ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1518/2017 от 18.10.2017 Лужского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-1518/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Луга Ленинградской области 18 октября 2017 года

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.Г.

при секретаре Бассель Е.А.

с участием представителя истца Уберской Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к СНТ «Лужайка» об обязании разработать паспорта отходов,

установил:

Лужский городской прокурор обратился в суд с иском к СНТ «Лужайка» об обязании разработать паспорта отходов.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой была проведена проверка по вопросу учета бытовых отходов образуемых на территориях муниципальных образований и садоводческих некоммерческих товариществ. Проведенной проверкой выявлены нарушения в деятельности СНТ «Лужайка», расположенного по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, Кардон Клокино. Проверкой установлено, что в процессе деятельности товарищества образуются отходы производства и потребления. В нарушение требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» у СНТ «Лужайка» отсутствуют паспорта отходов, удостоверяющие принадлежность отходов образованных в процессе деятельности к отходам соответствующего вида и класса опасности. В результате непринятия товариществом мер, направленных на получение паспортов отходов в соответствии с установленными требованиями Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца Уберская Л.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Ответчик СНТ «Лужайка» представителя в суд не направил, судом извещался по юридическому адресу, судебные извещения не получил.

В соответствии с п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно правовой позиции, отраженной в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (п. 68 Постановления Пленума (п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23 июня 2015 года).

Поскольку судом предприняты все предусмотренные законом меры по надлежащему извещению ответчика о времени и месте судебного разбирательства, судебные извещения, направленные ответчику возвращены почтой за истечением срока хранения, т.е. в силу закона считаются доставленными, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Третье лицо — администрация Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в суд представителя не направила, письменного мнения относительно заявленных требований не представила.

Выслушав доводы представителя истца, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Преамбулой Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что указанный федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 Согласно ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Постановлением Правительства РФ № 712 от 16 августа 2013 года утверждены Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности.

Пунктом 3 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности определено, что паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности).

Определение данных о составе и свойствах отходов I-IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений (п. 5 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности).

В ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что в результате деятельности СНТ «Лужайка» образуются отходы I - IV классов опасности, на которые в нарушение требований ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» паспорта отходов не составлены.

Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор просит возложить на ответчика обязанность разработать паспорта отходов I-IV классов опасности, образующихся в процессе жизнедеятельности на территории садоводства.

Согласно данным, предоставленным администрацией Заклинского сельского поселения, в процессе жизнедеятельности СНТ «Лужайка» образуется бытовой и строительный мусор.

Как следует из Федерального классификационного каталога отходов, к IV классу опасности относятся малоопасные отходы: мусор строительный от разборки зданий; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); покрышки отработанные; отходы битума, асфальта в твердой форме; отходы, содержащие бронзу (в том числе пыль бронзы), несортированные; пыль черных металлов незагрязненная; отходы, содержащие чугун (в том числе чугунную пыль), несортированные; пыль гипсовая; пыль бетонная; пыль от шлаковаты; пыль кирпичная; отходы мела в виде порошка или пыли; разнородные отходы бумаги и картона (например, содержащие отходы фотобумаги); отходы рубероида; опилки разнородной древесины (например, содержащие опилки древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит); отходы перьев и уха; навоз от звероводческих хозяйств свежий; навоз конский свежий; навоз от мелкого и крупного рогатого скота свежий; навоз от свиней перепревший; помет утиный, гусиный, куриный перепревший и др.

Из анализа Федерального классификационного каталога отходов следует, что в состав бытовых и строительных отходов могут входить и отходы, относящиеся к IV классу опасности, подлежащие паспортизации.

В соответствии с абзацем 5 статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Согласно п. 1.1 устава Товарищество (садоводческое некоммерческое товарищество «Лужайка») является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении социально-хозяйственных задач ведения садоводства на земельном участке, предоставленном Товариществу Решением Исполкома Лужского Совета народных депутатов Ленинградской области от 23 мая 1991 года № 135/32 и переданном в собственность постановлением Главы администрации Лужского района Ленинградской области от 01 февраля 1993 года № 36/36, общей площадью 21,43 га земли, в том числе в коллективно-долевую собственность 11,5 га, в коллективно-совместную собственность 9,93 га.

Целью создания и предметом деятельности Товарищества является удовлетворение потребностей членов Товарищества, связанных с реализацией ими прав на владение, пользование и распоряжение садовыми земельными участками; защита и предоставление интересов коллектива садоводов в рациональном использовании земель, обустройстве территории Товарищества путем объединения усилий и материальных возможностей владельцев земельных садовых участков; другие мероприятия, необходимые для эффективного выращивания сельскохозяйственной продукции и создание благоприятных условий для отдыха садоводов и членов их семей (п. 1.7 устава СНТ «Лужайка»).

Исходя из буквального толкования указанных норм, деятельность самого юридического лица - СНТ неразрывно связана с деятельностью его членов, в связи с чем отходы, образующиеся в результате деятельности членов СНТ, фактически являются отходами, образуемыми в процессе деятельности СНТ.

При установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что СНТ осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы, подлежащие паспортизации, при этом паспорта отходов СНТ не составлены, суд полагает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4, ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Принимая во внимание, что право на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», то есть затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, исковое заявление подано прокурором в рамках предоставленных ему полномочий.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к СНТ «Лужайка» об обязании разработать паспорта отходов — удовлетворить.

Обязать СНТ «Лужайка» разработать в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» паспорта отходов I-IV классов опасности, образующихся в процессе жизнедеятельности на территории садоводства.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца через Лужский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий:

В окончательной форме решение изготовлено 23 октября 2017 года

Председательствующий: