ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1570/19 от 11.06.2019 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1570/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2019 года город Крымск

Судья Крымского районного суда Краснодарского края Савкин Ю.В.

при секретаре Богдан Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Крымский район к ООО «Прогресс», МКУ «Управление строительного контроля» (бывший МУП города Крымска и Крымского района «Крымсккапстрой»), ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25 о признании права собственности на недвижимое имущество – канализационные и водопроводные сети,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования Крымский район обратилась в суд с иском о признании права собственности на недвижимое имущество – канализационную и водопроводные сети к указанным лицам.

Свои требования мотивирует тем, что 20 августа 2007 года администрацией муниципального образования Крымский район с МУП города Крымска и Крымского района «Крымсккапстрой» и Закрытым акционерным обществом «Южстальмонтаж» был заключен договор подряда №229/249 на строительство инженерных сетей к группе проектируемых многоэтажных жилых домов по ул.Спартака в г.Крымске и 5 апреля 2004 года Комитетом Жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края с МУП города Крымска и Крымского района «Крымсккапстрой» и ООО «Прогресс» был заключен договор генподряда №122/288 на реконструкцию водопроводной сети по ул.Синева от ул.Комарова до ул.Российской в г.Крымске. По вышеназванным договорам подрядчиками ни в первом, ни во втором случаях не была в полном объеме осуществлена работа, а также подготовка исполнительной документации на водопроводные и канализационную сеть, что в свою очередь сделало невозможным регистрацию последних в уполномоченном государственном органе. В связи с чем администрация была вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество – канализационную и водопроводные сети.

В судебном заседании представитель истца – администрации муниципального образования Крымский район по доверенности от 9 января 2019 года № 01-14/10 ФИО26 поддержал доводы заявления, просил суд его удовлетворить.

Ответчики ООО «Прогресс», ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО12, ФИО13, ФИО3 в судебное заседание не явились, о месте времени слушания дела были извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель ответчика ФИО6 ФИО27 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований истца, при условии, что ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, не коснутся строений, возведенных на земельном участке доверителя, расположенном по адресу: <адрес>-а.

Ответчик ФИО2 не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика – МКУ «Управление строительного контроля» по доверенности ФИО28 в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований.

Представитель третьего лица – ООО «Водоканал Крымск» по доверенности ФИО29 не возражала против удовлетворения требований и пояснила, что в настоящее время исследуемые объекты находятся в работоспособном состоянии, но их использование затруднено (ремонт, подключение, содержание и др.) в связи с отсутствием правоустанавливающих документов.

Представитель третьего лица – администрации Крымского городского поселения Крымского района по доверенности ФИО30 не возражала против удовлетворения требований.

Представитель третьего лица – межмуниципального отдела по Абинскому и Крымскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Крымский сектор), в судебное заседание не явился. От вышеназванного третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав участвующих в деле лиц и свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, 02.07.2007 начальником межрайонного отдела Крайгосэкспертизы ФИО31 было утверждено заключение государственной экспертизы № Н-364/1-07 по рабочему проекту «Инженерные сети к группе проектируемых многоэтажных жилых домов по ул. Спартака в г. Крымске».

20.08.2007 администрацией муниципального образования Крымский район с МУП города Крымска и Крымского района «Крымсккапстрой» и Закрытым акционерным обществом «Южстальмонтаж» был заключен договор подряда №229/249 на строительство инженерных сетей к группе проектируемых многоэтажных жилых домов по ул. Спартака в г. Крымске.

29.08.2007 между администрацией муниципального образования Крымский район и департаментом строительства Краснодарского края было заключено соглашение №14/278 о порядке взаимодействия по использованию субсидий на финансирование инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства за счет средств краевого бюджета для реализации краевой целевой программы «Жилище» на 2005-2010 годы.

