ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-153/15 от 27.03.2015 Родинского районного суда (Алтайский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2015 года с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Круглова В.В.,

при секретаре Авдеевой З.А.,

с участием заместителя прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах ФИО1 к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Ромашка» Родинского района Алтайского края о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах ФИО1 к МКДОУ детский сад «Ромашка» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Родинского района Алтайского края по заявлению ФИО1 проведена проверка исполнения трудового законодательства при начислении и выплате заработной платы в МКДОУ детский сад «Ромашка», в ходе которой было установлено, что ФИО1 работает в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Ромашка» (далее МКДОУ детский сад «Ромашка») на основании трудового договора завхозом на 0,75 ставки и кладовщиком на 0,25 ставки. Таким образом, в данном учреждении ФИО1 работает на одну ставку.

Согласно ст. 129, 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная
плата, состоящая из должностного оклада (тарифной ставки), компенсационных и стимулирующих доплат, работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» с 01 января 1998 г. на территории Родинского района Алтайского края утвержден районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25 в связи с особыми климатическими условиями.

При этом данным постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631 прямо предусмотрено, что расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

Согласно указанным нормам начисление районного коэффициента производится на все начисления, которые входят в систему оплаты труда, поскольку назначение районных коэффициентов заключается в учете особых климатических условий конкретного региона. Соответственно, районный коэффициент подлежит начислению на заработную плату, включающую в себя все элементы системы труда, применяемые работодателем. Иное понимание противоречит существу районных коэффициентов, назначением которых является учет особых климатических условий определенных местностей.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в Родинском районе Алтайского края, она должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент за работу в данной местности.

Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ) с 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5554 рубля в месяц.

Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ) с 1 января 2015 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5965 рублей в месяц.

В связи с чем, за период с 01.12.2014г. по 31.12.2014г. заработная плата работникам МКДОУ детский сад «Ромашка» должна быть начислена в размере не менее 6942,50 рубля в месяц (т.е. 5554 рубля - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством, + 1388,50 рублей (районный коэффициент 1,25), а с 01.01.2015 года не менее 7456, 25 рублей в месяц (т.е. 5965 рублей – минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством, + 1491,25 рублей (районный коэффициент)1,25).

В ходе проверки выявлено, что требования вышеуказанного законодательства МКДОУ детский сад «Ромашка» при начислении и выплате заработной платы работникам, в том числе ФИО1, не соблюдались, а именно размер районного коэффициента включался в минимальный размер оплаты труда. Кроме того, районный коэффициент начислялся в размере не 1,25, а 1,20, что также противоречит требованиям названного законодательства.

Так, за ноябрь 2014 года ФИО1 начислена и выплачена заработная плата в сумме <данные изъяты>, за декабрь 2014 года – <данные изъяты>, за январь 2015 года – <данные изъяты>.

Данные обстоятельства подтверждаются документами, представленными МКДОУ детский сад «Ромашка», в том числе информацией о суммах начисленной и выплаченной заработной платы.

Несоблюдение работодателем вышеизложенных требований законодательства существенным образом нарушает права ФИО1 на получение заработной платы в полном размере.

На основании изложенного прокурор Родинского района просит суд: признать за ФИО1 право на получение 25% районного коэффициента к заработной плате на постоянной основе с 01 ноября 2014 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края»; обязать МКДОУ детский сад «Ромашка» с 01 ноября 2014 года установить заработную плату ФИО1 не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями, с начислением районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате на начисленную заработную плату; обязать МКДОУ детский сад «Ромашка» с 01 ноября 2014 года по день вынесения судом решения произвести перерасчет заработной платы ФИО1 путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере 1,25.

В судебном заседании заместитель прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А. уточнила исковые требования и окончательно просила суд: признать за ФИО1 право на получение 25% районного коэффициента к заработной плате на постоянной основе с 01 ноября 2014 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края»; обязать МКДОУ детский сад «Ромашка» с 01 ноября 2014 года установить заработную плату ФИО1 по должности завхоза на 0,75 ставки не ниже 0,75 от установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями, с начислением районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате на начисленную заработную плату; обязать МКДОУ детский сад «Ромашка» с 01 ноября 2014 года по день вынесения судом решения произвести перерасчет заработной платы ФИО1 по должности завхоза на 0,75 ставки путем начисления заработной платы не менее 0,75 от одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере 1,25; обязать МКДОУ детский сад «Ромашка» с 01 ноября 2014 года установить заработную плату ФИО1 по должности кладовщика на 0,25 ставки не ниже 0,25 от установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями, с начислением районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате на начисленную заработную плату; обязать МКДОУ детский сад «Ромашка» с 01 ноября 2014 года по день вынесения судом решения произвести перерасчет заработной платы ФИО1 по должности кладовщика на 0,25 ставки путем начисления заработной платы не менее 0,25 от одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере 1,25.

Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, согласно поступившей в суд телефонограмме просит провести судебное разбирательство в её отсутствие.

Представитель ответчика МКДОУ детский сад «Ромашка» ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила провести судебное разбирательство в ее отсутствие. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело без участия вышеуказанного представителя.

Однако, согласно представленного в адрес суда возражения на первоначально поданное исковое заявление прокурора указала, что иск прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Районный коэффициент является надбавкой компенсационного характера. Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно п. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что заработная плата (вознаграждение за труд) не может быть ниже МРОТ и в заработную плату входит районный коэффициент.

Глава 50 ТК РФ делает исключение из общего правила для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так ст. 315 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Т.е. для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностях районный и северный коэффициент не входит в заработную плату, которая не может быть ниже МРОТ.

В соответствии с ч. 2 ст. 313 ТК РФ дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей.

В ст. 2 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» указано, что перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ.

Поскольку соответствующий нормативный акт Правительством РФ на сегодняшний день не принят, в соответствии со ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего СССР применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Для определения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей работодателям следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029), в который Правительство РФ периодически вносит изменения.

Из анализа данного перечня, с изменениями на данный момент следует, что в перечне отсутствует Родинский район Алтайского края. Алтайский край не являлся и не является районом Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, следовательно, на него не распространяются нормы ст. 315 ТК РФ.

Из искового заявления следует, что истец получал заработную плату (вознаграждение за труд) в размере МРОТ, в соответствии с федеральным законом от 03.12.2012 г № 232-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

Таким образом, истец получал заработную плату в соответствии с действующим законодательством. Как следует из материалов дела и установлено судом, на оклад истца начислялся и районный коэффициент за работу в местности с особыми климатическими условиями, но никак не за работу в местности в районе Крайнего Севера.

Вывод истца о том, что данная выплата (25%) должна начисляться на МРОТ, необоснован. Действующее законодательство не предусматривает начисление данной надбавки на минимальный размер оплаты труда; в соответствии с указанными положениями закона, данная выплата подлежит начислению на должностной оклад.

На основании вышеизложенного считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Родинского района Алтайского края в интересах ФИО1 к МКДОУ детский сад «Ромашка» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права, на получение заработной платы исходя из районного коэффициента 1,25 в полном объеме.

Представитель третьего лица Комитета по образованию Администрации Родинского района Алтайского края в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело без участия вышеуказанного представителя.

Представитель третьего лица – Комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным провести судебное заседание без участия указанного представителя.

Согласно представленного в адрес суда возражения на первоначально поданное исковое заявление указал, что иск прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

1. В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Районный коэффициент является выплатой компенсационного характера и входит в состав заработной платы работника.

Статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации сказано, что базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Следовательно, заработная плата работников образовательных учреждений сотоит из оклада и выплат стимулирующего и компенсационного характера, к которым относится районный коэффициент.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 01.10.2009 № 1160-О-О установил, что в ходе совершенствования трудового законодательства и изложении вышеназванных статей Трудового кодекса Российской Федерации в действующей в настоящее время редакции было предусмотрено в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

На основании изложенного следует вывод о необоснованности расчета исковых требований прокурора Родинского района, в которых районный коэффициент начисляется на установленный минимальный размер оплаты труда.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение руководствуется вышеуказанными нормативными правовыми актами при выплате заработной платы работникам.

Таким образом, в оклад работника не включены выплаты компенсационного (районный коэффициент), стимулирующего и социального характера, а тот факт, что должностной оклад работника ниже размера минимального размера оплаты труда для трудоспособного населения, сам по себе не свидетельствует об установлении работнику несправедливого размера заработной платы и как следствие о нарушение его прав в области оплаты труда.

2. Согласно статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы является обязанностью работодателя.

Согласно статьям 15 и 20 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовые отношения с работником вступает работодатель.

В соответствии с пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что трудовой договор заключен истцом с МКДОУ детский сад «Ромашка».

Таким образом, поскольку ФИО1 не состоит в трудовых отношениях с комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, а также не является работником государственного учреждения субъекта Российской Федерации, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в соответствии с нормами действующего законодательства не несет перед истцом каких-либо обязательств.

В связи с этим просит в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть данное дело в отсутствие представителя комитета.

Представитель третьего лица – Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Родинского района Алтайского края в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело без участия вышеуказанного представителя.

Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Частью 3 статьи 37 Конституции РФ закреплено право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 129 Трудового Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Статьей 133 Трудового Кодекса установлено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 146 и ст. 148 Трудового Кодекса в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.315 Трудового Кодекса оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст.ст.2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе, правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Как установлено в судебном заседании, и следует из представленных в деле материалов, МКДОУ детский сад «Ромашка» является юридическим лицом – муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением, состоит на учете в налоговом органе, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе и уставом.

Истица ФИО1 состоит в трудовых отношениях с МКДОУ детский сад «Ромашка» с 15 апреля 1994 года, в должности завхоза на 0,75 ставки и в должности кладовщика на 0,25 ставки с 01 марта 2006 года.

Заработная плата истице ФИО1 в 2014 году на 0,25 ставки кладовщика начислялась в сумме <данные изъяты>, из которых: должностной оклад в сумме <данные изъяты>, надбавка за сложность (СНК 12%) в размере <данные изъяты>, районного коэффициента (20%) в размере <данные изъяты>, доплаты до МРОТ в размере <данные изъяты>, с января 2015 года заработная плата начислялась истице ФИО1 в размере <данные изъяты>, из которых: должностной оклад в сумме <данные изъяты>, надбавка за сложность (СНК 12%) в размере <данные изъяты>, районного коэффициента (20%) в размере <данные изъяты>, доплаты до МРОТ в размере <данные изъяты>, что подтверждается в судебном заседании приказом о приеме на работу, трудовым договором, дополнительным соглашением, расчетно-платежными ведомостями, расчетными листками.

Заработная плата истице ФИО1 в 2014 году на 0,75 ставки завхоза начислялась в сумме <данные изъяты>, из которых: должностной оклад в размере <данные изъяты>, надбавка за сложность (СНК 12%) в размере <данные изъяты>, районного коэффициента (20%) в размере <данные изъяты>, доплаты до МРОТ в размере <данные изъяты>, с января 2015 года заработная плата начислялась ФИО1 в сумме <данные изъяты>, из которых: должностной оклад в размере <данные изъяты>, надбавка за сложность (СНК 12%) в размере <данные изъяты>, районного коэффициента (20%) в размере <данные изъяты>, доплаты до МРОТ в размере <данные изъяты>, что подтверждается в судебном заседании дополнительным соглашением к трудовому договору, расчетно-платежными ведомостями, расчетными листками.

Таким образом, размер заработной платы истицы с учетом всех указанных надбавок в том числе и районного коэффициента, при полностью отработанной ей норме рабочего времени в 2014 году на 0,25 ставки кладовщика составляет <данные изъяты> и 0,75 ставки завхоза – <данные изъяты>, с 01.01.2015 года на 0,25 ставки кладовщика составляет <данные изъяты> и 0,75 ставки завхоза – <данные изъяты>, что подтверждается информацией содержащейся в расчетно - платежных ведомостях, табелях учета рабочего времени.

В силу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за № 325/24 17 августа 1971г. было принято постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972г. № 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Родинского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Родинского района. Расходы, согласно постановлению, на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997 года районный коэффициент к заработной плате на территории Родинского района определен в размере 1,25.

В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное постановление подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса.

Согласно ст.115 Конституции Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановление №1631 от 27 декабря 1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом - Правительством Российской Федерации; в этом постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие и источники финансирования затрат на эти цели.

Таким образом, отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края, о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска о применении районного коэффициента в размере 1.25, поскольку постановление Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997г. является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.

Согласно ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, с 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда составляет 5554 рубля в месяц, а с 1 января 2015 года - 5965 рублей в месяц.

Согласно Регионального соглашения между Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края «О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы», заключенного 14 февраля 2013 года, вступившего в законную силу 26.02.2013 года, установлен размер минимальной заработной платы для работников бюджетного сектора экономики установлен - в соответствии с Федеральным законом от 19.06. 2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Таким образом, исходя из приведенных выше норм действующего трудового законодательства, размер заработной платы истицы в ноябре, декабре 2014 года по 0,25 ставки кладовщика должен быть не менее <данные изъяты> (<данные изъяты>*0,25 ставки) - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством + <данные изъяты> – районный коэффициент 1,25 на 0,25 ставки), по должности 0,75 ставки по должности завхоза размер заработной платы истицы в 2014 году должен быть не менее <данные изъяты> (<данные изъяты>*0,75 ставки - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством) + <данные изъяты> – районный коэффициент 1,25 на 0,75 ставки).

