ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-155/2021 от 09.02.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-155/2021

76RS0014-01-2020-002746-50

Изготовлено 09.02.2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 8 февраля 2021 года

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Фокиной Т.А.,

при секретаре Казаковой Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,

у с т а н о в и л :

ФИО7 обратился в суд с иском к УФАС по Ярославской области, в котором просит взыскать сумму неосновательного обогащения 20 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 710 рублей, рассчитанные по состоянию на 14.09.2020 года, судебные расходы на оплату услуг представителя в суме 15 000 рублей, возврат государственной пошлины 800 рублей.

В обоснование исковых требований ФИО7 указал, что постановлением от 04.09.2012 года, вынесенным заместителем руководителя Ярославского УФАС России, истец был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ, ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Данный штраф уплачен истцом, что подтверждается чек-ордером от 18.10.2012 года. Решением руководителя УФАС по Ярославской области от 22.11.2018 года постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 04.09.2012 года №05-06/112А-12, предусмотренном КоАП РФ в отношении главы городского поселения Ростов ФИО7, отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено. Истец обратился в УФАС по Ярославской области с требованием возвратить уплаченную в счет административного штрафа денежную сумму в размере 20 000 рублей. Денежные средства до настоящего времени не возвращены, что явилось основанием для обращения в суд с иском.

В судебном заседании представитель истца по ордеру адвокат Катеринин Д.М. доводы иска поддержал, дал пояснения аналогичные его тексту. Дополнительно указал, что факт уплаты административного штрафа подтверждается чеком-ордером от 18.10.2012 года.

Представитель ответчика по доверенности ФИО8 в судебном заседании доводы иска не признал, представил письменные возражения на иск, дал пояснения аналогичные их тексту. Указал, что истцом не представлено платежного документа о перечислении денежных средств в счет уплаты штрафа, а также доказательств, свидетельствующих о поступлении данных денежных средств на счет УФК Ярославской области и УФАС по Ярославской области, в связи с чем оснований для возврата денежных средств не имеется.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Выслушав участвовавших в деле лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требований ФИО7 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно п. 7 приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2015 N 38653) территориальный орган имеет право, в том числе (п. 7.12) в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы.

Пунктом 11 приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 предусмотрено, что территориальный орган является получателем средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности территориального органа, а также иных средств, получаемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что постановлением Заместителя руководителя Ярославского УФАС России от 04.09.2012 года №05-06/112А-12 ФИО7 был привлечен к административной ответственности по КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением руководителя Ярославского УФАС России от 22.11.2018 года постановление от 04.09.2012 года №05-06/112А-12 в отношении ФИО7 отменено на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Статья 16 ГК РФ устанавливает обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Истец ссылается на чек-ордер от 18.10.2012 года, согласно которому он является плательщиком штрафа в размере 20 000 рублей (л.д.5).

Статья 6 Бюджетного кодекса РФ содержит понятия: администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом; главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу ст. 39 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им распоряжению (ст. 40 БК РФ).

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

На основании ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В силу пп. 2 п. 3 данной статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В силу ст. 160.1 БК РФ главный администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок возврата денежных средств установлен приказом Минфина России от 13.04.2020 N 66н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2020 N 58647).

В соответствии с п. 28 приказа Минфина России от 13.04.2020 N 66н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2020 N 58647) возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат сумм поступлений), осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком. Возврат сумм поступлений осуществляется исходя из законодательно установленных нормативов распределения поступлений.

Аналогичные требований были предусмотрены пунктом 27 ранее действовавшего Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н.

По смыслу приведенных норм права, возврат излишне уплаченной суммы административного штрафа носит заявительный характер.

Возврат излишне взысканных (уплаченных) сумм возможен на основании решений принятых администраторами поступлений в бюджет; ответственность за принятие решений, связанных с возвратами излишне уплаченных (взысканных) сумм, несут администраторы поступлений в бюджет.

Таким образом, в связи с прекращением производства по делу об административном правонарушении в отношении истца у последнего возникло право на возврат уплаченной им суммы штрафа.

Вместе с тем, суд считает, что истец не доказал факт уплаты штрафа в размере 20 000 рублей.

Пунктом 29 Приказа Минфина России от 15.12.2020 N 307н предусмотрено, что в случае возврата из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сумм платежей, подлежащих проверке обоснованности возврата, администраторы доходов бюджета в реквизитах документа - основания Заявки на возврат указывают реквизиты распоряжения плательщика (платежного поручения на общую сумму с реестром) или Заявки на возврат, Справки органа Федерального казначейства, сформированных до 1 января 2021 г., подтверждающих перечисление (взыскание) или поступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации в рамках одного счета органа Федерального казначейства (далее соответственно - внутриказначейская операция, документы, подтверждающие факт зачисления платежа). В случае возврата платежа физического лица, включенного в платежное поручение на общую сумму с реестром, в реквизитах документа-основания Заявки на возврат указываются номер платежного поручения на общую сумму с реестром и номер строки в реестре, разделенные между собой знаком "/". Орган Федерального казначейства проверяет обоснованность возврата сумм поступлений по указанным платежам по следующим направлениям: соблюдение сроков возврата платежей, подлежащих проверке обоснованности возврата (при наличии); наличие в органе Федерального казначейства документов, указанных в реквизитах документа-основания Заявки на возврат, подтверждающих факт зачисления платежа.

В качестве документов, подтверждающих факт уплаты платежа, администратор доходов бюджета направляет в орган Федерального казначейства копию расчетного документа плательщика (копию распоряжения физического лица и (или) копию письма кредитной организации (ее филиала), организации федеральной почтовой связи, платежного агента, подтверждающего факт включения распоряжения физического лица в платежное поручение на перечисление платежа в бюджетную систему Российской Федерации) (далее - документы, подтверждающие факт уплаты платежа), а также при необходимости подтверждения права плательщика на возврат - документы, подтверждающие право плательщика на возврат денежных средств в случае изменения данных плательщика и (или) документы, подтверждающие начисление платежа (обращение плательщика за совершением юридически значимого действия), и (или) подтверждающие наименование плательщика, чья обязанность исполняется, и (или) подтверждающие право законного представителя несовершеннолетнего гражданина совершать от его имени юридически значимые действия (далее - документы, подтверждающие право плательщика на возврат).

Вместе с тем, согласно информации Министерства финансов Российской Федерации и УФК по Ярославской области, представленной по запросу суда, денежные средства в сумме 20 000 рублей, перечисленные в соответствии с чек-ордером от 18.10.2012 года , не поступали на счет Министерства финансов Российской Федерации и не отражены в бюджетном учете по главе 092 «Министерство финансов РФ» (ФИО7 не является дебитором Минфина России). По реквизитам получателя, указанным в чек-ордере, на счет Управления поступили денежные средства в сумме 20 000 рублей по платежному поручению от 19.10.2012 года №585 с расчетного счета № отделение №7443Сбербанка России, г. Переславль-залесский (плательщик ФИО2., г.Ростов, штраф (ФИО1., г.Ростов) и зачислены по коду бюджетной классификации «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд поселений» для УФАС по Ярославской области.

Кроме того, судом установлено, что по ст. 7.32 КоАП РФ в тот же период привлекались должностные лица администрации городского поселения Ростов, в том числе ФИО1., ФИО3., ФИО4., ФИО5., ФИО6., которым также было назначено административное наказание в виде административного штрафа.

Таким образом, в силу ст. 56 ГПК РФ, истец не доказал факт уплаты штрафа, поскольку данные денежные средства от него на счет УФК по Ярославской области для УФАС ЯО не поступали. Данная банковская операция могла быть отменена истцом либо по иным причинам не совершена.

Совершение операции иным лицом не свидетельствует о возникновении у истца права на возврат данных денежных средств в его пользу.

Поскольку оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с УФАС по Ярославской области денежных средств не имеется, у суда отсутствуют также основания для удовлетворения иных производных требований истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, а также взыскании судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО7 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья Т.А.Фокина