Дело №2-59/2024
УИД: 68RS0004-01-2023-001901-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тамбов 21 февраля 2024года
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Обуховой И.Е.,
при секретаре Митиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Патрина С. Г. к администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, администрации г.Тамбова, Министерству сельского хозяйства Тамбовской области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Патрин С.Г. обратился в суд с административным иском к администрации Тамбовского района Тамбовской области, указав в административном исковом заявлении, что постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 01.11.2019 №1883 Патрин С.Г. был включен в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в рамках государственной программы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий по Тамбовскому району. 27.04.2023 администрацией Тамбовского района Тамбовской области ему было возвращено учетное дело со ссылкой на нормы Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-З «О преобразовании муниципальных сельсоветов Тамбовского района Тамбовской области с городским округом – город Тамбов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области», а также сообщено, что Патрин С.Г. больше не является участником Госпрограммы, так как стал городским жителем. С действиями административного ответчика Патрин С.Г. категорически не согласен, считает, что его конституционные права нарушены.
Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26.07.2023 г. принято решение о переходе рассмотрения дела по правилам гражданского судопроизводства.
Согласно уточненных исковых требований, Патрин С.Г. просит признать за ним право на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
В ходе рассмотрения по делу произведена замена ответчика - администрации Тамбовского района Тамбовской области на правопреемника - администрацию Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство сельского хозяйства Тамбовской области, администрация г.Тамбова, Министерство сельского хозяйства РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Тамбовской области, Патрина Ю.Г., действующая за себя, а также и в интересах несовершеннолетних Патрина Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Патриной А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
К участию в деле привлечен Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области Репин В.В.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Курдюмов А.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.
Представитель Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Репина В.В. – Синюкова Г.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования Патрина С.Г. с учетом уточнений, просила их удовлетворить.
В представленном в материалы дела заключении Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Репина В.В. указано, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» по результатам рассмотрения жалобы уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области Репин В.В. считает, что права Патрина С.Г. и проживающих совместно с ним членов его семьи нарушены. Граждане фактически продолжают являться сельским населением, не меняли ни места жительства, ни места работы, не по своей воле лишены права на получение социальной выплаты в рамках Госпрограммы, став по сути заложниками решений органов власти. Несмотря на то, что муниципальное образование, в которое вошли пос. Строитель, с.Бокино, д.Лужки, пос.Тригуляй, д. Перикса, с. Покрово-Пригородное и является административным центром субъекта Российской Федерации, вместе с тем, не имеет реальных возможностей для поддержки таких граждан в улучшении жилищных условий, в том числе разрабатывать и принимать соответствующие целевые программы.
Учитывая изложенное, социальную значимость рассматриваемого вопроса, Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области Репин В.В. считает необходимым поддержать исковые требования Патрина С.Г. о восстановлении его участия в подпрограмме «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий по Тамбовскому району по состоянию на дату - 27.04.2023.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области – Швайбович Д.И., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований. В представленном в материалы дела отзыве на исковое заявление указано, что с принятием Закона Тамбовской области от 23 декабря 2022 г. №201-З пос. Строитель потерял свою субъектность по отношению к Тамбовскому району Тамбовской области. В результате Патрин С.Г. стал являться жителем городского округа - город Тамбов, что не соответствует требованиям, предъявляемым к гражданам и дающим им право на получение социальной выплаты согласно п.5 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утв. постановлением правительства Тамбовской области от 19.12.2022г. №206. Право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания Патрина С.Г. администрацией Тамбовского района участником программы, а с момента его включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году Министерством сельского хозяйства Тамбовской области. Факт признания Патрина С.Г. участником программы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку Патрин С.Г. должен отвечать предъявляемым требованиям, дающим право на получение социальной выплаты на весь период участия в программе вплоть до включения в список претендентов.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Тамбовской области – Власов Г.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований.
В письменном отзыве Министерства сельского хозяйства Тамбовской области на исковое заявление указано, что Патрин С.Г. являлся участником Госпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 (далее - Госпрограмма УРСТ) с даты подачи заявления от 28.10.2019.
Постановлением правительства Российской Федерации от 31.05.2019 №696 утверждена Государственная программа Тамбовской области комплексного развития сельских территорий (далее - Госпрограмма КРСТ), в связи с чем Госпрограмма УРСТ утратила свое действие.
В связи с выявленным несоответствием требованиям государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий на основании Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-З в апреле 2023г. администрацией Тамбовского района Патрину С.Г. было возвращено учетное дело.
В соответствии со ст. 7 Закона Тамбовской области о 21.06.1996 №72-З «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области (в редакции от 23.12.2022) в состав города областного значения - Тамбов входят Цнинский, Бокинский, Покрово-Пригородный сельсовет. В связи с этим вышеуказанные населенные пункты не являются сельскими территориями в рамках Госпрограммы КРСТ.
Учитывая изложенное, гражданами, работающими, проживающими и признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в данных населенных пунктах, утрачено право на участие в Госпрограмме КРСТ. Министерство сельского хозяйства Тамбовской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку действия Министерства регламентированы действующим законодательством Российской Федерации и своими действиями Министерство не нарушало чьих-либо прав и не обладает какими-либо полномочиями по предмету спора.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Тамбова Тамбовской области – Бурлина С.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, в которых указано, что получателями субсидий в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского поселения» государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», утверждённой постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 №696, являются, в том числе, жители сельских населенных пунктов, входящих в состав городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации).
В соответствии со ст.7 Закона Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области» (в ред. от 23.12.2022) и ст. 2 Устава муниципального образования городской округ — город Тамбов (в ред. от 25.01.2023 № 755) в состав городского округа - город Тамбов входят город областного значения - г. Тамбов и сельские населенные пункты - пос. Первомайский, пос.Строитель, пос.Тригуляй, с. Бокино, с. Покрово-Пригородное, д.Лужки, д.Перикса.
Согласно ст.1 Устава город Тамбов является административным центром Тамбовской области Российской Федерации.
Учитывая изложенное, у администрации города Тамбова Тамбовской области отсутствуют полномочия по реализации данной Программы, а также ее подпрограмм, соответственно, отсутствуют полномочия и по включению/исключению из участников, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в рамках данной Программы.
Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен. От представителя по доверенности Зыковой А.Н. поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что принятие решений о выплате средств субсидии или об отказе в выплате, а также дальнейшее доведение средств федерального бюджета до конечных получателей осуществляется муниципальными образованиями на основании нормативного правового акта, устанавливающего порядок и условия предоставления средств государственной поддержки, а также перечень документов, необходимых для получения субсидии, в том числе, на основании постановления администрации Тамбовской области от 31.12.2019 № 1506 «Об утверждении Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий».
Согласно п. 24 Правил №696, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 №696, одним из условий для получения гражданами права на социальные выплаты является постоянное проживание на сельских территориях или изъявление желания постоянно проживать на сельских территориях. В случае, если гражданин прекращает соответствовать одному или нескольким условиям, предусмотренным Правилами № 696, то он утрачивает право на получение субсидии.
Как следует из искового заявления, истцом совместно с супругой и сыном в 2020 г. заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории п. Строитель Тамбовского района Тамбовской области.
В соответствии с Законом Тамбовской области от 21 июня 1996 г. № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области», с учетом изменений внесенных Законом Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-3 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области с городским округом - город Тамбов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области», п. Строитель вошел в состав города областного значения Тамбов, в связи с чем не может быть отнесен к сельским территориям для целей государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий. Следовательно, истец перестал постоянно проживать на сельских территориях, в связи с чем утратил право получения субсидии.
Решение о включении населенных пунктов в состав городов или сельских населенных пунктов принимается законодательным органом субъекта Российской Федерации по представлениям соответствующих районных, городских представительных органов, согласованным с исполнительными органами местного самоуправления и Правительством субъекта Российской Федерации.
Минсельхоз России не может нести ответственность за действия (бездействие) органов местного самоуправления либо органов власти субъекта Российской Федерации. В правоотношения по предоставлению субсидий с гражданами, проживающими на сельских территориях, Минсельхоз России не вступает и никаких обязательств перед ними не имеет. Вмешиваться в полномочия органа власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления но принятию решений о выплате средств государственной поддержки или об отказе в выплате Минсельхоз России не вправе. Равно в силу п.4 ст.126 ГК РФ Минсельхоз России не отвечает по обязательствам и не может нести ответственность за действия (бездействие) органов местного самоуправления либо органов власти субъекта Российской Федерации. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Тамбовской области – Магнутова М.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым Правительство области не согласно с заявленными исковыми требованиями и считает требования не подлежащими удовлетворению ввиду следующего. Реализация государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий, направления которой определены Правилами, являются Госпрограмма КРСТ и Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденное постановлением Правительства Тамбовской области от 19.12.2022 № 206.
