РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Анадырь 21 июня 2019 года
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Жукова А.Н.,
при секретаре ФИО2,
с участием:
представителя истца ФИО1 - ФИО3, действующего на основании доверенности <адрес>7 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Центрального банка Российской Федерации ФИО7, действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к Центральному банку Российской Федерации о признании незаконными действий работодателя, возмещении морального вреда и понесенных судебных расходов по оплате услуг представителя,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с указанным исковым заявлением, сославшись на следующие обстоятельства.
17.11.2003 между истцом и ответчиком был заключен трудовой договор №
07.07.2017 управляющим отделением по Чукотскому АО Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации утверждена должностная инструкция ведущего эксперта административного сектора данного отделения, требования которой распространяются на истца, занимающую должность ведущего эксперта административного отдела отделения.
С положениями указанной инструкции ФИО1 ознакомлена 11.12.2018, после подачи 10.12.2018 заявления о ее допуске к работе на условиях неполного рабочего времени при нахождении в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в порядке и по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 256 ТК РФ.
14.02.2019 была разработана и утверждена новая должностная инструкция ведущего эксперта административного отдела отделения, в соответствии с которой из обязанностей работника ФИО1 были изъяты следующие направления ее трудовой деятельности:
- прием-передача отчетности по системе БАНКОМ;
- прием-передача документов посредством электронного адреса Отделения: 77post@cbr.ru;
- администрирование информационной безопасности в секторе;
- документационное обеспечение управления в секторе,
и добавлены:
- в части архивного делопроизводства: комплектование архива Отделения архивными документами, законченными делопроизводством постоянного, временного (свыше 10 лет) сроков хранения, по личному составу, образовавшиеся в деятельности Отделения, уничтожение дел с истекшими сроками хранения, учет, экспертиза ценности, организация использования документов Отделения, находящихся на архивном хранении, подготовка и передача документов на постоянное хранение в государственный архив.
Истец указывает, что существенно изменился и объем ее должностных обязанностей как ведущего эксперта.
Так, из ее должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией от 07.07.2017, работодателем в одностороннем порядке изъято 12 пунктов, а именно:
- п. 2.13. Обеспечивает копирование и сохранность реестров на доставку и отправку корреспонденции в соответствии с нормативными документами Банка России.
- п. 2.14. Осуществляет предварительное рассмотрение и регистрацию корреспонденции на бумажных носителях в САДД ТУ или других учетных формах.
- п. 2.15. Осуществляет прием, аутентификацию, регистрацию и отправку документов посредством электронного адреса 77post@cbr.rn.
- п. 2.17. Передает по реестру документы, содержащие информацию ограниченного доступа, прошедшие регистрацию в секторе, или переданные на исполнение по резолюции руководства Отделения сотрудникам структурных подразделений Отделения.
- п. 2.18. Регистрирует исходящие и внутренние документы, содержащие информацию ограниченного доступа. Выполняет, при необходимости, сканирование документов и подготовку их электронных копий в установленном порядке с отражением действий в учетных формах.
- п. 2.19. Распечатывает проекты распорядительных документов, содержащих информацию ограниченного доступа, на гербовые бланки. Осуществляет передачу проектов на подпись руководству, регистрацию САДД ТУ, изготовление копий и передачу адресатам по реестру.
- п. 2.20. Производит копирование (изготовление единичных копий) документов, содержащих информацию ограниченного доступа, в установленном порядке с отражением действий в учетных формах.
- п. 2.21. Осуществляет отправку отчетности, подготовленной структурными подразделениями по системе БАНКОМ, в соответствии с установленными в Отделении Анадырь порядке.
- п. 2.38. Участвует в проверках делопроизводства и архивного дела в структурных подразделениях Отделения и РКЦ, участвует в совместных с другими структурными подразделениями проверках.
- п. 2.39. Обеспечивает информационную безопасность при обработке, хранении, приеме и передаче информации с использованием средств вычислительной техники.
- п. 2.53. Своевременно в письменном виде уведомляет подразделение по работе с персоналом об изменении персональных данных.
- п. 2.54. Уведомляет подразделение по работе с персоналом о приобретении и владении ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций).
Большинство исключенных обязанностей требовало от работодателя обеспечения доступа истца как работника к техническим возможностям Отделения, которым она располагала до ухода в отпуск по уходу за ребенком, и в котором незаконно ограничена работодателем до сих пор.
По ряду имевшихся обязанностей, предусмотренных:
- п. 2.30. Выполняет обязанности системного технолога АКОРД БР, в части:
- осуществляет операцию «Подготовка к новому дню»;
- создает и вносит изменения в справочники;
- поддерживает нормативно-справочную информацию в актуальном состоянии;
- осуществляет ведение списка участников информационного обмена;
- п. 2.31. Выполняет обязанности системного технолога САДД ТУ, в том числе:
- выполняет необходимые технологические настройки САДД ТУ в соответствии с организационно-распорядительными документами Банка России, с учетом структуры Отделения, процедур документооборота и особенностей работы с отдельными видами документов;
- осуществляет ведение справочника пользователей САДД ТУ Отделения (осуществляет ввод данных новых пользователей без права наделения их правами для работы в САДД ТУ), в соответствии с заявками на подключение пользователей к САДД ТУ;
- осуществляет ведение справочника организаций и проверку правильности внесения информации в справочник организаций пользователями САДД ТУ;
- поддерживает в актуальном состоянии справочники делопроизводства, организаций и сервера электронного взаимодействия САДД ТУ;
- осуществляет ведение справочника «Настройка реквизитов», в том числе в частности настройки дополнительных реквизитов, а также других справочников САДД ТУ и выполнение других технологических настроек посредством ведения системных справочников;
- осуществляет контроль соблюдения технологической дисциплины пользователями САДД ТУ при внесении информации в базу данных САДД ТУ, оказывает содействие в работе пользователям САДД ТУ;
- координирует и контролирует применение личных настроек пользователей САДД ТУ;
- совместно с отделом информатизации осуществляет работу по своевременному переходу на новые версии САДД ТУ;
- изучает новые версии программного обеспечения и организует доведение информации о новых функциональных возможностях и изменениях технологии до пользователей САДД ТУ;
- совместно с отделом информатизации осуществляет учет случаев сбоев в работе САДД ТУ, в случае выявления ошибок в работе программного обеспечения информирует об этом структурное подразделение Отделения, осуществляющие сопровождение системы; принимает возможные меры по устранению сбоев и ошибок в работе САДД ТУ;
- совместно с отделом безопасности и защиты информации организует использование криптографических и иных средств защиты информации, применяемых в рамках технологии САДД ТУ;
- осуществляет актуализацию документов, регламентирующих работу пользователей САДД ТУ и АКОРД БР;
- участвует в проводимых сектором мероприятиях, направленных на совершенствование организации делопроизводства и документооборота, расширение применения технологий электронного документооборота в Отделении;
- консультирует пользователей САДД ТУ по вопросам функционирования системы;
- п. 2.33. Выполняет обязанности прикладного администратора ТАС БР, в том числе:
- в первый рабочий день осуществляет выгрузку из базы данных ТАС БР информации об изменениях в справочных данных о сотрудниках и подразделениях Отделения за предыдущий месяц;
- осуществляет передачу выгруженных данных для дальнейшей отправки по системе БАНКОМ, в соответствии с установленным в Отделении порядке;
- размещает в базе данных справочную информацию, поступившую в Отделение по системе БАНКОМ;
- на следующий рабочий день, после дня появления изменений в справочных данных руководителей (номер телефона, должность и другие) осуществляет выгрузку из базы данных ТАС БР, с последующей передачей данных для отправки по системе БАНКОМ, в соответствии с установленным в Отделении порядком.
- п. 2.34. Исполняет обязанности администратора и пользователя абонентского пункта (АП) САЭД сектора, в том числе:
- осуществляет контроль хранения идентификационной дискеты (ИД) САЭД в месте, исключающем возможность ее копирования, хищения или временного использования неуполномоченным лицом;
- осуществляет администрирование АП САЭД, исключена конкретизация трудовых обязанностей, что порождает неопределенность в вопросе определения пределов трудовой функции работника ФИО1
В тоже время новой должностной инструкцией от 14 февраля 2019 г. на ведущего эксперта ФИО1 возложено 24 пункта ранее не предусмотренных обязанностей, а именно:
- п. 2.3. Взаимодействует с представителями служб доставки, организаций, предприятий и гражданами по вопросам получения, передачи на отправку, в том числе вскрытия пакетов (конвертов) служебной корреспонденции, корреспонденции с отметками «ДСП» (Для служебного пользования), «КТ» (Коммерческая тайна), «Служебное», «Конфиденциально».
- п. 2.10. Сортирует всю поступившую в Отделение корреспонденцию и поступившие документы на регистрируемые и нерегистрируемые документы.
- п. 2.11. Осуществляет предварительное рассмотрение документов, с целью распределения поступивших документов на требующие обязательного рассмотрения Руководством и направляемые непосредственно в структурные подразделения ответственным исполнителям.
- п. 2.12. Осуществляет предварительное рассмотрение обращений граждан и исполнительных документов, осуществляет их обработку и маршрутизацию в соответствии с нормативными документами.
- п. 2.13. Документы и информационные материалы, не подлежащие регистрации в САДД, учитывает в АКОРД и передает в структурные подразделения по принадлежности под реестр.
- п. 2.14. Документы на бумажных носителях, подлежащие регистрации в САДД, сканирует, регистрирует в САДД, передает исполнителям.
- п. 2.19. Осуществляет расчет стоимости отправлений в соответствии с установленными службами доставки тарифов. Осуществляет контроль правильности внесения информации о тарифах в АКОРД.
- п. 2.21. Контролирует возврат реестров, описей, других документов с отметками о получении и об отправке, обеспечивает их сохранность.
