ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1567/19 от 05.11.2019 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 05 ноября 2019 года

Дело № 2-1567/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.

при секретаре Никулиной Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

30 октября 2019 года

гражданское дело по иску Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области к Куликову Михаилу Валерьевичу о признании договора недействительным, взыскании неосновательного обогащения

по иску Прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Куликову Михаилу Валерьевичу, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области о признании договора ничтожным, взыскании неосновательного обогащения,

у с т а н о в и л:

20.06.2019 г. Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее ДАПК ЯО, Департамент) обратился в суд к Куликову М.В., просил (том 2 л.д. 3-5):

1. Признать договор № 2-1 от 13 марта 2017 года между департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, администрацией Ярославского муниципального района и молодым специалистом Куликовым Михаилом Валерьевичем об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты недействительным.

2. Применить последствия недействительности сделки путем взыскания с Куликова М.В. денежных средств, предоставленных в качестве социальной выплаты в размере 1171800,00 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 13 марта 2017 года между департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - Департамент), администрацией Ярославского муниципального района, и молодым специалистом Куликовым Михаилом Валерьевичем был заключен трехсторонний договор № 2-1 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты (далее - Договор).

Договором определяются взаимоотношения сторон, возникшие в связи с обеспечением жильем молодой семьи с использованием на эти цели средств федерального и областного бюджетов в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 и областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территории Ярославской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014 № 222-п (далее - ОЦП) (пункт 1.1 Договора).

В рамках Договора Куликову М.В. предоставлена социальная выплата на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в Кузнечихинском сельском поселении Ярославского района Ярославской области в размере 1171800,00 рублей на троих человек, включая членов семьи: Куликов М.М. – сын, Куликова В.М. - дочь, что подтверждается свидетельством № 2 от 13 марта 2017 года о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

В результате проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Ярославской области (далее - КСП ЯО), выявлены нарушения Правил предоставления социальных выплат в части невозможности переезда в сельскую местность в район из административного центра этого района в нарушение пункта 1.4 Раздела III Правил предоставления социальных выплат Ответчиком, изъявившим желание переехать из города Ярославля, являющимся административным центром Ярославского муниципального района, в Ярославский муниципальный район, были неправомерно использованы средства социальной выплаты в размере 1171800,00 рублей.

26.09.2019 г. Прокурор Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Куликову М.В., Администрации ЯМР ЯО, КУМИ Администрации ЯМР ЯО, ДАПК ЯО, просил (том 1 л.д. 2-7):

1. Признать договор № 2-1 от 13.03.2017 года об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Куликовым Михаилом Валерьевичем и Администрацией Ярославского муниципального района ничтожным.

2. Признать переведенную департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области на лицевой счет Куликова Михаила Валерьевича социальную выплату в размере 1178800,00 рублей неосновательным обогащением.

3. Обязать Куликова Михаила Валерьевича возвратить в бюджет Российской Федерации денежные средства в размере 1178800,00 рублей.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Прокуратурой Ярославского района Ярославской области рассмотрен акт проверки контрольно-ревизионной инспекции правительства Ярославской области о нарушениях бюджетного законодательства комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, в ходе которой выявлены нарушения бюджетного законодательства при включении Куликова М.В. в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2016, 2017, 2018 годы, изъявивших желание переехать в Ярославский муниципальный район из города Ярославля, являющегося административным центром Ярославского муниципального района.

Постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014 № 222-п утверждена целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014 – 2020 годы».

Указанным постановлением утверждены правила предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета к областной программе к утвержденной областной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014 - 2020 годы» (далее по тексту - Правила).

В сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2017 год, включен Куликов Михаил Валерьевич, как лицо, изъявившее желание переехать в Ярославский муниципальный район из города Ярославля, являющегося административным центром Ярославского муниципального района,

Указанный список участников направлен Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района в департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее по тексту - Департамент), на основании которого Департаментом перечислены средства социальной выплаты на банковский счет получателя в сумме 1178,8 тыс. руб., что является не правомерным, так как отсутствовало одно из обязательных условий, указанных в п.1.4 Раздела III указанных выше Правил, а именно: факт переезда.

Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика от 27.04.2016 года местом, откуда прибыл Куликов М.В. по месту новой регистрации в <адрес>, является <адрес>.

Административный центр Ярославского муниципального района находится на территории городского округа Ярославль, следовательно, при включении Куликова М.В. в список участников мероприятий-получателей социальных выплат КУМИ Администрации Ярославского муниципального района не принято в расчет отсутствие одного из обязательных условий, предусмотренных пунктом 1.4 раздела III Правил - переезд гражданина из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района) Ярославской области.

Определением суда от 08.10.2019 г. оба дела соединены в одно производство с присвоением номера 2-1567/2019 (том 1 л.д. 81).

В судебном заседании представитель ДАПК по доверенности Кирсанова Т.Н. (том 2 л.д. 101), помощник прокурора Ярославского района Каныгина Т.И. иски поддержали в объеме заявленных требований.

Ответчик Куликов М.В. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.

Представитель ответчика Куликова М.В. по доверенности Демьянчук А.В. просил отказать в удовлетворении требований по основаниям, указанным в письменном отзыве (т. 2 л.д. 151-154).

Представитель ответчика Администрации ЯМР и третьего лица КУМИ Администрации ЯМР по доверенностям Криницына А.В. возражений по иску не представила, принятие решения оставила на усмотрение суда. Пояснила, что ответственным исполнителем областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014 - 2020 годы» является Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области. Администрация ЯМР не принимает волевых решений и не может повлиять на решения Департамента.

Представитель третьего лица Контрольно-счетной палаты Ярославской области по доверенности Афонычева Е.А. требования ДАПК и прокурора поддержала в объеме заявленных требований.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такового признания (ничтожная сделка).

Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Судом установлено, что 13 марта 2017 года между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Администрацией ЯМР ЯО и Куликовым М.В. был заключен трехсторонний договор об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты. Договором определяются взаимоотношения сторон, возникающие в связи с обеспечением жильем молодого специалиста с использованием на эти цели средств федерального и областного бюджетов в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 г. № 598 и областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014 г. № 222-п (том 2 л.д. 6-8).

В рамках договора Куликову М.В. предоставлена социальная выплата на строительство жилья в Ярославском муниципальном районе в размере 1171800,00 рублей на семью в составе трех человек (том 2 л.д. 9).

В ходе проведения Контрольно-счетной палатой Ярославской области проверки целевого и эффективного использования средств, направленных на реализацию названных программ за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2018 г., было выявлено неправомерное включение в Списки участников Ярославского муниципального района граждан, не соответствующих условиям Правил предоставления социальных выплат в части невозможности переезда в сельскую местность в район из административного центра этого района. Об указанных нарушениях составлен акт проверки (том 2 л.д. 28-57).

Прокуратурой Ярославского района Ярославской области рассмотрен акт проверки контрольно-ревизионной инспекции Правительства Ярославской области о нарушениях бюджетного законодательства комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, в ходе которой выявлены нарушения бюджетного законодательства при включении Куликова М.В. в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2016, 2017, 2018 годы, изъявивших желание переехать в Ярославский муниципальный район из города Ярославля, являющегося административным центром Ярославского муниципального района.

Постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014 № 222-п утверждена целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 – 2020 годы».

Указанным постановлением утверждены правила предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета к областной программе к утвержденной областной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы (далее по тексту - Правила).

Согласно пункту 1.4 раздела III Правил право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, а именно:
- молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям:

1) переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой 1 из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района) Ярославской области;

2) проживание на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) регистрация по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) отсутствие в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), включая административный центр муниципального образования, в которой 1 из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.

Судом установлено, что Куликов Михаил Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ, 06 мая 2016 года обратился в Администрацию ЯМР с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года» по категории «молодая семья». В указанном заявлении сослался на то, что планирует улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома <адрес>, состав семьи – дети Куликов Н.М., ДД.ММ.ГГГГ, Куликова В.М., ДД.ММ.ГГГГ; место проживания указано: <адрес> и <адрес> (том 2 л.д. 60-61).

Куликов М.В. ознакомился с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года», о чем имеется его подпись в заявлении. Куликов А.В. дал обязательство выполнять условия участия в указанных мероприятиях.

К заявлению Куликова А.В. приложен пакет документов, в том числе: справки о составе семьи, выписки из домовой книги, выписки из лицевого счета. Согласно выпискам Куликов А.В значился зарегистрированным по месту жительства по адресу: <адрес>, и по месту пребывания по адресу: <адрес>

В нарушение требований, предъявляемым к участникам целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 – 2020 годы» Куликов Михаил Валерьевич включен в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2017 год, как лицо, изъявившее желание переехать в Ярославский муниципальный район из города Ярославля, являющегося административным центром Ярославского муниципального района.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района указанный список участников направлен в Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, и на основании данного списка Департаментом перечислены средства социальной выплаты на банковский счет получателя Куликова А.В. в сумме 1178800,00 рублей.

Предоставление Куликову А.В. социальной выплаты является не правомерным, так как отсутствовало одно из обязательных условий, указанных в п. 1.4 Раздела III Правил, а именно: факт переезда. Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика от 27.04.2016 года местом, откуда прибыл Куликов М.В. по месту новой регистрации в <адрес>, является <адрес>.

Административный центр Ярославского муниципального района находится на территории городского округа Ярославль, следовательно, при включении Куликова М.В. в список участников мероприятий-получателей социальных выплат КУМИ Администрации Ярославского муниципального района не принято в расчет отсутствие одного из обязательных условий, предусмотренных пунктом 1.4 раздела III Правил - переезд гражданина из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района) Ярославской области.

Куликов М.В. был ознакомлен с условиями целевой программы на дату подачи документов в Администрацию ЯМР, как следствие осознавал, что не может являться участником целевой программы в связи с переездом из г. Ярославля (административного центра) в ЯМР, отсутствием регистрации по месту жительства. Основания полагать обратное отсутствуют.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания договора № 2-1 от 13.03.2017 года об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Куликовым Михаилом Валерьевичем и Администрацией ЯМР ничтожным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).

Из анализа данной статьи следует, что под обязательством из неосновательного обогащения понимается правоотношение, возникающее в связи с приобретением или сбережением имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего).

Обязательства вследствие неосновательного обогащения возникают при наличии следующих условий: отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения или сбережения имущества; приобретение или сбережение имущества приобретателя должно произойти за счет другого лица.

Отсутствие надлежащего правового основания для обогащения как условие его неосновательности означает, что ни нормы законодательства, ни условия сделки не позволяют обосновать правомерность обогащения.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факт приобретения или сбережения имущества, приобретение или сбережение имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований неосновательного обогащения, а именно: приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица не основано ни на законе, ни на сделке. Недоказанность одного из этих обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.

В силу положений подпункта 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Согласно подпункту 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Из указанной нормы следует, что обязанность подтвердить основание получения денежных средств либо обстоятельства, при которых неосновательное обогащение не подлежит возврату, лежит на получателе этих средств.

Указанная норма подлежит применению лишь в тех случаях, когда лицо действовало с намерением одарить другую сторону и с осознанием отсутствия обязательства перед последней, т.е. лицо, совершая действия по предоставлению имущества, должно выразить волю, которая явно указывает на то, что у приобретателя после передачи имущества не возникает каких-либо обязательств, в том числе из неосновательного обогащения.

Передача Куликову М.В. указанных денежных средств не носило благотворительного характера, являлась мерой государственной поддержки, предоставляемой при наличии определенных условий, которым ответчик не соответствовал.

Поскольку Куликов М.В., не имея на то право, при отсутствии законных оснований получил социальную выплату в рамках целевой программы, трехсторонний договор на предоставление указанной выплаты является ничтожным. Соответственно, признание оспариваемого договора ничтожным влечет возникновение на стороне Куликова М.В. неосновательного обогащения.

Поскольку незаконное выделение денежных средств в рамках целевой программы произведены по воле ответчика, ограничения на взыскания, установленные приведенными нормами права, не применимы. Куликов М.В., будучи добровольным участником целевой программы, не мог не осознавать отсутствие у него права на включение в списки участников целевой программы.

Из материалов дела усматривается, что перечисленные ответчику денежные средства являлись мерой государственной поддержки, предоставляемой при наличии определенных критериев, которым ответчик не соответствовал.

Поскольку Куликов М.В. без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрел принадлежащие Российской Федерации – бюджетные денежные средства, в соответствии с положениями статей 1102, 1107 и 1109 Гражданского кодекса РФ обязан возвратить сумму неосновательного обогащения. Поскольку указанные денежные средства были неосновательно получены ответчиком, они подлежат возврату Департаменту, как главному распорядителю денежных средств в рамках целевой программы с последующим перечислением в федеральный и областной бюджет.

Доводы представителя ответчика Куликова М.В. Демьянчука А.В. о том, что социальная выплата не подлежит возврату, суд отклоняет по изложенным выше основаниям.

Суд также отклоняет доводы представителя о том, что в силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидия предоставлена на безвозмездной, безвозвратной основе и не подлежит возврату, ввиду следующего.

Действительно, пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Вместе с тем, к указанным в данной норме категориям лиц ответчик не относится.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПКРФ, суд

р е ш и л:

Требования удовлетворить.

Признать договор № 2-1 от 13.03.2017 года об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Куликовым Михаилом Валерьевичем и Администрацией Ярославского муниципального района, ничтожным.

Взыскать с Куликова Михаила Валерьевича в пользу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области социальную выплату, полученную в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территории Ярославской области на 2014-2020 годы», в размере 1178800,00 рублей, в том числе: 411536,16 рублей – в федеральный бюджет, 760263,84 рублей – в бюджет Ярославской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения в Ярославский областной суд путем подачи жалобы в Ярославский районный суд.

Судья А.Ш. Сайфулина