Дело № 2-1531/2021
Изготовлено 19.04.2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 апреля 2021 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Быриной Д.В.,
при секретаре Житниковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лица к ООО «Восток» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности мореплавания и судоходства,
установил:
Мурманский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Восток» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности мореплавания и судоходства.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки в морском порту Мурманск при эксплуатации судна МК-0301 «Заполярье», собственником которого является ООО «Восток» выявлены нарушения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности мореплавания и судоходства.
Необеспечение собственником судна МК-0301 «Заполярье» требований вышеуказанного законодательства, направленного на обеспечение безопасности мореплавания и судоходства, может привести к повреждению и гибели этого судна, что повлечет за собой нарушение безопасности мореплавания в Кольском заливе, загрязнение окружающей среды, а также приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц – жителей г. Мурманска и Мурманской области на защиту их жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду.
Просит суд обязать обязать ООО «Восток» устранить выявленные нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности мореплавания и судоходства, и в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда: обеспечить судно МК-0301 «Заполярье» вахтенными у трапа в соответствии со ст. 52, 53 КТМ РФ, п. 105 Общих правила плавания и стоянки судов от 20.08.2009 № 140; обеспечить живучесть судна МК-0301 «Заполярье» в соответствии со ст. 52, 53 КТМ РФ, п. 116 Технического регламента от 12.08.2010 № 620; получить разрешение капитана морского порта Мурманск на длительную стоянку судна МК-0301 «Заполярье» на акватории Кольского залива, а также разработать и согласовать с капитаном морского порта Мурманск план мероприятий по обеспечению безопасности данного судна в период длительной стоянки в соответствии с п. 119, п. 120, п. 123 Общих правила плавания и стоянки судов от 20.08.2009 № 140.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.
Представитель ответчика ООО «Восток» в судебное заседание не явился, признается судом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с положениями ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ и разъяснениями, данными в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, мнения относительно заявленных требований не представил.
Представитель ФГБУ «АМП Западной Арктики» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела судом извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором исковые требования поддержал в полном объеме. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.
При таких обстоятельствах, в соответствии со статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Частью 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со статьями 52, 53 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для обеспечения безопасности плавания судна.
Согласно пункту 105 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Министерства транспорта России от 20.08.2009 № 140 (далее - Общие правила плавания и стоянки судов от 20.08.2009 № 140), на судне, стоящем у причала, выставляется вахтенный у трапа.
В соответствии с пунктом 116 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 (далее - Технический регламент от 12.08.2010 № 620), живучесть судна должна обеспечиваться: проектным запасом плавучести и остойчивости при повреждении корпуса; наличием средств осушения и пожаротушения; соблюдением требований пожарной безопасности; постоянным поддержанием судна, его устройств, технических средств, средств снабжения и спасательных средств в исправном состоянии, обеспечивающем безопасность судна, его мореходные качества и готовность к действию по борьбе за живучесть; надежностью конструкции судна, его устройств, оборудования, средств снабжения и спасательных средств; наличием экипажа на борту судна и подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна; организацией борьбы за живучесть в аварийных ситуациях и принятием мер по обеспечению управляемости судна; наличием на борту информации о непотопляемости судна и планов по борьбе за его живучесть; поддержанием постоянного состояния готовности путем визуального и слухового наблюдения за состоянием судна, гидрометеорологическими и ледовыми условиями плавания.
Согласно п. 119, п. 120, п. 123 Общих правил плавания и стоянки судов от 20.08.2009 № 140, длительная стоянка судов в морском порту сверх времени, необходимого для осуществления погрузо-разгрузочных операций и/или оказания судну услуг по его обслуживанию (далее - длительная стоянка), осуществляется с разрешения капитана морского порта на длительную стоянку судна в морском порту на основании заявки судовладельца или капитана судна. Суда, находящиеся в морском порту на длительной стоянке, должны иметь планы мероприятий по обеспечению безопасности судна в период длительной стоянки, утвержденные судовладельцем и согласованные с капитаном морского порта.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности мореплавания и судоходства в морском порту Мурманск, проведенной Мурманской транспортной прокуратурой, при эксплуатации судна МК-0301 «Заполярье», собственником которого выявлены нарушения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности мореплавания и судоходства.
Согласно выписки из Государственного судового реестра морского порта Мурманск, судно МК-0301 «Заполярье» принадлежит на праве собственности ООО «Восток».
Судно МК-0301 «Заполярье» длительное время находится у пирса Мурманской судоверфи по адресу: г. Мурманск, <адрес>, на акватории Кольского залива в границах морского порта Мурманск.
Вопреки требованиям ст. 52, 53 КТМ РФ, п. 105, п. 119, п. 120, п. 123 Общих правила плавания и стоянки судов от 20.08.2009 № 140, п. 116 Технического регламента от 12.08.2010 № 620, вахтенные на судне МК-0301 «Заполярье» отсутствуют, живучесть судна не обеспечивается, разрешение капитана морского порта Мурманск на длительную стоянку судна отсутствует, план мероприятий по обеспечению безопасности судна в период длительной стоянки не разработан.
Указанные обстоятельства подтверждены документально, ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспорены.
Доказательств опровергающих представленные доказательства, ООО «Восток» в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, а также устранения выявленных в ходе проверки нарушений вышеуказанного законодательства, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку неисполнение собственником судна МК-0301 «Заполярье» вышеуказанных требований законодательства может привести к повреждению и гибели судна, что повлечет за собой нарушение безопасности мореплавания в Кольском заливе, загрязнение окружающей среды, а также нарушение прав неопределенного круга лиц – жителей г. Мурманска и Мурманской области на защиту их жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 20, 41, 42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд признает заявленный истцом срок для устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений законодательства – в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу достаточным для исполнения решения суда.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Мурманского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лица к ООО «Восток» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности мореплавания и судоходства удовлетворить.
Обязать ООО «Восток» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
- обеспечить судно МК-0301 «Заполярье» вахтенными у трапа в соответствии со ст. 52, 53 КТМ РФ, п. 105 Общих правила плавания и стоянки судов от 20.08.2009 № 140;
- обеспечить живучесть судна МК-0301 «Заполярье» в соответствии со ст. 52, 53 КТМ РФ, п. 116 Технического регламента от 12.08.2010 № 620;
- получить разрешение капитана морского порта Мурманск на хштельную стоянку судна МК-0301 «Заполярье» на акватории Кольского залива, а также разработать и согласовать с капитаном морского порта Мурманск план мероприятий по обеспечению безопасности данного судна в период длительной стоянки в соответствии с п. 119, п. 120, п. 123 Общих правила плавания и стоянки судов от 20.08.2009 № 140.
Взыскать с ООО «Восток» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий _________________