УИД: 47RS0009-01-2021-001830-21
Дело № 2-1540/2021 08 декабря 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кировск Ленинградской области
Кировский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Андреева И.А.,
при секретаре судебного заседания Витовиче Д.Ю.,
с участием:
представителя истца ГКУ «Центр занятости населения Ленинградской области» по доверенности Васильевой Н.В.,
ответчика Капестру О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКУ «Центр занятости населения Ленинградской области» к Капестру Олегу Алексеевичу о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ «Центр занятости населения Ленинградской области» обратилось в суд с иском к Капестру О.А., указав, что 08.06.2020 Капестру О.А. был признан безработным и на период с 08.06.2020 по 07.12.2020 получал пособие по безработице. 17.12.2020 ГКУ «Центр занятости населения Ленинградской области» обнаружено, что Капестру О.А. является плательщиком налога на профессиональный доход. Размер полученного пособия Капестру О.А. составил 59663 руб. 33 коп. 08.04.2020 в адрес Капестру О.А. направлено уведомление о возврате незаконно полученных денежных средств в размере 59663 руб. 33 коп. Однако, добровольно денежные средства ответчиком не возвращены. Ссылаясь на положения ст.1102 ГК РФ, истец просит суд о взыскании с ответчика 59663 руб. 33 коп. в счет неосновательного обогащения.
Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Капестру О.А. в судебном заседании возражал против предъявленных исковых требований, не оспаривал, что является плательщиком налога на профессиональный доход с 13.02.2020, о чем ему выдано уведомление о постановке на учет в налоговом органе, но при этом он вправе получать пособие по безработице.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, МИФНС России № 2 по Ленинградской области о времени и месте судебного заседания извещена, явку представителя не обеспечила.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (редакция от 24 апреля 2020 года, действующая на дату подачи заявления о регистрации в качестве безработного) - занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
Лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, не могут быть признаны безработными. Для постановки на учет в качестве безработного необходимо сначала сняться с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход (статья 2, пункты 1, 3 статьи 3 Закона о занятости населения). Лица, утратившие статус самозанятых, признаются безработными и получают пособие по безработице в общем порядке.
Граждане, прекратившие регистрацию в качестве самозанятых, могут получить пособие по безработице при условии постановки на учет в центре занятости, в частности, путем подачи заявления в электронной форме на Едином портале госуслуг (пункт 2 статьи 3, пункт 3 статьи 31 Закона о занятости населения).
Проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - эксперимент) согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ (редакция от 1 апреля 2020 года) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начато с 1 января 2020 года в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан; с 1 июля 2020 года - в субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, с учетом положений частей 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
При регистрации в качестве плательщика НПД гражданин должен указать тот регион, где он будет вести деятельность. Закон не предусматривает выбор сразу нескольких субъектов Российской Федерации при регистрации в качестве налогоплательщика НПД.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 2 данного Федерального закона от 27 ноября 2018 N 422-ФЗ физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ мобильное приложение "Мой налог" - это программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок использования мобильного приложения "Мой налог" размещается в сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение "Мой налог" или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.
Из пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460 (далее - Временные правила), следует, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Согласно пункту 4 Временных правил центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным, в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
Срок подготовки и направления сведений, указанных в пунктах 4 и 4 (1) настоящих Временных правил, по запросу центра занятости населения не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления такого запроса (пункт 5 Временных правил).
Пункт 11 Временных правил указывает на то, что решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.
В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке (пункт 19 Временных правил).
Частью 7 статьи 16.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" устанавливается обязанность участников ИАС "Работа в России" обеспечивать полноту, достоверность и актуальность информации, подлежащей размещению в системе.
Согласно пунктам 3, 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891 (редакция от 26 марта 2019 года) при регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы, ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.
Постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего.
При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы: а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (пункт 4).
В случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем, а также признания гражданина занятым ему прекращается выплачиваться пособие по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного (статья 2, пункт 2 статьи 35 Закона N 1032-1).
Материалами дела подтверждается, что КапеструО.А. приказом от 18.06.2020 по ГКУ «Центр занятости населения Ленинградской области» Кировскому филиалу признан безработным с назначением пособия по безработице с 08.06.2020 (приказ от 18.06.2020).
17.12.2020 КапеструО.А. снят с регистрационного учета в качестве безработного в связи с получением данного пособия обманным путем (там же в приказе имеется примечание: самозанятый на дату подачи и признания) (приказ от 17.12.2020)
17.12.2020 прекращена выплата пособия по безработице КапеструО.А. в связи с получением данного пособия обманным путем (там же в приказе имеется примечание: самозанятый на дату подачи и признания) (приказ от 17.12.2020).
За период с 08.06.2020 по 18.11.2020 в пользу Капестру О.А. выплачено пособие по безработице в сумме 59663 руб. 33 коп.
Ответчик Капестру О.А. является плательщиком налога на профессиональный доход с 13.02.2020, о чем ему выдано уведомление о постановке на учет в налоговом органе (уведомление), за 2020 год им получен доход по сдаче в аренду квартиры в сумме 80000 руб. (письмо ФНС России № 2 по Ленинградской области от 23.06.2021).
07.04.2021 ГКУ «Центр занятости населения Ленинградской области» Кировским филиалом в адрес Капестру О.А. направлено уведомление с требованием вернуть 59663 руб. 33 коп.
Учитывая что ответчик Капестру О.А. был в установленном законом порядке зарегистрирован в качестве самозанятого, исключалась возможность получения им пособия по безработице
В силу п. 1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Исходя из ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Ответчик Капестру О.А., будучи плательщиком налога на профессиональный доход с 13.02.2020 (самозанятым), обратился за получением пособия по безработице, чем проявил недобросовестность, так как лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, не могут быть признаны безработными. Для постановки на учет в качестве безработного необходимо сначала сняться с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход (статья 2, пункты 1, 3 статьи 3 Закона о занятости населения). Лица, утратившие статус самозанятых, признаются безработными и получают пособие по безработице в общем порядке. Граждане, прекратившие регистрацию в качестве самозанятых, могут получить пособие по безработице при условии постановки на учет в центре занятости, в частности, путем подачи заявления в электронной форме на Едином портале госуслуг (пункт 2 статьи 3, пункт 3 статьи 31 Закона о занятости населения). В связи с чем, оснований для применения положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не имеется. Доводы ответчика о том, что он вправе получать пособие по безработице, являясь самозанятым, основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Заявленные исковые требования суд находит законным, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Капестру Олега Алексеевича в пользу ГКУ «Центр занятости населения Ленинградской области» 59663 руб. 33 коп. в счет неосновательного обогащения.
Взыскать с Капестру Олега Алексеевича 1989 руб. 90 коп. в доход бюджета Кировского муниципального района Ленинградской области в счет расходов на уплату государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме посредством подачи лицами, участвующими в деле, апелляционной жалобы через Кировский городской суд.
Судья И.А. Андреев