Дело № 2-1581/2022
11RS0005-01-2022-001928-79
Решение
именем Российской Федерации
г. Ухта, Республика Коми | 18 мая 2022 года |
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Хазиевой С.М.,
при секретаре Рузиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» к ФИО1 о взыскании незаконно полученных денежных средств республиканского бюджета в виде жилищной субсидии,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» (далее по тексту – ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты», Учреждение) обратилось в Ухтинский городской суд с иском к ФИО1 с требованиями о взыскании незаконно полученных денежных средств республиканского бюджета в виде жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 104.108,09 рублей. В обоснование требований указано, что ответчику с июля 2015 по ноябрь 2021 была назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В ходе проведения в декабре 2021 года проверки документов для назначения ответчику субсидии на новый срок выявлен факт предоставления ответчиком недостоверных сведений с целью получения субсидии, в связи с чем с ноября 2021 выплата ответчику субсидии была приостановлена. В период с июля 2015 по ноябрь 2021 ответчик не имела законных оснований на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Ответчик, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в отзыве на исковое заявление исковые требования не признала, указала, что субсидию получает на законных основаниях, так же заявила о применении срока исковой давности. Суд, исходя из положений ст. 167 (Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В настоящем судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 на заявленных требованиях настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Считает, что срок обращения в суд не пропущен и его необходимо исчислять с даты, когда Центр узнал о нарушенном праве, когда получили выписку из ЕГРПИ о том, что квартира не принадлежит на праве собственности ответчику.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материал дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено, в каких случаях гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159 ЖК РФ).
Правила обращения за субсидией, ее назначения и выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 ЖК РФ).
Во исполнение статьи 159 ЖК РФ постановлением Правительством Российской Федерации от 14.12.2005 №761 утверждены Правила предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту – Правила).
Право на субсидии имеют граждане с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, п.п. 3, 4 Правил).
Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении (п. 8):
а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства;
б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц;
д) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии (п. 42 Правил).
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (п. 41 Правил).
ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» осуществляет деятельность по предоставлению некоторых государственных услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания, в т.ч. по предоставлению жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, 08.07.2015 ФИО1 обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» с заявлением на получение субсидии, предоставив, в том числе свидетельство №...., выданное 27.01.2000, о государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: .....
На основании заявления и протокола на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ответчика на период с 01.07.2015 по 31.15.2015 ей предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В дальнейшем на основании заявлений и протоколов на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставления аналогичного пакета документов ответчику предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 01.01.2016 по 30.06.2016, с 01.07.2016 по 21.12.2016, с 01.01.2017 по 30.06.2017, с 01.07.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 30.06.2018.
В связи с истечением срока хранения, документы из личных дел заявителей за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 уничтожены, что подтверждается актами от 22.01.2019 ...., 13.01.2020 ...., 18.02.2021 .....
13.07.2018 и 17.06.2021 ответчик обратилась за предоставлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг через ГАУ РК «МФЦ», 18.06.2019 и 18.12.2019 – в ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты», предоставив в качестве документа, подтверждающего основание владения и пользования жилым помещением, в котором она зарегистрирована по месту постоянного жительства, свидетельство №...., выданное 27.01.2000, о государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: .....
На основании заявлений ответчика ей предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 01.07.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 30.06.2019, с 01.07.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 30.06.2020, с 01.07.2021 по 30.12.2021.
В соответствии с изменениями, установленными п. 3 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 №420, на период с 01.07.2020 по 30.06.2021 субсидия ответчику была назначена в беззаявительном порядке.
16.06.2021 ответчик обратилась за предоставлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг через ГАУ РК «МФЦ», в качестве документа, подтверждающего основание владения и пользования жилым помещением, в котором она зарегистрирована по месту постоянного жительства, свидетельство №...., выданное 27.01.2000 о государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: .....
В соответствии с п. 11 Правил, уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений.
С целью назначения ответчику субсидии на новый срок – с 01.01.2022, ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» направило запрос в Росреестр для подтверждения основания проживания ответчика в жилом помещении, расположенном по адресу: .....
Согласно Выписке из ЕГРП от 22.12.2021, собственником квартиры, расположенной по адресу: ...., является ФИО4 (право собственности зарегистрировано 19.06.2015 за ....).
Таким образом, в спорный период на даты предоставления заявлений в ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты», ответчик собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...., не являлась, т.е. длительное время предоставляла в ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» недостоверные сведения, в связи с чем, исходя из приведенных выше положений законодательства, права на получение субсидии не имела.
Ответчик полагает, что имела права на получение субсидии, как пользователь жилого помещения, в подтверждение данного довода представила соглашение от 04.06.2015, заключенное между нею и ФИО4, что последняя предоставляет ответчику в постоянное безвозмездное пользование квартиру, расположенную по адресу: .....
В данном случае ответчик пользуется вышеуказанной квартирой на безвозмездной основе, а фактическое пользование и несение расходов по содержанию жилого помещения не являются основанием наличия права на субсидию поскольку ответчик не относятся к категории граждан, определенных ч. 2 ст. 159 ЖК РФ и п.3 Правил и основания для признания ее нуждающейся в получении субсидии отсутствуют.
Факт пользования жилым помещением на основании договора безвозмездного пользования, явился основанием для отказа в предоставлении названной субсидии.
В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии (пп. в п. 60 Правил).
Учитывая, что при подаче заявления на предоставление субсидии ответчиком были представлены заведомо недостоверные сведения, предоставление субсидии прекращено с 01.12.2021.
Согласно справке, представленной ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» в период с 01.07.2015 по 30.11.2021 ответчиком необоснованно были получены денежные средства в виде жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 104.108,09 рублей. Данный расчет ответчиком не оспорен.
При отсутствии права на получение субсидии, полученные средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 49 Правил).
Частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ (имущество и денежные средства, не подлежащие возврату в качестве неосновательного обогащения).
11.01.2022 и 03.03.2022 ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» направил в адрес ответчика уведомление о прекращении выплаты субсидии и требование о необходимости возвратить необоснованно полученные денежные средства из регионального бюджета.
В ответе от 21.02.2022 ответчик возвратить денежные средства отказалась, указала, что получала их на законных основаниях.
До настоящего времени денежные средства не возвращены.
Разрешая заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд исходит из следующего.
В силу положений ст. ст. 195, 196 197 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Пункт 2 ст. 199 ГК РФ устанавливает, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, а истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».
В пункте 24, 25 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что по смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными денежными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу; срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки (статья 330 ГК РФ) или процентов, подлежащих уплате по правилам статьи 395 ГК РФ, исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки.
Из анализа указанных правовых положений следует, что при исчислении сроков исковой давности по требованиям о взыскании денежных средств, выплачиваемых периодическими платежами, применяется общий срок исковой давности, который подлежит исчислению отдельно по каждому платежу со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» узнало о том, что ответчик не имеет право на получение субсидии 22.12.2021 (дата получения выписки из ЕГРП).
Для решения вопроса об исчислении срока исковой давности необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда истец узнал или должен был узнать о смене собственника жилого помещения, на оплату которого ответчику в спорный период назначалась субсидия. При этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у истца права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.
Согласно пункту 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной и муниципальной власти и иные органы и организации. Уполномоченные органы осуществляют на регулярной основе выборочные проверки достоверности предоставленных заявителем сведений, в приоритетном порядке указанные выборочные проверки осуществляются, в том числе, в отношении лиц повторно обратившихся за предоставлением субсидии.
При этом, сроки, в которые должны осуществляться проверки или их периодичность Правилами не установлены. Не установлены такие сроки и Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 29.08.2012 №1966.
Как следует из искового заявления, ответчик являлась получателем субсидии с 01.01.2011 по 30.11.2021, почти 11 лет.
ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» узнало о том, что ответчик не имеет право на получение субсидии 22.12.2021 (дата получения выписки из ЕГРП).
То есть, на протяжении 11 лет ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» не воспользовалось своим правом проведения проверки предоставленных ответчиком сведений, не смотря на то, что с декабря 2010 года до декабря 2021 года ответчик обращалась в ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» 2 раза в год ежегодно с заявлениями о повторном назначении субсидии и проверка в отношении ответчика при таких обстоятельствах должна была иметь приоритетное значение.
В связи с изложенным, суд полагает, что в данном случае, срок исковой давности следует исчислять со дня обращения в суд с настоящим иском, т.е. с 24.03.2022.
На основании вышеприведенных положений закона и разъяснений по их применению, при установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае срок исковой давности по требованиям о взыскании неосновательно полученной субсидии за период с 01.07.2015 по 23.03.2019 в размере 71.959,49 руб., истек.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй п. 2 ст. 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В соответствии с абз. 3 п. 12 указанного Постановления, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Таким образом, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске в части требований о взыскании необоснованно полученной субсидии за период с 01.07.2015 по 23.03.2019 в размере 71.959,49 руб.
По правилам ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход бюджета МОГО «Ухта» надлежит взыскать госпошлину в размере 1.164,46 руб., от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» к ФИО1 о взыскании незаконно полученных денежных средств республиканского бюджета в виде жилищной субсидии, удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, <...> г. года рождения, уроженки ...., зарегистрированной по адресу6 <...> в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» незаконно полученные денежные средства республиканского бюджета в виде жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 24.03.2019 по 30.11.2021 в размере 32.148,60 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета МОГО «Ухта» государственную пошлину в размере 1.164,46 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения
Мотивированное решение составлено <...> г..
Судья Ухтинского городского суда - Хазиева С.М.