- п. 2.22. Участвует в осуществлении планирования отдельных видов расходов по сметам расходов: доставка документов, оплата налогов и пошлин, обучение, повышение квалификации, командировочные расходы работников отдела и другие. Обеспечивает контроль использования указанных средств при их выделении.
- п. 2.23. Осуществляет комплекс работ в целях заключения хозяйственных договоров по направлениям деятельности отдела, в части доставки документов и подготовке дел к архивному хранению.
- п. 2.24. Осуществляет контроль исполнения условий договоров и контроль своевременности расчетов по договорам, оформляет первичные учетные документы к оплате, загружает их в автоматизированную систему «Внутрихозяйственная деятельность» для направления в бухгалтерскую службу, контролирует правильность отнесения расходов по статьям сметы. Передает оригиналы первичных учетных документов в подразделение Отделения, формирующее сшив документов.
- п. 2.25. Осуществляет проверку дел и согласование описей дел структурных подразделений и РКЦ, подлежащих передаче на хранение в архив Отделения (далее - архив).
- п. 2.26. Принимает в архив на хранение законченные делопроизводством документы постоянного; по личному составу; временного (свыше 10 лет) сроков хранения; временного (до 10 лет), в случае ликвидации подразделения и при отсутствии правопреемника, образовавшиеся в деятельности структурных подразделений и РКЦ Отделения.
- п. 2.27. Осуществляет учет дел, принимаемых на хранение в архив. Систематизирует и размещает дела в архиве, шифрует их в соответствии с действующими правилами архивного хранения.
- п. 2.28. Ведет книгу учета выдачи дел из архивохранилища, книгу учета поступления и выбытия архивных документов, журнал учета актов; журнал учета выдачи дел во временное пользование сотрудникам Отделения; другие журналы, ведение которых необходимо для осуществления контроля поступления и выбытия дел из архива.
- п. 2.29. Составляет сводные годовые разделы описей дел постоянного хранения и по личному составу, представляет их на рассмотрение экспертной комиссии Отделения (далее - ЭК), на утверждение и согласование в экспертно-проверочную методическую комиссию Отдела ЗАГС и архивов Организационного управления Аппарата Губернатора и Правительства Чукотского автономного округа (далее - ЭПМК).
- п. 2.30. Создает и пополняет научно-справочный аппарат архивных документов, хранящихся в архиве Отделения.
- п. 2.31. Подготавливает и в установленном порядке передает на постоянное хранение в Государственное казенное учреждение «Государственный архив Чукотского автономного округа» документы государственной части Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся на хранении в архиве Отделения.
- п. 2.32. Осуществляет комплекс работ по уничтожению дел с истекшим сроком хранения. Проводит экспертизу ценности архивных документов, хранящихся в архиве, оказывает методическую помощь структурным подразделениям Отделения и РКЦ в проведении экспертизы ценности документов, представляет на рассмотрение ЭК акты о выделении к уничтожению Документов, не подлежащих хранению, согласовывает акты о выделении к уничтожению дел с истекшими сроками хранения, составленные структурными подразделениями Отделения и РКЦ. Осуществляет организационно-методическую помощь экспертным комиссиям РКЦ.
- п. 2.33. Выдает в установленном порядке дела и копии архивных документов, исполняет запросы учреждений, обращения (письма, заявления) граждан по вопросам социально-правового характера, в установленном порядке выдает архивные справки, консультирует юридические и физические лица по вопросам местонахождения архивных документов, необходимых для наведения архивных справок, ведет учет использования документов архива.
- п. 2.34. Осуществляет разработку, подготовку и актуализацию документов о деятельности ЭК Отделения (положение ЭК, приказ о составе ЭК и т.п.). Направляет документы в Главное управление.
- п. 2.35. Готовит сведения о составе и объеме документов, хранящихся в архиве Отделения Анадырь. Заполняет и ежегодно представляет в государственный архив паспорт архива.
- п. 2.39. Проводит в установленном порядке работу по организации использования бланков в отделе. Обеспечивает получение, сохранность и выдачу бланков работникам отдела.
- п. 2.48. Подготавливает проекты распорядительных документов, писем, запросов, методических рекомендаций, регламентов, порядков, инструкций и других документов по вопросам, касающимся деятельности отдела и входящих в компетенцию ведущего эксперта.
Истец указывает, что формально должность, профессия и специальность ведущего эксперта ей ответчиком сохранена, однако вид поручаемой ей работы должностной инструкцией от 14.02.2019 существенно изменен, что свидетельствует об изменении работодателем ее трудовой функции.
Также истец указала, что согласно п. 16 трудового договора, его условия могут быть изменены по соглашению сторон в письменной форме.
Такого соглашения между ней и работодателем не заключалось.
Более того, в нарушение ч. 2 ст. 74 ТК РФ, работодатель не уведомил ее как работника за два месяца в письменной форме о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений.
Трудовая функция, как следует из ч. 1 ст. 74 ТК РФ не может быть изменена работодателем в одностороннем порядке без согласия работника.
Не допускается и произвольное изменение должностных обязанностей работника, что следует из ч. 1 ст. 74 ТК РФ и п. 16 трудового договора.
При этом, истца никто не ознакомил с какими - либо документами работодателя, которые свидетельствовали бы о том, что изменение ее должностных обязанностей вызвано изменениями в организационных или технологических условиях труда, которые повлекли невозможность сохранения прежних условий.
Истец полагает, что истинной причиной издания работодателем новой должностной инструкции ведущего эксперта является ограничение ее доступа к работе по занимаемой должности, что помимо приведенных выше норм ТК РФ, нарушает положения ч. 4 ст. 256 ТК РФ, согласно которой на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).
Считает, что работодатель в данной ситуации, формально сохраняя за истцом должность ведущего эксперта, лишил ее права фактически выполнять трудовую функцию по занимаемой ею должности с учетом ее специальности и квалификации на основании должностной инструкции, действовавшей на момент ее ухода в отпуск по уходу за ребенком до трех лет, и в одностороннем порядке безо всяких, предусмотренных законом оснований, вменил ей исполнение обязанностей, не предусмотренных трудовым договором.
Считает, что своими незаконными действиями ответчик причинил ей как работнику моральные страдания, имеющей право осуществлять свою трудовую деятельность у работодателя без нарушения последним ее законных прав и интересов, что гарантировано законодательством РФ, которые она оценивает в 1 000 000 рублей.
С учетом уточнения исковых требований истец просит суд:
- признать должностную инструкцию ведущего эксперта административного отдела Отделения по Чукотскому автономному округу Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации, утвержденную управляющим Отделением по Чукотскому автономному округу Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО11 14.02.2019, незаконной и не подлежащей применению;
- признать действия работодателя - Центрального банка Российской Федерации, выразившиеся в изменении трудовой функции работника - ФИО1 по трудовому договору № с работником Банка России от 17.11.2003, в изменении определенных сторонами условий указанного трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных условий труда, незаконными;
- взыскать с работодателя - Центрального банка Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей;
- взыскать с Центрального банка Российской Федерации в пользу ФИО1 понесенные судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 рублей (т. 1 л.д. 1-11, т. 4 л.д. 188-197).
В отзыве на исковое заявление и пояснении к нему представители ответчика Центрального банка Российской Федерации ФИО11 и ФИО4 выразили несогласие ответчика с исковыми требованиями истца, указав следующее.
Приказом Главного управления Банка России по Чукотскому автономному округу от 22.05.2001 №083-лс ФИО1 была принята на работу на должность инженера первой категории отдела технической защиты информации управления безопасности и 17.11.2003 ФИО1 заключила с Банком России трудовой договор № (он же №), по условиям которого она была принята на работу в отдел общего делопроизводства Главного управления Банка России по Чукотскому автономному округу на неопределенный срок на должность эксперта первой категории.
В последующем приказами работодателя ФИО1 неоднократно переводилась с одной должности на другую, в частности, приказом от 28.01.2015 № на должность ведущего эксперта административного сектора.
Приказом от 10.07.2017 №ФИО1 был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (как бабушке ребенка) на период 10.07.2017 по 21.04.2020.
Как следует из заключенного Банком России с ФИО1 трудового договора от 17.11.2003, он не содержит конкретный перечень должностных обязанностей истицы.
Пунктом 7.2. этого трудового договора на ФИО1 среди прочих были возложены следующие обязанности:
- соблюдать требования, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Банка России;
- добросовестно и неукоснительно выполнять должностные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, утвержденной в порядке, установленном Банком России;
- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей и замещающих их лиц, изданные в пределах их должностных полномочий;
- выполнять другие обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и локальными актами Банка России.
ФИО1 работает в административном отделе Отделения Анадырь Дальневосточного ГУ Банка России ведущим экспертом. Одной из основных обязанностей ведущего эксперта в соответствии с п. 2.1 должностных инструкций от 07.07.2017 и от 14.02.2019 является осуществление документационного обеспечения деятельности Отделения в соответствии с установленными в Банке России требованиями и технологий работы в САДД ТУ (Система автоматизации документооборота и делопроизводства учреждения Банка России), других информационных систем и технологий работы с документами.
Общие требования к документационному обеспечению управления (далее - ДОУ) в Банке России установлены в Инструкции Банка России от 29.12.2017 №186-И «О документационном обеспечении управления в учреждениях Банка России» (далее - Инструкция №186-И), а также в Типовых квалификационных характеристиках Банка России от 15.06.2009 по направлению деятельности «Документационное обеспечение управления (ДОУ) (далее - ТКХ).
Функции ДОУ в Отделении Анадырь в соответствии с п.2.3. Инструкции №186-И, а также организационно-методическое руководство и контроль за состоянием ДОУ в структурных подразделения Отделения осуществляет административный отдел Отделения, в соответствии с задачами и функциями, закрепленными в Положении об административном отделе от 22.11.2018.
С 09.10.2018 в административной службе Отделения Анадырь произошли организационно-штатные изменения, административный сектор преобразован в административный отдел (приказ Дальневосточного ГУ Банка России от 27.08.2018 №ОДТ7-1Ю7, от 07.08.2018 № ОДТ7-1169). В отдел добавлены водители и сокращена должность заведующего архивом. Работникам были направлены уведомления о преобразовании сектора в отдел.
Находясь в отпуске по уходу за ребенком, истец согласилась работать в новых условиях трудового договора, что подтверждается ее заявлением от 08.08.2018 и заключением дополнительного соглашения к трудовому договору от 09.10.2018.
С 10.05.2017 ФИО1 находилась в ежегодном отпуске, по окончании которого, ей был предоставлен с 10.07.2017 отпуск по уходу за ребенком (внучкой), в котором она находится и в настоящее время.
С 11.12.2018, не прерывая отпуска по уходу за ребенком, вышла на работу на неполный рабочий день, работая до 15 час. 30 мин.
С должностной инструкцией от 07.07.2017 ФИО1 была ознакомлена 11.12.2018 (по выходу на работу на неполный рабочий день), которая была составлена на должность ведущего эксперта административного сектора с учетом работы в режиме полного рабочего дня.
Должностная инструкция от 07.07.2017 в настоящее время не действует.
Утверждена новая должностная инструкция от 14.02.2019г., с которой ФИО1 ознакомлена 15.02.2019, никаких возражений при ознакомлении не заявила, тем более выполняла до разработки новой инструкции и выполняет до настоящего времени обязанности, закрепленные в новой должностной инструкции.
Внесение изменений в должностную инструкцию ФИО1 и других сотрудников административного отдела осуществлено начальником административного отдела в соответствии с п.4.4.2 Положения об Административном отделе в связи с перераспределением обязанностей между работниками отдела в соответствии с п.1.5 Указания Банка России от 05.11.2015 №3841-У «О порядке подготовки и утверждения должностных инструкций работников Банка России» (далее -Указание), а также учитывая опыт и квалификацию специалистов отдела.
Перераспределение обязанностей вызвано централизацией автоматизированных информационных систем на уровень Дальневосточного Главного управления Банка России (САДД АКОРД), выводом из использования специализированного архиватора электронных документов (САЭД), а также с осуществлением ФИО1 трудовой деятельности на условиях неполного рабочего дня в рамках ч.3 ст.256 ТК РФ.
Поскольку ФИО1 с 11.12.2018 работает на условиях неполного рабочего времени, руководитель административного отдела исключила из должностной инструкции от 07.07.2017 некоторые пункты.
С целью конкретизации п.1.8 должностной инструкции ведущего эксперта административного сектора от 07.07.2017, в котором предусмотрено, что ведущий эксперт в своей деятельности руководствуется положением об административном секторе, в функции которого входит подготовка договоров, проведение закупок, относящихся к компетенции сектора (п.3.10 Положения об административном секторе от 30.03.2018), работа с архивными документами (п.3.13.19, 3.13.23- 3.13.27), осуществление финансового планирования по курирующим статьям сметы расходов (п.3.8), были добавлены соответствующие пункты в должностную инструкцию от 14.02.2019, при этом ФИО1 фактически выполняла эти обязанности (ведение работы по договорам), начиная с 2008 года. Эти обязанности были конкретизированы в связи с тем, что ФИО1 в соответствии с п.2.1 новой должностной инструкцией осуществляет документационное обеспечение, а в документационное обеспечение входит осуществление архивной работы в соответствии с Инструкцией №-И (п.11.1, 11.4) и требованиями Типовых квалификационных характеристик Банка России по должности «ведущий эксперт»; а также, в связи с сокращением из административного отдела (далее - АО) с 09.10.2018 должности «заведующий архивом».
В функциях административного отдела предусмотрено, что отдел выполняет работу с архивными документами, а также в связи с тем, что обязанности по архиву поручались не только ФИО1, но и другим сотрудникам АО, ввиду сокращения заведующего архивом АО, начальник АО распределила обязанности по архиву между другими сотрудниками АО (ФИО8, ФИО9, ФИО10), что подтверждается поручениями ФИО5, которые она распределяла между сотрудниками АО.
Обязанности по архиву, были закреплены и в должностной инструкции ФИО1 от 07.07.2017 (п.2.25), как ответственной за ДОУ, поскольку в обязанности ДОУ входит, в том числе и работа по архиву в соответствии с Инструкцией №-И (в новой должностной инструкции закреплены в п.2.38). Истец занималась уничтожением архивных документов, как и другие работники административного сектора, и ранее в 2011, 2012.
Тем более, ФИО1 до утверждения должностной инструкции от 14.02.2019, выполняла функции, связанные с архивом, что также подтверждается поручениями, которые ей были даны начальником АО, и после введения в действие должностной инструкции от 14.02.2019 истица выполняла и выполняет обязанности, связанные с архивной работой, готовит проекты документов, связанные с архивной работой, проверяет и согласовывает акты об уничтожении документов структурных подразделений, не подлежащих хранению. Являясь секретарем экспертной комиссии Отделения, готовит протоколы заседаний комиссии. Приказом Отделения от 15.04.2019 №ОДТ777-200 назначена ответственной за работу с архивными документами Отделения Анадырь (проект приказа был создан 21.02.2019, но в связи с длительным согласованием подписан 15.04.2019).
В соответствии с 1.3 Инструкции Банка России от 14.11.2005 №127-И организационно-методическое руководство и контроль за работой с архивными Документами осуществляет служба документационного обеспечения управления (ДОУ), в Отделении Анадырь эту работу осуществляет административный отдел, в котором работает ФИО1
Текстом должностной инструкции от 14.02.2019 уточняются, детализируются трудовые обязанности, фиксируются фактически выполнявшиеся функции. Круг обязанностей, перечисленных в новой должностной инструкции, не находится в противоречии с содержанием трудового договора, заключенного с ФИО1 17.11.2003.
Ответчиком произведена корректировка существующих у истца обязанностей с уточнением трудовых действий при выполнении указанных обязанностей, что является подтверждением тому, что трудовая функция ФИО1 в смысле положений ст.57, 60, 72 ТК РФ осталась неизменной. Какие-либо обязанности, которые могли бы повлечь дополнительные требования к специальности либо квалификации истицы, в должностную инструкцию не вносились. Ответчик в новой инструкции лишь обобщил трудовые действия, ранее вменявшиеся в обязанности истцу, а истец неверно восприняла эти формулировки как новые обязанности.
Несмотря на изменение формулировок и корректировок пунктов должностной инструкции, в данном случае трудовая функция истца не изменилась, а только уточнилась, что позволяет работодателю предъявлять более конкретизированные требования, а работнику более четко представлять круг своих обязанностей.
Поскольку при утверждении должностной инструкции от 14.02.2019, изменений трудовой функции не произошло, отсутствовали основания в письменном уведомлении ФИО1 за два месяца в порядке ч.2 ст.74 ТК РФ.
У работодателя отсутствовала обязанность, в силу требований п. 1.3. и п. 3.5 Указания, на ознакомление истицы с должностной инструкцией до ее утверждения в новой редакции.
Введением в действие новой должностной инструкции субъективные трудовые права ФИО1 не нарушены, в связи с отсутствием ущемлений прав истицы, по сравнению с другими работниками административного отдела. Указанные действия работодателя по утверждению новой инструкции не свидетельствуют об ограничении ее трудовых прав, в связи с этим в действиях ответчика отсутствует вина в причинении истцу морального вреда.
Просили суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме (т. 1 л.д. 86-94, т. 4 л.д. 164-177).
В судебное заседание истец ФИО1 на явилась. О времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании полагал, что в действиях ответчика имело место нарушение трудовых прав истца, поддержал исковые требований истца по основаниям, изложенным в иске и просил их удовлетворения в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО6 просила в удовлетворении исковых требований истца отказать. Изложенные в отзыве на исковое заявление и пояснениях к нему доводы поддержала.
Выслушав участников судебного заседания, допросив свидетеля исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.
В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Таким образом, исходя из положений трудового законодательства, основополагающим документом в трудовых отношениях является трудовой договор, и именно в него, как правило, включают детальное описание трудовых функций, права и обязанности работника.
Согласно ст. 57 ТК РФ обязательной для включения в трудовой договор является, в том числе, трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
При этом детальный перечень непосредственных должностных обязанностей сотрудника, которые входят в трудовую функцию по занимаемой должности, не является обязательным условием для включения в трудовой договор.
Согласно Письму Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0, документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника - это должностная инструкция. Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности, служат квалификационные характеристики, содержащиеся в квалификационных справочниках.
На основании ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В силу ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Согласно ч. 1 ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурной реорганизации производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, о чем неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе в Определениях от 15 июля 2008 г. № 411-О-О, № 412-О-О, № 413-О-О, в Определении от 1 июня 2010 г. № 840-О-О).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами истец ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ответчиком Центральном банком Российской Федерации.
Согласно материалам дела 17.11.2003 между ФИО1 и Центральном банком Российской Федерации (далее - Банк России) заключен трудовой договор №, по условиям которого она была принята на работу в отдел общего делопроизводства Главного управления Банка России по Чукотскому автономному округу на неопределенный срок на должность эксперта первой категории (т. 1 л.д. 26-27).
Согласно условиям данного трудового договора, ФИО1 обязалась в том числе, соблюдать требования, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Банка России, добросовестно и неукоснительно выполнять обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, утвержденной в порядке, установленном Банком России, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей и замещающих их лиц (п.7.2.). В свою очередь работодатель обязан в том числе, предоставить работнику работу в соответствии с условиями трудового договора, обеспечить работнику условия для безопасного и эффективного выполнения работником должностных обязанностей (п.8.2.).
В дальнейшем ФИО1 неоднократно замещала иные должности, в соответствии с приказами работодателя и дополнительными соглашениями к ее трудовому договору, что не оспаривается сторонами и подтверждено материалами дела (т. 4 л.д. 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67).
Приказом Банка России от 28.01.2015 № истец ФИО1 переведена на должность ведущего эксперта административного сектора, в вязи с чем между ней и работодателем заключено дополнительное соглашение к ее трудовому договору от 17.11.2003 (т. 4 л.д. 69. 70).
Приказом Банка России от 10.07.2017 № истцу ФИО1 был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет как бабушке ребенка на период с 10.07.2017 по 21.04.2020 (т. 1 л.д. 28).
В связи с преобразованием в Банке России административного сектора в административный отдел, приказом Дальневосточного ГУ Банка России от 27.08.2018 №ОДТ7-1107 с изменениями, внесенными приказом от 07.08.2018 № ОДТ7-1169, изменены определенные сторонами условия трудового договора и внесены изменения в штатное расписание Отделения по Чукотскому автономному округу Дальневосточного ГУ Банка России, в состав отдела введены водители и сокращена из отдела должность заведующего архивом (т. 2 л.д. 57-61, 62-64, 65-66, 67-71).
22.11.2018 управляющим Отделением по Чукотскому автономному округу Дальневосточного ГУ Банка России была утверждено Положение об административном отделе Отделения по Чукотскому автономному округу Дальневосточного ГУ Банка России, с которым истец ФИО1 была ознакомлена 06.02.2019 (т. 1 л.д. 152-172)
08.08.2018 истец ФИО1 была уведомлена о преобразовании административного сектора в административный отдел, об исключении должности ведущего эксперта административного сектора Отделения Анадырь, и ей была предложена должность ведущего эксперта административного отдела Отделения Анадырь, без изменения должностного оклада и местонахождения рабочего места (т. 2 л.д. 72).
В этот же день истец ФИО1 дала согласие на работу на новых условиях трудового договора (т. 2 л.д. 73).
Приказом Банка России от 09.10.2018 № истец ФИО1 была переведена на должность ведущего эксперта административного отдела Отделения по Чукотскому автономному округу Дальневосточного главного управления Банка России, в связи с чем между ней и Банком России 09.10.2018 было заключено дополнительное соглашение к ее трудовому договору от 17.11.2003 (т. 4 л.д. 72, 73).
С 11.12.2018 истец ФИО1, не прерывая отпуска по уходу за ребенком, вышла на работу на неполный рабочий день, с режимом работы с 8.30 до 14 час.30 мин, в связи с чем был издан приказ Банка России от 10.12.2018 № (т. 1 л.д. 30).
07.07.2017 управляющим Отделением по Чукотскому автономному округу Дальневосточного ГУ Банка России была утверждена должностная инструкция ведущего эксперта административного сектора Отделения Анадырь, которой определен объем должностных обязанностей ведущего эксперта административного сектора, при условии выполняемой работы в течении полного рабочего дня (т. 2 л.д. 29-40).
С указанной должностной инструкцией истец ФИО1 была ознакомлена 11.12.2018, по выходу на работу в административный отдел на условиях не полного рабочего дня.
14.02.2019 управляющим Отделением по Чукотскому автономному округу Дальневосточного ГУ Банка России была утверждена должностная инструкция ведущего эксперта административного отдела Отделения Анадырь, с которой истец ФИО1 была ознакомлена 15.02.2019 (т. 2 л.д. 41-56).
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Должностная инструкция является локальным нормативным актом, содержащим сведения о трудовой функции, обязанностях и правах работника.
Конкретный порядок ее разработки законом не предусмотрен, определение ее содержания является правом работодателя в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 8 ТК РФ, с учетом особенностей производства и должности работника.
Письмом Федеральной службы по труду и занятости от 31.10.2007 № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников» предусмотрено, что, должностная инструкция является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.
Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.
Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.
Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию.
Если инструкция является приложением к трудовому договору, необходимо вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.
Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, должностная инструкция утверждается в новой редакции и работник должен быть письменно ознакомлен с ней. Должностная инструкция составляется в двух экземплярах, один из которых по просьбе работника может быть ему вручен.
Как следует из пояснения представителя ответчика в феврале - марте 2019 года руководитель административного отдела в связи с произошедшими с 09.10.2018 организационно-штатными изменениями в отделе произвела перераспределение нагрузок и конкретизировала обязанности всех сотрудников административного отдела, в том числе и истца ФИО1, в новых должностных инструкциях.
Сопоставив и проанализировав должностные обязанности истца, предусмотренные должностной инструкцией от 07.07.2017 и должностные обязанности истца, предусмотренные должностной инструкцией от 14.02.2019, в том числе, п. 2.3., п. 2.10., п. 2.11., п. 2.12., п. 2.13., п. 2.14., п. 2.15., п. 2.17., п. 2.18., п. 2.19., п. 2.20., п. 2.21., п. 2.22., п. 2.23., п. 2.24., п. 2.25., п. 2.26., п. 2.27., п. 2.28., п. 2.29., п. 2.30., п. 2.31., п. 2.32., п. 2.33., п. 2.34., п. 2.35., п. 2.38., п. 2.39., п. 2.48., п. 2.53., п. 2.54., на которые истец ссылается в исковом заявлении, условия трудового договора от 17.11.2003 с изменениями внесенными в него дополнительным соглашением от 09.10.2018, суд приходит к выводу, что должностная инструкция от 14.02.2019 трудовую функцию истца, предусмотренную трудовым договором, не изменила, конкретизировав должностные обязанности ведущего эксперта административного отдела Отделения Анадырь, изложенные в должностной инструкции от 07.07.2017, что является правом работодателя, исключив и заменив некоторые из них с учетом продолжительности рабочего дня истца ФИО1
Вопреки мнению истца работодателем ей не вменено исполнение обязанностей, которые не предусмотрены трудовым договором от 17.11.2003, и последующим дополнительным соглашением к нему от 09.10.2018.
Введением в действие должностной инструкции от 14.02.2019 изменение определенных сторонами условий трудового договора не произошло, поскольку трудовая функция истца ФИО1 по своему характеру не изменилась, существенных изменений условий труда не произошло, за истцом сохранилась работа по должности в соответствии со штатным расписанием (т. 2 л.д. 67-71). Поэтому, внося изменения в должностную инструкцию, работодатель не должен был руководствоваться положениями ст. 74 ТК РФ, которые регулируют порядок изменения существенных условий трудового договора (режима работы и отдыха, оплаты труда и т.п.).
При таких обстоятельствах необходимости работодателю уведомлять работника в письменной форме не позднее чем за два месяца об изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений не было.
Ссылка истца на несогласие с должностной инструкцией от 14.02.2019 в связи изменением перечня, предусмотренных данной инструкцией обязанностей, не соответствующих, по ее мнению, трудовой функции, противоречат нормам законодательства о труде, так как действующее законодательство не предусматривает обязанности работодателя согласовывать перечень должностных обязанностей с каждым работником, изложенное в должностной инструкции не является обоюдной волей сторон трудового договора, а предписывает работнику круг обязанностей.
Утверждение истца об изменении ее трудовой функции должностной инструкцией от 14.02.2019 в связи с вменением ей работы с архивом является ошибочным, поскольку она, как указано выше согласилась и обязалась исполнять обязанности ведущего эксперта административного отдела Отделения Анадырь, в задачи и функции которого входит организация и контроль за работой с архивными документами, осуществление организационно-методического руководства организации делопроизводства и хранения архивных документов в подразделениях Отделения и РКЦ, обеспечение и организация работы архива Отделения, составление сводных годовых разделов описей дел постоянного хранения, свыше 10 лет хранения и по личному составу, осуществление приема на архивное хранение от структурных подразделений Отделения документов постоянного, долговременного сроков хранения и документов по личному составу, обеспечение их сохранности, учета, организации использования, создания и ведения научно-справочного аппарата, в том числе с использованием подсистемы ВЭАР, проведения экспертизы ценности документов, отбора и передачи документов на государственное хранение, уничтожение, осуществление представления архивных документов или их копий для исполнения запросов организаций и граждан; выдача в установленном порядке копии документов, архивных справок и архивных выписок (п. 2.2., 3.13.24, 3.13.25, 3.13.29, 3.13.30 Положения об административном отделе Отделения по Чукотскому автономному округу Дальневосточного ГУ Банка России от 22.11.2018).
В рассматриваемом случае должность истца сохранена, изменился только объем обязанностей по данной должности, а дополнение и изменение должностных обязанностей в рамках специальности и квалификации суд не расценивает как изменение трудовой функции. Следовательно, нарушений ч. 4 ст. 256 ТК РФ, согласно которой на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность) работодателем не было допущено.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании должностной инструкции ведущего эксперта административного отдела Отделения Анадырь от 14.02.2019 незаконной и неподлежащей применению, как и исковое требование о признании незаконными действия работодателя выразившееся в изменении трудовой функции истца по трудовому договору и в изменении определенных сторонами условий указанного трудового договора, по причинам связанными с изменением организационных условий труда, поскольку признано, что изменения условий трудового договора, заключенного между истцом и ответчиком, не было.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении данных требований отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, так как незаконных действий со стороны ответчика в отношении истца не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, помимо прочего относятся расходы на оплату услуг представителей (абз. 5 ст. 94 ГПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 данного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из содержания указанных норм следует, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.
Таким образом, поскольку суд пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения исковых требований истца в полном объеме, не подлежат и удовлетворению ее требования о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя.
Истец в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Центральному банку Российской Федерации о признании незаконными действий работодателя, возмещении морального вреда и понесенных судебных расходов по оплате услуг представителя – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья (подпись) А.Н. Жуков
Копия верна
Судья А.Н. Жуков
В окончательной форме решение суда составлено 26 июня 2019 года.