Решение изготовлено в полном объеме 07.06.2021 года
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2021 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Казеровой С.М.,
при секретаре судебного заседания Горбачевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к ИФНС России по г. Чехову Московской области, УФНС России по <адрес> об обязании списать задолженность по страховым взносам и пени,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец, ФИО2, уточнив исковые требования, обратился в суд с административным иском к ответчику, ИФНС России по <адрес>, УФНС России по Московской области, об обязании списать задолженность по страховым взносам и пени в размере 162 136 руб. 91 коп., мотивируя свои требования тем, что в апреле 2004 года Клинским УВД Московской области ему (ФИО2) был выдан паспорт гражданина РФ, ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. В январе 2006 года у истца в связи с возбуждением уголовного дела о незаконной регистрации и выдаче паспортов был изъят выданный ранее паспорт гражданина РФ, он вынужден был выехать из РФ. Поскольку паспорт был аннулирован, данные сведения должны были поступить в налоговый орган, который в соответствии с положениями действующего законодательства должен был прекратить регистрацию истца в качестве индивидуального предпринимателя. Вернувшись в РФ, ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан новый паспорт гражданина РФ. В апреле 2020 года их личного кабинета налогоплательщика ему стало известно, что за ним числится задолженность по страховым взносам и пени в размере 168 492 руб. 47 коп. ДД.ММ.ГГГГ сведения о прекращении деятельности истца в качестве индивидуального предпринимателя внесены в ЕГРИП на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ. На обращение в налоговую инспекцию с заявлением о списании задолженности им получен отказ, который истец полагает незаконным и нарушающим его права.
Административный истец, ФИО2, в судебное заседание не явился, извещен. Его представитель по доверенности ФИО6 в судебном заседании уточненные требования истца поддержал, пояснил, что после проведения акта сверки с налоговым органом выяснилось, что за период с января 2017 года за истцом числиться задолженность по страховым взносам и пени в размере 162 136 руб. 91 коп.
Представитель административных ответчиков ИНФС России по г. Чехову Московской области, УФНС России по Московской области по доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях, также пояснил, что размер задолженности истца по страховым взносам и пени составляет согласно базы данных налоговой инспекции 162 136 руб. 91 коп.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела №, материалы настоящего дела, представленные доказательства, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
В силу п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пунктами 9, 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГФИО2 был зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Московской области в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН № ОГРИП №, основной вид деятельности – техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в Инспекции ФНС России по <адрес>.
Из объяснений истца, указанных в иске и поддержанных его представителем в судебном заседании, в апреле 2004 года Клинским УВД Московской области ФИО2 был выдан паспорт гражданина РФ, ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. В январе 2006 года в связи с возбуждением уголовного дела о незаконной регистрации и выдаче паспортов выданный ранее истцу паспорт гражданина РФ был изъят сотрудниками полиции. Истец вынужден был выехать из РФ. Полагает, данные об аннулировании паспорта должны были поступить в налоговый орган, который в соответствии с положениями действующего законодательства должен был прекратить регистрацию истца в качестве индивидуального предпринимателя. Вернувшись в РФ, ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан новый паспорт гражданина РФ. В апреле 2020 года их личного кабинета налогоплательщика ему стало известно, что за ним числится задолженность по страховым взносам и пени в размере 168 492 руб. 47 коп. На обращение в налоговую инспекцию с заявлением о списании задолженности им получен отказ.
В подтверждение данных обстоятельств суду представлены: ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ года из ГУ МВД России по Московской области (л.д.11), заявление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), ответ ИФНС России по г. Чехову Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9 оборот-10), ответ УФНС России по Московской области (л.д.1313-16), сведения сайта ГУ по вопросам миграции МВД России в отношении паспорта (л.д.17).
Из объяснений истца, указанных в иске, следует, что ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ в УФНС России по Московской области получен им ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим иском он обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок обращения в суд истцом соблюден, что также не оспаривалось представителем ответчиков в ходе рассмотрения настоящего дела.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель административных ответчиков пояснил, что данных об аннулировании у ФИО2 паспорта гражданина РФ в налоговую инспекцию не поступало. Признание паспорта недействительным без представления сведений о лишении гражданства РФ не ограничивает право на пребывание истца на территории РФ и автоматическое прекращение его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В отсутствие таких сведений прекращение деятельности ИП носит заявительный характер. Такое заявление поступило в налоговый орган толькоДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРИП внесены сведения о прекращении деятельности ИП ФИО2 Оспариваемая задолженность образовалась за период с января 2017 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно статье 22.1 указанного Закона физическому лицу для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя необходимо представить в регистрирующий орган соответствующее заявление вместе с необходимым комплектом документов из перечня, установленного данной статьей, в том числе:
- копию основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);
- копию документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);
- копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО2 представил в ИФНС России по г. Клину Московской области пакет документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: заявление по форме Р21001, копию паспорта гражданина Российской Федерации, выданного ДД.ММ.ГГГГ, документ об уплате госпошлины.
На основании данных документов ИФНС России по г. Клину Московской области ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, присвоен ОГРНИП №.
В силу пункта 6 статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.
Таким образом, государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по указанному пункту, в отсутствие поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации аннулировании указанного документа законом не предусмотрена.В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, подтверждающими право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, могут являться виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство.
По информации Инспекции, а также ИФНС России по г. Клину Московской области в налоговый орган из органов внутренних дел не поступали сведения о признании паспорта ФИО2, выданного ДД.ММ.ГГГГ, недействительным, а также об аннулировании документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации.
Следует отметить, что в силу части 2 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, соответствующего решения.
Таким образом, признание паспорта Российской Федерации недействительным, не вытекающее из лишения соответствующего лица гражданства Российской ФИО1, не ограничивает право данного лица на пребывание в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность, серии 46 05 №, по данным ГУ по вопросам миграции МВД России «недействителен (числится в розыске)» (л.д.17). Данных из органов полиции об аннулировании паспорта истца в налоговый орган не поступало. Из ответа Клинского городского суда <адрес> на судебный запрос в рамках рассмотрения дела № следует, что копию акта об изъятии паспорта на имя ФИО2 по уголовному делу № (3076) в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не представляется возможным, т.к. изъятие паспортов и приобщение их в качестве вещественных доказательств к материалам уголовного дела не производилось. Представленные документы не свидетельствуют об аннулировании документа, подтверждающего право ФИО2 находиться и проживать на территории РФ. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ТП № ОУФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району ФИО2 выдан паспорт гражданина РФ, доказательств его выезда за пределы РФ в период отсутствия паспорта гражданина РФ до получения нового документа суду не представлено.
При таких обстоятельствах, основания для государственной регистрации
прекращения ФИО2 деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя в порядке пункта 6 статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ отсутствовали.
С учетом изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 22.3 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя может быть внесена на основании заявления лица в связи с принятием им решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) документа об уплате государственной пошлины; в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-0 разъяснено, что процедура государственной регистрации, а также процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя носит заявительный характер. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, возможно на основании заявления по форме N Р24001, утвержденной Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, лист Д которой предусматривает внесение сведений о документе, подтверждающим право иностранного гражданина или лица без гражданства временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации.
Следовательно, обязанность по предоставлению сведений об изменении вида и данных документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, к которым относятся разрешение на временное проживание и вид на жительство, законодатель возлагает на индивидуального предпринимателя. Риск неблагоприятных последствий вследствие несообщения регистрирующему органу сведений об изменении вида документа, подтверждающего право иностранного гражданина временно или постоянно проживать в Российской Федерации, несет именно указанный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Аналогичные выводы содержаться в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020 N 09АП-8560/2020 по делу N А40-234498/2019.
В силу изменений и дополнений, внесенных в Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», администрирование страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, обязательному медицинскому страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от ПФ РФ и ФСС России с 01.01.2017 передано Федеральной налоговой службе России.
Статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований уплаты страховых взносов, из которого следует, в том числе, что физические лица, обладающие статусом индивидуального предпринимателя, уплачивают страховые взносы за себя.
Следует отметить, что законодательство о налогах и сборах ставит в зависимость возникновение обязанности индивидуальных предпринимателей по уплате за себя страховых взносов непосредственно с моментом приобретения ими данного статуса.
Согласно разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, отраженных в Определении от 22.03.2012 № 621-0-0, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, включая право на обращение в арбитражный суд, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие.
Из взаимосвязи вышеприведенных норм права, с учетом указанного вывода Конституционного суда Российской Федерации, следует, что у физического лица, зарегистрировавшегося в качестве индивидуального предпринимателя, возникают обязательства по уплате страховых взносов, вне зависимости от фактического осуществления им предпринимательской деятельности и получения дохода.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у ФИО2 имеется обязанность по уплате страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).
Как следует из информации, представленной ИФНС России по г. Чехову Московской области, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 числиться задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 90 638 руб. 35 коп. и пени в размере 13 490 руб. 26 коп., на обязательное медицинское страхование работающего населения начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 20 258 руб. 57 коп. и пени в размере 2 882 руб. 19 коп.. а также на обязательное медицинское страхование работающего населения за период до ДД.ММ.ГГГГ в размере 21 114 руб. 59 коп. и пени в размере 13 752 руб. 95 коп.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
Из представленного в материалы дела ответа УФНС России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вопрос о списании задолженности ФИО2 по страховым взносам, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ, надлежит разрешить Инспекции ФНС России по г. Чехову Московской области, об исполнении поручения сообщить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако, как следует из объяснений представителей сторон и представленных сведений, вопрос о признании безнадежной к взысканию и списании имеющейся у ФИО2 задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за период до ДД.ММ.ГГГГ в размере 21 114 руб. 59 коп. и пени в размере 13 752 руб. 95 коп. до настоящего времени не решен, задолженность не списана в установленном законом порядке, в связи с чем суд приходит к выводу о нарушении в данной части прав истца и полагает возможным их восстановление путем возложения на налоговый орган обязанности по списанию задолженности по страховым взносам, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ, оснований для списания задолженности по страховым взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд не находит.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО2 к ИФНС России по г. Чехову Московской области, УФНС России по <адрес> об обязании списать задолженность по страховым взносам и пени – удовлетворить частично.
Возложить на ИФНС России по г. Чехову обязанность по списанию задолженности, числящейся за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, зарегистрированным по адресу: <адрес>, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за период до ДД.ММ.ГГГГ в размере 21 114 руб. 59 коп. и пени в размере 13 752 руб. 95 коп.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья С.М. Казерова