ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1582/2023 от 25.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

УИД 68RS0002-01-2023-001629-17

Дело № 2-1582/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

судьи Карпухиной Ю.А.,

с участием заместителя прокурора Ленинского района г.Тамбова Дорофеевой Е.А.

при секретаре судебного заседания Алексеевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве» о признании незаконным положительного заключения о достоверности сметной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой района по поручению прокуратуры области изучен отчет о результатах выездного мониторинга Публично-правовой компании «Фонд развития территорий».

В обоснование иска указано, что проверкой установлено, что между МКУ «Дирекция жилищных услуг» и ООО «Строй-Плюс» заключен договор от 26.07.2021 *** (далее - Договор) на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории г. Тамбова.

Пунктом 7 приложения 2 к Договору определено, что в течении первых 7 календарных дней необходимо получить положительное заключение по проверке достоверности сметной стоимости в ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве» и предоставить заказчику.

Между ООО «Строй - плюс» и ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве» заключен договор о возмездном оказании услуг. Согласно п. 1.1 договора ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве» принимает на себя обязательства по проверке и согласованию сметной стоимости на капитальный ремонт сетей электроснабжений и инженерных сетей многоквартирного жилого дома ***.

Проектно-сметная документация была передана на проведение проверки в ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве», являющимся специализированным учреждением. В результате проведения проверки получено положительное заключение о достоверности сметной стоимости, которое в дальнейшем было передано заказчику в составе исполнительной документации.

При этом, как указано в отчете о результатах выездного мониторинга ППК «Фонд развития территорий», а также по информации НО «Фонд капитального ремонта Тамбовской области» при проведении ремонтных работ системы электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения дома *** имело место неправомерное расходование средств, выраженное в нарушении пунктов 11 и 22 Методики перерасчет стоимости материалов по прайс-листам в базисные цены выполнен разными индексами (рыночными коэффициентами), что приводит к завышению сметной стоимости на сумму 66,95 тыс. руб.

В нарушение частей 1, 4 статьи 720 ГК РФ по пунктам 127-132 акта КС-2, от 08.07.2022 № *** приняты и оплачены пусконаладочные работы, которые выполнены по договору от 14.04.2022 *** и оплачены по акту КС-2 от 08.07.2022 *** по строке «Составление технического отчета», что приводит к завышению сметной стоимости работ на сумму 12,94 тыс. руб.

Пересчет сметной стоимости в текущие цены осуществлен с применением рыночных коэффициентов, не включенных в федеральный реестр сметных нормативов, что не соответствует требованиям ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ и п. 4 Методики.

По указанным обстоятельствам прокуратурой района 28.04.2023 в адрес ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве» внесено представление об устранении нарушений законодательства при проведении капитального ремонта. Изучение представленной информации о результатах рассмотрения акта реагирования показало, что меры по устранению выявленных нарушений приняты не были. Указанные обстоятельства нарушают законодательство о капитальном ремонте. Просит признать незаконным положительное заключение ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве» о достоверности сметной стоимости на капитальный ремонт инженерных сетей *** (уточненное исковое заявление в редакции от 12.10.2023).

В судебном заседании заместитель прокурора Ленинского района г.Тамбова Дорофеева Е.А. заявленные уточненные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве» по доверенности Лутовина Е.Г. исковые требования признала, пояснив, что перерасчет сметной стоимости в текущие цены по объекту «капитальный ремонт инженерных сетей ***» был осуществлен с применением рекомендуемых расчетных индексов к СМР для проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов в 2021 году, которые определены по объектам аналогам по городам и районам области. Индексы рассчитывались на год и согласовывались с ТЭК и ЖКХ области. В связи с выходом Методики, утвержденной приказом Минстроя РФ 04.08.2020 №421/пр «Об утверждении методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ на территории РФ (зарегистрировано в Минюсте России 23 сентября 2020), сметная стоимость строительства определяется с применением соответствующих индексов изменения сметной стоимости, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

Представитель третьего лица Министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представители третьих лиц МКУ «Дирекция жилищных услуг», ООО «Строй-Плюс», НО «Фонд капитального ремонта Тамбовской области» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, представителя ответчика, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.

Согласно ч. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно­строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр утверждена Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее -Методика).

Методика определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства (п. 1 Методики).

Согласно п. 4 Методики сметная стоимость строительства определяется сметой на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, разрабатываемой в составе проектной документации в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, сметой на работы по сохранению объектов культурного наследия, разрабатываемой в составе проектной документации по сохранению объектов культурного наследия, в соответствии с документами в области стандартизации, устанавливающими основные требования к такой проектной документации, разрабатываемыми в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», сметой на снос объекта капитального строительства, прилагаемой к проекту организации работ по сносу объекта капитального строительства, в соответствии с Требованиями к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 509.

