Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-1571-12Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 марта 2012 года г. Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Кузнецовой С.В.
при секретаре: Абрамовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Чиркиной Л.Я. о признании незаконным отказа Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в заключении договора о возмездном исполнении опекунских обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Чиркина Л.Я. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в заключении договора о возмездном исполнении опекунских обязанностей. В обоснование требований заявитель указала, что она является опекуном инвалида с детства первой группы И. Семья Чиркиных малообеспеченная, у недееспособного И. нет имущества и каких-либо доходов, за счет которых можно улучшить уход за ним. С целью улучшения условий жизни недееспособного Чиркина Л.Я. обратилась с соответствующим заявлением в Главалтайсоцзащиту. Согласно ответу Главалтайсоцзащита от (дата) заявителю отказано в назначении опекунского пособия по той причине, что средства на эти цели краевым бюджетом не предусмотрены. По мнению заявителя, такой отказ является незаконным, поскольку действующим законодательством предусмотрено, что орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор на осуществление опеки и попечительства на возмездных условиях. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов. Чиркина Л.Я. просила признать незаконным отказ Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в заключении договора о возмездном исполнении опекунских обязанностей, возложить на Главное управление обязанность заключить соответствующий договор с Чиркиной Л.Я.
В судебном заседании Чиркина Л.Я. и ее представитель на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснял, что выплата вознаграждения опекунам за счет бюджетов субъектов Российской Федерации должна регулироваться отдельным региональным законодательством, при этом принятие такового закона является правом, а не обязанностью субъектов. В настоящее время такой закон в Алтайском крае не принят. В краевом бюджете средства на выплату вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан не предусмотрены.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения заявителя, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Чиркина Л.Я. является матерью И., (дата) года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении.
В соответствии с распоряжением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району от (дата) № Чиркина Л.Я. назначена опекуном И., (дата) года рождения, признанного недееспособным решением Индустриального районного суда г.Барнаула от (дата)
В целях улучшения условий жизни недееспособного И. заявитель (дата) обратилась в Управление социальной защиты населения по Индустриальному району с заявлением о назначении ей пособия по опеке.
Согласно ответу Управления социальной защиты населения по Индустриальному району от (дата) Чиркиной Л.Я. отказано в назначении вознаграждения, поскольку в Алтайском крае не приняты нормативно правовые акты, предусматривающие пособия и денежные выплаты опекунам, опекающим совершеннолетних граждан.
Из материалов дела следует, что в последующем Чиркина Л.Я. обратилась в Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с заявлением о заключении договора о возмездном исполнении опекунских обязанностей в отношении своего совершеннолетнего недееспособного сына И.
Согласно ответу Главалтайсоцзащита от (дата) № заявителю отказано в заключении договора о возмездном исполнении опекунских обязанностей. Как следует из данного ответа, выплата вознаграждения опекунам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации должна регулироваться отдельным региональным законодательством, при этом принятие такого закона является правом, а не обязанностью субъектов РФ. При формировании краевого бюджета на (дата). и плановый период (дата). и (дата). средства на эти цели не предусмотрены. Вознаграждение опекунам совершеннолетних недееспособных граждан в Алтайском крае может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного либо за счет средств третьих лиц.
В соответствии со ст. 36 Гражданского кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.
К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным Гражданским Кодексом РФ, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации (ст. 31 ГК РФ).
В силу ст. 16 ФЗ от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 14 названного Закона, установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.
В силу ст. 16 ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Порядок и сроки заключения договора об осуществлении опеки определяются Правительством Российской Федерации (ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 (ред. от 31.03.2011) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», которым урегулирован порядок и сроки заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина на возмездных условиях за счет доходов от имущества подопечного.
Случаи выплаты вознаграждения опекунам за счет средств бюджетов субъектов РФ должны регулироваться на региональном уровне законами субъектов РФ.
По смыслу Гражданского кодекса РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве» принятие закона, регулирующего вопросы заключения договора об осуществлении опеки на возмездных условиях, является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в Алтайском крае закон, регулирующий случаи и порядок выплаты соответствующего вознаграждения опекунам за счет средств бюджетов субъектов, не принят.
Таким образом, на региональном уровне вопрос о заключении с опекунами недееспособных совершеннолетних граждан договора об осуществлении опеки на возмездных условиях не урегулирован.
Кроме того суд отмечает, что заявитель является матерью совершеннолетнего И., признанного недееспособным, и в силу ст. 85 Семейного кодекса РФ содержание нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, является обязанностью родителей.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что вопрос о заключении договора об осуществлении опеки на возмездных условиях за счет средств субъекта РФ, на территории Алтайского края законодательно не решен, порядок и случаи выплаты соответствующего вознаграждения не урегулированы, правовые основания для заключения с Чиркиной Л.Я. договора о возмездном исполнении опекунских обязанностей в отношении совершеннолетнего недееспособного сына отсутствуют.
Таким образом, оснований для признания отказа Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в заключении договора о возмездном исполнении опекунских обязанностей с Чиркиной Л.Я., не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление Чиркиной Л.Я. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца после составления мотивированного решения через Центральный районный суд г.Барнаула.
Судья С.В.Кузнецова