РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Качуг 29 мая 2017 года
Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бутыриной Н.Н. при секретаре Прудских М.В., с участием прокурора – старшего помощника прокурора Качугского района Добротиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц к главе Белоусовского муниципального образования, администрации Белоусовского муниципального образования об обязании разработки, утверждения и направления для регистрации муниципальных нормативно-правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Качугского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Белоусовского муниципального образования об обязании разработки, утверждения муниципальных нормативно-правовых актов, к главе Белоусовского МО о направлении для регистрации муниципальных НПА.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 02 октября 2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» в администрации Белоусовского муниципального образования проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства.
В ходе проверки установлено, что администрацией Белоусовского муниципального образования до настоящего времени не приняты меры к разработке и утверждению ряда нормативных правовых актов в области бюджетных правоотношении, что указывает на нарушение закона.
Так, не приняты меры к разработке и утверждению порядка разработки прогноза социально-экономического развития (абзац 1 п. 2 статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации), порядка разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования (абзац 1 п. 2 статьи 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации), порядка составления ведения сводной бюджетной росписи (п. 1 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации), порядка составления и ведения кассового плана, а также состава и сроков представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана (абзац 1 п. 2 статьи 217.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), порядка исполнения бюджета по расходам (п. 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации), порядка составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них (п. 1 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), порядка исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета (абзац 1 статьи 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации), порядка завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году (абзац 2 пункт 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации), порядка обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года (п. 6 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации), порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (пункт 4 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Отсутствие данных нормативно-правовых актов создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, так как может привести к несоблюдению принципов эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, что повлечет нарушение устойчивого развития поселения, включая его социальную инфраструктуру.
Кроме того, их отсутствие порождает коррупционные факторы, негативно влияющие на социально-экономическую обстановку в муниципальном образовании, ведет к нарушению ч.2 ст. 1 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» когда в течение длительного времени не принимаются меры по противодействию коррупции, т.е. деятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, в т.ч. по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Учитывая, что утверждение указанных нормативных правовых актов являются исключительной компетенцией исполнительно-распорядительного органа, то в качестве ответчика привлекается администрация Белоусовского муниципального образования.
В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Закона Иркутской области от 12 марта 2009 г. № 10-ОЗ «О порядке организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области» в регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты, а также дополнительные сведения к ним, представленные в уполномоченный орган как на бумажном носителе в виде заверенных копий и в электронном виде без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (на машиночитаемом носителе - компакт-диске, дискете, флеш-накопителе или по электронной почте, так и в электронном виде по электронной почте с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Не исполнение органом местного самоуправления норм федерального законодательства ведет к правовому нигилизму, снижению авторитета государства, его властных органов, а также может породить недоверие населения к решению вопросов местного значения, круг которого определен Конституцией РФ, федеральным законодательством о местном самоуправлении.
В судебном заседании прокурор Добротина А.В. на исковых требованиях настаивала в полном объеме.
Глава администрации Белоусовского муниципального образования П.., в судебное заседание не явился, суду представил заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также указывает на его согласие с исковыми требованиями прокурора.
С учетом мнения сторон, на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесены полномочия по составлению и рассмотрению проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с нормами установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что администрацией Белоусовского муниципального образования до настоящего времени не разработаны и не утверждены следующие нормативные правовые акты в области бюджетных правоотношении:
-Порядок разработки прогноза социально-экономического развития (абзац 1 п. 2 статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-Порядок разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования (абзац 1 п. 2 статьи 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-Порядок составления ведения сводной бюджетной росписи (п. 1 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-Порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана (абзац 1 п. 2 статьи 217.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);-Порядок исполнения бюджета по расходам (п. 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них (п. 1 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-Порядок исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета (абзац 1 статьи 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-Порядок завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году (абзац 2 пункт 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-Порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года (п. 6 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (пункт 4 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В ходе прокурорской проверки установлено, что администрацией Белоусовского муниципального образования до настоящего времени не приняты меры к разработке и утверждению ряда нормативных правовых актов в области бюджетных правоотношении, что указывает на нарушение закона.
Отсутствие данных нормативно-правовых актов создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, так как может привести к несоблюдению принципов эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, что повлечет нарушение устойчивого развития поселения, включая его социальную инфраструктуру.
Кроме того, их отсутствие порождает коррупционные факторы, негативно влияющие на социально-экономическую обстановку в муниципальном образовании, ведет к нарушению ч.2 ст. 1 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» когда в течение длительного времени не принимаются меры по противодействию коррупции, т.е. деятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, в т.ч. по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Далее, в соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Закона Иркутской области от 12 марта 2009 г. № 10-оз «О порядке организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области» в регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты, а также дополнительные сведения к ним, представленные в уполномоченный орган как на бумажном носителе в виде заверенных копий и в электронном виде без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (на машиночитаемом носителе - компакт-диске, дискете, флеш-накопителе или по электронной почте, так и в электронном виде по электронной почте с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи), в электронном виде по электронной почте с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 7 указанного закона, глава муниципального образования области в течение 10 рабочих дней по окончании каждого месяца представляет в уполномоченный орган:
а) копии муниципальных нормативных правовых актов, принятых (изданных) за месяц, на бумажном носителе, заверенные в установленном законодательством порядке уполномоченным лицом;
б) тексты данных муниципальных нормативных правовых актов в электронном виде без использования усиленной квалифицированной электронной подписи;
в) сведения об официальном опубликовании (обнародовании) муниципальных нормативных правовых актов (наименование, дата, № - для источников официального опубликования (обнародования), являющихся печатными средствами массовой информации; дата, место, способ - для иных источников официального опубликования (обнародования)) (указываются в сопроводительном письме на бумажном носителе).
Администрация Белоусовского муниципального образования не разработав и не утвердив указанные нормативные правовые акты, соответственно и не направило сведения о них в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области, как требует закон, и соответственно влечет возложение обязанности на ответчиков по устранению выявленных нарушений закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Качугского района удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Белоусовского муниципального образования разработать и утвердить следующие нормативные правовые акты:
- Порядок разработки прогноза социально-экономического развития (абзац 1 п. 2 статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- Порядок разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования (абзац 1 п. 2 статьи 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- Порядок составления ведения сводной бюджетной росписи (п. 1 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- Порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана (абзац 1 п. 2 статьи 217.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- Порядок исполнения бюджета по расходам (п. 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них (п. 1 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- Порядок исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета (абзац 1 статьи 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-Порядок завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году (абзац 2 пункт 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- Порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года (п. 6 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (пункт 4 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обязать главу Белоусовского муниципального образования направить для регистрации в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области сведения о следующих нормативных правовых актах:
-о Порядке разработки прогноза социально-экономического развития (абзац 1 п. 2 статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-о Порядке разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования (абзац 1 п. 2 статьи 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-о Порядке составления ведения сводной бюджетной росписи (п. 1 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-о Порядке составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана (абзац 1 п. 2 статьи 217.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-о Порядке исполнения бюджета по расходам (п. 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-о Порядке составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них (п. 1 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- о Порядке исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета (абзац 1 статьи 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-о Порядке завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году (абзац 2 пункт 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-о Порядке обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года (п. 6 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
-о Порядке исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (пункт 4 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Качугский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: