ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1524/2023 от 13.12.2023 Краснокамского городского суда (Пермский край)

Дело 2-1524/2023 (59RS0-29)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 13 декабря 2023 года

Краснокамский суд <адрес> в составе председательствующего судьи Азановой О.Н.,

при секретаре ФИО2,

с участием истца Рущак С.А.

представителя истца ФИО3

представителя ответчика ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Рущак С.А. к МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес>, Комиссии по распределению стимулирующих выплат МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» о признании незаконным в части локального нормативного правового акта, перерасчете стимулирующих выплат по итогам проделанной работы за 1 квартал 2023 года,

у с т а н о в и л :

Рущак С.А. обратилась в Краснокамский городской суд <адрес> с иском с учетом уточнений, принятых судом, в порядке ст.39 ГПК РФ ( т.1 л.д.151-161, т.2 л.д.6-13) к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, Комиссии по распределению стимулирующих выплат МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» о признании незаконным пункта 3.6 Положения о выплатах стимулирующего характера в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, утвержденного приказом заведующего МБДОУ «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД в части снижения или полной отмены размера стимулирующих выплат в случае наличия дисциплинарного взыскания сотрудника, зафиксированного в приказе заведующего, при котором снятие выплат стимулирующего характера происходит от 1 до 100%., признании незаконным пункта 3.7 Положения о выплатах стимулирующего характера в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, утвержденного приказом заведующего МБДОУ «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД, признании незаконными действий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, Комиссии по распределению стимулирующих выплат муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждении «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес> по установлению выплат стимулирующего характера Рущак С.А. на основании Положения о выплатах стимулирующего характера -ОД от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания комиссии по определению стимулирующих выплат сотрудникам , 8), обязании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, Комиссии по распределению стимулирующих выплат муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес> установить и выплатить Рущак С.А. ежемесячные стимулирующие выплаты компенсационного характера на 2 квартал 2023 года (апрель, май, июнь 2023 года) по итогам проделанной работы за ДД.ММ.ГГГГ (январь, февраль, март 2023 года) на основании Положения о выплатах стимулирующего характера в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, утвержденного приказом заведующего МБДОУ «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ЗО-ОП.

Исковые требования мотивированы тем, что истец работала учителем-логопедом в МБДОУ «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» до ДД.ММ.ГГГГ (приказ о расторжении трудового договора с работником -ЛС от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ в МБДОУ «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» вступило в силу Положение о выплатах стимулирующего характера в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, утвержденное приказом заведующего МБ ДОУ «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД (далее по тексту — Положение; действующее Положение). Ранее действующее Положение о выплатах стимулирующего характера в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, утвержденное приказом заведующего МБДОУ «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ЗО-ОП, утратило силу (далее по тексту - Положение, утратившее силу; ранее действующее Положение от 2021 г.). Действующим Положением, в частности, определены виды выплат стимулирующего характера, порядок их установления, критерии и показатели оценки деятельности педагогических и иных работников учреждения. В соответствии с п. 4.2 Положения ежемесячные выплаты стимулирующего характера за высокую эффективность и качество выполняемой работы устанавливаются сотрудникам Комиссией по распределению стимулирующих выплат учреждения один раз в три месяца, т.е. ежеквартально. При этом по результатам деятельности сотрудника за истекшие три месяца (квартал) устанавливаются ежемесячные выплаты стимулирующего характера на последующие три месяца (квартал). Критерии и показатели оценки деятельности педагогических и иных работников учреждения, установленные действующим Положением по направлениям деятельности учителя-логопеда, существенно отличаются от критериев и показателей Положения, утратившего силу. Так, показатели работы по разделу «Результативность и эффективная организация образовательной деятельности», включающему 5 подразделов, по Положению предусматривают максимальное количество баллов - 30, по ранее действующему Положению от 2021 г. этот раздел включал иные подразделы и предусматривал суммарное количество баллов — 37. Также и по иным разделам и подразделам действующего Положения в сравнении с утратившим силу Положением от 2021. Таким образом, работая в течение января, февраля, марта 2023 г. (1 квартал 2023 г.) для определения размера и получения ежемесячных стимулирующих выплат в течение апреля, мая, июня 2023 г. она должна была и могла организовывать и осуществлять свою профессиональную деятельность на основании действующего в тот период Положения от 2021 г., но оценивалась ее деятельность уже по вновь введенному Положению, принятому в 2023 г., которое существенно изменило критерии, и показатели оценки деятельности учителя-логопеда в части именно специализированных мероприятий, свойственных для работы такого специалиста. Данное обстоятельство противоречит трудовому законодательству Российской Федерации и существенно нарушает ее права. Полагает, что хотя стимулирующая часть заработной платы работников МДОУ согласно п. 1.6 Положения не является обязательной и выступает в качестве дополнительной выплаты, она не может устанавливаться произвольно и зависеть исключительно от усмотрения уполномоченных лиц. Это подтверждается и тем, что установление выплат стимулирующего характера регламентировано в МБДОУ «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» локальным нормативным правовым актом. Согласно ч. 7 ст. 12 Трудового кодекса РФ, локальный нормативный правовой акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Исходя из данной нормы Трудового кодекса РФ, приведенных выше выводов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, решения указанной Трехсторонней комиссии для определения размера и получения ежемесячных стимулирующих выплат по результатам моей работы за 1 квартал 2023 г: (январь, февраль, март 2023 г.) подлежало применению Положение от 2021 года, действующее в указанный период и определяющее критерии и показатели оценки деятельности для отношений, возникших между мной, как работником, и работодателем в указанный период. Иное будет противоречить таким принципам как объективность (размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда), предсказуемость (работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда), адекватность (вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда), прозрачность (правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику). Также считает незаконным и подлежащим отмене п. 3.6 (в части), п. 3.7 действующего Положения. В соответствии с п. 3.6 размер выплат стимулирующего характера может быть снижен или полностью отменен в следующих случаях: сокращения фонда оплаты труда учреждением; наличия дисциплинарного взыскания сотрудника, зафиксированного в приказе заведующего — снятие от 1 до 100% выплат стимулирующего характера; наличия обоснованных жалоб от родителей - снятие до 80% выплат стимулирующего характера; невыполнение приказов и распоряжений заведующего учреждением - снятие до 100% выплат стимулирующего характера. В соответствии с п 3.7 при наличии нарушений, указанных в п. 3.6, зафиксированных в приказах заведующего в любом из 3-х месяцев оцениваемого периода, ежемесячные выплаты стимулирующего характера за высокую эффективность и качество выполняемой работы снимаются сотруднику на весь следующий период, т.е. на три месяца, либо на период действия дисциплинарного взыскания сроком до 1 года. Норма п 3.6. в части наличия дисциплинарного взыскания сотрудника, зафиксированного в приказе заведующего — снятия от 1 до 100% выплат стимулирующего характера не соответствует требованиям правовой определенности, из нее четко не следует, в каких именно случаях, за какое дисциплинарное взыскание (замечание, несколько замечаний, выговор) снятие стимулирующих выплат производится на 1%, в каких на 30, 70, 100%, каким образом соотносится снятие стимулирующих выплат с конкретным дисциплинарным взысканием. Норма п. 3.7 локального нормативного правового акта является неконкретной, в каких случаях, за какой вид дисциплинарного взыскания ежемесячные выплаты стимулирующего характера снимаются на период 3 месяца, а в каких случаях на период до 1 года, каким образом при этом нарушения, указанные в п. 3.6 Положения фиксируются в приказах заведующего. Кроме того, п. 3.7 Положения является незаконным, исходя из выводов, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО4». Если работодатель не начисляет работнику в связи с совершением им дисциплинарного проступка какие-либо стимулирующие выплаты, причем как относящиеся, так и не относящиеся к числу премиальных, но являющиеся в силу части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации составной частью заработной платы, он тем самым фактически производит вычеты из причитающейся работнику заработной платы. При этом необходимо исходить из того, что совершенный работником дисциплинарный проступок если и оказывает негативное влияние на индивидуальные либо коллективные результаты труда, то лишь в то время, когда он совершен. Сказанное предполагает, что размер премиальных выплат в период действия дисциплинарного взыскания - вплоть до момента его погашения в связи с истечением установленного срока его действия либо до момента его досрочного снятия работодателем (статья 194 Трудового кодекса Российской Федерации) - должен определяться на основе объективных, заранее предусмотренных критериев оценки результатов труда работника, а сам факт применения к работнику дисциплинарного взыскания может препятствовать возникновению права на получение в полном объеме лишь тех установленных по результатам работы премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание. Иной подход вел бы к несоразмерному ограничению права работника на получение указанных регулярных выплат и тем самым к нарушению общеправовых принципов справедливости, равенства и соразмерности, а также отраслевого принципа равной оплаты за труд равной ценности (часть вторая статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации) и признанного мировым сообществом права на справедливую заработную плату. В силу этого часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил. исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым - во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и (или) локальных нормативных актов - позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 55 (часть 3), 75 (часть 5) и 751. До внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ применение к работнику дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей не может служить основанием для лишения этого работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания входящих в состав его заработной платы стимулирующих выплат.

Истец Рущак С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом уточнений, принятых судом.

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>ФИО5 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении, представила письменные возражения в материалы дела ( т.1 л.д.95-98,106-107,165,170-171)

Представитель Комиссии по распределению стимулирующих выплат МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления системой образования администрации Краснокамского городского округа в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте судебного заседания надлежащим образом, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором указал о том, что исковые требования не являются обоснованными и удовлетворению не подлежат. ( т.1 л.д. 61-63)

Суд, выслушав мнения участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии с положениями ст.5 Трудового кодекса РФ ( далее ТК РФ) трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения и иные непосредственно связанные с ним отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

На основании частей 1,4 статьи 8 ТК РФ, работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права ( далее локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положения работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 37 настоящего кодекса, порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяется трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Частью 1 ст.129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)

В силу частей 1,2 ст.135 ТК РФ, Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с частью 1 ст.191 ТК РФ, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности ( объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

По смыслу приведенных норм ТК РФ в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным актом, содержащим нормы трудового права.

Ввиду изложенного, при разрешении споров по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных актов, устанавливающих систему оплату труда, а также условия трудового договора.

При разрешении споров работников и работодателя по вопросу наличия задолженности по выплате стимулирующей выплате юридически значимым обстоятельством является определение правовой природы стимулирующей выплаты : входит ли такая выплата в систему оплаты труда, является ли гарантированной выплатой или не относится к числу гарантированных выплат, является одним из видов поощрения работника за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к дискреции ( полномочиям) работодателя.

Согласно ч.7 ст.12 ТК РФ, локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Судом из материалов дела установлено, что Рущак С.А. была принята в МДОУ «Детский сад » на основании приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ музыкальным руководителем ( т.2 л.д.27,28), далее заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя-логопеда ( т.2 л.д.22) и ознакомлена с должностной инструкцией, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ ( т.2 л.д.23-26)

ДД.ММ.ГГГГ было принято на заседании общего собрания работников МБДОУ детского сада «Калейдоскоп» и утверждено приказом заведующего МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД Положение о выплатах стимулирующего характера в МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес> ( далее Положение от ДД.ММ.ГГГГ) Рущак С.А. ознакомлена с указанным положением, а также положением о Комиссии по распределению стимулирующих выплатах, что подтверждено листом ознакомления (т.1 л.д. 14-28,71-84,108,109,113,115,131-138)

Согласно п 1.1. данного Положения от ДД.ММ.ГГГГ, данное положение разработано в соответствии с трудовым кодексом РФ, постановлением администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ- п «Об утверждении Положения по оплате труда работников муниципальных организаций ( учреждений), подведомственных Управлению системой образования администрации Краснокамского городского округа», Уставом МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп», Положением об оплате труда работников МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес>. Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников учреждения и повышением качества образовательного процесса, развития творческой активности и инициативы при реализации поставленных перед коллективом задач.

В п.1.5 Положения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что установление выплат стимулирующего характера производится с учетом показателей эффективности результатов труда, утверждаемых настоящим Положением (критерии эффективности труда работников).

Из п.1.6 Положения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что стимулирующая часть заработной платы работников учреждения не является обязательной и выступает в качестве дополнительной стимулирующей выплаты к постоянной части заработной платы при наличии средств в учреждении.

Согласно п.1.7 Положения от ДД.ММ.ГГГГ положение принимается (согласуется) общим собранием работников, после чего утверждается приказом заведующего учреждением. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.

В разделе 3 Положения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в п.3.1 выплаты стимулирующего характера могут носить единовременный характер или устанавливаться на определенный период времени.

Согласно п.3.3. Размер выплат стимулирующего характера устанавливается приказом заведующего учреждения на основе протокола Комиссии.

Из п.3.6 Положения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что размер выплат стимулирующего характера может быть снижен или полностью отменен в следующих случаях : сокращения фонда оплаты труда учреждения; наличия дисциплинарного взыскания сотрудника, зафиксированного в приказе заведующего – снятие от 1 до 100 % выплат стимулирующего характера; наличие обоснованных жалоб от родителей – снятие до 80 % выплат стимулирующего характера; невыполнение приказов и распоряжений учреждением – снятие до 100 % выплат стимулирующего характера.

Согласно п.3.7 Положения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что при наличии нарушений, указанных в п.3.6, зафиксированных в приказах заведующего в любом из трех месяцев оцениваемого периода, ежемесячные выплаты стимулирующего характера за высокую эффективность и качество выполняемой работы снимаются сотруднику на весь следующий период, т.е. на три месяца, либо на период действия дисциплинарного взыскания сроком до 1 года.

Из п.3.8 Положения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что уменьшение размера или полное лишение работника стимулирующих выплат в связи с ухудшением показателей или нарушениями трудовой дисциплины отдельного работника не является мерой дисциплинарного взыскания.

Согласно 4 разделу Положения от ДД.ММ.ГГГГ о порядке установления выплат стимулирующего характера, где указано, что ежемесячные выплаты стимулирующего характера за высокую эффективность и качество выполняемой работы устанавливаются сотрудникам Комиссией по распределению стимулирующих выплат учреждения один раз в три месяца, т.е. ежеквартально. Комиссия рассматривает листы самооценки сотрудников по критериям эффективности труда, утвержденным настоящим Положением ( далее листы самооценки). Листы самооценки заполняются сотрудниками учреждения ежеквартально и предоставляются в Комиссию в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Результаты, представленные сотрудниками в листах самооценки, подтверждаются копиями материалов и аналитическими материалами, которые должны быть представлены в Комиссию вместе с листами самооценки. Стоимость баллов и максимально возможное количество баллов у разных категорий педагогических работников должно быть одинаковым. Максимальное количество баллов по категориям работников учреждения : педагогический персонал – 100 баллов. Заседания комиссии проводятся не менее 4-х раз в год: до 15 апреля ( по результатам работы за 1 квартал), до 15 июля ( по результатам работы за 2 квартал), до 15 октября ( по результатам работы за 3 квартал), до 15 января ( по результатам работы за 4 квартал). На заседании Комиссией анализируются листы самооценки сотрудников с учетом подтвержденных документов работника, служебных записок заместителей заведующего и заведующего, выносится решение о сумме баллов, набранных каждым педагогом за рассматриваемый период, и отображается в протоколе заседания указанной комиссии. О количестве подтвержденных баллов работник знакомится под роспись в листе ознакомления. В случае несогласия педагогического работника с решением Комиссии, работник имеет право однократно обратиться в Комиссию с апелляцией в письменном виде. Комиссия обязана осуществить проверку обоснованности заявления работника и дать ему ответ по результатам проверки. О размере стимулирующих выплат и стоимости одного балла работник знакомится под роспись в соответствующем приказе, утвержденном заведующим.

Согласно п.5.3. Положения от ДД.ММ.ГГГГ критерии и показатели оценки деятельности педагогического персонала ( воспитателей, специалистов, методиста ( старшего воспитателя) представлены в приложении ,3,4) ( л.д.20-28), также в указанных приложениях имеется форма листа оценки профессиональной деятельности воспитателя.

Истцом в материалы дела также представлено Положение о выплатах стимулирующего характера в МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес>, принятого на заседании общего собрания работников собрания работников МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного приказом заведующего МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» от ДД.ММ.ГГГГ-ОП, а также приложения в виде форм листов профессиональной деятельности педагогического персонала ( л.д.29-40,119-140,226)

В материалы дела представлено Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат работникам, принятое и утвержденное приказом заведующего МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» от ДД.ММ.ГГГГД. ( т.1 л.д. 139-140,141)

Из ответа Управления системой образования администрации Краснокамского городского округам от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Рущак С.А., следует, что в рамках проверки были изучены локальные нормативные акты образовательной организации МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп», с ДД.ММ.ГГГГ в детском саду «Калейдоскоп» вступило новое Положение от ДД.ММ.ГГГГ о выплатах стимулирующего характера, были подписаны листы ознакомления, имеется и подпись Рущак С.А. Обсуждение о внесении изменений в Положение о выплатах стимулирующего характера было внесено в повестку итогового педагогического совета ДД.ММ.ГГГГ, также были рассмотрены предложения по корректировке показателей для определения стимулирующих выплат педагогом в 2022- 2023 г.г. На информационно-методическом совещании педагогов детского сада ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о рассмотрении предложенных изменений в Положение в части определения критериев оценки эффективности профессиональной деятельности педагогов, определена дата выдачи уведомления сотрудникам детского сада об изменениях в системе оплаты труда. В декабре 2022 г. сотрудники детского сада были уведомлены в письменной форме об изменении системы оплаты труда, уведомление было подписано истцом ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, со стороны работодателя нарушений в части ознакомления сотрудников об изменении системы оплаты труда не установлены. Применение Положения от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит нормам ст.12 ТК РФ. Действия Комиссии являются правомерными по определению количества баллов по Положению от ДД.ММ.ГГГГ являются правомерными и осуществляются в рамках действующего локальных актов образовательной организации. ( т.1 л.д.41-42)

Истцом Рущак С.А. в материалы дела представлен аналитический отчет о проделанной работе за январь –март 2023 г. учителя -логопеда по Положению о выплатах стимулирующего характера от ДД.ММ.ГГГГ ( т.1 л.д. 43-47), а также лист профессиональной деятельности специалиста по Положению от ДД.ММ.ГГГГ заполненный истцом за период работы с января по март 2023 г. ( т.1 л.д.48-54)

Приказом заведующего МБДОУ детского сада «Калейдоскоп» от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС, установлены ежемесячные выплаты стимулирующего характера с апреля по июль 2023 г. ( т.1 л.д.143), а также приобщены и исследованы протоколы заседания Комиссии по определению стимулирующих выплат сотрудникам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ( т.1 л.д.144,145), а также протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ об обсуждении и принятии Положения о выплатах стимулирующего характера, Положения о комиссии по распределению стимулирующих выплат. ( т.1 л.д.146)

