не подлежит оплате за счет средств федерального бюджета.
Территориальные органы Федерального казначейства имеют праве приостанавливать оплату расходов государственных учреждений, нарушающих порядок учета обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, установленный Правительством Российской Федерации.
Таким образом, для исполнения требований необходимо произвести ряд действий, связанных с запросом финансирования, выделения соответствующих лимитов, что в рамках 2016года невозможно, в том числе с учетом сложившейся экономической обстановки, финансового кризиса в стране.
ФИО2 истца, что ФИО3 по <адрес> не исполняет возложенные на него функции по организации финансового обеспечения расходов КН-20 ФКУ ОИК-19, связанные с приведением прогулочных двориков в соответствие с действующим законодательством, не исполняет возложенные на него обязанности по организации и координации работ по эксплуатации зданий, сооружений, систем инженерного обеспечения КП-20, не осуществляет ремонт объектов, обеспечивающих жизнедеятельность учреждений, не соответствуют действительности и не подтверждены документально.
В соответствие с Уставом ФКУ ОИК-19 ФИО1 по <адрес> является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. Источником финансирования являются; средства финансирования, доходы, полученные от приносящей доход, деятельности, связанные с привлечением осужденных к труду,
Таким образом, ФКУ ОИК-19 ФИО1 по <адрес> самостоятельно может запланировать расходы по предъявленным прокурором требованиям.
ФИО4 не является распорядителем денежных средств.Отсутствие денежных средств у ФИО4. необходимых для выполнения требований Ныробского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях вызвано отсутствием надлежащего финансирования со стороны Министерства финансов ФИО5.
Оценив пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ от 21.07.1993 N 5473-1 правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют в т.ч. нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии со ст. 13 ФЗ РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" обязанностью учреждений, исполняющих наказания является в т.ч. обеспечение исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечение режима содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдения их прав и исполнения ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Приказом Министерства юстиции РФ № 279 от 04.09.2006 года «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» установлены стандарты к оборудованию прогулочных дворов. Пунктом 14 Наставления предусмотрено, что ограждения прогулочных дворов и перегородки между ними выполняются кирпичными, толщиной не менее 38 см. или железобетонными, высотой не менее 3,0 м.
Факт несоответствия прогулочного двора в ШИЗО КП-20 ФКУ ОИК-19 ФИО3 по <адрес> установленным Наставлением … стандартам, а именно исполнение ограждений из деревянных столбиков обшитых металлической сеткой «рабица» не оспаривается и подтверждается представлением прокурора об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства и ответом на него, согласно которого строение прогулочного дворика запланировано на второй квартал 2016г.
ФИО2 по <адрес> об отсутствии финансирования; установлении стандартов для вновь создающихся учреждений исполнения наказаний, затруднительности исполнения решения об удовлетворении требований; отсутствии полномочий на предъявление иска суд отвергает, считает их основанными на нечерном понимании норм материального права.
Обращение прокурора в суд вызвано непринятием мер по соблюдению требований УИК РФ со стороны органов и учреждений ФСИН ФИО5.
Суд считает, что установленные Наставлением…. стандарты к проектированию и строительству прогулочных дворов примыкающих к штрафным изоляторам должны распространятся на все учреждения исполнения наказания, как проектируемые, так и существующие, поскольку иное применение стандартов ставит в неравное положение осужденных отбывающих наказание в различных по времени формирования учреждениях, что противоречит ст. 10 УИК РФ и конституционному принципу равенству прав всех перед законом.
В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН ФИО5 - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно пп. 6 п. 3 Положения задачей ФСИН ФИО5 является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В силу положений ст. 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
ФИО2 об экономической целесообразности, затруднительности исполнения решения об удовлетворении иска, финансовых затруднениях судом отвергаются, как не основанные на законе.
ФИО2 об отсутствии компетенции на подачу иска в связи возможностью индивидуализировать осужденных отбывающих наказание в учреждении являются ошибочными. Каждый осужденный отбывает наказание в пределах срока, назначенного приговором суда, соответственно их состав не является статичным и постоянно меняется не только в связи с различными сроками, но и по другим объективным причинам. Тем более невозможно индивидуализировать состав лиц, отбывающих наказание в ШИЗО, поскольку он зависит от индивидуальных особенностей каждого из осужденных в части их склонности к соблюдению или нарушениям режима. Таким образом иск в интересах неопределенного круга лица заявлен прокурором на основании действующего процессуального законодательства- ч.1 ст. 45 ГПК РФ.
ФИО2 об отсутствии документальных доказательств надлежащего исполнения ФИО3 по <адрес> обязанностей по организации и координации работ по эксплуатации зданий, сооружений, систем инженерного обеспечения КП-20 судом отвергаются как явно надуманные. Сам факт наличия в КП-20 прогулочного двора не соответствующего установленным стандартам свидетельствует о таком ненадлежащем исполнении обязанности, при этом именно ФИО3 по <адрес> при наличии данного факта, должно доказать надлежащее исполнение свих вышеуказанных обязанностей. Каких-либо доказательств, подтверждающих их исполнение, не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ныробского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Обязать ФКУ ОИК-19 ФИО1 по <адрес> в 6 (шести) месячный срок оборудовать прогулочные дворы для осужденных, содержащихся в штрафных помещениях КП-20 в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом Министерства юстиции РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно исполнительной системы», ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказания ФИО5 по <адрес> организовать финансовое обеспечение расходов на приведение прогулочных дворов штрафных помещений КП-20 в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом Министерства юстиции РФ № 279 от 04.09.2006 года «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» и статьей 12 УИК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения, в Пермский краевой суд, путём подачи жалобы через Чердынский районный суд.
Председательствующий: Л.А. Пьянков