Размер заработной платы истицы ФИО1 с 01 января 2015 года по 0,25 ставки кладовщика должен быть не менее <данные изъяты> (<данные изъяты>*0,25 ставки) - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством + <данные изъяты> – районный коэффициент 1,25 на 0,25 ставки), по должности 0,75 ставки по должности завхоза размер заработной платы истицы с 01 января 2015 года должен быть не менее <данные изъяты> (<данные изъяты>*0,75 ставки - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством) + <данные изъяты> – районный коэффициент 1,25 на 0,75 ставки).

Размер заработной платы истицы, как установлено судом, с учетом процентных и стимулирующих надбавок и районного коэффициента не соответствует размеру заработной платы, который должен быть начислен, исходя из установленного минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст.5 Трудового кодекса РФ законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права не должны противоречить Трудовому кодексу РФ. Таким образом, размер должностного оклада истицы не может быть ниже установленного федеральным законом на основании ст. 133 Трудового кодекса РФ минимального размера оплаты труда.

Кроме того, учитывая приведенные выше нормы закона, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора о возложении на ответчика обязанности с 01 ноября 2014 года установить заработную плату истице ФИО1 по должности кладовщика на 0,25 ставки не ниже 0,25 от установленного минимального размера оплаты труда в РФ, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в неё районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями, с начислением районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате на начисленную заработную плату, а также обязать произвести перерасчет с 01 ноября 2014 года по день вынесения судом решения заработной платы ФИО1 по должности кладовщика на 0,25 ставки путем начисления заработной платы не менее 0,25 от одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере 1,25.

Так же суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора о возложении на ответчика обязанности с 01 ноября 2014 года установить заработную плату истице ФИО1 по должности завхоза на 0,75 ставки не ниже 0,75 от установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями, с начислением районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате на начисленную заработную плату, а также обязать МКДОУ детский сад «Ромашка» произвести перерасчет с 01 ноября 2014 года по день вынесения судом решения заработной платы истицы по должности завхоза на 0,75 ставки путем начисления заработной платы не менее 0,75 от одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере 1,25.

Довод представителя ответчика МКДОУ детский сад «Ромашка» о том, что районный коэффициент в размере 25% должен быть включен в заработную плату истицы, не может быть принят во внимание судом, по обстоятельствам указанным выше, а также в связи с тем, что данный довод не основан на законе.

Доводы представителя третьего лица - комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о том, что районный коэффициент 1,25 на территории Родинского района не применяется, а Постановление Правительства РФ от 27.12.1997 года N 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» носит не обязательный, а рекомендательный характер, не могут быть приняты во внимание судом, по обстоятельствам указанным выше, а также в связи с тем, что данные доводы не основаны на законе.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что исковые требования прокурора Родинского района и истицы ФИО1 подлежат удовлетворению, а последние были освобождены от оплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Родинский район» государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Родинского района Алтайского края в интересах ФИО1 к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Ромашка» Родинского района Алтайского края о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на получение 25% районного коэффициента к заработной плате на постоянной основе с 01 ноября 2014 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 года №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».

Обязать МКДОУ детский сад «Ромашка» с 01 ноября 2014 года установить заработную плату истице ФИО1 по должности кладовщика на 0,25 ставки не ниже 0,25 от установленного минимального размера оплаты труда в РФ, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в неё районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями, с начислением районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате на начисленную заработную плату.

Обязать МКДОУ детский сад «Ромашка» с 01 ноября 2014 года по день вынесения судом решения произвести перерасчет заработной платы ФИО1 по должности кладовщика на 0,25 ставки путем начисления заработной платы не менее 0,25 от одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере 1,25.

Обязать МКДОУ детский сад «Ромашка» с 01 ноября 2014 года установить заработную плату истице ФИО1 по должности завхоза на 0,75 ставки не ниже 0,75 от установленного минимального размера оплаты труда в РФ, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в неё районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями, с начислением районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате на начисленную заработную плату.

Обязать МКДОУ детский сад «Ромашка» с 01 ноября 2014 года по день вынесения судом решения произвести перерасчет заработной платы ФИО1 по должности завхоза на 0,75 ставки путем начисления заработной платы не менее 0,75 от одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере 1,25.

Взыскать с МКДОУ детский сад «Ромашка» Родинского района Алтайского края в доход бюджета муниципального образования «Родинский район» государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий В.В. Круглов