Приказом заведующего МБДОУ детского сада «Калейдоскоп» от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС, внесены изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ в части сотрудников : Рущак С.А. с установлением количества баллов – 58. ( т.1 л.д.142)

Приказом заведующего МБДОУ детского сада «Калейдоскоп» от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС, установлен факт нарушения со стороны Рущак С.А. п.4.3.2 Устава МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп», п.4.2 Правил внутреннего трудового распорядка, требований Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп», наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания на Рущак С.А.( т.1 л.д.86)

Приказом заведующего МБДОУ детского сада «Калейдоскоп» от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС, на основании п.3.6 Положения от ДД.ММ.ГГГГ, с Рущак С.А. учителя –логопеда сняты ежемесячные стимулирующие выплаты с ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 %, размер снятия ( баллы) -29. ( т.1 л.д.85)

Приказом заведующего МБДОУ детского сада «Калейдоскоп» от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС, на основании п.3.6 Положения от ДД.ММ.ГГГГ, приказа заведующего от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС, протокола заседания комиссии по определению стимулирующих выплат сотрудникам от ДД.ММ.ГГГГ, с Рущак С.А. учителя –логопеда за наличие дисциплинарного взыскания сняты ежемесячные стимулирующие выплаты с ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 %, размер снятия ( баллы) -41,12. ( т.1 л.д.87)

Из ответа Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по обращению Рущак С.А. следует, что оснований для проведения внеплановой проверки в МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» не имеется, нарушений трудовых прав истца работодателем и комиссией не было допущено, поскольку работодатель произвел начисление премиальной составляющей части заработной платы за 1 квартал 2023 <адрес> отрицает, что произведение расчетов баллов за1 квартал 2023 г. производилось по системе, принятой в марте 2023 г., разъяснено право на обращение в суд за разрешение индивидуального трудового спора. ( т.1 л.д.88-90,236-237)

В адрес государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ ответчиком были направлены пояснения и документы относительно Рущак С.А. ( т.1 л.д.245-247)

ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления системой образования администрации Краснокамского городского округа была назначена служебная проверка в отношении МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» в связи с обращением в прокуратуру Рущак С.А. по вопросу обжалования действий руководства МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп». ( т.1 л.д.248)

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления системы образования администрации Краснокамского городского округа был направлены пояснения в рамках проводимой проверки. ( т.1 л.д.249-250)

ДД.ММ.ГГГГРущак С.А. было получено уведомление об изменении условий оплаты труда относительно вносимых изменений в Положение о системе оплаты труда работников детского сада «Калейдоскоп», с которым она была ознакомлена. ( л.д.111)

ДД.ММ.ГГГГРущак С.А. была ознакомлена с установленными Комиссией ежемесячными стимулирующими выплатами за 1 квартал 2023 г. ( т.1 л.д.114)

ДД.ММ.ГГГГРущак С.А. была ознакомлена с установленными Комиссией ежемесячными стимулирующими выплатами за 1 квартал 2023 г. ( л.д.112)

Ответчиком в материалы дела представлен лист оценки профессиональной деятельности специалиста учителя-логопеда Рущак С.А. за январь – март 2023 г. ( т.1 л.д.91-94)

ДД.ММ.ГГГГРущак С.А. было подано заявление в адрес председателя Комиссии по распределению стимулирующих выплат о не согласии с расчетами по оценке проведенной работы за период с января по март 2023 г. и решением комиссии. ( т.1 л.д.110,178)

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Рущак С.А. МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» направила ответ относительно обращения в Комиссию по стимулирующим выплатам с указанием показателей, которыми были приняты Комиссией при учете баллов за проделанную работу в 1 квартале 2023 г. с определением итоговой оценки 58 баллов. ( т.1 л.д.116,181-183)

В материалы дела ответчиком представлены листы регистрации педагогического совета в МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» от ДД.ММ.ГГГГ ( т.1 л.д.179-180) и протокол педагогического совета от ДД.ММ.ГГГГ ( т.1 л.д.184-189)

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГРущак С.А. поданы заявления в Комиссию по распределению стимулирующим выплатам о предоставлении копии листа самооценки с пояснениями, в связи с чем, были сняты баллы, а также обжалования решения комиссии об установлении стимулирующих выплат за период работы с января по март 2023 г. ( т.1 л.д.190, 195-197), в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен ответ МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» относительно данного обращения с пояснениями и указанием о повторном рассмотрении листа самооценки комиссией и установления итоговой величины баллов 78.( т.1 л.д.191-194)

Ответчиком в материалы дела представлены расчетные листы Рущак С.А. относительно полученной заработной платы МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» за период с января по сентябрь 2023 г., а также справку о начисленной заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( т.1 л.д. 198-202,238,239-242)

ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» Контрольно-счетной палатой Краснокамского городского округа было направлено представление ( т.1 л.д. 203-210) и направлена информация по результатам выполнения данного представления ( т.1 л.д. 212-213)

Согласно выписке из Положения по оплате труда работников муниципальных организаций (учреждений), подведомственных Управлению системой образования администрации Краснокамского городского округа, утвержденного постановлением Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-п, в п.3.3 указано, что перечень стимулирующих выплат, порядок назначения, размеры и условия осуществления стимулирующих выплат определяются договорами и локальными нормативными актами образовательного учреждения.

В п.3.3.2 данного положения стимулирующие выплаты могут носить единовременный характер или устанавливаться на определенный период. Выплаты стимулирующего характера работникам учреждений устанавливаются в пределах установленного фонда оплаты труда работников учреждения и максимальными размерами не ограничиваются. ( т.1 л.д.214-215)

Из выписки единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 г., следует, что определение размеров выплат стимулирующего характера за период времени рекомендуется осуществлять соответствующей комиссией. ( т.1 л.д.216)

Согласно выписке из методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников образовательных организаций, в п.1.3 указано о том, что система оплаты труда работников организаций ( включая размеры окладов ( должностных окладов, ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, доплат и надбавок стимулирующего характера, систем премирования) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В п. п.5.1.1-5.1.4 методических рекомендаций указаны виды стимулирующих выплаты, в том числе, рекомендуется подразделять данные виды на выплаты, носящие постоянный характер и выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда. К выплатам, носящим обязательный (постоянный) характер, можно отнести выплату за наличие квалификационной категории. ( т.1 л.д.217-218)

Ответчиком представлен лист оценки профессиональной деятельности специалиста, учителя -логопеда Рущак С.А. за период с января по март 2023 г., сданный по итогам проделанной работы в МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» по Положению от ДД.ММ.ГГГГ, датированный ДД.ММ.ГГГГ ( т.1 л.д. 221-222,223-225)

Приказом МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС, Рущак С.А. была уволена из учреждения на основании п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ. ( т.2 л.д.227)

Приказом МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» от ДД.ММ.ГГГГ-ОД утверждены Положение о системе оплаты труда и Положение о выплатах стимулирующего характера в новой редакции. ( т.2 л.д.15)

Из п.3.6 Положения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что размер выплат стимулирующего характера может быть снижен или полностью отменен в следующих случаях : сокращения фонда оплаты труда учреждения ( путем уменьшения стоимости балла); наличия дисциплинарного взыскания сотрудника, зафиксированного в приказе заведующего – снятие/уменьшение выплат стимулирующего характера по решению Комиссии от 1 до 100% ( фиксируется в протоколе заседании комиссии, утверждается приказом заведующего). ( т.2 л.д.16-21)

Согласно п.3.7 Положения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что при наличии дисциплинарного взыскания в любом из 3-х месяцев оспариваемого периода ( в том числе, в случае досрочного снятия дисциплинарного взыскания), ежемесячные выплаты стимулирующего характера снимаются сотруднику на весь следующий период, т.е. на три последующих месяца. В случае, если дисциплинарное взыскание не является отмененным по истечении трех месяцев, снятие/уменьшение стимулирующих выплат сотруднику в установленном Комиссией процентном соотношении продляется на весь срок действия дисциплинарного взыскания т.е. до одного года с даты дисциплинарного взыскания. ( т.2 л.д.16-21)

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 пояснила, что является председателем комиссии по распределению стимулирующих выплат. На заседании комиссии члены комиссии оценивают поданные сотрудниками учреждений листы самооценки, которые сдаются до 5 числа, до 15 числа проводится заседании комиссии. Листы сдаются ежеквартально, в первом квартале 2023 г. листы были сданы до ДД.ММ.ГГГГ, Во втором квартале ДД.ММ.ГГГГ было принято новое положение и сотрудники сдали листы самооценки по новому положению, включая истца. Выплаты производятся следующие три месяца. После заседания комиссии всех сотрудников под роспись знакомят с баллами, установленными комиссией, которые могут подать жалобу, если не согласны с решением комиссии. Истец дважды написала жалобу на несогласие с решением комиссии, был дан ответ. Истец была не согласна с оценкой профессиональной деятельности, считала, что баллов должно быть больше. В комиссии 7 сотрудников учреждения. В новом положении были более конкретизированы критерии самооценки, и стимулирование более конкретизировалось и каждый критерий был привязан к профессиональной деятельности. Ухудшений в новом положении не имеется. При наличии дисциплинарного взыскания стимулирующие выплаты могут быть сняты до года. Комиссия решает о снятии части стимулирующих выплат по ходатайству руководителя.

Суд, анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, приходит к следующим выводам.

Как следует из содержания п.1.6 Положения о выплатах стимулирующего характера в МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес>, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ-ОД стимулирующая часть заработной платы работников учреждения не является обязательной и выступает в качестве дополнительной стимулирующей выплаты к постоянной части заработной платы при наличии средств в учреждении, т.е. является переменной ( аналогичная норма содержалась в Положении о выплатах стимулирующего характера в МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес>, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГП, утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, стимулирующие выплаты, установленные в МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес> не входят в систему оплаты труда и не является гарантированной выплатой.

На основании п.4.2, 4.3, 4.4. приказа от ДД.ММ.ГГГГ-ОД ежемесячные выплаты стимулирующего характера за высокую эффективность и качество выполняемой работы устанавливаются сотрудникам Комиссией по распределению стимулирующих выплат учреждения один раз в три месяца, т.е. ежеквартально.

Комиссия рассматривает листы самооценки сотрудников учреждения по критериям эффективности труда, утвержденным настоящим Положением.

Листы самооценки заполняются сотрудниками учреждения ежеквартально и представляются в Комиссию в срок до 5 числа месяца следующего за отчетным периодом. Результаты, представленные сотрудниками в листах самооценки, подтверждаются копия документов, аналитическими материалами, которые должны быть предоставлены Комиссии вместе с листами самооценки.

Согласно сведений, представленных ответчиком, начиная с ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола заседания общего собрания работников от ДД.ММ.ГГГГ было принято новое Положение о выплатах стимулирующего характера от ДД.ММ.ГГГГ, с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ

С учетом положений ч.10 ст.12 ТК РФ, с указанной даты начало действовать в новой редакции Положение о выплатах стимулирующего характера от ДД.ММ.ГГГГ

Доводы истца относительно того, что подлежало при оценке проделанной работы за период с января по март 2023 г. применению Положение о выплатах стимулирующего характера от ДД.ММ.ГГГГ, суд признает несостоятельными, поскольку листы самооценки сотрудниками учреждениями должны были быть сданы к ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период действия нового Положения от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, обязанность работодателя по выплате стимулирующих выплат за период с апреля по июнь 2023 года возникла только после принятия решения Комиссией о распределении стимулирующих выплат и ознакомления сотрудников с данным решением, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о наличии оснований для применения положений Положения от ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ относительно представленных истцом листов самооценки за период работы истца с января по март 2023 г.

Судом принято во внимание, что об изменении системы оплаты труда истец Рущак С.А. была заблаговременно проинформирована ( копия уведомления была направлена ДД.ММ.ГГГГ) т.е. в период осуществления трудовой деятельности в январе, феврале, марте 2023 г. была в курсе предстоящих изменений, в том числе, критерий и показателей оценки деятельности. Истцом также был сдан лист самооценки за период работы с января по март 2023 г., подготовленный с учетом Положения от ДД.ММ.ГГГГ Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Комиссией по распределению стимулирующих выплат в период с 17 апреля по ДД.ММ.ГГГГ были определены размеры ежемесячных выплат стимулирующего характера за высокую эффективность и качество выполняемой работы на период с 01 апреля по ДД.ММ.ГГГГ

Указанной комиссией на основании анализа деятельности сотрудников и с учетом листов самооценки сотрудников по итогам работ за 1 квартал 2023 года, заполняемых с учетом новой редакции Положения о выплатах стимулирующего характера от ДД.ММ.ГГГГ истцу Рущак С.А. были определены ежемесячные выплаты стимулирующего характера с апреля по июнь 2023 года.

Доводы истца о том, что вновь принятое Положение от ДД.ММ.ГГГГ ухудшает ее трудовые права, по сравнению с ранее действующим Положением от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку предполагает более повышенные требования к результатам работы в оцениваемый период времени, суд считает необъективными, поскольку материалами дела данное обстоятельство не подтверждено.

Ссылка истца на то, что показатели работы по разделу «Результативность и эффективная организация образовательной деятельности», включающему 5 подразделов, по Положению от ДД.ММ.ГГГГ предусматривают максимальное количество баллов - 30, по ранее действующему Положению от 03.12. 2021 г. этот раздел включал иные подразделы и предусматривал суммарное количество баллов — 37, также и по иным разделам и подразделам действующего Положения в сравнении с утратившим силу Положением от 2021, судом признана несостоятельной, поскольку анализируя разделы листов самооценки по Положению о выплатах стимулирующего характера от ДД.ММ.ГГГГ и Положению о выплатах стимулирующего характера от ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что общее суммарное максимальное количество баллов составляет в обоих положениях 100. При этом, работодатель вправе в рамках своих полномочий с целью оценки эффективности труда сотрудников вводить критерии оценки по конкретным направлениям деятельности той или иной группы педагогического коллектива. Также, следует отметить, что данное Положение от ДД.ММ.ГГГГ было предметом обсуждения и принято на общем собрании сотрудников детского сада «Калейдоскоп» <адрес>.

Таким образом, суд считает, что МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес> и Комиссия по распределению стимулирующих выплат МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес> при исчислении выплат истцу за апрель, май, июнь 2023 г. правомерно руководствовался требованиями действующего трудового законодательства РФ, в том числе ч.7 ст.12 ТК РФ, а также локальными нормативными актами, а именно, Положением о выплатах стимулирующего характера в редакции от 16.03.2023г., в связи с чем, не усматривает оснований для признании незаконными действий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, Комиссии по распределению стимулирующих выплат муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждении «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес> по установлению выплат стимулирующего характера Рущак С.А. на основании Положения о выплатах стимулирующего характера -ОД от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания комиссии по определению стимулирующих выплат сотрудникам , 8), обязании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, Комиссии по распределению стимулирующих выплат муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес> установить и выплатить Рущак С.А. ежемесячные стимулирующие выплаты компенсационного характера на 2 квартал 2023 года (апрель, май, июнь 2023 года) по итогам проделанной работы за ДД.ММ.ГГГГ (январь, февраль, март 2023 года) на основании Положения о выплатах стимулирующего характера в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, утвержденного приказом заведующего МБДОУ «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ЗО-ОП, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований в указанной части следует отказать.

Рассматривая исковые требования Рущак С.А. о признании незаконным п.п.3.6, 3.7. Положения о выплатах стимулирующего характера в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, утвержденного приказом заведующего МБДОУ «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД в части снижения или полной отмены размера стимулирующих выплат в случае наличия дисциплинарного взыскания сотрудника, зафиксированного в приказе заведующего, суд приходит к выводу об их удовлетворении по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3.6 Положения от ДД.ММ.ГГГГ, размер выплат стимулирующего характера может быть снижен или полностью отменен в следующих случаях: сокращения фонда оплаты труда учреждением; наличия дисциплинарного взыскания сотрудника, зафиксированного в приказе заведующего — снятие от 1 до 100% выплат стимулирующего характера; наличия обоснованных жалоб от родителей - снятие до 80% выплат стимулирующего характера; невыполнение приказов и распоряжений заведующего учреждением - снятие до 100% выплат стимулирующего характера.

В соответствии с п 3.7 при наличии нарушений, указанных в п. 3.6, зафиксированных в приказах заведующего в любом из 3-х месяцев оцениваемого периода, ежемесячные выплаты стимулирующего характера за высокую эффективность и качество выполняемой работы снимаются сотруднику на весь следующий период, т.е. на три месяца, либо на период действия дисциплинарного взыскания сроком до 1 года.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в России как правовом социальном государстве охраняются труд и здоровье людей, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда (статьи 1, 7 и 75.1); все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2); Россия уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав (статья 75, часть 5).

В силу приведенных положений реализация права на справедливую заработную плату должна обеспечиваться в первую очередь нормами трудового законодательства, позволяющими производить оплату труда работников на основе объективных критериев, отражающих прежде всего квалификацию работника, характер, содержание, объем и качество труда и учитывающих условия осуществления трудовой деятельности.

При выполнении работником установленных требований к количеству и качеству труда, при достижении показателей и соблюдении условий, необходимых для приобретения права на получение определенных системой оплаты труда денежных выплат, ему должно быть обеспечено справедливое вознаграждение за труд в размере, соответствующем затраченным им трудовым усилиям. Лишение же работника тех или иных денежных выплат, входящих в состав его заработной платы, вне связи с оценкой выполнения установленных действующим правовым регулированием требований (показателей, условий) противоречило бы вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, равенства, соразмерности, уважения человека труда и самого труда, а также приводило бы к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи (статья 19, части 1 и 2; статья 37, часть 3; статья 55, часть 3; статья 75, часть 5; статья 75.1 Конституции Российской Федерации; абзац седьмой статьи 2 и абзац пятый части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, компенсационные выплаты призваны компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов и, следовательно, оплата труда в таких условиях должна быть повышенной по сравнению с оплатой такого же труда в нормальных условиях, а стимулирующие выплаты должны выполнять функцию дополнительного средства побуждения работника к высокопроизводительному труду и к повышению эффективности его трудовой деятельности (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1160-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1557-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 868-О и N 869-О и др.).

Исходя из этого, стимулирующие выплаты имеют определенное целевое назначение, что обусловливает возникновение права на их получение выполнением работником установленных действующим правовым регулированием требований (показателей, условий). При этом они являются составной - хотя, как правило, и переменной - частью заработной платы, а значит, на них в полной мере распространяются нормы российского законодательства и международного трудового права об охране заработной платы (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации).

При этом заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата работников бюджетных учреждений - помимо тарифной части (оклада, должностного оклада) - включает обычно и выплаты стимулирующего характера, размеры и условия осуществления которых устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и предусматривает выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы и выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы. В силу Разъяснения, утвержденного тем же приказом, к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу; такие выплаты устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, и с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В процессе разработки систем оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, сторонам коллективного договора, соглашения, а также работодателю как субъекту локального нормотворчества (осуществляемого с учетом мнения представительного органа работников) предоставлена достаточно широкая свобода усмотрения. Они вправе определять конкретные виды стимулирующих выплат, их размеры, периодичность и т.д. Устанавливая условия приобретения права на любые стимулирующие выплаты, входящие в систему оплаты труда и носящие регулярный характер, стороны социального партнерства или работодатель (с учетом мнения представительного органа работников) должны прежде всего учитывать факторы производственного процесса и самого труда, а равно объективные показатели, характеризующие уровень квалификации работника (стаж работы, наличие ученой степени, ученого или почетного звания, квалификационная категория и пр.).

В этом смысле указанные субъекты при установлении условий выплаты и размеров ежемесячных или ежеквартальных премий и вознаграждения по итогам работы за год, предусмотренных действующей у конкретного работодателя системой оплаты труда, - исходя из правовой природы данных выплат и выполняемой ими функции побудить работника к повышению эффективности труда его самого и коллектива в целом, что, в свою очередь, обусловливает возможность получения данных выплат лишь при условии надлежащего исполнения работником своих трудовых обязанностей, - могут учитывать наряду с результатами труда работников за определенный период и факт соблюдения ими трудовой дисциплины.

Сказанное, однако, не означает, что, регулируя не только эти, но и другие сегменты отношений в сфере оплаты труда, субъекты коллективно-договорного и локального нормотворчества могут действовать произвольно. Свобода их усмотрения при реализации соответствующих полномочий ограничена прежде всего конституционными предписаниями, возлагающими на них обязанность действовать с соблюдением принципов равенства и справедливости - которые в этой сфере должны проявляться в реализации требований равной оплаты за труд равной ценности и обеспечения справедливой заработной платы, - а также нормами трудового законодательства, чье социальное предназначение заключается, главным образом, в защите прав и интересов работника как слабой стороны трудового правоотношения.

Таким образом, при определении правил предоставления установленных системой оплаты труда стимулирующих выплат вообще и премиальных выплат в частности - наряду с положениями российского трудового законодательства о дисциплине труда - должны учитываться и непосредственно применяться не только коллективно-договорные и локальные нормативные акты, но и соответствующие конституционные предписания, а также нормы международного трудового права об охране заработной платы и нормы российского законодательства, закрепляющие его общие принципы.

Трудовой кодекс Российской Федерации относит установление видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац двенадцатый части первой статьи 6) и предусматривает исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которые работодатель может применить к работнику за совершение дисциплинарного проступка (часть первая статьи 192). Причем данный Кодекс не допускает применения в отношении работника, совершившего дисциплинарный проступок, штрафа или иной аналогичной меры материального воздействия, предполагающей умаление имущественной сферы работника.

Исходя из этого работодатель как сторона социального партнерства и как субъект локального нормотворчества, действуя в пределах своих полномочий, не вправе устанавливать такие правила оплаты труда, которые допускали бы произвольное лишение (уменьшение размера) заработной платы работника (включающей, кроме прочего, премиальные и иные стимулирующие выплаты, предусмотренные действующей у конкретного работодателя системой оплаты труда) в связи с совершением работником дисциплинарного проступка, игнорируя, тем самым не только требование об обеспечении каждому работнику справедливой оплаты труда, но и принципы юридической, в том числе дисциплинарной, ответственности. Иное приводило бы к нарушению права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права на справедливую заработную плату и не отвечало бы как принципам справедливости и равенства, так и конституционным предписаниям об уважении человека труда и самого труда, а также конституционно значимым целям возможных ограничений прав и свобод (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

При этом реализация субъективного права на оплату труда в рамках трудового правоотношения возможна при наличии распорядительного акта работодателя, который является юридически значимым фактом (Определение КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2670-О). Если работодатель, издавая такого рода акт, не начисляет работнику в связи с совершением им дисциплинарного проступка какие-либо стимулирующие выплаты, причем как относящиеся, так и не относящиеся к числу премиальных, но являющиеся в силу части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации составной частью заработной платы, он тем самым фактически производит вычеты из причитающейся работнику заработной платы.

С точки зрения требований общепризнанных норм международного трудового права подобные вычеты возможны, но лишь при соблюдении условий и в размерах, определяемых законодательством страны или устанавливаемых коллективным договором либо решением арбитражного органа, а трудящиеся уведомляются наиболее подходящими по усмотрению компетентных органов власти способами о том, при каких условиях и в каких размерах могут производиться такого рода вычеты (статья 8 Конвенции МОТ от ДД.ММ.ГГГГ N 95 относительно защиты заработной платы). Однако российское трудовое законодательство таких условий и размеров не предусматривает, поскольку не относит подобные вычеты к удержаниям из заработной платы, на которые распространяются ограничения и запреты, установленные законом (в частности, статьями 137 и 138 Трудового кодекса Российской Федерации).

В результате, когда премиальные и другие стимулирующие выплаты зачастую составляют большую часть заработной платы работника, совершение им любого, даже малозначительного дисциплинарного проступка, повлекшего применение к нему дисциплинарного взыскания, само по себе дает работодателю возможность лишить этого работника существенной части заработной платы, причем нередко - на весь (годичный) срок действия такого взыскания, за счет использования принадлежащей работодателю возможности неначисления работнику денежных средств, поименованных в нормативных правовых актах (включая локальные) или коллективных договорах как стимулирующие выплаты (иногда безотносительно к тому, являются они по своей природе таковыми или нет). Подобное уменьшение заработной платы работника, обладая в немалой степени чертами сходства с такой мерой юридической ответственности, как штраф, формально-юридически не признается таковой, и его применение на сегодняшний день российским законодательством никаким образом не регламентируется.

В свою очередь, действующее подзаконное регулирование также не содержит правил, определяющих порядок и условия предоставления регулярных, входящих в систему оплаты труда премиальных (в частности, ежемесячной или ежеквартальной премии и вознаграждения по итогам работы за год) и других стимулирующих выплат, и тем самым не препятствует произвольному уменьшению их размера в случае совершения работником дисциплинарного проступка.

Аналогичный подход прослеживается и в утвержденных ведомственными нормативными актами примерных положениях об оплате труда работников подведомственных бюджетных и автономных учреждений по видам экономической деятельности.

Таким образом, действующее государственное - как законодательное, так и подзаконное - нормативное регулирование, допуская возможность неприменения к работнику меры материального поощрения в виде выплаты единовременных премий, не являющихся частью заработной платы, при несоблюдении им дисциплины труда, в то же время не предусматривает условий и пределов снижения размера регулярных, входящих в систему оплаты труда премиальных выплат (ежемесячной или ежеквартальной премии и вознаграждения по итогам работы за год), а равно их полного лишения в случае совершения работником дисциплинарного проступка

Само по себе снижение размера премиальных выплат (ежемесячной или ежеквартальной премии и вознаграждения по итогам работы за год), а также лишение этих выплат работника, который не выполняет (не полностью выполняет) условия их получения, - а к числу такого рода условий действующие на локальном уровне положения об оплате труда обычно относят соблюдение трудовой дисциплины - согласуется, как уже отмечено, с природой данных выплат и потому не вступает в противоречие с требованием об обеспечении справедливой оплаты труда.

При этом необходимо исходить из того, что совершенный работником дисциплинарный проступок если и оказывает негативное влияние на индивидуальные либо коллективные результаты труда, то лишь в то время, когда он совершен. Сказанное предполагает, что размер премиальных выплат в период действия дисциплинарного взыскания - вплоть до момента его погашения в связи с истечением установленного срока его действия либо до момента его досрочного снятия работодателем (статья 194 Трудового кодекса Российской Федерации) - должен определяться на основе объективных, заранее предусмотренных критериев оценки результатов труда работника, а сам факт применения к работнику дисциплинарного взыскания может препятствовать возникновению права на получение в полном объеме лишь тех установленных по результатам работы премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание.

Иной подход вел бы к несоразмерному ограничению права работника на получение указанных регулярных выплат и тем самым к нарушению общеправовых принципов справедливости, равенства и соразмерности, а также отраслевого принципа равной оплаты за труд равной ценности (часть вторая статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации) и признанного мировым сообществом права на справедливую заработную плату.

По мнению суда, норма п 3.6 Положения от ДД.ММ.ГГГГ, предполагающая в части наличия дисциплинарного взыскания сотрудника, зафиксированного в приказе заведующего — снятие от 1 до 100% выплат стимулирующего характера не соответствует требованиям правовой определенности, из нее четко не следует, в каких именно случаях, за какое дисциплинарное взыскание, либо несколько дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, строгий выговор) производится снятие стимулирующих выплат и в каком соответствующем процентном соотношении происходит снижение, каким образом определяются проценты в связи со снятием стимулирующих выплат в соотношении с конкретным дисциплинарным взысканием.

Норма п. 3.7 Положения от ДД.ММ.ГГГГ, данного локального нормативного правового акта, является также не конкретной, а именно, в указанной норме не указано, в каких случаях, за какой вид дисциплинарного взыскания ежемесячные выплаты стимулирующего характера снимаются на период 3 месяца, а в каких случаях на период до 1 года, каким образом, нарушения, указанные в п. 3.6 Положения фиксируются в приказах заведующего, однако данное обстоятельство является значимым при разрешении вопроса относительно применения снятия стимулирующих выплат и тем самым, нарушает трудовые права работника.

Кроме того, п. 3.7 Положения от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку исходя из выводов, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО4» ( далее Постановление КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ), если работодатель не начисляет работнику в связи с совершением им дисциплинарного проступка какие-либо стимулирующие выплаты, причем как относящиеся, так и не относящиеся к числу премиальных, но являющиеся в силу части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации составной частью заработной платы, он тем самым фактически производит вычеты из причитающейся работнику заработной платы. При этом необходимо исходить из того, что совершенный работником дисциплинарный проступок, если и оказывает негативное влияние на индивидуальные либо коллективные результаты труда, то лишь в то время, когда он совершен. Вышеуказанное предполагает, что размер премиальных выплат в период действия дисциплинарного взыскания вплоть до момента его погашения в связи с истечением установленного срока его действия либо до момента его досрочного снятия работодателем (статья 194 Трудового кодекса Российской Федерации) должен определяться на основе объективных, заранее предусмотренных критериев оценки результатов труда работника, а сам факт применения к работнику дисциплинарного взыскания может препятствовать возникновению права на получение в полном объеме лишь тех установленных по результатам работы премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание. Иной подход вел бы к несоразмерному ограничению права работника на получение указанных регулярных выплат и тем самым к нарушению общеправовых принципов справедливости, равенства и соразмерности, а также отраслевого принципа равной оплаты за труд равной ценности (часть вторая статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации) и признанного мировым сообществом права на справедливую заработную плату.

В силу этого, Конституционным судом РФ сделан вывод, что часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым - во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и (или) локальных нормативных актов - позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 55 (часть 3), 75 (часть 5) и 751. До внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ применение к работнику дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей не может служить основанием для лишения этого работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания входящих в состав его заработной платы стимулирующих выплат.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что нормы п.3.6. и п. 3.7. Положения о выплатах стимулирующего характера в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, утвержденного приказом заведующего МБДОУ «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД в части снижения или полной отмены размера стимулирующих выплат в случае наличия дисциплинарного взыскания сотрудника, зафиксированного в приказе заведующего, при котором снятие выплат стимулирующего характера происходит от 1 до 100 % являются незаконными, нарушающими права истца Рущак С.А. в период ее трудовой деятельности у ответчика, в связи с ранее наложенным дисциплинарным взысканием.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 3.6 Положения о выплатах стимулирующего характера в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, утвержденного приказом заведующего МБДОУ «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД в части снижения или полной отмены размера стимулирующих выплат в случае наличия дисциплинарного взыскания сотрудника, зафиксированного в приказе заведующего, при котором снятие выплат стимулирующего характера происходит от 1 до 100%.

Признать незаконным пункт 3.7 Положения о выплатах стимулирующего характера в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес>, утвержденного приказом заведующего МБДОУ «Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд, через Краснокамский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья О.Н.Азанова