ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1527/2021 от 14.10.2021 Добрянского районного суда (Пермский край)

Дело №2-1527/2021

59RS0018-01-2021-001789-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Добрянка 14 октября 2021 года

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Андриановой Ю.А.,

при секретаре Божиковой Д.А.,

с участием истца помощника прокурора г. Добрянки ФИО3,

ответчика ФИО1,

представителя ответчика ФИО5, действующего на основании устного ходатайства,

представителя третьего лица ФИО7, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Добрянки в защиту интересов муниципального образования Добрянского городского округа Пермского края к ФИО1 о взыскании материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Добрянки Пермского края в защиту интересов муниципального образования Добрянского городского округа Пермского края обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании материального ущерба в размере 606423,15 руб.

Требования мотивированы тем, что в 2020 году прокуратурой г.Добрянки проведена проверка бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд при реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». 22.03.2020 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и муниципальным казенным учреждением «Администрация Добрянского городского поселения», в соответствии с постановлениями Правительства Пермского края от 20.03.2018 № 136-п «Об утверждении Порядка предоставления, распределения и расходования субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, в том числе в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», от 07.03.2019 №156-п «Об утверждении распределения субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, в том числе в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2019 году» заключили соглашение №27-д. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование обеспечение расходных обязательств муниципалитета, в рамках указанного соглашения, в 2019 году составляет – 3604406 руб. (за счет бюджета Пермского края составляет – 3243966,24 руб., за счет муниципалитета – 360440,69 руб.). 22.03.2019 в указанное соглашение внесены изменения в соответствии с которым получателем субсидии является МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства». 02.04.2019 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, как получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий местным бюджетам, и муниципальным казенным учреждением «Администрация Добрянского городского поселения», в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, заключено соглашение №57616101-1-2019-001. Предметом Соглашения является предоставление из бюджета Пермского края в 2019 году бюджету Добрянского городского поселения субсидии на реализацию мероприятий в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными субъекту как получателю средств бюджета Российской Федерации. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование обеспечение расходных обязательств муниципалитета, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта составляет в 2019 году – 13442815,29 руб. В указанное соглашение 27.05.2019 внесены изменения в соответствии с которым получателем субсидии является МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства». Постановлением администрации Добрянского городского поселения от 29.12.2017 №1383, утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории Добрянского городского поселения на 2018-2022 г.г.». Согласно данной программе предусмотрены мероприятия по благоустройству бульвара по переулку Строителей (устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров, устройство тротуарной плитки, озеленение, установка малых архитектурных форм). С целью реализации национального проекта «Формирования современной городской среды», на основании проведенных конкурсных процедур, 06.08.2019 МО «Добрянское городское поселение», в лице МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского муниципального района», в лице начальника ФИО1 и индивидуального предпринимателя ФИО4 заключен муниципальный контракт №165/19 на выполнение работ по устройству асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров, устройство тротуарной плитки на бульваре по переулку Строителей в г. Добрянки Пермского края. Срок окончание работ определен до 20.10.2019. Цена выполняемых работ по муниципальному контракту составляет 4040000 руб. Перечень работ определялся техническим заданием (приложение №1 к настоящему контракту). 31.10.2019 работы подрядчиком выполнены, заказчиком в лице начальника Управления ФИО2 работы приняты, расчет в сумме с подрядчиком произведен в размере 4444000 руб. с учетом заключенного дополнительного соглашения от 30.09.2019 в размере 404000 руб. Прокуратурой города совместно с ОЭБ и ПК ОМВД России по Добрянскому району, 04.06.2020 осуществлен выход по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, г. Добрянка, бульвар по переулку Строителей. В ходе осмотра устройства асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров, устройство тротуарной плитки на бульваре по переулку Строителей в г. Добрянки Пермского края на предмет фактически выполненных работ по муниципальному контракту, установлено, что работы по муниципальному контракту не выполнены в полном объеме. Так, в акте выполненных работ включены работы, которые фактически не выполнялись подрядчиком, в частности, работы по высадке цветов в клумбы, работы по посеву газона, а также осуществлена замена тротуарной плитки (должна быть плитка «Старый город», установлена плитка «Катушка»). Прокуратурой города материалы проверки направлены в СО г.Добрянки СУ СК РФ по Пермскому краю, по результатам проверки следственным органом возбуждено уголовное дело в отношении ФИО1 по ч.1 ст.286 УК РФ, ч.2 ст.292 УК РФ. Приговором Добрянского районного суда от 19.07.2021 ФИО1 признан виновным в совершении преступлений ч.1 ст.285 УК РФ, ч.2 ст.292 УК РФ. Приговор вступил в законную силу 30.07.2021 года. Как следует из приговора Добрянского районного суда от 19.07.2021, в период с 09.09.2019 по 31.10.2019 в ходе исполнения муниципального контракта №165/19, вместо предусмотренной локальным сметным расчетом тротуарной плитки «Старый город» общей стоимостью 1199642,40 руб., применена более дешевая тротуарная плитка «Катушка» общей стоимостью 593219,25 руб., что привело к уменьшению стоимости выполненных работ по муниципальному контракту № 165/19 на сумму 606423,15 руб. Приговором установлено, что ФИО1 было известно о том, что в рамках исполнения муниципального контракта ИП ФИО4 уложена тротуарная плитка «Катушка» меньшей стоимости, ФИО1 подписал акты выполненных работ. Таким образом, ИП ФИО4 необоснованно выплачены денежные средства в размере 606423,15 руб., т.е. действия ФИО1 повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, выразившиеся в подрыве авторитета органов местного самоуправления в глазах общества, а также повлекли причинение ущерба бюджета муниципального образования, необоснованное использование денежных средств.

Истец помощник прокурора г.Добрянки ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что ФИО1 привлечен к уголовной ответственности, приговор вступил в законную силу, но в предварительный сговор не вступал, денежные средства по контракту были перечислены ИП ФИО6, полагает, что материальный ущерб в размере 606423,15 руб. должен быть взыскан иным путем.

Представитель третьего лица ФИО7 в судебном заседании исковые требования прокурора г. Добрянки поддержала, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме. Пояснила, что приговором от 19.07.2021 ФИО1 признан виновным, его действиями причинен ущерб муниципальному образованию.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ч.5 ст.3 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ч.ч.1,3 ст.139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд.

В соответствии со ст.1082 ГК РФ удовлетворяя требования о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить убытки (п.2 ст.15 ГК РФ).

Согласно с ч.ч.1, 2 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Судом установлено, что 06.08.2019 между МО «Добрянское городское поселение», в лице МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского муниципального района», в лице начальника ФИО1 и индивидуальным предпринимателем ФИО4 заключен муниципальный контракт №165/19 на выполнение работ по устройству асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров, устройство тротуарной плитки на бульваре по переулку Строителей в г. Добрянки Пермского края. Срок окончание работ определен до 20.10.2019. Цена выполняемых работ по муниципальному контракту составляет 4040000 руб. Виды, объемы работ и другие условия по выполнению обязательств по муниципальному контракту определены в техническом задании (приложение №1 к настоящему контракту) и локальном сметном расчете (приложение №2 к Контракту). Согласно локальному сметному расчету к контракту утверждена плитка тротуарная «Старый город» (л.д. 8-31).

Приговором Добрянского районного суда Пермского края от 19.07.2021, вступившим в законную силу 30.07.2021, ФИО1, признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285, ч.2 ст.292 УК РФ, назначено наказание: по ч.1 ст.285 УК РФ - в виде штрафа в размере 60000 руб. в доход государства, по ч.2 ст.292 УК РФ – в виде штрафа в размере 100000 руб. в доход государства. В соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания окончательно назначен штраф в размере 120000 руб. в доход государства (л.д. 32-59).

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» следует, что согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Приговором Добрянского районного суда Пермского края от 19.07.2021 установлены следующие обстоятельства.

ФИО1, являясь начальником МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского муниципального района» в целях исполнения муниципального контракта №165/19, заключенного 06.08.2019, Муниципальным образованием «Добрянский городской округ» в лице начальника МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского муниципального района», и ИП ФИО4, зная о том, что замена тротуарной плитки «старый город», указанной в локальном сметном расчете к контракту, на тротуарную плитку «катушка», которая не обладает улучшенными техническими и функциональными характеристиками по отношению к тротуарной плитке «старый город», умышленно, дал указание находящемуся в его подчинении сотруднику Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского муниципального района подготовить письмо в адрес ИП ФИО4, являющегося подрядчиком по муниципальному контракту №165/19 на выполнение работ по устройству асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров, устройство тротуарной плитки на бульваре по переулку Строителей в г.Добрянке о согласовании замены предусмотренной локальным сметным расчетом тротуарной плитки «старый город» на тротуарную плитку «катушка», которое согласовал 06.09.2019.

В период с 09.09.2019 по 31.10.2019, в ходе исполнения муниципального контракта №165/19 и соглашения к нему подрядчиком при выполнении работ, на основании полученного письма №265-04-06-48, вместо предусмотренной локальным сметным расчетом тротуарной плитки «старый город» общей стоимостью 1199642,40 руб., была применена более дешевая тротуарная плитка «катушка» общей стоимостью 593219,25 руб., что привело к уменьшению стоимости выполненных работ по муниципальному контракту №165/19 на сумму 606423,15 руб. ФИО1 достоверно зная, что при выполнении работ по муниципальному контракту №165/19 использовалась более дешевая, чем предусмотрена условиями муниципального контракта, тротуарная плитка, незаконно подписал составленные ИП ФИО4 официальные документы: акт о приемке выполненных работ №1 от 31.10.2019 унифицированной формы КС-2 на сумму 4040000 руб.; акт о приемке выполненных работ №2 от 31.10.2019 унифицированной формы КС-2 на сумму 404000 руб.; справку о стоимости выполненных работ и затрат на сумму 4444000 руб. унифицированной формы КС-3; счет на оплату №30 от 31.10.2019 на сумму 3232000 руб.; счет на оплату №32 от 31.10.2019 на сумму 404000 руб., на основании которых Муниципальным образование «Добрянский городской округ», от имени которых выступает МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского муниципального района Пермского края» произведена оплата денежных средств ИП ФИО4, платежными поручениями: №54004 от 21.11.2019 на сумму 538 148,47 руб.; №54005 от 21.11.2019 на сумму 8542,04 рубля; №54006 от 21.11.2019 на сумму 59794,27 руб.; №54103 от 22.11.2019 на сумму 76878,35 руб.; №11317 от 02.12.2019 на сумму 2548636,87 руб.

Примененная на объекте тротуарная плитка «катушка» не обладает по отношению к тротуарной плитке «старый город» улучшенными техническими и функциональными характеристиками, следовательно, ФИО1 не имел полномочий согласовывать замену тротуарной плитки, т.к. это противоречит требованиям ч.7 ст.95 Федерального закона №44. В соответствии с локальными сметными расчетами к контракту и соглашению к нему, стоимость одного квадратного метра тротуарной плитки «старый город» с учетом применения коэффициента приведения к договорной цене составляла 784,08 рублей. Предусматривалась укладка 1530 кв. м. тротуарной плитки «старый город» общей сметной стоимостью 1199642, 40 рублей. Впоследствии подрядчиком закуплена тротуарная плитка «катушка» двух цветов: 765 кв.м. серого цвета - по 420 рублей за квадратный метр, с учетом применения коэффициента приведения к договорной цене – 361,89 рублей за кв.м., 765 кв.м. вишневого цвета – по 480 рублей за кв.м., с учетом применения коэффициента приведения к договорной цене – 413, 56 рублей за кв.м. Общая стоимость 1530 кв.м. тротуарной плитки «катушка», приобретенной подрядчиком, с учетом применения коэффициента приведения к договорной цене составляет 593219, 25 руб., разница между стоимостью тротуарной плитки «старый город» и «катушка» составляет 606423,15 руб. При наличии юридических оснований для замены тротуарной плитки ФИО1, выполняя функции заказчика по контракту, должен был изучить экономическую составляющую данного вопроса, включая стоимость тротуарной плитки, т.к. разница в стоимости тротуарной плитки в размере 606423,15 руб. не должна была выплачиваться подрядчику ИП ФИО4, закупка более дешевых материалов в случае их замены не может рассматриваться как экономия подрядчика.

Таким образом, исходя из оснований предъявленного иска, обстоятельств, установленных судом, доказательств, представленных сторонами, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

С ФИО1 подлежит взысканию в пользу администрации Добрянского городского округа Пермского края сумма материального ущерба, причиненного муниципальному образованию в размере 606423,15 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Добрянки удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу администрации Добрянского городского округа Пермского края сумму материального ущерба, причиненного муниципальному образованию в размере 606423,15 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Ю.А. Андрианова

Мотивированное решение изготовлено 21.10.2021.