При определении сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом, в случае отсутствия сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен в ФГИС ЦС, применяются индексы, указанные в подпунктах "г" -"ж" настоящего пункта Методики. Сметная стоимость строительства базисно-индексным или ресурсно-индексным методами определяется с применением индексов изменения сметной стоимости, сведения о которых последними включены в ФРСН (п. 11 Методики).

В случае определения сметной стоимости строительства одновременно в двух уровнях цен: текущем и базисном, сметная стоимость отдельных видов работ и услуг, а также сметных цен материальных ресурсов и оборудования, текущая стоимость которых получена в соответствии с положениями пунктов 13 - 21 Методики по результатам конъюнктурного анализа, определяется в базисном уровне цен как отношение их стоимости в текущем уровне цен к соответствующим индексам изменения сметной стоимости, примененным при составлении сметной документации (п. 22 Методики).

В соответствии с п. 76 Методики стоимость накладных расходов и сметной прибыли в локальных сметных расчетах (сметах) определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и приводится:

а) по итогу каждой позиции;

б) после итога прямых затрат по разделам (при формировании разделов);

в) после итога прямых затрат по локальному сметному расчету (смете).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Ленинского района г.Тамбова по поручению прокуратуры области изучен отчет о результатах выездного мониторинга Публично-правовой компании «Фонд развития территорий». В ходе проведенной проверки установлено, что между МКУ «Дирекция жилищных услуг» и ООО «Строй-Плюс» заключен договор от 26.07.2021 *** (далее - Договор) на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории г. Тамбова.

Пунктом 7 приложения 2 к Договору определено, что в течении первых 7 календарных дней необходимо получить положительное заключение по проверке достоверности сметной стоимости в ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве» и предоставить заказчику.

Между ООО «Строй - плюс» и ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве» заключен договор о возмездном оказании услуг. Согласно п. 1.1 договора ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве» принимает на себя обязательства по проверке и согласованию сметной стоимости на капитальный ремонт сетей электроснабжений и инженерных сетей многоквартирного жилого дома ***.

Проектно-сметная документация была передана на проведение проверки в ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве», являющимся специализированным учреждением. В результате проведения проверки получено положительное заключение о достоверности сметной стоимости, которое в дальнейшем было передано заказчику в составе исполнительной документации.

При этом, как указано в отчете о результатах выездного мониторинга ПИК «Фонд развития территорий», а также по информации НО «Фонд капитального ремонта Тамбовской области» при проведении ремонтных работ системы электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения дома *** имело место неправомерное расходование средств, выраженное в нарушении пунктов 11 и 22 Методики перерасчет стоимости материалов по прайс-листам в базисные цены выполнен разными индексами (рыночными коэффициентами), что приводит к завышению сметной стоимости на сумму 66,95 тыс. руб.

В нарушение частей 1, 4 статьи 720 ГК РФ по пунктам 127-132 акта КС-2, от 08.07.2022 *** приняты и оплачены пусконаладочные работы, которые выполнены по договору от 14.04.2022 *** и оплачены по акту КС-2 от 08.07.2022 *** по строке «Составление технического отчета», что приводит к завышению сметной стоимости работ на сумму 12,94 тыс. руб.

В связи с выявленным нарушением законодательства в сфере ценообразования прокуратурой района 28.04.2023 в адрес ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве» внесено представление об устранении нарушений законодательства при проведении капитального ремонта. Однако, ответчиком меры по устранению выявленных нарушений приняты не были.

С учетом вышеизложенного, а также принимая признание ответчиком исковых требований истца в порядке ст. 173 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что пересчет сметной стоимости в текущие цены осуществлен с применением рыночных коэффициентов, не включенных в федеральный реестр сметных нормативов, что не соответствует требованиям ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ и п. 4 Методики. При этом возникают риски неправомерного расходования средств в связи с отсутствием в проектно-сметной документации обоснования по коэффициентам на стесненность, что не соответствует требованиям п. 76 Методики и требует оценки их применения. Указанные обстоятельства нарушают законодательство о капитальном ремонте.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г.Тамбова о признании незаконным положительного заключения о достоверности сметной стоимости.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным положительное заключение ТОГБУ «Центр по ценообразованию в строительстве» о достоверности сметной стоимости на капитальный ремонт инженерных сетей дома ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г.Тамбова.

Судья Ю.А. Карпухина

Решение суда принято в окончательной форме 1 ноября 2023 года.

Судья Ю.А. Карпухина