В пункте 2.1 Приложения № 8 Госпрограммы КРСТ указано, что под сельскими территориями понимаются сельские поселения, сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа - город Тамбов), рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений, рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа - города Тамбова). Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков утвержден постановлением администрации Тамбовской области от 24.01.2020 №44 «Об утверждении Перечня сельских населенных пунктов и рабочих поселков, входящих в состав городских поселений Тамбовской области, относящихся к сельским территориям».
Истец был поставлен на учет по соответствующей программе, в то же время, субсидия получена им не была, право на получение меры социальной поддержки (субсидии) у истца не возникло. Таким образом, правовое положение истца не было ухудшено ответчиками.
В соответствии со ст. 7 Закона Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области» (в редакции от 23.12.2022) населенные пункты: пос. Первомайский, пос. Строитель, с.Бокино, д. Лужки, пос. Тригуляй, д. Перикса, с.Покрово-Пригородное, которые стали входить в состав города областного значения – Тамбов, не являются сельскими территориями в рамках Госпрограммы КРСТ, а на территорию города Тамбова действие Госпрограммы КРСТ не распространяется
Итоги публичных слушаний о присоединении территорий муниципалитетов к городскому округу - городу Тамбов обжалованы не были.
Истец – Патрин С.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, ранее в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Патрина Ю.Г., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних Патрина Г.С. и Патриной А.С., в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, представителя Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области, суд находит исковые требования Патрина Г.С. подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Пунктом 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», созданная для реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р.
В соответствии с Концепцией целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.
Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:
предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности;
софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа; " использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала;
увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.
Судом установлено, что по результатам рассмотрения заявления Патрин С.Г. постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 01.11.2019 № 1883 был включен в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной администрацией Тамбовского района Тамбовской области от 20.04.2018 №625 по категории «молодая семья, молодой специалист» согласно дате подачи заявления 28.10.2019.
27.11.2019 сформированные списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, включая учетное дело Патрина С.Г., были направлены администрацией Тамбовского района в управление сельского хозяйства Тамбовской области для утверждения сводного списка на очередной финансовый год и формирования сводного списка на плановый период в соответствии с п.24 Положения.
На момент формирования администрацией Тамбовского района списка граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, Патрин С. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживал по адресу: <адрес>. Совместно с ним проживала супруга — Патрина Ю. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Патрин Г. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Местом работы Патрина С.Г. являлось ООО «Тамбовский бекон», должность - свальщик.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 №696 утверждена Государственная программа комплексного развития сельских территорий, в соответствии с чем Государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» утратила свое действие.
ДД.ММ.ГГГГПатриным С.Г. совместно с Патриной Ю.Г. (супруга) и Патриным Г.С. (сын) заключен договор № участия в долевом строительстве. Объект долевого строительства - 2-комнатная квартира в многоквартирном жилом доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № (п.Строитель, Тамбовский район - на дату заключения договора).
В соответствии со ст.7 Закона Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области» (в ред. от 23.12.2022), Законом Тамбовской области от 23.12.2022 №201-3 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области с городским округом - город Тамбов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области», п. Строитель вошел в состав города областного значения Тамбов.
Согласно ст.1 Устава город Тамбов является административным центром Тамбовской области Российской Федерации.
Согласно Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений, утв. постановлением правительства Российской Федерации от 31.05.2019 года №696 (в ред. от 31.07.2023), под сельскими территориями понимаются:
сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района;
сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации);
рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений;
рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации).
В соответствии с п.5а) Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 31.05.2019г. №696, право на получение социальной выплаты имеет гражданин, кроме других условий постоянно проживающий на сельских территориях.
В силу п.п.5, 5.1 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного постановлением правительства Тамбовской области от 19.12.2022г. №206 (в ред. от 21.06.2023), право на получение социальной выплаты имеет гражданин, кроме других условий постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства).
Под сельскими территориями в настоящем положении понимаются: сельские поселения;
сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа – города Тамбова);
рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений;
рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа – города Тамбова) (п.4 Положения).
Включение пос.Строитель и других указанных населенных пунктов (ранее Тамбовского района) в состав города Тамбова, являющегося административным центром Тамбовской области, повлекло несоответствие граждан работающих и проживающих в вышеуказанных населенных пунктах условиям Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
Указанное обстоятельство явилось основанием для принятия администрацией Тамбовского района постановления от 27.04.2023 №421 об исключении Патрина С.Г. из районного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Тамбовского района Тамбовской области на 2020-2025 годы».
Статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путём признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Постановлением администрации Тамбовской области от 21 ноября 2012 г. N 1443 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области" (в ред. от 01.11.2019г., действовавшей на дату подачи истцом заявления) утверждено Положение о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов (далее –Положение).
Ответственным исполнителем Государственной программы является Управление сельского хозяйства области.
В соответствии с п.1.1 Положения разработано в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - Правила).
В силу п.1.3 Положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям, молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета и бюджета области.
Согласно п.1.7.4 Положения под сельской местностью понимаются сельские поселения, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, на территориях которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень указанных населенных пунктов и рабочих поселков установлен постановлением администрации области от 06.03.2014 N 250 "Об утверждении Перечня сельских населенных пунктов и рабочих поселков, входящих в состав городских поселений Тамбовской области, на территории которых преобладает деятельность, связанная производством и переработкой сельскохозяйственной продукции".
Пунктом 2.14 Положения определено, что органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 2.12 настоящего Положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют учетные дела, формируют и утверждают правовым актом списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период по форме согласно приложению № 3 к настоящему Положению и направляют их в уполномоченный орган.
При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Одновременно орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган сведения, подтверждающие строительство жилья в границах территории, на которой реализуются проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку (в случае строительства жилья в границах указанной территории); учетные дела граждан.
Указанные в настоящем пункте списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане подали заявления в орган местного самоуправления, с соблюдением пункта 2.2 настоящего Положения. Граждане, подавшие заявления в один и тот же день, указываются в этих списках в алфавитном порядке.
Согласно п.2.15 Положения на основании поступивших от органов местного самоуправления списков и документов и после доведения лимитов финансирования на очередной финансовый год уполномоченный орган утверждает сводный список получателей социальных выплат на очередной финансовый год и формирует сводный список на плановый период, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные сводные списки.
Органы местного самоуправления в 5-дневный срок с даты принятия решения о признании граждан участниками мероприятий информируют об этом в письменной форме указанных граждан.
Таким образом, ранее принятое Положение, действовавшее в период признания семьи истца участником государственной программы, не содержит условий, предусматривающих исключение участника программы в связи с изменением статуса административно-территориального образования.
Изданием Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-3 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области с городским округом - город Тамбов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области» фактически внесено изменение в условия предоставления социальных выплат, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них совершивших юридически значимые действия.
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1).
К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 данного кодекса (пункт 2).
Таким образом, согласно общему принципу действия закона во времени его нормы распространяются на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие.
Принимая решение об исключении истца из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», администрацией Тамбовского района Тамбовской области не было принято во внимание, что закон об изменении статуса административно-территориального образования на момент возникновения права у истца не действовал. При этом названные правовые нормы не содержат указаний на придание им обратной силы.
Реализация в порядке очерёдности ранее возникшего права с учётом соответствия семьи истца всем критериям, установленным действующим законодательством и необходимым для участия в государственной программе, за исключением преобразования статуса пос. Строитель с посёлка на город, не может быть поставлена в зависимость от объективных, не зависящих от воли истца обстоятельств, появление которых обусловлено решением законодательного органа субъекта и не может являться основанием для ограничения ранее возникшего права истца на участие в государственной программе по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
Изменение статуса административно-территориального образования не может являться основанием для ограничения ранее возникшего права истца на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельской территории».
В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией. изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе, в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16 декабря 1997 года №N 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определения от 4 декабря 2003 года № 415-0, от 15 февраля 2005 года № 17-0, от 1 декабря 2005 года № 521-0 и др.).
При таких обстоятельствах при разрешении заявленных требований Патрина С.Г. суд приходит к выводу о незаконном исключении истца из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках государственной программы.
На основании изложенного, суд считает, что право на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» истцом не утрачено, и семья истца подлежит восстановлению в списке граждан - участников мероприятий в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и администрация г.Тамбова являются ненадлежащими ответчиками по делу, в связи с чем требования истца к указанным ответчикам удовлетворению не полежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Патрина С. Г. - удовлетворить.
Признать за Патриным С. Г., <данные изъяты>, право на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - И.Е. Обухова
Решение принято в окончательной форме 1 марта 2024 года.
Судья - И.Е. Обухова