ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1531/2023 от 15.12.2023 Соль-илецкого районного суда (Оренбургская область)

№ 2-1531/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2023 года г. Соль-Илецк

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ширяевой Н.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вольф А.А.,

с участием представителя Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» Цирюльникова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефремова ФИО7 к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о взыскании денежных средств,

установил:

Ефремов В.Н. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» (далее – ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области), Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН России), указав, что отбывая наказание в ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области столкнулся с незаконным бездействием исправительного учреждения, выразившегося в неисполнении возложенных на него социальных обязательств по обеспечению и содействию в получении истцом (как лицом, относящимся на момент обучения в ФКПОУ № 156 ФСИН России к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не достигшим возраста 23 лет) страховой пенсии по пункту 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно ответу прокуратуры истец не был обеспечен социальной стипендией (пособием), поскольку не обратился к ответчику с просьбой о направлении необходимых документов в пенсионный орган, а также не являлся получателем данного пособия. Между тем, до осуждения истец обучался в ГАПОУ «Гуманитарно-технологический техникум» г. Оренбурга, получал социальную стипендию и все дополнительные выплаты. Полагает, что трехмесячный срок для подачи искового заявления следует исчислять с момента получения ответа Прокуратуры Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку ранее истец не знал о наличии у него такого социального права в местах лишения свободы.

Ссылаясь как на ответ Министерства образования Оренбургской области, в котором истцу было сообщено о размерах выплат по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме на одного обучающегося из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и на ответ Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о размере социальной пенсии по случаю потери кормильца, просил с учетом уточнения исковых требований взыскать в свою пользу денежные средства в общей сумме <данные изъяты> рубля, из которых <данные изъяты> рубля – денежная компенсация на продукты питания в учебные дни за ДД.ММ.ГГГГ год из расчета <данные изъяты> рубля за каждый день (<данные изъяты> дней); <данные изъяты> рублей - денежная компенсация на продукты питания в выходные дни за ДД.ММ.ГГГГ год из расчета <данные изъяты> рубля за каждый день (<данные изъяты> дня); 1 <данные изъяты> рублей – ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей за ДД.ММ.ГГГГ год; <данные изъяты> рублей – денежная компенсация на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря за осенний сезон ДД.ММ.ГГГГ года; <данные изъяты> рублей – денежная компенсация на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря за зимний сезон ДД.ММ.ГГГГ года; <данные изъяты> рублей – единовременное денежное пособие при выпуске; <данные изъяты> рублей - единовременное денежное пособие при выпуске; <данные изъяты> рублей – общий размер ежемесячной социальной пенсии из расчета <данные изъяты> рубля за <данные изъяты> месяца обучения.

Определениями суда к участию в деле привлечены: в качестве соответчика Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области; в качестве третьих лиц - ФКПОУ № 156 ФСИН России, ОСФР по Оренбургской области, Министерство образования Оренбургской области.

Истец Ефремов В.Н., представители ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, представители третьих лиц ФКПОУ № 156 ФСИН России, ОСФР по Оренбургской области, Министерства образования Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Представитель ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что к администрации исправительного учреждения истец с заявлениями о назначении выплат не обращался. Кроме того истцом пропущен срок исковой давности.

Выслушав представителя ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Ефремов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать, Поддубняк И.Н., лишена родительских прав на основании решения Мартукского районного суда Актюбинской области Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ. С сентября <данные изъяты> года по декабрь <данные изъяты> года Ефремов В.Н. воспитывался в детском доме в Республике Казахстан, в последующем передан на воспитание в приемную семью, в которой воспитывался вплоть до совершеннолетия.

Приговором Ленинского районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ Ефремов В.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктами <данные изъяты> части <данные изъяты> статьи <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок <данные изъяты> с отбыванием наказания в колонии-поселения.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ефремов В.Н. отбывал наказание в ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области.

В период отбывания наказания Ефремов В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в ФКПОУ № 156 ФСИН России по профессии: Штукатур, по окончании обучения присвоен второй разряд, выдано свидетельство о получении профессии что подтверждается справкой соответствующего учреждения № 1 от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки, проведенной УФСИН России по Оренбургской области, установлено, что в период отбывания наказания в ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области Ефремов В.Н. с вопросами выплат социальных стипендий (пособий) к администрации учреждения не обращался, что следует из содержания ответов УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Из поступившего в адрес истца ответа прокуратуры Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ также усматривается, что ввиду отсутствия в ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области как сведений о наличии у Ефремова В.Н. статуса лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и сведений об обращении Ефремова В.Н. в период обучения за назначением социальной стипендии, нарушений федерального законодательства со стороны ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области не установлено.

Полагая, что исправительным учреждением допущено нарушение прав на социальное обеспечение как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ефремов В.Н. обратился в суд с настоящим иском, приложив в обоснование исковых требований к исковому заявлению следующие документы.

Ответ Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от ДД.ММ.ГГГГ о проведённой документальной проверке по вопросу включения Ефремова В.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Ответ ОСФР по Оренбургской области от 17 мая 2023 года, в котором ему разъяснен порядок обращения за установлением пенсии по пункту 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Ответ Министерства образования Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ о размерах выплат по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме на одного обучающегося из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях, находящихся на территории Оренбургской области, устанавливаемых ежегодно приказами Министерства образования Оренбургской области.

Между тем, вышеприведённые документы не подтверждают доводы истца о наличии правовых оснований для осуществления спорных выплат.

В силу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прерогатива выбора способа защиты нарушенного права принадлежит заявителю, обратившемуся в суд за его защитой, суд же, по общему правилу, рассматривает дело исключительно в пределах заявленных требований (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то есть в пределах тех оснований и предмета иска, которые заявлены.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В исковом заявлении истец, указывая на факт необеспечения его социальной стипендией (пособием), ссылается при этом на пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которой регламентирована страховая пенсия по случаю потери кормильца. Кроме того, отражая в уточненном исковом заявлении окончательный размер ежемесячной социальной пенсии в сумме <данные изъяты> рублей, истец ссылался на ответ ОСФР по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, в котором истцу сообщено об установленном, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ размере социальной пенсии по случаю потери кормильца.

С учетом изложенного суд полагает необходимым рассмотреть требование, заявленное истцом в пункте 8 просительной части искового заявления и в последующем уточненное в части его размера с учетом правового регулирования, устанавливающего основания и порядок выплаты данного вида социальной пенсии.

Статьей 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи признаются в том числе дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила).

Согласно пункту 18 Правил (ред. от 14.06.2016) граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.

Граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения (пункт 9 Правил (ред. от 14.06.2016).

Абзацем вторым пункта 9 Правил, введенным в действие Приказом Минтруда России от 13.02.2018 № 94н (в ред. Приказа Минтруда России от 28.01.2019 № 43н), предусмотрено, что заявления и документы, представленные гражданами, осужденными к лишению свободы, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее пяти рабочих дней со дня их представления в администрацию исправительного учреждения.

Из вышеуказанных норм следует, что основанием для обращения исправительного учреждения в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии в отношении лица, отбывающего наказание, является заявление этого лица о назначении пенсии, которое подлежит передаче в орган Пенсионного фонда.

Между тем, ни материалы дела, ни личное дело осужденного Ефремова В.Н. не содержат сведений об обращении лица в администрацию исправительного учреждения в период прохождения обучения в ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области по вопросу оформления социальной пенсии по случаю потери кормильца.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что именно по вине ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области истцом не получена социальная пенсия по случаю потери кормильца, размер которой с учетом уточнения составил <данные изъяты> рублей, не имеется, в связи с чем в удовлетворении требований в названной части надлежит отказать.

Относительно исковых требований в части взыскания денежных компенсаций на продукты питания в учебные и выходные дни, ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, денежной компенсации на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря за осенний и зимний сезоны, единовременных денежных пособий при выпуске суд исходит из следующего.

Согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 49 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится в числе прочего решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях).

Аналогичные положения содержались в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Правоотношения в указанной сфере на федеральном уровне урегулированы, в том числе Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 3 которого определено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регламентировано, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 03.07.2016) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам (абзац 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 03.07.2016) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются государственная социальная стипендия в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

Пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей выплачивается детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением указанных лиц, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в размере трехмесячной государственной социальной стипендии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также иных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливаются федеральным органом государственной власти, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 03.07.2016) выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением обучавшихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием по нормам и в порядке, которые утверждены Правительством Российской Федерации, и единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей.

По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» размер возмещения по вкладам.

Выпускники федеральных государственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием либо по желанию выпускника денежной компенсацией и единовременным денежным пособием по нормам и в порядке, которые установлены федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в размере и в порядке, которые утверждены законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим пунктом дополнительные гарантии по социальной поддержке не предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в случае, если указанные гарантии уже были им предоставлены за счет средств организации, где они ранее обучались и (или) воспитывались.

Таким образом, вышеприведенная правовая норма федерального закона предусматривает обеспечение бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием, в том числе выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Вышеперечисленные выплаты являются дополнительными гарантиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получениям ими очного профессионального образования.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что обучение Ефремова В.Н. имело место в период отбывания им наказания в виде лишения свободы, в связи с чем все права и свободы граждан Российской Федерации в силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации гарантируются с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (часть вторая статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), к которым относится общественно полезный труд (часть вторая статьи 9 того же Кодекса), не имеющий основной целью получение трудового дохода (заработка), профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, учитываемое при определении степени их исправления (статья 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, целями Уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение новых преступлений, задачами – регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В статье 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определены гарантии материально-бытового обеспечения осужденных, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом, каких-либо положений, предусматривающих выплату осужденным из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательном учреждении ФСИН России в период отбывания наказания, либо окончивших профессиональное образовательное учреждение ФСИН России, заявленных истцом компенсаций Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации не содержит.

С учетом изложенного, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отбывающие наказание в виде лишения свободы, и являющиеся выпускниками федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений ФСИН России имеют иной правовой статус, в связи с чем дополнительные гарантии, перечисленные в статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на них не распространяются.

Довод истца о том, что он, будучи студентом-сиротой, в период обучения в ГБОУ НПО ПУ № 37 г. Оренбурга с августа ДД.ММ.ГГГГ года являлся получателем денежной компенсации за проезд в городском пассажирском транспорте, денежной компенсации взамен горячего питания, денежной компенсации на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря по сезону, денежной компенсации на ежегодное дополнительное пособие на приобретение литературы и письменных принадлежностей, не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку в указанный период обучения истец не являлся осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

При таких обстоятельствах суд в полном объеме отказывает в удовлетворении исковых требований по существу.

Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, что в силу статьи 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и о защите своих прав.

По общему правилу, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.

Учитывая, что в исковом заявлении истец, полагая свое право на дополнительные гарантии при обучении нарушенным, ссылался в числе прочего на факт получения спорных денежных сумм в период его обучения в Гуманитарно-техническом техникуме г. Оренбурга в ДД.ММ.ГГГГ годах, то с учетом вышеприведённых норм материального права о нарушении своего права в части неоказании ему полного государственного обеспечения истец должен был узнать с момента окончания профессионального образовательного учреждения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, однако, длительное время (вплоть до ДД.ММ.ГГГГ) не принимал никаких мер для реализации своего права на судебную защиту.

Ссылка истца на то, что о нарушении своего права ему стало известно с момента получения ответа Прокуратуры Оренбургской области суд ДД.ММ.ГГГГ, подлежит отклонению по вышеприведённому обоснованию.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Ефремова ФИО8 к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о взыскании денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.С. Ширяева

Решение в окончательной форме принято 22.12.2023.

Судья Н.С. Ширяева

Оригинал решения суда подшит в гражданское дело № 2-1531/2023.