23.10.2007 администрацией муниципального образования Крымский район было принято распоряжение №1327 «О строительстве инженерных сетей к группе проектируемых многоэтажных жилых домов по улице Спартака в городе Крымске» согласно которому: утвержден сводный сметный расчет стоимости строительства инженерных сетей к группе проектируемых многоэтажных жилых домов по улице Спартака в городе Крымске; утверждён заказчиком вышеуказанного объекта МУП города Крымска и Крымского района «Крымсккапстрой»; контроль за исполнением распоряжения был возложен на заместителя главы муниципального образования Крымский район ФИО32.

15.12.2007 администрацией муниципального образования Крымский район было принято постановление № 2782 «О предварительном согласовании ЗАО «Южстальмонтаж» места размещения подводящей канализационной сети к группе пятиэтажных жилых домов по адресу: <...>» согласно которому: ЗАО «Южстальмонтаж» было предварительно согласовано место размещения подводящей канализационной сети к группе пятиэтажных жилых домов на земельном участке площадью 1720 кв.м. по адресу: <...> из свободных земель Крымского городского поселения; утвержден акт выбора земельного участка от 26 февраля 2007 года и проект границ земельного участка площадью 1720 кв.м. для размещения подводящей канализационной сети к группе пятиэтажных жилых домов по адресу: <...> (категория земель – земли населенных пунктов).

05.12.2007 администрацией муниципального образования Крымский район было принято постановление №2785 «О предварительном согласовании ЗАО «Южстальмонтаж» места размещения подводящей канализационной сети к группе пятиэтажных жилых домов по адресу: <...>» согласно которому: ЗАО «Южстальмонтаж» было предварительно согласовано место размещения подводящей канализационной сети к группе пятиэтажных жилых домов на земельном участке площадью 7000 кв.м. по адресу: <...> из свободных земель Крымского городского поселения; утвержден акт выбора земельного участка от 26 февраля 2007 года и проект границ земельного участка площадью 7000 кв.м. для размещения подводящей канализационной сети к группе пятиэтажных жилых домов по адресу: <...> (категория земель – земли населенных пунктов).

По состоянию на конец 2008 года условия договора в полном объеме выполнены не были (объекты не достроены, исполнительная документация не изготовлена), так водопроводной сети было построено 1331 м. из 1776 м., канализационной сети 265 м. из 427 м. Сумма невыполненных работ (неосвоенных денежных средств) составляла 2 408 724, 32 рубля.

11.01.2009 было заключено дополнительное соглашение № 1/528 к договору подряда от 20 августа 2007 года №229/249 на строительство инженерных сетей к группе проектируемых многоэтажных жилых домов по ул.Спартака в г.Крымске, согласно которому срок выполнения работ был продлен до 25 декабря 2011 года. В установленный дополнительным соглашением срок подрядчиком обязательства также не были выполнены.

05.08.2014 МУП города Крымска и Крымского района «Крымсккапстрой» прекратила деятельность путем реорганизации в форме преобразования в МКУ «Управление строительного контроля» (правопреемник), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

23.09.2016 определением Арбитражного суда Краснодарского края №А32-52898 было завершено конкурсное производство в отношении ЗАО «Южстальмонтаж», на орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, была возложена обязанность в порядке и сроки, установленные ст.149 ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)», внести запись о ликвидации ЗАО «Южстальмонтаж» в Единый государственный реестр юридических лиц.

27.10.2016 запись о ликвидации Закрытого акционерного общества «Южстальмонтаж» в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена.

30 декабря 2016 года постановлением администрации муниципального образования Крымский район от 30 декабря 2016 года № 1342 «О списании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию» была признана безнадежной к взысканию и подлежащей к списанию дебиторскую задолженность ЗАО «Южстальмонтаж» в сумме 2 408 724, 32 рубля (неосвоенная подрядчиком сумма, ранее уплаченная администрацией) по договору подряда от 20 августа 2007 года №229/249 на строительство инженерных сетей к группе проектируемых многоэтажных жилых домов по ул.Спартака в г.Крымске.

В 2018 году отделом ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по Крымскому району на построенные ЗАО «Южстальмонтаж» объекты (водопроводная сеть по ул.Спартака и канализационная сеть по ул.Спартака) были изготовлены технические паспорта.

Аналогичная ситуация состоит с водопроводной сетью по ул.Синева (от ул.Комарова до ул.Новоселов в г.Крымске). 5 апреля 2004 года Комитетом Жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края с МУП города Крымска и Крымского района «Крымсккапстрой» и ООО «Прогресс» был заключен договор генподряда №122/288 на реконструкцию водопроводной сети по ул.Синева от ул.Комарова до ул.Российской в г.Крымске.

25 мая 2005 года было заключено дополнительное соглашение № 2/115/65 к договору генподряда №122/288 от 5 апреля 2004 года.

5 декабря 2005 года было заключено дополнительное соглашение № 236 к договору генподряда №122/288 от 5 апреля 2004 года.

В 2006 году, во исполнение вышеназванного договора, ООО «Прогресс» была осуществлена постройка дополнительного участка водопроводной сети протяженностью 1151 м., предназначенной для обеспечения водоснабжением улиц, прилегающих к ул.Синева (от ул.Новоселов до ул.Комарова) в г.Крымске.

Однако, исполнительная документация для ввода в эксплуатацию не была подготовлена ООО «Прогресс».

В настоящее время ООО «НПО ПРОГРЕСС», согласно выписки из ЕГРЮЛ, находится на стадии ликвидации.

В 2018 года отделом ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по Крымскому району на построенный ООО «Прогресс» участок водопроводной сети по ул. Синевой (от ул.Новоселов до ул.Комарова) был изготовлен технический паспорт.

По окончанию вышеназванных работ подрядчиками ни в первом, ни во втором случаях не была в полном объеме осуществлена работа и подготовка исполнительной документации на водопроводные и канализационную сеть, что в свою очередь делает невозможным регистрацию последних в уполномоченном государственном органе.

С момента создания и по настоящее время данные объекты используются в хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьёй 726 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора подряда, если это предусмотрено договором либо характер информации таков, что без нее невозможно использование результата работы для целей, указанных в договоре.

Отсюда следует, что подрядчик, не передавший исполнительную документацию, является нарушившим свои обязательства.

Сети водоснабжения отвечают критериям недвижимого имущества. Они представляют собой часть инфраструктуры, необходимой для нормальной эксплуатации зданий и сооружений. Если коммуникации расположены под землей, конструктивно связаны с конкретными строениями, перенести их на другую территорию с повторным подключением к другим объектам невозможно. Таким образом, водопроводные и канализационные сети являются объектами недвижимого имущества.

В свою очередь, водопроводы являются линейным объектом недвижимости, для строительства которых по общему правилу требуется разрешение, выдаваемое в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При строительстве вся разрешительная документация на строительство была оформлена должным образом.

При этом, первичное право собственности на линейные объекты в силу положений статей 8, 131, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникает с момента ее государственной регистрации в уполномоченном государственном органе Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Разрешение на ввод в эксплуатацию выдается в порядке, установленном статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом, применительно к положениям ст. 8, 131, 209, Гражданского кодекса Российской Федерации правом распоряжения имуществом, обладает лишь собственник, право собственности которого зарегистрировано в установленном законом порядке.

Данные водопроводные сети и канализационная сеть прилегают к земельным участкам следующих собственников: ФИО1 (<адрес>), ФИО2 (<адрес>), ФИО3 (<адрес>), ФИО4 (<адрес>), ФИО5 (<адрес>-б), ФИО6 (г.<адрес> ФИО7 (<адрес>-а), ФИО8 (<адрес>), ФИО9 (<адрес>), ФИО9 (<адрес>-а), ФИО10 (<адрес>-а), ФИО11 (<адрес>), ФИО12 (<адрес>-а), ФИО13 (<адрес>), ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 (<адрес>), ФИО18 (<адрес>), ФИО19 (<адрес>), ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 (<адрес>-в), ФИО25 (<адрес>).

Названные участки частично расположены в охранных зонах водопровода (определена в СНиП 2.07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».) и охранной зоне канализационной сети (определена в СНиП 2.04.03-85 «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения.»).

10 июня 2019 года администрацией Крымского городского поселения Крымского района в Крымский районный суд Краснодарского края было представлено письмо от 10 июня 2019 года № 2377, согласно которому сообщалось, что охранные зоны водопровода и напорной канализации, согласно СП 42.13330.2016 к группе проектируемых многоэтажных жилых домов по улице Спартака, составляет 5 метров с каждой стороны.

Как следует из показаний свидетелей ФИО36 и ФИО37, охранные зоны водопровода и напорной канализации после регистрации права собственности на канализационную и водопроводные сети, согласно действующему законодательству Российской Федерации и документации, имеющейся в материалах дела, значительно не повлияют на законные права и интересы ответчиков, чьи земельные участки частично расположены в охранных зонах водопровода и канализационной сети, то есть не увеличат более чем 1-2 м (в исключительных случаях) ограничения, действующие в настоящее время для земельных участков в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

Согласно части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В судебном заседании подтверждено, что канализационная и водопроводные сети были построены в рамках договоров, заключенных с администрацией муниципального образования Крымский район, и в настоящее находятся в работоспособном состоянии.

Ответчиками и иными лицами в судебном заседании не отрицалось, что строительство канализационной и водопроводных сетей осуществлялось для администрации муниципального образования Крымский район, права на данные объекты ни кем не заявлялись.

В соответствии со статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Администрацией муниципального образования Крымский район были изготовлены для себя новые вещи – канализационная и водопроводные сети. Каких-либо сведений о том, что строительство канализационной и водопроводных сетей было осуществлено с нарушением закона у суда не имеется, не усматривается, следовательно, имеются законные основания для признания за муниципальным образованием Крымский район права собственности на указанное имущество.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации муниципального образования Крымский район к ООО «Прогресс», МКУ «Управление строительного контроля» (бывший МУП города Крымска и Крымского района «Крымсккапстрой»), ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25 о признании права собственности на недвижимое имущество – канализационные и водопроводные сети – удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием Крымский район право муниципальной собственности на следующие объекты капитального строительства:

- на водопроводную сеть по улице Спартака города Крымска Краснодарского края (1.Водопроводная сеть: протяженность: 1331 м от ул.Свердлова до ул.Таманской; вид проложения: подземная; глубина заложения: 1,2-1,8 м; материал труб: ПНД d225, сталь d150.; 2.Колодцы: 8 шт.; материал: Ж/бет);

- на канализационную сеть по улице Спартака города Крымска Краснодарского края (1.Труба канализационная: протяженность: 265 м от ул.Спартака до ул.Свердлова; вид проложения: подземная; глубина заложения: 1,2-1,8 м; материал труб: ПХВ, d300; 2.Колодцы: 11 шт.; материал: Ж/бет);

- на водопроводную сеть по ул. Синевой города Крымска Краснодарского края (1.Водопроводная сеть: протяженность: 1151 м от ул.Новоселов до ул.Комарова; вид проложения: подземная; глубина заложения: 1,2-1,8 м; материал труб: ПНД d225; 2.Колодцы: 20 шт.; материал: Ж/бет).

Данное решение суда является основанием для постановки на государственный кадастровый учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю указанного недвижимого имущества.

Данное решение суда является основанием для обращения администрации муниципального образования Крымский район в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права на вышеуказанные объекты.

Данное решение суда является основанием для изготовления технических планов с дальнейшей постановкой на государственный кадастровый учёт, и регистрации права собственности на данное недвижимое имущество за муниципальным образованием Крымский район в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Межмуниципальному отделу по Абинскому и Крымскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить постановку на государственный кадастровый учёт и регистрацию права собственности на вышеназванные объекты недвижимого имущества.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья: