ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1572/2022 от 05.07.2022 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело

51RS0001-01-2022-001567-83

Решение в окончательной форме изготовлено 05.07.2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 июня 2022 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Линчевской М.Г.,

при секретаре Бабушкиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах муниципального образования г. Мурманск к Сысоеву Андрею Ивановичу о признании распоряжений недействительными, взыскании незаконно перечисленной из бюджета премии и надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска действуя в интересах муниципального образования г. Мурманск обратился в суд с иском к Сысоеву А.И. о признании распоряжений недействительными, взыскании незаконно перечисленной из бюджета премии и надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой округа в ходе реализации функций по надзору за исполнением федерального законодательства проведена поверка, по результатам которой выявлены факты незаконного начисления и выплаты главе муниципального образования г. Мурманск Сысоеву А.И. премии, а также набавки за работу со сведениями, составляющими государственную ходе проверки также установлено, что в период с сентября 2019 года по июль 2021 года являясь главой г. Мурманска Сысоев А.И., будучи наделенным организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями и полномочиями, в нарушение требований части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 30 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, части 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в отсутствие решения представительного органа о выплате премий и при наличии не урегулированного конфликта интересов, незаконно издавал распоряжения о своем премировании в максимально возможном размере, на основании которых осуществлялся расчет и начисление премий главе МО г. Мурманск, в результате чего из бюджета муниципального образования г. Мурманск ему незаконно выплачены денежные средств в размере 575 674 рублей 69 копеек. Принимая решение о выплате себе премии ответчик самостоятельно оценивал свою деятельность как главы МО г. Мурманск, чем нарушил права представительного органа местного самоуправления (Совета Депутатов муниципального образования г. Мурманск) на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законом полномочий. Кроме того, установлено, что в период с декабря 2019 года по июль 2021 года главе МО г. Мурманск незаконно начислялась и выплачивалась ежемесячная надбавка к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную Таким образом, в период с декабря 2019 года по август 2021 года глава МО г. Мурманск Сысоев А.И. имея безусловное право на минимальную надбавку к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную размере 30 %, являясь должностным лицом органа местного самоуправления, будучи наделенным организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями и полномочиями, при наличии неурегулированного конфликта интересов, незаконно издал распоряжение об установлении себе надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную размере 50 % к денежному вознаграждению, в результате чего получал надбавку в размере дополнительно установленных себе 20%, которая в денежном выражении составила всего за указанный период времени – 78 534 рубля 86 копеек. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, уточнив требования, просит признать недействительными распоряжение главы МО г. Мурманск /к от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ/к, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ/к, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ/к, от ДД.ММ.ГГГГ/к, признать недействительным распоряжение главы МО г. Мурманск /к от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Сысоева А.И. незаконно перечисленную из бюджета муниципального образования г. Мурманск сумму в размере 575 674 рубля 69 копеек, выплаченную в качестве премиальных вознаграждений за период с декабря 2019 года по август 2021 года, незаконно перечисленную из бюджета сумму в размере 78 534 рубля 86 копеек, выплаченную в период с декабря 2019 года по август 2021 года за работы со сведениями, составляющими государственную а всего 654 209 рублей 55 копеек.

Представитель истца Прокуратуры Октябрьского административного округа г. Мурманска ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении.

Ответчик Сысоев А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель ответчика Сысоева А.И. – Манина Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство об отложении слушания по делу.

Представитель третьего лица Совета депутатов города Мурманска Лузанов А.К. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.

Третье лицо Глава муниципального образования г. Мурманска Морарь И.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 165.1 ГК РФ, ст.ст. 167, Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

При этом суд не находит оснований для отложения слушания по делу по ходатайству представителя ответчика Маниной Т.А., учитывая, что истец не лишен возможности лично участвовать в судебном заседании, а также исходя из сроком рассмотрения дела, установленного ГПК РФ.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу части 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что Решением Совета депутатов города Мурманска I заседание шестого созыва ДД.ММ.ГГГГФИО1 избран на должность главы муниципального образования г. Мурманска.

Распоряжением Совета депутатов города Мурманска /К от ДД.ММ.ГГГГФИО1 главе муниципального образования г. Мурманск установлена ежемесячная процентная надбавка к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную размере 50% месячного денежного вознаграждения с ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Совета депутатов города Мурманска /К от ДД.ММ.ГГГГФИО1 выплачена денежная премия по результатам работы за четвертый квартал 2019 года в размере 205 320 рублей

Распоряжением Совета депутатов города Мурманска /К от ДД.ММ.ГГГГФИО1 выплачена денежная премия по результатам работы за второй квартал 2020 года в размере 100 000 рублей.

Распоряжением Совета депутатов города Мурманска /К от ДД.ММ.ГГГГФИО1 выплачена денежная премия по результатам работы за третий квартал 2020 года в размере 95 000 рублей.

Распоряжением Совета депутатов города Мурманска /К от ДД.ММ.ГГГГФИО1 выплачена денежная премия по результатам работы за второй квартал 2020 года в размере 130 000 рублей.

Истцом заявлены требования в защиту Муниципального образования, г. Мурманск о признании распоряжений о премировании и распоряжения об установлении надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную недействительными.

В обоснование требований указано, что по результатам поведенной проверки, выявлены факты незаконного начисления и выплаты главе муниципального образования г. Мурманск Сысоеву А.И. премии, а также набавки за работу со сведениями, составляющими государственную

Так, по мнению истца, в период с сентября 2019 по июль 2021 являясь главой г. Мурманска Сысоев А.И., будучи наделенным организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями и полномочиями, в нарушение требований части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 30 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, части 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в отсутствие решения представительного органа о выплате премий и при наличии не урегулированного конфликта интересов, незаконно издавал распоряжения о своем премировании в максимально возможном размере, на основании которых осуществлялся расчет и начисление премий главе МО г. Мурманск, в результате чего из бюджета муниципального образования г. Мурманск ему незаконно выплачены денежные средств в размере 575 674 рублей 69 копеек.

Принимая решение о выплате себе премии ответчик самостоятельно оценивал свою деятельность как главы МО г. Мурманск, чем нарушил права представительного органа местного самоуправления (Совета Депутатов муниципального образования г. Мурманск) на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законом полномочий.

Кроме того, по мнению истца, в период с декабря 2019 года по август 2021 года глава МО г. Мурманск Сысоев А.И. имея безусловное право на минимальную надбавку к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную неурегулированного конфликта интересов, незаконно издал распоряжение об установлении себе надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную в размере 50 % к денежному вознаграждению, в результате чего получал надбавку в размере дополнительно установленных себе 20%, которая в денежном выражении составила всего за указанный период времени составила 78 534 рубля 86 копеек.

В результате неправомерных действий главы МО г. Мурманск общий размер незаконно начисленных и выплаченных ему денежных средств за период с декабря 2019 по июль 2021 года составил сумму в размере 654 209 55 копеек.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

В силу частей 1, 2 и 3 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган Муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, и иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

С учетом данных норм и в соответствии со статьей 11 Устава муниципального образования городской округ город-герой Мурманск в Мурманске сформированы следующие органы местного самоуправления:

Совет депутатов города Мурманска - представительный орган города Мурманска;

глава муниципального образования город Мурманск - высшее должностное лицо города Мурманска;

администрация города Мурманска - исполнительно-распорядительный орган города Мурманска;

контрольно-счетная палата города Мурманска.

Таким образом, каждый из указанных органов местного самоуправления наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, при этом глава муниципального образования город Мурманск является также выборным должностным лицом местного самоуправления (понятия «органы местного самоуправления», «выборное должностное лицо местного самоуправления» приведены в статье 2 Закона № 131-ФЗ).

Исходя из существующих возможных моделей управления (часть 2 статьи 36 Закона № 131-ФЗ) частью 1 статьи 40 Устава города определено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования город Мурманск, выборным должностным лицом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Уставом, входит в состав Совета депутатов города Мурманска и исполняет полномочия председателя Совета депутатов города Мурманска.

Таким образом, глава муниципального образования город Мурманск и Совет депутатов города Мурманска - два разных и самостоятельных по отношению друг к другу органа местного самоуправления с собственными полномочиями, каждый из которых вправе издавать собственные правовые акты.

В письме Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2017 № 72/1-2350-2017 «О полномочиях выборного должностного лица местного самоуправления» также отмечается, что глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из своего состава (пункт 3 части 2 статьи 36 Закона № 131-ФЗ), наделяется полномочиями председателя представительного органа муниципального образования именно как глава муниципального образования, а не как депутат.

Так, в силу части 1 статьи 43 Закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят как нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, так и правовые акты главы муниципального образования.

Таким образом, оспариваемые прокурором распоряжения /к от ДД.ММ.ГГГГ, /к от ДД.ММ.ГГГГ, /к от ДД.ММ.ГГГГ, /к от ДД.ММ.ГГГГ, /к от ДД.ММ.ГГГГ, /к от ДД.ММ.ГГГГ, главой муниципального образования город Мурманск не издавались (как правовые акты главы муниципального образования), а были подписаны им как председателем Совета депутатов г. Мурманска.

В силу части 2 статьи 43 Закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, в силу статьи 2, части 3 статьи 7 Закона №. 131-ФЗ, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Частью 3 статьи 5 Закона № 131-ФЗ установлено, что в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.06.2004 № 13-П также выражена позиция, согласно которой приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений: федеральный законодатель вправе установить приоритет одного федерального закона перед иными федеральными законами в регулировании определенных отношений.

Таким образом, Закон № 131-ФЗ к правоотношениям, связанным с организацией и функционированием органов местного самоуправления применяется в приоритетном порядке.

В силу частей 2 и 3 статьи 52 Закона № 131-ФЗ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, а также составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ.

Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются БК РФ.

Согласно части 1 статьи 53 Закона № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации,

Согласно пункту 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Федеральный законодатель наделил высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием устанавливать нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления, поэтому у ответчика имелись полномочия на принятие оспариваемого нормативного правового акта.

В силу части 5.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Министерство труда и социального развития РФ в письме от 20.04.2020 № 18-4/ООГ- 729 обращает внимание, что лица, замещающие муниципальные должности, обладают особым публично-правовым статусом, конституционная природа которого обусловлена целями, задачами, функциями и компетенцией органов муниципальной власти. Исполнение полномочий лицом, замещающим муниципальную должность, не влечет возникновения трудовых отношений. Указанная позиция согласуется с мнением Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 27 июня 2013 г. № 15-П, постановление от 2 апреля 2002 г. №7-П).

Учитывая изложенное, положения Трудового кодекса Российской Федерации в рассматриваемой части к лицам, замещающим муниципальные должности, не применяются.

Министерство также отмечает, что вопрос установления выборным Должностным лицам местного самоуправления, в том числе председателю представительного органа местного самоуправления, иных гарантий трудовых прав, Предусмотренных трудовым законодательством, может быть урегулирован соответствующим нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования при соблюдении указанного бюджетного правила.

Частью 3 статьи 44 Устава муниципального образования город Мурманск (далее - Устав города) определено, что в соответствии с решением Совета депутатов города Мурманска (далее также - Совет депутатов) устанавливаются следующие гарантии в области Премирования лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе главы муниципального образования, а также выплаты материальной помощи указанным лицам или членам их семей:

- премирование по результатам работы за квартал и год, а также премирование за выполнение особо важных и сложных заданий;

- возможное оказание материальной помощи в связи:

- с юбилейными датами рождения указанного лица (50, 55, 60 и 65 лет);

- с длительной и продолжительной болезнью указанного лица или члена его семьи;

- со смертью указанного лица или членов его семьи (супруг, дети и родители обоих супругов).

Положение о предоставлении гарантий в области премирования лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования город Мурманск, и выплаты материальной помощи указанным лицам утверждено решение Совета депутатов города Мурманска от 04.04.2012 № 47-636 (с последующими изменениями).

В спорный период указанное Положение применялось в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 25.02.2016 № 23-345.

В соответствии со статьей 3 Положения премирование за квартал и год осуществляется при наличии экономии фонда оплаты труда, а также необходимых финансовых средств для данной выплаты.

Премирование лица, замещающего должность главы муниципального образования (статья 2 Положения), за выполнение особо важных и сложных заданий в спорный период не производилось.

Частью 15 статьи 35 Закона № 131-ФЗ установлено, что расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов") в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Аналогичная норма определена в части 13 статьи 33 Устава города.

Порядок применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, являющихся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с 2019 года был установлен Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структурой и принципами назначения, Утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн.

Пунктом 17.1 Порядка определены правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов.В соответствии с пунктом 17.2.1 Порядка по подразделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица, субъекта Российской Федерации и муниципального образования» классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на содержание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), главы муниципального образования, а также аппаратов указанных должностных лиц. По Подразделу 0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований» классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Местного самоуправления, а также предоставление субсидий юридическим лицам в указанной сфере деятельности.

В настоящее время (начиная с бюджета 2020 - п. 2 Приказа) действует и применяется алогичный Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утвержденный приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн.

Пунктом 18.2 Порядка н определены правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов.

Согласно данным правилам по подразделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования» классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на содержание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), главы муниципального образования, а также аппаратов указанных должностных лиц.

При этом по подразделу 0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований» классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также предоставление субсидий юридическим лицам в указанной сфере деятельности.

Таким образом, расходы на обеспечение деятельности главы муниципального образования и представительного органа муниципального образования отражаются по разным кодам бюджетной классификации.

По отдельному (третьему) коду также отражаются расходы на оплату труда муниципальных служащих аппарата Совета депутатов.

Вопросы оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Мурманск, а также размеры месячного денежного содержания указанных лиц определены решением Совета депутатов города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 5 указанного решения объем средств, направленных на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Мурманск (фонд оплаты труда), определяется в расчете на год, исходя из суммы выплат месячного денежного содержания, ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную , в размере фактически установленных надбавок, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух месячных денежных вознаграждений, а также двух месячных денежных содержаний в год на осуществление премирования с учетом гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации и правовыми актами Совета депутатов города Мурманска для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера.

Таким образом, указанным решением определен предельный размер фонда оплаты труда главы муниципального образования, и его состав.

При этом конкретный размер бюджетных ассигнований на оплату труда главы муниципального образования город Мурманск определены решением Совета депутатов города Мурманска о бюджете на соответствующий год отдельной целевой статьей (например, решение Совета депутатов города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ).

Годовой отчет об исполнении бюджета также утверждается решением представительного органа местного самоуправления - часть 1 статьи 153, абзац второй части 5 статьи 264:2 БК РФ.

В соответствии с положениями БК РФ бюджет утверждается на очередной финансовый год и плановый период (ст. 6 и др.).

Общие правила завершения текущего финансового года определены статьей 242 БК РФ, в частности:

- операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря;

- бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря;

- не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней сущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.

Одновременно, в силу пункта 9 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ вопрос контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения также находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Частью 3 статьи 77 Закона № 131-ФЗ определено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

В соответствии со статьей 79 Устава города решением Совета депутатов города Мурманска от 24.06.2008 № 51-633 (в редакции решения от 30.05.2013 № 62-871) утвержден Порядок осуществления Советом депутатов города Мурманска (далее - Порядок № 51-633) контрольных функций.

Исходя из содержания статьи 79 Устава города и указанного решения формы осуществления контроля Советом определяются решениями Совета, в частности - пунктом 2 Порядка № 51-633.

При этом глава муниципального образования город Мурманск организует общее руководство по осуществлению Советом контрольных функций (пункт 3 указанного Порядка).

Следует отметить, что последствия неудовлетворительной оценки деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования определены федеральным законодателем в статье 74.1 Закона № 131-ФЗ, и они не связаны с премированием.

Таким образом, довод прокуратуры о возможности премировании главы муниципального образования исключительно решением Совета депутатов города Мурманска, в том числе по результатам представления представительному органу муниципального образования ежегодного отчета о результатах своей деятельности, противоречит приведенным выше нормам федерального законодательства (в том числе бюджетного) и является ничем иным, как распоряжением средствами местного бюджета в процессе его исполнения, не предусмотренными на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов, что прямо противоречит части 15 статьи 35 Закона № 131-ФЗ.

Указанный довод также согласуется с позицией профильного комитета Государственной Думы Российской Федерации по региональной политике и местному самоуправлению, размещенной на его официальном сайте.

В рассматриваемом в настоящем деле случае Положение № 47-636 принято Советом депутатов города Мурманска в пределах полномочий, определенных законодательством и Уставом муниципального образования город Мурманск, а индивидуально-определенные распоряжения Совета депутатов города Мурманска о премировании, которые в соответствии с нормами Устава по должности подписывает глава муниципального образования город Мурманск, не носят нормативного характера, являясь по сути кадровыми документами.

В силу части 1 статьи 16 Устава города, решения Совета депутатов города Мурманска как нормативного, так и ненормативного характера, входят в систему муниципальных правовых актов.

В свою очередь, согласно части 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Вопросы местного значения городского округа определены статьей 16 Закона № 131- ФЗ и статьей 12 Устава города.

Принятие индивидуально-определенных решений о премировании конкретного лица, замещающего муниципальную должность, к вопросам местного значения ни Законом № 131- ФЗ, ни Уставом города не отнесено.

В силу части 1 статьи 37 Устава города Совет депутатов города Мурманска по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения - нормативные и иные правовые акты. При этом глава муниципального образования подписывает решения Совета Депутатов города Мурманска, а также правовые акты по вопросам организации деятельности Совета депутатов города Мурманска - часть 7 той же статьи.

Статьей 34 Устава города определено, что полномочия председателя Совета депутатов города Мурманска исполняет глава муниципального образования (часть 1). В целях организации деятельности Совета депутатов города Мурманска председатель обладает полномочиями, в том числе, на издание постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Совета депутатов города Мурманска, подписывает решения Совета депутатов города Мурманска (пункт 5 части 3).

В связи с изложенным, следует различать правовой статус Совета депутатов города Мурманска как органа местного самоуправления, полномочия которого в соответствующем созыве длятся пять лет (срок созыва), и при котором глава муниципального образования не руководит Советом, а организует его деятельность (части 1, 4-6 статьи 30, части 2 и 3 статьи 33 Устава города), а также его правовой статус как юридического лица в организационно правовой форме казенного учреждения - часть 7 статьи 30 и Устава города, где глава Муниципального образования исполняет полномочия председателя Совета депутатов.

Реализуя полномочия председателя Совета депутатов города Мурманска, глава муниципального образования открывает лицевые счета и является главным распорядителем бюджетных средств по расходам, предусмотренным бюджетом города на содержание Совета депутатов города Мурманска, главы муниципального образования, аппарата Совета депутатов города Мурманска, включающего аппарат главы муниципального образования, в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой в установленном порядке - пункт 11 части 3 статьи 34 Устава города.

Таким образом, действуя от имени юридического лица как руководитель (без доверенности) глава муниципального образования не только вправе, но и обязан подписывать все кадровые и финансовые документы Совета депутатов города Мурманска.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что состав и размер, а также правила расходования фонда оплаты труда главы муниципального образования определены решениями Совета депутатов и , а также решениями о бюджете на соответствующий финансовый год, равно как нормативно установлены и правила премирования главы муниципального образования, а наличие/отсутствие экономии фона оплаты труда обуславливается объективными причинами, издание распоряжений Совета депутатов о премировании главы муниципального образования, в частности за счет сформировавшейся экономии фонда, законодательству и муниципальным правовым актам не противоречит и, как следствие, конфликта интересов не образует.

Разрешая требования относительно назначения и выплаты ежемесячной процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную , суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной на постоянной основе, устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.

Определение порядка предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной , если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации - часть 3 статьи 4 Закона № 5485-1.

Размер указанной надбавки определен пунктом 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 573, в редакции от 25 марта 2013 года, и составляет за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности" 50 - 75 процентов, имеющими степень секретности "совершенно секретно" 30 - 50 процентов, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий 10 - 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий 5 - 10 процентов.

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в Установленном порядке фонда оплаты труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.05.2011 № 408н утверждены разъяснения о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок, согласно которым они выплачиваются гражданам, допущенным к государственной на постоянной основе по месту их работы, в том числе органах Местного самоуправления, выплаты осуществляются в размерах, определяемых органами Местного самоуправления в соответствии с размерами, предусмотренными Правилами.

Выплата процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную , производится с момента письменного оформления соответствующего решения (приказа, распоряжения, указания) руководителя (командира) государственного органа, органа местного самоуправления, организации, воинской части о работе гражданина на постоянной основе со дня образования, аппарата Совета депутатов города Мурманска, включающего аппарат главы муниципального образования, в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой в становлением порядке - пункт 11 части 3 статьи 34 Устава города.

В приказе (распоряжении, указании) о работе гражданина на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную , указываются должность (звание) гражданина, его фамилия, имя, отчество, дата оформления и номер допуска к сведениям, составляющим государственную размер устанавливаемой процентной надбавки.

Распоряжения Совета депутатов города Мурманска об установлении надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную главе муниципального образования издавались в связи с открытием допуска по соответствующей форме в соответствии с законодательством и постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 № 573, а также муниципальными правовыми актами.

Указанные правоотношения возникают не из осуществления Советом депутатов полномочий по решению вопросов местного значения, а из выполнения административно-распорядительных функций, что и определяет форму правового акта: распоряжение, а не решение (как и в случае с премированием).

Следует отметить, что в силу части 3 статьи 11 Федеральный закон от 26.02.1997 № 31- ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» главы муниципальных образований несут персональную ответственность за осуществление полномочий и функций в области мобилизационной подготовки и. мобилизации, возложенных на органы местного самоуправления, а также за исполнение обязанностей, возложенных на организации настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 16 указанного Закона организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной » и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.

В связи с изложенным установление ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную в максимальном размере по соответствующей форме допуска главе муниципального образования является правомерным и оправданным.

Довод прокуратуры о безусловном удовлетворении протестов на решение Совета депутатов города Мурманска от 04.04.2012 № 47-636 «О Положении о предоставлении гарантий в области премирования лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования город Мурманск, и выплаты материальной помощи указанным лицам» (в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 25.02.2016 № 23-345), а также на решение от 25.12.2014 № 6-80 «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные Должности в муниципальном образовании город Мурманск» судом отклоняется.

Действительно, в указанное выше решение были внесены изменения, направленные на совершенствование нормативного правового регулирования правил премирования лиц, замещающих муниципальные должности и выплаты процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную .

Однако указанные изменения не предполагают принятия индивидуально-определенных решений Совета депутатов города Мурманска ни о премировании конкретного лица, замещающего должность главы муниципального образования город Мурманск, ни об установлении конкретному лицу конкретного размера процентной надбавки.

Изменения, внесенные решением Совета депутатов города Мурманска от 30.11.2021 № 31-426 в Положение о предоставлении гарантий в области премирования лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования город Мурманск, и выплаты материальной помощи указанным лицам, в первую очередь обусловлены отнесением к числу лиц, замещающих муниципальные должности, председателя и заместителя председателя, а также аудиторов контрольно-счетной палаты города Мурманска. Из статьи 3 также исключены критерии оценки результативности труда, поскольку премирование за квартал и год осуществляется исключительно при формировании фонда экономии оплаты труда в соответствующем периоде. При этом принято во внимание содержание абзаца второго части 5.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ, где дополнительные социальные гарантии не применяются при прекращении полномочий.

Изменения в решение № 6-80, внесенные решением Совета депутатов от 30.11.2021 № 31-420, предусматривают установление в максимальном значении размера по соответствующей степени секретности ежемесячной процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную .

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также полагает необходимым отметить, что в обоснование требований истец ссылается на часть 4 статьи 86 БК РФ, согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Решениями от 04.04.2012 № 47-636 и от 25.12.2014 № 6-80 Совет депутатов города Мурманска самостоятельно в соответствии с законодательством и Уставом города установил размер и правила оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности в городе Мурманске, а также установлены гарантии в области премирования и выплаты материальной помощи указанным лицам. Распоряжения Совета депутатов о премировании и установлении ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную изданы в соответствии с указанными муниципальными правовыми актами, на часть 10 статьи 36 Закона № 131-ФЗ, которая в данной статье отсутствует.

Также из представленных документов следует, что распоряжения Совета депутатов города Мурманска /к от ДД.ММ.ГГГГ, /к от ДД.ММ.ГГГГ, /к от ДД.ММ.ГГГГ, /к от ДД.ММ.ГГГГ, /к от 4ДД.ММ.ГГГГ в силу статьи 43 Закона № 131-ФЗ являются муниципальными правовыми актами ненормативного характера и могут быть оспорены по правилам главы 22 КАС РФ, в срок, определенный статьей 219 КАС РФ.

Таким образом, оценив представленные ответчиком доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в связи с чем суд отказывает истцу в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах муниципального образования г. Мурманск к Сысоеву Андрею Ивановичу о признании распоряжений недействительными, взыскании незаконно перечисленной из бюджета премии и надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий М.Г. Линчевская