Дело № 2-151/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 марта 2014 года село Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Першиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Грисенко Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Сосновское», выразившееся в неопубликовании на официальном сайте в сети Интернет информации о результатах деятельности муниципального жилищного контроля за 2013 год незаконным и возложении обязанности разместить указанную информацию и размещать регулярно на официальном сайте в сети Интернет информацию о результатах деятельности муниципального жилищного контроля,
у с т а н о в и л:
прокурор Пинежского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Сосновское», выразившееся в неопубликовании на официальном сайте в сети Интернет информации о результатах деятельности муниципального жилищного контроля за 2013 год незаконным и возложении обязанности разместить указанную информацию и размещать регулярно на официальном сайте в сети Интернет информацию о результатах деятельности муниципального жилищного контроля.
В обоснование исковых требований прокурор Пинежского района указал, что прокуратурой Пинежского района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Сосновское» (далее администрация МО «Сосновское») исполнения жилищного законодательства в сфере осуществления муниципального контроля. В соответствии с ч.2.1 ст.20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. Пунктом 2.1.5 Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории МО «Сосновское» установлено о размещении обобщённых сведений на официальном сайте администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Согласно должностной инструкции специалиста 1 категории администрации МО «Сосновское» Д., на него возложены обязанности муниципального жилищного инспектора. При проведении проверки из информации, полученной 11 февраля 2014 года № 330/01-18 от администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» установлено, что на официальном сайте администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» в нарушение статей 1, 3, 4, 6, 12, 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" муниципальными образованиями поселений Пинежского района, в том числе МО «Сосновское», информация о деятельности муниципального жилищного контроля за 2013 год не размещалась.
В результате неразмещения администрацией МО «Сосновское» в сети Интернет информации о деятельности муниципального жилищного контроля, нарушаются права неопределенного круга лиц, имеющих право получать достоверную информацию о деятельности органа местного самоуправления.
В судебном заседании помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Хайдарова Л.З. заявленные требования поддержала в полном объёме, просила суд признать бездействие администрации муниципального образования «Сосновское», выразившееся в неопубликовании на официальном сайте в сети Интернет информации о результатах деятельности муниципального жилищного контроля за 2013 год незаконным и возложить на администрацию МО «Сосновское» обязанность разместить указанную информацию и размещать регулярно на официальном сайте в сети Интернет информацию о результатах деятельности муниципального жилищного контроля.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Сосновское» по доверенности Д. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, пояснив, что административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории МО «Сосновское» разработан и утвержден, проверки в 2013 году проводились, но указанная информация на официальном сайте МО «Пинежский муниципальный район» не размещена.
Заслушав стороны, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее по тексту - Закон № 8-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет" указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
В ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ содержится перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети "Интернет" в зависимости от сферы деятельности органа.
Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ и относящиеся к их деятельности, могут размещать в сети "Интернет" иную информацию о своей деятельности с учетом требований указанного Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 13 Закона № 8-ФЗ состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети "Интернет", определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 7 ст. 14 Закона № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 8 ст. 14 Закона № 8-ФЗ при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Соответственно, при определении требований к обеспечению доступа к информации о результатах муниципального контроля для общественности следует учитывать общие нормы п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 8-ФЗ, предусматривающие, что на официальных сайтах органов местного самоуправления должна быть информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
Частью 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ определено, что плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Постановлением главы администрации МО «Сосновское» от 21 февраля 2014 года № 13 утвержден административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля в муниципальном образовании «Сосновское» Пинежского муниципального района (л.д.74).
Согласно должностной инструкции специалиста 1 категории администрации МО «Сосновское» Д., на него возложены обязанности муниципального жилищного инспектора (л.д. 72-73).
При этом в нарушение требований ч. 1 ст. 13 Закона N 8-ФЗ администрацией МО «Сосновское» до настоящего времени информация о результатах работы органа муниципального жилищного контроля на официальных сайтах администрации МО «Сосновское», администрации МО «Пинежский муниципальный район», не размещена (административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории МО «Сосновское», информирование о результатах проведенных внеплановых проверок).
Между тем указанные факты создают предпосылки для коррупционных проявлений и препятствуют реализации федерального законодательства, направленного на противодействие коррупции, а также обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, и стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами своих обязанностей и отсутствия контроля за их действиями со стороны главы администрации МО «Сосновское».
Таким образом, нарушен принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, который закреплен в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в числе приоритетных принципов антикоррупционной деятельности в качестве одного из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу, что в результате бездействия администрации МО «Сосновское», выразившегося в неразмещении информации о работе органа муниципального жилищного контроля на официальных сайтах и результатах его работы, подлежащей размещению в сети "Интернет", нарушаются права неопределенного круга лиц, имеющих право получать достоверную информацию о деятельности органа местного самоуправления.
Как следует из разъяснений п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В связи с этим суд приходит к выводу, что требования прокурора Пинежского района Архангельской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 4 ст. 104 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
Учитывая, что администрация муниципального образования «Сосновское» относится к органам местного самоуправления, она подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
исковые требования прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сосновское» удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Сосновское», выразившееся в нарушении требований Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", и не опубликовании на официальном сайте в сети Интернет информации о результатах деятельности муниципального жилищного контроля за 2013 год незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Сосновское» разместить информацию о результатах деятельности муниципального жилищного контроля за 2013 год на официальном сайте в сети Интернет, и регулярно размещать информацию о результатах деятельности муниципального жилищного контроля на официальном сайте в сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 19 марта 2014 года.
Председательствующий Е.А. Першина
Решение не вступило в законную силу.