ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-150/2018 от 15.02.2018 Сосновского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-150/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2018 года с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Гладких Е.В.

при секретаре Вадзинска К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Емельянова Евгения Викторовича, Емельяновой Олеси Викторовны к Главному управлению лесами по Челябинской области об установлении границы земельного участка, признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Емельянов Е.В., Емельянова О.В. обратились в суд с иском к Главному управлению лесами Челябинской области (далее – ГУ лесами Челябинской области) об установлении границ земельного участка площадью 2332 кв.м, расположенного по АДРЕС, в границах земельного участка с кадастровым , существовавших по состоянию на 23 мая 2016 года.

В качестве основания иска указано, что 27 февраля 2016 года между Е.О.В., Р.О.С. как продавцами и Емельяновым Е.В., Емельяновой О.В. как покупателями заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым . право общей долевой собственности истцов (по ? доли у каждого) зарегистрировано в установленном законом порядке 04 марта 2016 года. После покупки участка Емельянову Е.В. от ООО «И*», осуществляющего кадастровые работы, стало известно что земельный участок с кадастровым расположен на землях лесного фонда. 16 мая 2016 года ГУ лесами Челябинской области предоставило информацию о лесном участке и карту-схему расположения границы лесного участка. Из содержания указанных документов следовало, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда. Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 10 октября 2016 года вышеуказанный договор купли-продажи земельного участка признан ничтожным, применены последствия недействительности сделки, в пользу Емельяновых взысканы уплаченные по договору денежные средства, прекращено право общей долевой собственности истцов на земельный участок. Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 05 июня 2017 года признано недействительным постановление администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 16 февраля 2012 года о предоставлении земельного участка с кадастровым , указанный участок возвращен в государственную собственность. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ (далее – Федеральный закон № 280- ФЗ) были вынесены изменения в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона № 280 - ФЗ граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Поскольку право общей долевой собственности Емельяновых было прекращено на вышеуказанном основании, данный факт имел место до принятия и вступления в силу Федерального закона № 280- ФЗ, который определил правила установления принадлежности земельного участка к категории земель населенных пунктов и лесного фонда, истцы имеют право на признание в судебном порядке права собственности на принадлежавший им на праве общей долевой собственности земельный участок.

Истцы Емельянова О.В., Емельянов Е.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия.

Представитель истцов Емельяновой О.В., Емельянова Е.В. - Воробей Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ГУ лесами Челябинской области Булыщенко В.И. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представители третьих лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Из материалов дела суд установил, что Емельянов Е.В., Емельянова О.В. 24 мая 2016 года обращались в суд к Е.О.В., Р.О.С., Главному управлению лесами по Челябинской области с иском, в котором просили:

применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли- продажи земельного участка от 27 февраля 2016 года, заключенного между Е.О.В., Р.О.С. и Емельяновым Е.В., Емельяновой О.В.;

взыскать с Екатерининой О.В. в пользу Емельянова Е.В. в счет возврата уплаченных по договору купли-продажи денежных средств 412 500 руб., в пользу Емельяновой О.В. - 412 500 руб.;

взыскать с Радаевой О.С. в пользу Емельянова Е.В. в счет возврата уплаченных по договору купли-продажи денежных средств 412 500 руб., в пользу Емельяновой О.В. - 412500 руб.;

взыскать с Главного управления лесами Челябинской области в пользу Емельянова Е.В. компенсацию морального вреда 5000 руб.

В обоснование исковых требований указывали, что приобрели у Р.О.С. и Е.О.В. земельный участок с кадастровым , а также расположенные на участке неотделимые улучшения, за что оплатили 1 650 000 руб. Впоследствии на обращение Емельянова Е.В. ГУ лесами по Челябинской области 16 мая 2016 года предоставило ему информацию о лесном участке и карту-схему расположения границы лесного участка, из содержания которых следовало, что приобретенный им земельный участок расположен на землях лесного фонда.

Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 10 октября 2016 года, вступившим в законную силу 16 декабря 2016 года, исковые требования Емельяновых удовлетворены частично, применены последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли- продажи земельного участка от 27 февраля 2016 года, заключенного между Е.О.В., Р.О.С., с одной стороны, и Емельяновым Е.В., Емельяновой О.В., с другой стороны, с Е.О.В. в пользу Емельянова Е.В. взыскано в счет возврата уплаченных по договору купли-продажи денежные средства 412 500 руб., в пользу Емельяновой О.В. – 412 500 руб., с Р.С.В. в пользу Емельянова Е.В. – 412 500 руб., в пользу Емельяновой О.В. – 412 500 руб., прекращено право собственности Емельянова Е.В., Емельяновой О.В. на земельный участок с кадастровым .

Указанным решением суда установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что земельный участок с кадастровым площадью 2332 кв.м, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по АДРЕС, первоначально был предоставлен в собственность Л.Л.Л. на основании постановления администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 16 февраля 2012 года. Схема указанного земельного участка утверждена постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 02 ноября 2011 года (категория земель «земли населенных пунктов»). Земельный участок с кадастровым поставлен на кадастровый учет 27 января 2012 года. На основании постановления от 16 февраля 2012 года между КУиЗО Сосновского муниципального района Челябинской области и Л.Л.Л. был заключен договор купли-продажи земельного участка . Право собственности Л.Л.Л. на участок зарегистрировано 15 марта 2012 года. Впоследствии Л.Л.Л. по договору купли-продажи от 13 апреля 2015 года участок был продан Р.О.С., Е.О.В., которые в свою очередь продали участок Емельянову Е.В., Емельяновой О.В. по договору купли-продажи от 27 февраля 2016 года. Право общей долевой собственности Емельяновых зарегистрировано 04 марта 2016 года. При этом в договоре купли-продажи от 27 февраля 2016 г., кадастровой выписке о земельном участке от 05 апреля 2016 года категория земель участка значится как «земли населенных пунктов».

Из материалов планшета Кременкульского участкового лесничества Шершневского лесничества по материалам лесоустройства 1998 года, планшета Кременкульского участкового лесничества Шершневского лесничества по материалам лесоустройства 2014 года, заключения ЧОБУ «Шершневское лесничество» от 16 августа 2016 года , схемы расположения спорного участка, утвержденной постановлением администрации Сосновского района от 02 ноября 2011 года , выкопировки из публичной кадастровой карты, карты-схемы расположения и границы лесного участка следует, что земельный участок с кадастровым образован из земель лесного фонда Кременкульского участкового лесничества ОГУ «Шершневское лесничество» (квартал 45 выделы 43, 46), право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерации 03 августа 2004 года.

05 декабря 2017 года Главное управление лесами Челябинской области обратилось в суд с иском к Е.О.В., Р.О.С., Л.Л.Л., Емельянову Е.В., Емельяновой О.В., администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором с учетом уточнений просило признать недействующим постановление главы Администрации Сосновского района Челябинской области от 16 февраля 2012 года как не соответствующее ст. 15 Конституции РФ, Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», признать недействительным выдел земельного участка с кадастровым общей площадью 2332 кв.м., расположенного по АДРЕС, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, прекратить право собственности Е.О.В. и Р.О.С. по 1/2 доли на земельный участок с кадастровым , исключить из ГКН запись о земельном участке с кадастровым , истребовать из незаконного владения Е.О.В. и Р.О.С. по 1/2 доли на земельный участок с кадастровым .

Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 05 июня 2017 года, вступившим в законную силу 24 июля 2017 года, признано недействительным постановление администрация Сосновского муниципального района Челябинской области от 16 февраля 2012 года о предоставлении земельного участка с кадастровым площадью 2332 кв.м., категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, в собственность Л.Л.Л., возвратив указанный земельный участок в государственную собственность; из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о земельном участке с кадастровым .

Разрешая заявленные требования, суд учитывает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П).

Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает, что леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий; границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством; лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения), а имущественные отношения, связанные, в частности, с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (статьи 3, 6 и 8).

Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, - информации ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 3, 9 и 10 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.

Для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Изменениями, внесенными вышеуказанным Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» также было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Подпункт 3 пункта 6 ст. 5 устанавливает, что положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Как установлено судом, земельный участок с кадастровым первоначально был образован из земель сельскохозяйственного назначения, при предоставлении указанного участка в собственность гражданина на основании постановления администрация Сосновского муниципального района Челябинской области от 16 февраля 2012 года указанный участок имел категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно представленным в суд таксационным описаниям Кременкульского участкового лесничества Шершневского лесничества лесоустройства Шершневского лесничества лесоустройства 2014 года, земельный участок с кадастровым был полностью расположен в квартале 45 выдела 43, имеющего состав 10Б (березовый лес) и возраст деревьев – 75 лет, что изначально исключало возможность его использования как земли сельскохозяйственного назначения.

Из выкопировки из публичной кадастровой карты также следует, что земельный участок с кадастровым образован на участке, густо покрытым лесом, поэтому оснований полагать, что собственники земельного участка, в том числе истцы, не могли не знать о нахождении участка на землях лесного фонда и действовали добросовестно при заключении сделок по приобретению спорного участка.

Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда с кадастровым , лесов первой группы (зеленых зон), общей площадью 125650000 кв.м, расположенных по адресу: Кременкульское лесничество Челябинский лесхоз (в том числе и расположенном в квартале 45 Кременкульского лесничества Челябинского лесхоза) зарегистрировано в установленном порядке. Земельный участок с кадастровым является частью указанного федерального земельного участка и расположен внутри его границ, при этом из собственности Российской Федерации не изымался, перевод из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения либо в земли населенных пунктов либо иных категорий, не осуществлялся.

В соответствии с пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяются на основании закона и в установленном им порядке. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях от 21 сентября 2017 года № 1793-О и № 1794-О указал, что установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в Едином государственном реестре недвижимости только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра. Рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения к гражданам, чье право собственности на такие участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны - исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности - оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в статье 302 ГК Российской Федерации законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.

Оценив в совокупности представленные материалы, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым образован на землях, которые изначально не могли быть отнесены к сельскохозяйственным, не использовались в качестве сельскохозяйственных и не могли быть использованы по целевому назначению.

Кроме того, суд учитывает, что истцы фактически к использованию земельного участка с кадастровым не приступили (приобрели участок 27 февраля 2016 года, о нахождении участка на землях лесного фонда узнали 16 мая 2016 года), имущественные права истцов не нарушены, поскольку решением Сосновского районного суда Челябинской области от 10 октября 2016 года в пользу Емельянова Е.В. и Емельяновой О.В. взысканы уплаченные по договору купли-продажи от 27 февраля 2016 года денежные средства, возвращение спорного земельного участка в собственность Емельяновых приведет к их неосновательному обогащению.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований, исковые требования предъявлены необоснованно.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Емельянова Е.В., Емельяновой О.В. к Главному управлению лесам по Челябинской области об установлении границы земельного участка с кадастровым , признании права собственности на указанный земельный участок отказать полностью.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: