ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1511/2016 от 23.05.2016 Орехово-зуевского городского суда (Московская область)

Дело № 2-1511\2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2016 года

Орехово-Зуевский городской суд <адрес>

В составе федерального судьи Барабановой М.Е., с участием прокурора ФИО3, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия администрации городского округа <адрес> по исполнению требований лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился к Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия администрации городского округа <адрес> с иском о признании незаконным бездействия по исполнению требований лесного законодательства.

Свои исковые требования мотивировал тем, что

В настоящее время <адрес> городской прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере лесных правоотношений, в том числе в части создания лесничеств, лесопарков, находящихся на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. В результате проверки выявлено, что муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов органами местного самоуправления городского округа <адрес> не организован.

Проверки показали, что администрацией городского округа <адрес> допускаются нарушения законодательства в сфере охраны, защиты и использования лесов, расположенных в границах муниципального образования- городской округ <адрес>.

Перечень должностных лиц- муниципальных лесных инспекторов уполномоченных осуществлять контрольно-надзорные функции в области охраны городских лесов администрацией городского округа <адрес> не утвержден. Порядок деятельности лесничества органами местного самоуправления городского округа <адрес> не установлен.

До настоящего времени право собственности на городской лес, расположенный на территории городского округа <адрес>, не оформлено.

Границы земельных участков, занятых городским лесом, не установлены, на кадастровый учет городской лес не поставлен.

Статьями 19, 84 и 98 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; а также осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. В соответствии с п. 25 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

На органы местного самоуправления возложена обязанность о предоставлении государственных или муниципальных услуг. Информация из государственного лесного реестра предоставляется уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими функции по ведению государственного лесного реестра, по межведомственному запросу органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 91 Лесного кодекс РФ).

Указанные нарушения, в случае их не устранения, влекут за собой вырубку и иное нецелевое использование городских лесов, как природного объекта, что ведет к утрате им защитных функций.

Уклонение администрации городского округа Орехово-Зуево от выполнения предусмотренных Лесным кодексом РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является прямым нарушением прав жителей городского округа Орехово-Зуево и других граждан на благоприятную окружающую среду.

Установленные нарушения были указаны городским прокурором в представление об устранении нарушений действующего законодательства, которое было внесено руководителю администрации городского округа Орехово-Зуево. По результатам рассмотрения представления нарушения не были устранены.

Ссылаясь на ст.ст. 1, 6, 19, 23, 84, 87, 92, 93, 98, 101, 102 Лесного Кодекса РФ, ст. 16 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 4 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, просил признать незаконным бездействие администрации городского округа <адрес> по исполнению требований лесного законодательства, обязать администрацию городского округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ: - провести лесоустройство городских лесов на территории городского округа <адрес>; - поставить на кадастровый учет лесные участки, на которых расположены городские леса на территории городского округа <адрес>; - осуществлять ведение государственного лесного реестра, в пределах предоставленных полномочий.

В судебном заседании полномочный представитель истца ФИО3 требования уточнила и просила обязать ответчика произвести указанные мероприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ФИО4 (по доверенности л.д. 17) представила отзыв, согласно которому на основании п.п. 25, 38 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 25,38 ч. 1 ст. 6 Устава городского округа <адрес> к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального лесного контроля, использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. Территориальное планирование городского округа и расположение его функциональных зон содержится в Генеральном плане городского округа. В соответствии с п. 8 ст. 24 Градостроительного Кодекса РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст. 25 Градостроительного Кодекса РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время основной документ территориального планирования городского округа <адрес> – Генеральный план находится на разработке и согласовании в НИИиПИ <адрес>. Данный документ является основанием для дальнейшего проведения работ по проектированию, установке и закреплению на местности местоположению границ лесничеств, лесопарков и лесных участков.

В настоящее время нецелесообразно закладывать в бюджет города денежные средства на указанные в иске мероприятия, поскольку сроки изготовления генерального плана, который является основным документом для проведения экспертизы, от ответчика не зависят.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные суду доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Лесной кодекс Российской Федерации, введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в статье 6 установил, что леса располагаются как на землях лесного фонда, так на землях иных категорий.

Согласно п.п. 25, 38 ч.1 ст. 6 Устава городского округа <адрес> к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах, муниципальный лесного контроль.

Как установлено в судебном заседании, <адрес> городской прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере лесных правоотношений, в том числе в части создания лесничеств, лесопарков, находящихся на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. В результате проверки выявлено, что муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов органами местного самоуправления городского округа <адрес> не организован.

Проверка показала, что администрацией городского округа <адрес> допускаются нарушения законодательства в сфере охраны, защиты и использования лесов, расположенных в границах муниципального образования- городской округ <адрес>.

Перечень должностных лиц- муниципальных лесных инспекторов уполномоченных осуществлять контрольно-надзорные функции в области охраны городских лесов администрацией городского округа <адрес> не утвержден. Порядок деятельности лесничества органами местного самоуправления городского округа <адрес> не установлен.

До настоящего времени право собственности на городской лес, расположенный на территории городского округа <адрес>, не оформлено.

Границы земельных участков, занятых городским лесом, не установлены, на кадастровый учет городской лес не поставлен.

В соответствии со ст. 102 Лесного кодекс РФ городские леса относятся к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов.

Одним из основных принципов в области лесных отношений, закрепленных п.п.1, 2 и 6 ст. 1 Лесного кодекса РФ, является устойчивое управление лесами. Обеспечение охраны и защиты лесов, сохранение защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Статьями 19, 84 и 98 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; а также осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского округа организацию благоустройства и озеленения территории городского округа, использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии с п. 25 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Статьями 23, 87, 92 и 93 Лесного кодекса РФ определено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Помимо этого, на органы местного самоуправления возложена обязанность о предоставлении государственных или муниципальных услуг. Информация из государственного лесного реестра предоставляется уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими функции по ведению государственного лесного реестра, по межведомственному запросу органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 91 Лесного кодекс РФ).

Указанные нарушения, в случае их не устранения, влекут за собой вырубку и иное нецелевое использование городских лесов, как природного объекта, что ведет к утрате им защитных функций.

В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную среду (ст. 42 Конституции РФ). Уклонение администрации городского округа Орехово-Зуево от выполнения предусмотренных Лесным кодексом РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является прямым нарушением прав жителей городского округа Орехово-Зуево и других граждан на благоприятную окружающую среду.

Установленные нарушения были указаны городским прокурором в представление об устранении нарушений действующего законодательства, которое было внесено руководителю администрации городского округа <адрес>. По результатам рассмотрения представления нарушения не были устранены.

В соответствии со ст. 101 Лесного кодекс РФ, споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.

Суд полагает, что срок исполнения требований прокурора согласно уточнению – до ДД.ММ.ГГГГ достаточный и разумный для осуществления всех необходимых мероприятий Администрацией городского округа <адрес>, и находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 195-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования <адрес> городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа <адрес> по исполнению требований лесного законодательства.

Обязать Администрацию городского округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- провести лесоустройство городских лесов на территории городского округа <адрес>;

- поставить на кадастровый учет лесные участки, на которых расположены городские леса на территории городского округа <адрес>;

- осуществлять ведение государственного лесного реестра, в пределах предоставленных полномочий.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий: М.Е. Барабанова