ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1546/2021 от 23.03.2022 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Гражданское дело № 2-32/2022 (2-1546/2021;)

68RS0001-01-2021-001888-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2022 года <...>

Октябрьский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.В.

при секретаре Аракелян А.А.

с участием помощника прокурора Коржа И.П., представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» по доверенности ФИО3, представителя ООО РКС-Тамбов по доверенности ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах ФИО1 к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» о возложении обязанности произвести перерасчет компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Ленинского района г.Тамбова обратился в суд с иском в интересах ФИО5 о возложении обязанности на ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» произвести перерасчет компенсации по услугам «водопотребление» и «водоотведение» в период с марта 2018 по октябрь 2018 в порядке и размере, установленном Законом Тамбовской области от 27.02.2009 №497-З «О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области» из расчета одного проживающего.

В обоснование исковых требований приведено, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес> и ей, как ветерану труда, предоставляются меры социальной поддержки, в соответствии со статьей 4 Закона Тамбовской области от 27.02.2009 №497-З, в виде компенсации расходов в размере 50 процентов суммы платы за коммунальные услуги. Согласно реестру граждан льготной категории, предоставляемых ТОГУП «Единый расчетный центр» в ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» за период с января 2018 по декабрь 2019 по указанному выше адресу зарегистрированы два проживающих. При этом как установлено с февраля 2018 ФИО2 получает меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов суммы платы за коммунальные услуги по адресу: <адрес> Таким образом, при наличии документального подтверждения временного отсутствия ФИО2 по адресу: <адрес> учетом тарифов объем потребления коммунальных услуг рассчитывался исходя из двух зарегистрированных человек, а компенсация расходов на оплату отдельных видов коммунальных услуг подлежит перерасчету за прошедшее время без учета зарегистрированного, но временно отсутствующего члена семьи.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 увеличила исковые требования, просила произвести перерасчет компенсации по услугам «электроснабжение» и «твердые бытовые услуги» с января по апрель 2021 г., «водопотребление» и «водоотведение» с февраля по апрель 2021 г., взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб., судебные расходы в размере 60 руб.

26.07.2021 ФИО1 подала заявление, в котором содержатся исковые требования о возложении на ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» обязанности произвести перерасчет льгот за жилищно-коммунальные услуги за прошедшие и будущие периоды с выплатой разницы.

Определением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 23.03.2022 из гражданского дела №-32/2022 по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах ФИО1 к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» о возложении обязанности произвести перерасчет компенсации, исковые требования ФИО1 к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» о перерасчете компенсации за жилищно-коммунальные услуги за прошедшие и будущие периоды выделены в отдельное производство.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Тамбова Корж И.П. исковые требования поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что ФИО1 необоснованно были предоставлены льготы из расчета только на нее, как на зарегистрированную, т.е. 25 процентов от всех начислений коммунальных услуг, а должны быть предоставлены в виде 50 процентов от двух зарегистрированных в жилом помещении лиц, поскольку начисления по коммунальным услугам на него, как зарегистрированного, производились незаконно вследствие регистрации его по другому адресу. Вместе с тем, с заявлением о прекращении начислений коммунальных услуг «водопотребление» и «водоотведение» в АО «ТКС» он не обращался.

Представитель ООО «РКС-Тамбов» по доверенности ФИО4 оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда, заявив, что ФИО1 не обращалась к ним по вопросу перерасчета начислений платы за коммунальные услуги «водопотребление» и «водоотведение».

Ответчик ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" по доверенности ФИО3 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Истец ФИО1, третьи лица ТОГУП «Единый расчетный центр», АО «Тамбовская областная сбытовая компания», АО «Тамбовская сетевая компания» извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется ветеранам, инвалидам войны, ветеранам боевых действий и др. Категориям граждан (пп.4 п.1 ст.13, пп.8 п.1 ст.14 Федерального закона 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Оедерации и являются их расходными обязательствами.

Законом Тамбовской области от 27.02.2009 №497-З «О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области», регулируются правоотношения в указанной сфере.

В соответствии со ст.4 Закона Тамбовской области от 27.02.2009 №497-З Труженикам тыла, ветеранам труда, ветеранам военной службы и ветеранам государственной службы, достигшим возраста 60 лет мужчины и 55 лет женщины, предоставляются в том числе меры социальной поддержки в виде компенсация расходов в размере 50 процентов суммы платы за коммунальные услуги (платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, платы за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитанная исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утвержденных в установленном порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном порядке.Таким образом, по смыслу действующего нормативного регулирования компенсация расходов в размере 50 процентов суммы платы за коммунальные услуги, в том числе «водопотребление» и «водоотведение», осуществляется лицу, имеющего такое право исходя из приходящегося на него норматива потребления (один зарегистрированный).

В соответствии с Постановлением администрации Тамбовской области от 25 апреля 2017 г. N 372 "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области" Гражданин, проживающий в жилом помещении, обслуживаемом организацией ЖКХ, осуществляющей начисление платежей, а также организацией ЖКХ, непосредственно предоставляющей услуги, передает решение о назначение компенсации в данную организацию ЖКХ (п.4.2.).

Компенсация предоставляется гражданину с первого числа месяца, следующего за месяцем наступления права на предоставление компенсации, при обращении не позднее шести месяцев. При обращении за компенсацией по истечении шести месяцев с даты возникновения права - назначаются и предоставляются за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о предоставлении компенсации (п.4.3).

В случае документального подтверждения временного отсутствия зарегистрированного(ых) в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, члена(ов) семьи (временная регистрация по другому адресу, нахождение в местах лишения свободы, служба в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, длительная, более месяца, командировка в другой регион или за границу, обучение по очной форме в другом регионе и т.д.), компенсация расходов на оплату отдельных видов коммунальных услуг, указанных в порядке перерасчета размера платы за коммунальные услуги, установленном постановлением Правительства Российской Федерации, пересчитывается за прошедшее время без учета зарегистрированного(ых), но временно отсутствующего(их) члена(ов) семьи. При этом перерасчет размера компенсации осуществляется учреждением (организацией ЖКХ) на основании письменного заявления гражданина, поданного в учреждение (в случае, если исчисление размера компенсации осуществляется учреждением) или в организацию ЖКХ (в случае, если исчисление размера компенсации осуществляется Предприятием), и документов, подтверждающих временное отсутствие в жилом помещении зарегистрированного(ых) члена(ов) семьи (п.4.5).

В силу абз.2 п.86 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81 13 настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Таким образом, исходя из взаимосвязи вышеназванных нормативных актов следует, что при отсутствии установленных индивидуальных приборов учета перерасчет компенсации производиться не может.

Судом установлено, что ФИО1, как ветерану труда, по адресу: <адрес>, предоставляются меры социальной поддержки в соответствии со статьей 4 Закона Тамбовской области от 27.02.2009 №497-3 в виде компенсации расходов в размере 50 процентов суммы платы за коммунальные услуги (платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, платы за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитанная исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утвержденных в установленном порядке.

Также судом установлено, что до февраля 2018 совместно с истцом по адресу: <адрес>, был зарегистрирован ФИО2, который в феврале 2018 оформил временную регистрацию по адресу: <адрес>. При этом ФИО2 с февраля 2018 получает по месту временной регистрации меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов суммы платы за коммунальные услуги.

В связи с установкой истцом индивидуальных приборов учета в октябре 2018 года ответчиком за период с ноября 2018 по июнь 2019 произведен перерасчет компенсации расходов по коммунальным услугам, в том числе по видам «водопотребление» и «водоотведение».

Как следует из материалов дела, с марта 2018 по октябрь 2018 истцу производилось начисление коммунальных услуг «водопотребление» и «водоотведение» исходя из норматива потребления на двух зарегистрированных. Компенсация расходов в размере 50 процентов суммы платы за коммунальные услуги «водопотребление» и «водоотведение» истцу предоставлялась исходя из приходящегося на нее норматива потребления, т.е. один человек.

Фактически требования истца сводятся к тому, что ответчик обязан произвести перерасчет компенсации истцу по коммунальным услугам «водопотребление» и «водоотведение» таким образом, чтобы компенсировать ФИО1 произведенную ею оплату за начисленную плату на ФИО2 за счет бюджета, что противоречит положениям Закона Тамбовской области от 27.02.2009 №497-З.

Между тем, вопросы перерасчета платы за предоставленную потребителю в жилом помещении коммунальную услугу при временном отсутствии зарегистрированного члена семьи регулируются Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в соответствии с которым перерасчет осуществляется по заявлению в управляющую компанию или поставщику коммунальных услуг.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г.Тамбова о возложении обязанности на ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» произвести перерасчет компенсации по услугам «водопотребление» и «водоотведение» в период с марта 2018 по октябрь 2018 в порядке и размере, установленном Законом Тамбовской области от 27.02.2009 №497-З «О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области» из расчета одного проживающего – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Тамбова в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 29.03.2022

Судья Е.В. Попова