ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1590/2014 от 09.06.2014 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

 Именем Российской Федерации

 РЕШЕНИЕ

 по делу №

 г. Наро-Фоминск ДД.ММ.ГГГГ

 Наро-Фоминский городской суд Московской области в лице председательствующего Козленковой Е.В. при секретаре Минаевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления социальной защиты населения по Локтевскому району Алтайского края к ФИО5 ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм денежных выплат, пособий на ребенка

 установил:

     Управление социальной защиты населения по Локтевскому району Алтайского края обратилось в суд с иском к ФИО5 ФИО2, в котором просит взыскать с ответчика путем перечисления на расчетный счет истца незаконно полученные пособия и денежные выплаты на общую сумму № руб., в т.ч.: ежегодная выплата для подготовки детей к школе в сумме № руб. за ДД.ММ.ГГГГ гг.; ежемесячное пособие на усыновленного ребенка в сумме № руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ежемесячное пособие на детей в сумме № руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; социальное пособие на проезд учащимся в сумме № руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 Истец в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без участия своего представителя, удовлетворить заявленные требования. Свои требования основывает на том, что семья ФИО5 является многодетной. ФИО5 по ее заявлению и справок, подтверждающих обучение детей в Новенской школе Локтевского района Алтайского края, на детей ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р., Софью ДД.ММ.ГГГГ г.р., Леонида ДД.ММ.ГГГГ г.р., Дмитрия ДД.ММ.ГГГГ г.р., Виктории ДД.ММ.ГГГГ г.р. выплачена ежегодная денежная выплата для подготовки детей к школе в сумме № руб. за ДД.ММ.ГГГГ гг. по № руб. на каждого. Однако дети на начало учебного года в Новенскую школу не пошли по причине выезда семьи за пределы Алтайского края с ДД.ММ.ГГГГ года. ФИО5 также являлась получателем ежемесячного пособия на усыновленного Дмитрия ДД.ММ.ГГГГ г.р. в размере № руб., ежемесячного пособия на ребенка в размере № руб. и ежемесячного социального пособие на проезд учащимся в размере № руб. Право на указанные выплаты имеют граждане Российской Федерации, проживающие и зарегистрированные по месту жительства на территории Алтайского края. При оформлении выплат ФИО5 о намерении переезда за пределы Алтайского края не сообщила. Получатель пособия обязан своевременно сообщать об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пособия. В связи с несообщением ФИО5 об изменении места жительства выплата пособий не была своевременно прекращена. Вследствие сокрытия ФИО5 данных, влияющих на право получения выплаты, излишне полученная сумма должна быть возвращена.

 ФИО5 в судебное заседание не явилась, в ранее данных объяснения с иском не согласна в полном объеме. В обоснование своих возражений указывает, что она имеет право на получение указанных пособий и выплат, поскольку она и ее дети зарегистрированы по месту жительства на территории Алтайского края, место жительства граждан определяется их регистрацией по месту жительства, место жительства не изменилось, ее семья выехала за пределы Алтайского края временно, регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории Наро-Фоминского района Московской области не имеет.

 Третье лицо Министерство социальной защиты населения Московской области в судебное заседание не явилось, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.

 Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее. Семья ФИО5 является многодетной. Артем ДД.ММ.ГГГГ г.р., Софья ДД.ММ.ГГГГ г.р., Леонид ДД.ММ.ГГГГ г.р., Виктория ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются родными детьми ФИО5, Дмитрий ДД.ММ.ГГГГ г.р. усыновленным ребенком.

 ФИО5 состояла на учете в Управлении социальной защиты населения по Локтевскому району Алтайского края и являлась получателем денежных выплат и пособий на детей в соответствии с законодательством Алтайского края. Выплаты производились на основании заявления ФИО5 и представленных ею документов.

 Управлением социальной защиты населения по Локтевскому району Алтайского края заявлено о взыскании с ФИО5 следующих пособий:

 1. Ежегодная денежная выплата для подготовки детей к школе по № руб. на каждого ребенка за ДД.ММ.ГГГГ гг. в сумме № руб., предусмотренная Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки к школе, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 11.07.2011 № 376 (далее - Положение № 376);

 2. Ежемесячное пособие в размере № руб. на усыновленного Дмитрия ДД.ММ.ГГГГ г.р. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме № руб. предусмотренное Законом Алтайского края от 08.09.2003 № 39-ЗС «О пособии гражданам, усыновившим детей» (далее - Закон Алтайского края от 08.09.2003 № 39-ЗС);

 3. Ежемесячное пособие на детей в размере № руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме № руб., предусмотренное Законом Алтайского края от 15.10.2004 № 34- ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка» (далее - Закон Алтайского края от 15.10.2004 № 34- ЗС), Положением о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 31.12.2004 № 709 (далее - Положение № 709);

 4. Ежемесячное социальное пособие на проезд учащимся в размере № руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме № руб., предусмотренное Законом Алтайского края от 15.10.2004 № 34-ЗС, Законом Алтайского края от 29.12.2006 № 148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» (далее - Закон Алтайского края от 29.12.2006 № 148-ЗС).

 Управлением социальной защиты населения по Локтевскому району Алтайского края ФИО5 направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о возврате указанных выплат как излишне полученных. Основанием для данного уведомления явилось то, что семья ФИО5 выехала за пределы Алтайского края с ДД.ММ.ГГГГ, получатель выплат не сообщила об изменении места жительства, в связи с чем, выплата пособий не была своевременно прекращена. ФИО5 вышеуказанные денежные средства не возвращены.

 Согласно представленным ФИО5 сведениям, до настоящего времени она с детьми зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, но фактическое их место жительство с ДД.ММ.ГГГГ: <адрес>. ФИО5 является работником <данные изъяты>. Согласно приказу <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № дети выбыли из числа учащихся школы в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ дети являются учениками <данные изъяты>

 Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 08.09.2003 № 39-ЗС действие закона распространяется на постоянно проживающих на территории Алтайского края граждан Российской Федерации. Согласно п. 12 Положения № 376 назначение и выплата ежегодной денежной выплаты осуществляется по месту жительства или месту пребывания заявителя. Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 15.10.2004 № 34-ЗС действие закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих и зарегистрированных по месту жительства на территории Алтайского края. Согласно п. 2 Положения № 709, пособие назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Алтайского края. Согласно ст. 2 Закона Алтайского края от 29.12.2006 № 148-ЗС действие закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Алтайского края.

 Из системного анализа указанных правовых норм следует, что назначение и выплата пособий обусловлена местом жительства получателя выплат на территории Алтайского края.

 Как следует из ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

 Частью 2 ст. 3 указанного Закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

 В силу ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Аналогичные положения закреплены в п. 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила № 713).

 В ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

 Основания снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства органами регистрационного учета определены в разделе V «Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства» Правил № 713.

 Решая вопрос о возможности назначения пособий, Управление социальной защиты населения по Локтевскому району Алтайского края обязано буквально исполнять требования законодательства и лишено возможности устанавливать факт постоянного проживания либо не проживания на территории Алтайского края в отсутствие подтверждающих данное обстоятельство документов. Истцом не подтверждена смена места жительства ответчиком. На момент обращения с заявлением о назначении пособий (выплат) и на день рассмотрения данного иска ФИО5 постоянно зарегистрирована по месту жительства на территории Алтайского края. Регистрации по месту пребывания на территории Наро-Фоминского района ФИО5 не имеет. Указанное подтверждает, что ФИО5 временно выехала за пределы Алтайского края, а не сменила место жительства.

 Согласно справке Наро-Фоминского управления социальной защиты населения ФИО5 и ее дети меры социальной поддержки в указанный период не получали, на учете не состоят. Временное не проживание ФИО5 на территории Алтайского края при наличии постоянной регистрации по месту жительства на территории Алтайского края не должно ограничивать ее право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Алтайского края, в отсутствие мер социальной поддержи по месту фактического жительства.

 В соответствии со ст. 38 и ст. 39 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в том числе воспитания детей на условиях, установленных законом.

 Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

 В силу указанной нормы закона, обязанность возвратить неосновательное обогащение может быть возложена на лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица.

 В соответствии с ч. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Следовательно, основания для взыскания пособий как неосновательного обогащения, ограничены недобросовестностью гражданина и наличием счетной ошибки.

 При рассмотрении настоящего дела данных, свидетельствующих о том, что при исчислении денежных сумм ответчику были допущены счетные (арифметические) ошибки, судом не установлено и в материалах дела не имеется. Также судом не установлено наличие виновных и недобросовестных действий со стороны ответчика, поскольку ответчик остается зарегистрированным по месту жительства на территории Алтайского края, доказательств выезда ФИО5 на постоянное место жительство за пределы Алтайского края не представлено.

 Однако ряд мер социальной поддержки имеют адресный характер. В соответствии с п. 4 Положения № 376 ежегодная денежная выплата назначается и выплачивается на детей из многодетных семей, обучающихся на начало учебного года в общеобразовательных учреждениях Алтайского края. Как указано выше дети ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ не обучаются в образовательном учреждении Алтайского края. В соответствии с п. 23 Положения № 376 суммы денежных выплат, излишне выплаченные получателям вследствие сокрытия данных, влияющих на право получения указанных выплат, возмещаются этими получателями, в случае спора взыскиваются в судебном порядке.

 Согласно ст. 3 Закона Алтайского края от 29.12.2006 № 148-ЗС многодетным семьям предоставляются компенсационные выплаты на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), а также в пределах административного района проживания (регистрации по месту жительства) - автомобильным транспортом (кроме такси) внутрирайонного сообщения для учащихся общеобразовательных учреждений. Следовательно, данная выплата распространяется на проезд транспортом местного сообщения в пределах Алтайского края. Семья ФИО5 в указанный период данными видами транспорта не пользовалась в связи с выездом на пределы Алтайского края.

 На основании вышеизложенного, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает требования по заявленному основанию подлежащими удовлетворению частично. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 Удовлетворить исковые требования Управления социальной защиты населения по Локтевскому району Алтайского края к ФИО5 ФИО3 о взыскании излишне выплаченных сумм денежных выплат, пособий на ребенка частично.

 Взыскать с ФИО5 ФИО4 в пользу Управления социальной защиты населения по Локтевскому району Алтайского края путем перечисления на расчетный счет истца ежегодную выплату для подготовки детей к школе в сумме № руб. за ДД.ММ.ГГГГ гг., ежемесячное социальное пособие на проезд учащимся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме № руб.

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья Е.В. Козленкова