ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1586/18 от 29.04.2019 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 29 апреля 2019 года

Дело № 2-87/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.

при секретаре Никулиной Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

24 апреля 2019 года

гражданское дело по иску Прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, Гуляеву Дмитрию Владимировичу, Румянцеву Юрию Валентиновичу, Соколову Сергею Евгеньевичу, Шарову Андрею Валентиновичу о признании постановлений незаконными, договоров аренды недействительными, применении последствий недействительности сделок,

у с т а н о в и л:

04.09.2018 г. Прокурор Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района, Соколову В.Е. о признании постановления незаконным, договора аренды недействительным, применении последствий недействительности сделки (том 1 л.д. 2-10, 114-124).

04.09.2018 г. Прокурор Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района, Администрации Ярославского муниципального района, Шарову А.В. о признании постановления незаконным, договора аренды недействительным, применении последствий недействительности сделки (том 2 л.д. 2-10, 102-113).

04.09.2018 г. Прокурор Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района, Администрации Ярославского муниципального района, Румянцеву Е.В. о признании постановления незаконным, договора аренды недействительным, применении последствий недействительности сделки (том 3 л.д. 2-9, 98-108).

31.08.2018 г. Прокурор Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района, Администрации Ярославского муниципального района, Гуляеву Д.В. о признании постановления незаконным, договора аренды недействительным, применении последствий недействительности сделки (том 4 л.д. 2-10, 74-86, 119-131).

Определением суда от 06.02.2019 г. все дела соединены в одно производство с присвоением номера 2-87/2019 (том 4 л.д. 160).

С учетом уточнения требований прокурор просил (том 4 л.д. 208-246):

I.1. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО от 20.04.2017 № 203 незаконным.

2. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО от 18.07.2016 № 847 незаконным.

3. Признать договор аренды земельного участка от 21.04.2017 г. № 358 между Администрацией Карабихского сельского поселения и Гуляевым Дмитрием Владимировичем недействительным.

4. Применить последствия недействительности сделки:

- Гуляеву Д.В. передать земельный участок площадью 917 кв.м., с кадастровым номером , расположенный: <адрес>, в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

II.1. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО от 20.04.2017 № 202 незаконным.

2. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО от 18.07.2016 № 841 незаконным.

3. Признать договор аренды земельного участка от 21.04.2017 г. № 357 между Администрацией Карабихского сельского поселения и Соколовым Сергеем Евгеньевичем недействительным.

4. Применить последствия недействительности сделки: Соколову С.Е. передать земельный участок площадью 935 кв.м., с кадастровым номером , расположенный: <адрес>, в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

III.1. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО от 29.12.2016 № 1609 незаконным.

2. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО от 18.07.2016 № 835 незаконным.

3. Признать договор аренды земельного участка от 10.01.2017 г. № 336 между Администрацией Карабихского сельского поселения и Румянцевым Юрием Валентиновичем недействительным.

4. Применить последствия недействительности сделки: Румянцеву Ю.В. передать земельный участок площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером , расположенный: <адрес>, в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

IV.1. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО от 20.04.2017 № 211 незаконным.

2. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО от 18.07.2016 № 844 незаконным.

3. Признать договор аренды земельного участка от 21.04.2017 г. № 366 между Администрацией Карабихского сельского поселения и Шаровым Андреем Валентиновичем недействительным.

4. Применить последствия недействительности сделки: Шарову А.В. передать земельный участок площадью 903 кв.м., с кадастровым номером , расположенный: <адрес>, в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

В обоснование требований прокурор сослался на то, что предоставление земельных участков является незаконным по следующим основаниям.

1) Администрацией Ярославского муниципального района ЯО процедура, инициированная Гуляевым Д.В., Соколовым С.Е. и Шаровым А.В. 16.02.2015 г., Румянцевым Ю.В. – 12.01.2015 г., - не была завершена, поэтому обращение в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО 11.07.2016 г. Гуляева Д.В., Соколова С.Е. и Шарова А.В. на основании выписки из протокола заседания комиссии по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района № 7 от 24.02.2015 г., Румянцева Ю.В. - на основании выписки из протокола заседания комиссии по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района № 3 от 26.01.2015 г. является необоснованным и незаконным, так как не предусмотрено земельным законодательством, действовавшим на момент подачи заявления. Более того, данное решение комиссии действовало в течение шести месяцев с момента принятия, дата подачи заявления Гуляевым Д.В., Соколовым С.Е., Шаровым А.В., Румянцевым Ю.В. выходит за указанные временные рамки.

2) Земельные участки не были сформированы, они не предлагались другим участникам земельных отношений, публикация в деловом вестнике «Ярославского АГРОКУРЬЕРА» от 29.01.2015 г. № 3, от 26.02.2015 № 07 содержала информацию о поступлении заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду земельных участков на территории Ярославского муниципального района, а не извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка, не извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, и не сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

3) Нормы, предусматривающие акт о выборе земельного участка (п. 5 ст. 31 ЗК РФ) утратили силу с 01.03.2015. Тем самым, постановления от 18.07.2016 г. № 835, № 841, № 847 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении схемы расположения земельного участка основаны на нормах закона, утративших силу с 01.03.2015, и на непредусмотренном законом документе.

4) Поскольку Администрация Ярославского муниципального района ЯО не завершила процедуру предоставления в аренду земельного участка Гуляеву Д.В., Соколову С.Е., Шарову А.В., Румянцеву Ю.В. для строительства дома рыбака до 01.03.2015 г., до даты изменения земельного законодательства, то есть до передачи полномочий органам местного самоуправления сельского поселения, решение комиссии по земельным и имущественным отношениям ЯМР не могло быть основанием принятия нормативного правового акта Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО. Документы по заявлению Гуляева Д.В., Соколова С.Е., Шарова А.В., Румянцева Ю.В. были переданы в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО Администрацией Ярославского муниципального района ЯО незаконно и безосновательно. Такой порядок не был предусмотрен действующим на тот момент законодательством. Условия, установленные п. 2 ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ, соблюдены не были, поэтому оснований для применения п. 2 ст. 34 указанного федерального закона не было.

Решение, установленное в выписке из протокола заседания комиссии от 24.02.2015 № 7, принято в отношении дома охотника и рыболова – постановлением от 18.07.2016 № 847 и № 844, в отношении кемпинга - постановлением от 18.07.2016 № 841, согласован земельный участок для строительства дома рыбака. Правовая неопределенность в виде объекта предполагаемого строительства также свидетельствует о нарушениях при предварительном согласовании Гуляеву Д.В., Соколову С.Е., Шарову А.В., Румянцеву Ю.В. земельных участков.

5) Указанные участки расположены на территории зоны охраняемого ландшафта государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха», где строительство не допускается.

Определениями суда от 21.09.2018 г., 02.10.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен КУМИ Администрации Ярославского муниципального района (том 1 л.д. 59, том 2 л.д. 59, том 3 л.д. 59, том 4 л.д. 69).

Определениями суда от 20.11.2018 г., 30.11.2018 г., 03.12.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области (том 1 л.д. 97, том 2 л.д. 82, том 3 л.д. 81, том 4 л.д. 101).

В судебном заседании помощник прокурора Ярославского района Марусенко Л.А. иск поддержала в объеме заявленных требований.

Ответчики Гуляев Д.В., Румянцев Ю.В., Соколов С.Е. и Шаров А.В. в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Представитель ответчиков Гуляева Д.В., Румянцева Ю.В., Соколова С.Е. и Шарова А.В. по доверенности Земскова С.Г. (том 1 л.д. 65, том 2 л.д. 58, том 3 л.д. 58, том 4 л.д. 59) против удовлетворения требований прокурора возражала по основаниям, указанным в письменных отзывах (т.1 л.д. 143-146, том 2 л.д. 67-69, том 3 л.д. 66-68, том 4 л.д. 153-156).

Остальные участники судебного разбирательства в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Ранее в судебном заседании представитель Администрации Карабихского сельского поселения по доверенности Устинова Т.В., представитель Администрации ЯМР и КУМИ Администрации ЯМР по доверенности Потапова И.В. возражали против удовлетворения требований, ссылаясь на законность оспариваемых прокурором постановлений и договоров аренды.

В представленном суду отзыве директор Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области полагал, что требования подлежат удовлетворению, ссылаясь на то, что в соответствии с Проектом зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» спорные земельные участки расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта, режим которой запрещает строительство капитальных промышленных, сельскохозяйственных, жилых объектов (том 1 л.д. 102-104, 131-133, том 2 л.д. 90-92, том 3 л.д. 86-88, том 4 л.д. 107-109, 138-140, 178-180).

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании подп. 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп. 8 п. 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.

К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс РФ.

В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Одновременно в п. 1 ст. 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса РФ, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.

Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.

В соответствии с абз. 6 ст. 12 и ст. 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 г. № 100-ФЗ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.

Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В силу ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Как следует из материалов дела и установлено судом:

1. по иску к Гуляеву Д.В. и другим

16.02.2015 г. Гуляев Д.В. обратился в Администрацию Ярославского муниципального района ЯО с заявлением (рег. № 2305к от 17.02.2015) о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка для строительства дома охотника и рыболова площадью 1100 м2, расположенного по адресу <адрес> (том 4 л.д. 29).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по земельным и имущественным отношениям ЯМР от 24.02.2015 № 7 решением комиссии принято решение о возможном предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1100 м2 в аренду для строительства дома охотника и рыболова, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации ЯМР поручено обеспечение опубликования в СМИ (газета «Ярославский Агрокурьер») информации о предстоящем предоставлении земельного участка для размещения объекта (п. 3 ст. 31 ЗК РФ), передать материалы в Администрацию сельского поселения в связи с вступлением с 01.03.2015 в силу закона № 171-ФЗ от 23.06.2014 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данное решение действовало в течение шести месяцев (том 4 л.д. 27).

В газете «Ярославский Агрокурьер» от 26.02.2015 № 07 (в разделе деловой вестник) опубликовано сообщение о том, что Администрация Ярославского муниципального района, руководствуясь п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ, положением «О порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории Ярославского муниципального района» информирует о поступлении заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду земельных участков на территории Ярославского муниципального района, в частности, в отношении земельного участка, расположенного на территории <адрес>, ориентировочной площадью 1100 м2 для строительства дома охотника и рыболова (заявитель Гуляев Д.В.) (том 4 л.д. 28).

Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО направлено решение комиссии от 14.04.2015 г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1100 м2 для строительства дома охотника и рыболова в <адрес> на основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ было направлено заявителю письмом от 14.04.2015 № 12-02/660 (том 4 л.д. 26).

15.04.2015 г. Гуляев Д.В. обратился в Администрацию Карабихского поселения с заявлением о выдаче акта о выборе земельного участка – <адрес>, для строительства дома охотника и рыболова площадью 1100 м2 согласно выписке Администрации ЯМР от 24.02.2015 № 7 рег. № 2305к от 17.02.2015 г. (том 4 л.д. 23).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского СП ЯМР ЯО от 21.04.2015 № 5 принято решение отказать в выдаче акта выбора земельного участка для строительства дома охотника и рыболова в <адрес>, для строительства дома охотника и рыболова площадью 1100 м2. Заявителю направлено письмо о принятом решении от 21.04.2015 №12-02/764 (том 4 л.д. 22).

11.07.2016 г. Гуляев Д.В. обратился в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО о предварительном согласовании места размещения объекта – дома рыбака и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства от 26.04.2016 г. № 17 площадью 1100 м2, расположенного по адресу <адрес>, с приложением акта о выборе земельного участка (оригинал – 3 экз.) и согласований (том 4 л.д. 13).

Акт о выборе земельного участка для строительства от 26.04.2016 № 17 был утвержден печатью и подписью Главы Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО на основании решения, принятого комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМР (протокол от 24.02.2015 №7). Акт о выборе содержит следующие сведения: Кадастровый квартал: , для строительства с предварительным согласованием места размещения дома рыбака, разрешенное использование: для строительства дома рыбака. Весь участок расположен в охранной зоне <адрес> (земли рекреационного назначения). Информирование населения Ярославского района о возможном предоставлении земельного участка для строительства – газета «Ярославский АгроКУРЬЕР» от 26.02.2015 № 07 (том 4 л.д. 14).

На основании заявления Гуляева Д.В. от 11.07.2016 № 01-35/1349 и акта о выборе земельного участка для строительства от 25.03.2016 № 17 постановлением Администрации Карабихского СП ЯМР ЯО от 18.07.2016 № 847 «О предварительном согласовании Гуляеву Д.В. места размещения объекта и утверждения схемы расположения земельного участка на КТП для строительства в <адрес>» согласовано предварительно Гуляеву Дмитрию Владимировичу место размещения дома рыбака на земельном участке ориентировочной площадью 1100 м2, из земель населенных пунктов, расположенный: <адрес>, установлено разрешенное использование: для строительства дома рыбака. Постановлением также утверждена схема расположения этого земельного участка. Гуляеву Д.В. постановлено обеспечить в отношении земельного участка выполнение кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета и условий, поставленных федеральными, областными, муниципальными службами. Данные в постановлении указаны неверные, акт о выборе земельного участка для строительства был утвержден от 26.04.2016 № 17 (том 4 л.д. 11).

Кадастровым инженером Жубревым А.Ю. проведены кадастровые работы в отношении земельного участка, в результате которого площадь спорного земельного участка составила 917 кв.м. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 24.03.2017 года с присвоением кадастрового номера (том 4 л.д. 43-49).

Постановлением Администрации Карабихского сельского поселения от 20.04.2017 г. № 203 Гуляеву Дмитрию Владимировичу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 917 м2. 21.04.2017 г. между Администрацией Карабихского сельского поселения и Гуляевым Д.В. заключен договор аренды указанного земельного участка № 358. Данный земельный участок передан Администрацией Карабихского сельского поселения Гуляеву Д.В. по акту приема-передачи от 11.01.2017 г. (том 4 л.д. 34-40).

2. по иску к Соколову С.Е. и другим

16.02.2015 г. Соколов С.Е. обратился с заявлением, зарегистрированным за №2314к, в Администрацию ЯМР ЯО (том 1 л.д. 41), в котором просил предоставить в аренду земельный участок площадью 1100 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в аренду сроком на 5 лет для строительства кемпинга.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по земельным и имущественным отношениям ЯМР от 24.02.2015 № 7 комиссией принято решение о возможном предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1100 кв.м в аренду для строительства кемпинга, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации ЯМР поручено обеспечение опубликования в СМИ (газета «Ярославский Агрокурьер») информации о предстоящем предоставлении земельного участка для размещения объекта (п. 3 ст. 31 ЗК РФ), передать материалы в Администрацию сельского поселения в связи с вступлением с 01.03.2015 в силу закона № 171-ФЗ от 23.06.2014 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Срок действия решения установлен шесть месяцев (том 1 л.д. 39).

В газете «Ярославский Агрокурьер» от 26.02.2015 № 07 (в разделе деловой вестник) опубликовано сообщение о том, что Администрация Ярославского муниципального района, руководствуясь п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ, положением «О порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории Ярославского муниципального района» информирует о поступлении заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду земельных участков на территории Ярославского муниципального района, в частности, в отношении земельного участка, расположенного на территории <адрес>, ориентировочной площадью 1100 кв.м для строительства кемпинга (заявитель Соколов С.Е.) (том 1л.д. 40).

Материалы по заявке Соколова С.Е. (peг. № 2314k от 17.02.2015/12-02/420 от 31.03.2015) были направлены в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского СП ЯМР ЯО от 14.04.2015 г. № 4 Администрацией сельского поселения принято решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для строительства кемпинга площадью 1100 кв. м на основании п. 14 ст. 6 39.16 ЗК РФ в связи с тем, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям использования такого участка, указанным в заявлении (том 1 л.д. 38).

Решение комиссии от 14.04.2015 г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1100 м для строительства кемпинга в <адрес> на основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ было направлено заявителю письмом от 14.04.2015 г. № 12-02/675 (том 1 л.д. 37).

15.04.2015 г. Соколов С.Е. обратился в Администрацию Карабихского поселения с заявлением о выдаче акта о выборе земельного участка - в <адрес>, для строительства кемпинга площадью 1100 кв.м согласно выписке Администрации ЯМР от 24.02.2015 г. № 7 peг. № 2314k от 17.02.2015 г. (том 1 л.д. 35).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского СП ЯМР ЯО от 21.04.2015 г. № 5 принято решение об отказе в выдаче акта выбора земельного участка площадью 1100 кв.м для строительства кемпинга в <адрес>, о принятом решении заявитель был извещен письмом от 21.04.2015 г. за №12-02/768 (том 1 л.д. 33, 34).

11.07.2016 г. Соколов С.Е. обратился в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта - дома рыбака и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства от 26.04.2016 № 11 площадью 1100 кв.м, расположенного в <адрес>, с приложением акта о выборе земельного участка (оригинал - 3 экз.) и согласований (том 1 л.д. 23).

Акт о выборе земельного участка для строительства от 26.04.2016 № 11 был утвержден печатью и подписью Главы Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО на основании решения, принятого комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМР (протокол от 24.02.2015 №7). Акт о выборе содержит следующие сведения: кадастровый квартал: , для строительства с предварительным согласованием места размещения дома рыбака, разрешенное использование: для строительства дома рыбака. Весь участок расположен в охранной зоне р.Которосль (земли рекреационного назначения). Информирование населения Ярославского района о возможном предоставлении земельного участка для строительства - газета «Ярославский Агрокурьер» от 26.02.2015 № 07. Акт о выборе земельного участка для строительства действует в течение шести месяцев с момента регистрации (том 1 л.д. 24).

На основании заявления Соколова С.Е. от 11.07.2016 г. № 01-35/1349 и акта о выборе земельного участка для строительства от 25.03.2016 № 11 постановлением Администрации Карабихского СП ЯМР ЯО от 18.07.2016 г. № 841 «О предварительном согласовании Соколову С.Е. места размещения объекта и утверждения схемы расположения земельного участка на КТП для строительства в <адрес>» Соколову Сергею Евгеньевичу согласовано предварительно место размещения дома рыбака на земельном участке ориентировочной площадью 1100 кв.м, из земель населенных пунктов, расположенный: <адрес>, установлено разрешенное использование: для строительства дома рыбака (том 1 л.д. 21).

В постановлении допущена описка в указании даты утверждения акта о выборе земельного участка для строительства, а именно: вместо 26.04.2016 г. указана дата 25.03.2016 г..

Постановлением также утверждена схема расположения этого земельного участка. Соколову С.Е. постановлено обеспечить в отношении земельного участка выполнение кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета и условий, поставленных федеральными, областными, муниципальными службами (том 1 л.д. 22).

Кадастровым инженером Жубревым А.Ю. проведены кадастровые работы в отношении земельного участка, в результате которого площадь спорного земельного участка составила 935 кв.м. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 27.03.2017 года с присвоением кадастрового номера (том 1 л.д. 45-50).

Постановлением главы Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района ЯО от 20.04.2017 г. № 202 Соколову С.Е. представлен в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 935 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства дома рыбака, расположенный по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 11).

21.04.2017 года между Администрацией Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (Арендодатель) и Соколовым С.Е. (Арендатор) заключен договор № 357, в соответствии с которым Арендодатель предоставляет за плату во временное пользование, а Арендатор принимает земельный участок с кадастровым номером 76:17:151801:321 общей площадью 935 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства дома рыбака (том 1 л.д. 12-14).

3. по иску к Румянцеву Ю.В. и другим

12.01.2015 Румянцев Ю.В. обратился в Администрацию Ярославского муниципального района ЯО с заявлением (рег. № 189к от 14.01.2015) о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка для строительства дома рыбака площадью 1200 м2, расположенного по адресу <адрес> (том 3 л.д. 39).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по земельным и имущественным отношениям ЯМР от 26.01.2015 г. № 3 решением комиссии Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации ЯМР поручено обеспечение опубликования в СМИ (газета «Ярославский Агрокурьер») информации о предстоящем предоставлении земельного участка для размещения объекта (п. 3 ст. 31 ЗК РФ), по окончании срока публикации и при отсутствии иных претендентов на участок МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР» поручено подготовить и выдать акт о выборе земельного участка ориентировочной площадью 1200 м2. Данное решение действовало в течение шести месяцев (том 3 л.д. 37).

В газете «Ярославский Агрокурьер» от 29.01.2015 № 03 (в разделе деловой вестник) опубликовано сообщение о том, что Администрация Ярославского муниципального района, руководствуясь п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ, положением «О порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории Ярославского муниципального района» информирует о поступлении заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду земельных участков на территории Ярославского муниципального района, в частности, в отношении земельного участка, расположенного на территории <адрес>, ориентировочной площадью 1100 м2 для строительства дома рыбака (заявитель Румянцев Ю.В.) (том 3 л.д. 38).

После того, как материалы по заявке Румянцева Ю.В. (рег. № 189к от 14.01.2015/12-02/87 от 02.03.2014) были пересланы в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО, Администрацией Карабихского СП ЯМР ЯО согласно выписке из протокола заседания комиссии по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского СП ЯМР ЯО от 10.03.2015 № 1 было решено по окончании срока публикации и при отсутствии иных претендентов на земельный участок Администрации Карабихского СП ЯМР ЯО подготовить и выдать акт о выборе земельного участка ориентировочной площадью 1200 м2 в <адрес> (том 3 л.д. 36).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии от 07.04.2015 № 3 решение комиссии № 1 от 10.03.2015 г. было отменено, в предоставлении в аренду земельного участка для строительства дома рыбака площадью 1200 м2 отказано на основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ в связи с тем, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям использования такого участка, указанным в заявлении. Согласно п. 14 ст. 39.16 уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (том 3 л.д. 38).

Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО направлено решение комиссии от 07.04.2015 г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1200 м2 для строительства дома охотника и рыболова в д. Ершово на основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ было направлено заявителю письмом от 07.04.2015 № 12-02/570 (том 3 л.д. 34).

11.07.2016 г. Румянцев Ю.В. обратился в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта – дома рыбака и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства от 25.03.2016 № 3 площадью 1200 м2, расположенного по адресу <адрес>, с приложением акта о выборе земельного участка (оригинал – 3 экз.) и согласований (том 3 л.д. 21).

Акт о выборе земельного участка для строительства от 25.03.2016 № 3 был утвержден печатью и подписью Главы Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО на основании решения, принятого комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМР (протокол от 26.01.2015 №3). Акт о выборе содержит следующие сведения. Кадастровый квартал: , для строительства с предварительным согласованием места размещения дома рыбака, разрешенное использование: для строительства дома рыбака. Весь участок расположен в охранной зоне <адрес> (земли рекреационного назначения). Информирование населения Ярославского района о возможном предоставлении земельного участка для строительства – газета «Ярославский АгроКУРЬЕР» от 29.01.2015 № 03 (том 3 л.д. 23).

На основании заявления Румянцева Ю.В. от 11.07.2016 № 01-35/1349 и акта о выборе земельного участка для строительства от 25.03.2016 № 3 постановлением Администрации Карабихского СП ЯМР ЯО от 18.07.2016 № 835 «О предварительном согласовании Румянцеву Ю.В. места размещения объекта и утверждения схемы расположения земельного участка на КТП для строительства в <адрес>» согласовано предварительно Румянцеву Юрию Валентиновичу место размещения дома рыбака на земельном участке ориентировочной площадью 1200 м2, из земель населенных пунктов, расположенный: <адрес>, установлено разрешенное использование: для строительства дома рыбака. Постановлением также утверждена схема расположения этого земельного участка. Румянцеву Ю.В. постановлено обеспечить в отношении земельного участка выполнение кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета и условий, поставленных федеральными, областными, муниципальными службами (том 3 л.д. 18, 24).

Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ (в ред. № 76 от 29.12.2014) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

4. по иску к Шарову А.В. и другим

16.02.2015 г. Шаров А.В. обратился в Администрацию Ярославского муниципального района ЯО с заявлением (рег. № 2307к от 17.02.2015) о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка для строительства дома охотника и рыболова площадью 1100 м2, расположенного по адресу <адрес> (том 2 л.д. 42).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по земельным и имущественным отношениям ЯМР от 24.02.2015 г. № 7 решением комиссии принято решение о возможном предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1100 м2 в аренду для строительства дома охотника и рыболова, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации ЯМР поручено обеспечение опубликования в СМИ (газета «Ярославский Агрокурьер») информации о предстоящем предоставлении земельного участка для размещения объекта (п. 3 ст. 31 ЗК РФ), передать материалы в Администрацию сельского поселения в связи с вступлением с 01.03.2015 в силу закона № 171-ФЗ от 23.06.2014 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данное решение действовало в течение шести месяцев (том 2 л.д. 40).

В газете «Ярославский Агрокурьер» от 26.02.2015 № 07 (в разделе деловой вестник) опубликовано сообщение о том, что Администрация Ярославского муниципального района, руководствуясь п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ, положением «О порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории Ярославского муниципального района» информирует о поступлении заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду земельных участков на территории Ярославского муниципального района, в частности, в отношении земельного участка, расположенного на территории <адрес>, ориентировочной площадью 1100 м2 для строительства дома охотника и рыболова (заявитель Шаров А.Ф.). Публикацией от 02.04.2015 № 12 была исправлена техническая ошибка – «Шаров А.Ф.» заменен на «Шаров А.В.» (том 2 л.д. 41).

После того, как материалы по заявке Шарова А.В. (рег. № 2307к от 17.02.2015/12-02/403 от 31.03.2015) были пересланы в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО, Администрацией Карабихского СП ЯМР ЯО согласно выписке из протокола заседания комиссии по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского СП ЯМР ЯО от 14.04.2015 № 4 было решено отказать в предоставлении в аренду земельного участка для строительства дома охотника и рыболова площадью 1100 м2 на основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ в связи с тем, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям использования такого участка, указанным в заявлении. Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО направлено решение комиссии от 14.04.2015 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1100 м2 для строительства дома охотника и рыболова в д. Ершово на основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ было направлено заявителю письмом от 14.04.2015 № 12-02/6662 (том 2 л.д. 37, 38).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского СП ЯМР ЯО от 21.04.2015 г. № 5 принято решение отказать в выдаче акта выбора земельного участка для строительства дома охотника и рыболова в <адрес>, для строительства дома охотника и рыболова площадью 1100 м2. Заявителю направлено письмо о принятом решении от 21.04.2015 №12-02/766 (том 2 л.д. 34).

Впоследствии 11.07.2016 г. Шаров А.В. обратился в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО о предварительном согласовании места размещения объекта – дома рыбака и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства от 26.04.2016 № 14 площадью 1100 м2, расположенного по адресу <адрес>, с приложением акта о выборе земельного участка (оригинал – 3 экз.) и согласований (том 2 л.д. 22).

Акт о выборе земельного участка для строительства от 26.04.2016 г. № 14 был утвержден печатью и подписью Главы Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО на основании решения, принятого комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМР (протокол от 24.02.2015 №7). Акт о выборе содержит следующие сведения. Кадастровый квартал: , для строительства с предварительным согласованием места размещения дома рыбака, разрешенное использование: для строительства дома рыбака. Весь участок расположен в охранной зоне <адрес> (земли рекреационного назначения). Информирование населения Ярославского района о возможном предоставлении земельного участка для строительства – газета «Ярославский АгроКУРЬЕР» от 26.02.2015 № 07 (том 3 л.д. 25).

На основании заявления Шарова А.В. от 11.07.2016 г. № 01-35/1349 и акта о выборе земельного участка для строительства от 25.03.2016 № 14 постановлением Администрации Карабихского СП ЯМР ЯО от 18.07.2016 № 844 «О предварительном согласовании Шарову А.В. места размещения объекта и утверждения схемы расположения земельного участка на КТП для строительства в <адрес>» согласовано предварительно Шарову Андрею Валентиновичу место размещения дома рыбака на земельном участке ориентировочной площадью 1100 м2, из земель населенных пунктов, расположенный: <адрес>, установлено разрешенное использование: для строительства дома рыбака. Постановлением также утверждена схема расположения этого земельного участка. Шарову А.В. постановлено обеспечить в отношении земельного участка выполнение кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета и условий, поставленных федеральными, областными, муниципальными службами. Данные в постановлении указаны неверные, акт о выборе земельного участка для строительства был утвержден от 26.04.2016 № 14 (том 2 л.д. 20).

Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ (в ред. № 76 от 29.12.2014) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Прокурор оспаривает законность постановлений главы Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района ЯО о предварительном согласовании мест размещения объектов и утверждении схем расположения земельных участков на КТП для строительства в <адрес>, о предоставлении в аренду ответчикам земельных участков в <адрес>, а также договоров аренды земельных участков.

Предметом спора являются земельный участок площадью 917 кв.м. с кадастровым номером , земельный участок площадью 935 кв.м. с кадастровым номером , земельный участок площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером и земельный участок площадью 903 кв.м с кадастровым номером , которые находятся по адресу: Ярославская область, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства дома рыбака.

Как следует из материалов дела, все вышеперечисленные земельные участки расположены в границах охранной зоны объекта культурного наследия, а именно в охранной зоне Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха», включенного в перечень объектов историко-культурного наследия Ярославской области (Постановление главы Администрации Ярославской области №329 от 22.11.1993 г.), а также в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1995 года №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»).

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действия, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (пункт 1 статьи 34 Закона №73-Ф3).

Проект зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» утвержден решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362 (далее – проект зон охраны). Проект зон охраны размещен в открытом доступе на странице департамента на портале органов государственной власти Ярославской области.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2016 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации до дня вступления в силу этого закона, признаются действующими.

Проект зон охраны принят уполномоченным органом в установленном действующим на момент принятия законодательством порядке, таким образом, он является действующим документом и подлежит применению.

Проектом зон охраны объектов культурного наследия установлены:

- охранная зона объекта культурного наследия,

- зона регулирования застройки,

- зона охраняемого природного ландшафта.

Границы зон охраны отображены на схеме «Проект зон охраны музея-заповедника Н.А. Некрасова. Основной чертеж».

Режимы использования зоны охраняемого природного ландшафта установлены проектом зон охраны. В соответствии с данными режимами, в границах зоны охраняемого природного ландшафта возможна хозяйственная деятельность, не сопровождающаяся искажением ландшафта, не требующая возведения построек; на территории зоны по условиям режима не допускается строительство капитальных, промышленных, сельскохозяйственных, жилых объектов.

Проектом предусмотрена организация четырех зон регулирования застройки для застроенных территорий населенных пунктов, входящих в зону охраняемого ландшафта, где возможно ограниченное строительство:

1. территория п. Дубки,

2. территория п. Красные Ткачи, д. Ноготино, Ершово,

3. территория п. Красный Октябрь,

4. территория д. Боровая.

При этом границы указанных территорий отображены в проекте зон охраны в соответствии с административными границами на момент утверждения (1989 год). Спорные участки в данные границы не входят.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение № 972), согласно п. 22 которого соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности, отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается. В случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия (пункт 24 Положения №972).

Наличие указанных ограничений должно учитываться на основании ч. 5, п. 3 ч. 6 ст. 30, п. 5 ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ при разработке правил землепользования и застройки, на основании ч. 1, ч. 13 ст. 51 при выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с Проектом зон охраны (Основной чертеж) земельные участки с кадастровыми номерами , , и расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта, режим которой запрещает строительство капитальных промышленных, сельскохозяйственных, жилых объектов. Указанные ограничения использования спорного земельного участка являются обязательными при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности, отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона (абзац 2 части 7 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

В силу статей 42 и 56 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Между тем, положения статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ, содержащей понятия каждой зоны охраны объекта культурного наследия, предусматривают ограничения для свободного усмотрения собственников и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, при использовании принадлежащих им земельных участков, входящих в одну из зон охраны.

При таких обстоятельствах, вопреки утверждениям ответчиков, предоставление спорных земельных участков в аренду для строительства дома рыбака не соответствует закону.

Суд находит несостоятельными доводы стороны ответчика о том, что при определении местоположения спорных земельных участков необходимо руководствоваться Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Карабихского сельского поселения по следующим основаниям.

Содержащиеся в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Карабихского сельского поселения сведения в отношении зоны охраняемого природного ландшафта противоречат Проекту зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха», утвержденного решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362.

В соответствии с положениями части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающими, что органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения вправе издавать муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Таким образом, при разрешении спора необходимо учитывать данные, содержащиеся в Проекте зон охраны.

Кроме того, суд соглашается с доводами истца о незаконности предоставления земельного участка с кадастровым номером площадью 935 кв.м Соколову С.Е. и по иным основаниям.

Из материалов дела следует, что Соколов С.Е. 16.02.2015 г. (том 1 л.д. 41) обратился с заявлением о предоставлении ему участка для строительства кемпинга, в чем ему было отказано.

Шаров А.В. 16.02.2015 г. обратился с заявлением о предоставлении ему участка для строительства дома охотника и рыбака (том 2 л.д. 42).

Румянцев Ю.В. 12.01.2015 г. обратился с заявлением о предоставлении ему участка для строительства дома рыбака (том 3 л.д. 39).

Гуляев Д.В. 16.02.2015 г. обратился с заявлением о предоставлении ему участка для строительства дома охотника и рыбака (том 4 л.д. 29).

В отличие от предоставления участков Шарову А.В., Румянцеву Ю.В. и Гуляеву Д.В. нельзя сделать вывод, что Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР пересмотрела ранее вынесенное решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства кемпинга, предоставив Соколову С.Е. земельный участок с кадастровым номером 76:17:151801:321, так как этот участок был предназначен не для строительства кемпинга, а для строительства дома рыбака.

Вид разрешенного использования участка имеет существенное значение, является одной из характеристик, индивидуализирующих объект недвижимости. Фактически при завершенной процедуре предоставления участка для строительства кемпинга (завершившейся отказом в предоставлении участка) Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР вне процедуры, предусмотренной ЗК РФ, Соколову С.Е. на основании его заявления от 11.07.2016 г. предоставлен участок для строительства дома рыбака.

До 01.03.2015 г. не осуществлялась публикация в газете «Ярославский агрокурьер» о возможном предоставлении Соколову С.Е. участка для строительства дома рыбака. Соответственно, Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР не могла продолжить процедуру предоставления участка, а должна была заново начать процедуру предоставления участка в аренду для строительства дома рыбака по нормам ЗК РФ, вступившим в силу с 01.03.2015 г..

В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером мог быть предоставлен для строительства дома рыбака только путем проведения торгов.

Соответственно, предоставление Соколову С.Е. земельного участка без проведения торгов нарушает права неопределенного круга лиц на приобретение земельного участка.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Учитывая, что спорные земельные участки, сформированные и поставленные на кадастровый учет на основании постановлений Главы Карабихского сельского поселения от 18.07.2016 г. № 835, № 841, № 844, № 847, затем предоставленные в аренду Румянцеву Ю.В., Соколову С.Е., Шарову А.В. и Гуляеву Д.В. на основании постановлений № 1609 от 29.12.2016 г., № 202 от 20.04.2017 г., № 366 от 21.04.2017 г., № 358 от 21.04.2017 г., расположены в зоне охраняемого ландшафта, суд признает вышеуказанные постановления органа местного самоуправления незаконными и, как следствие, признает недействительными, заключенные в последующем сделки в отношении спорных земельных участков.

С доводами представителя ответчиков об истечении сроков давности суд не соглашается, так как трехлетний срок исковой давности (п. 1 ст. 181 ГК РФ) не истек.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Обращаясь с исковыми требованиями о признании оспариваемых постановлений и договоров недействительными, в качестве основания прокурор сослался на положения ст. 168 ГК РФ, указывающей на ничтожность сделки, не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов.

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

По правилам пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Изъятия из общего правила исчисления срока исковой давности устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Такие изъятия в частности закреплены в статье 181 ГК Российской Федерации, на основании пункта 1 которой срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Таким образом, законодателем в пункте 1 статьи 181 ГК Российской Федерации предусмотрена специальная норма, в соответствии с которой начало течения срока исковой давности по требованию о признании сделки недействительной определяется не субъективным фактором - осведомленностью заинтересованного лица о нарушении его прав, - а объективными обстоятельствами, характеризующими начало исполнения сделки.

Применяя последствия недействительности указанных сделок, суд считает необходимым обязать Соколова С.Е., Шарова А.В., Румянцева Ю.В. и Гуляева Д.В. возвратить земельные участки в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которым осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области. Оснований для возложения на арендодателя обязанности возвратить арендаторам арендные платежи не имеется, так как в материалы дела не представлены доказательства внесения ими арендной платы.

На основании ст. 144 ГПК РФ, с учетом обстоятельств дела, обеспечительные меры в виде наложения ареста на спорные земельные участки должны быть сохранены до вступления решения суда в законную силу, после чего подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПКРФ, суд

р е ш и л:

Требования прокурора Ярославского района Ярославской области удовлетворить.

I.1. Признать недействительным Постановление Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 20.04.2017 № 203.

2. Признать недействительным постановление Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 18.07.2016 № 847.

3. Признать недействительным договор аренды земельного участка от 21.04.2017 г. № 358 между Администрацией Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области и Гуляевым Дмитрием Владимировичем.

4. Применить последствия недействительности сделки: Обязать Гуляева Дмитрия Владимировича возвратить земельный участок площадью 917 кв.м. с кадастровым номером <адрес>, расположенный: <адрес>, в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

II.1. Признать недействительным постановление Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 20.04.2017 № 202.

2. Признать недействительным постановление Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 18.07.2016 № 841.

3. Признать недействительным договор аренды земельного участка от 21.04.2017 г. № 357 между Администрацией Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области и Соколовым Сергеем Евгеньевичем.

4. Применить последствия недействительности сделки: Обязать Соколова Сергея Евгеньевича возвратить земельный участок площадью 935 кв.м. с кадастровым номером <адрес>, расположенный: <адрес>, в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

III.1. Признать недействительным постановление Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 29.12.2016 № 1609.

2. Признать недействительным постановление Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 18.07.2016 № 835.

3. Признать недействительным договор аренды земельного участка от 10.01.2017 г. № 336 между Администрацией Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области и Румянцевым Юрием Валентиновичем.

4. Применить последствия недействительности сделки: Обязать Румянцева Юрия Валентиновича возвратить земельный участок площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером <адрес>, расположенный: <адрес> в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

IV.1. Признать недействительным постановление Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 20.04.2017 № 211.

2. Признать недействительным постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО от 18.07.2016 № 844.

3. Признать недействительным договор аренды земельного участка от 21.04.2017 г. № 366 между Администрацией Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области и Шаровым Андреем Валентиновичем.

4. Применить последствия недействительности сделки: Обязать Шарова Андрея Валентиновича возвратить земельный участок площадью 903 кв.м. с кадастровым номером , расположенный: <адрес>, в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

С момента вступления в силу настоящего решения суда считать отмененными:

- обеспечительные меры в виде ареста на земельный участок с кадастровым номером № , наложенные определением Ярославского районного суда Ярославской области от 31.08.2018 года;

- обеспечительные меры в виде ареста на земельный участок с кадастровым номером № , наложенные определением Ярославского районного суда Ярославской области от 05.09.2018 года;

- обеспечительные меры в виде ареста на земельный участок с кадастровым номером № , наложенные определением Ярославского районного суда Ярославской области от 05.09.2018 года;

- обеспечительные меры в виде ареста на земельный участок с кадастровым номером № , наложенные определением Ярославского районного суда Ярославской области от 05.09.2018 года;

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения в Ярославский областной суд путем подачи жалобы в Ярославский районный суд.

Судья А.Ш. Сайфулина