ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1597/18 от 10.08.2018 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Гражданское дело № 2-1597/18( публиковать)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск 10 августа 2018 года

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Созонов А.А., при секретаре Александровой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства к Потаповой М.Г. об освобождении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Администрации города Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства обратилась в суд с иском к Потаповой М.Г. об освобождении земельного участка. Из текста искового заявления следует, что на основании Протокола о результатах конкурса по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков под торгово-остановочные комплексы на территории Первомайского района от <дата> между Администрацией г. Ижевска и индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключен договор аренды земельного участка от <дата> (далее – Договор) площадью <данные скрыты> кв. м., расположенного по адресу (адресный ориентир): <адрес>, согласно паспорта МАФ . Земельный участок предоставлен для проектирования и строительства торгово-остановочного комплекса. Поскольку по истечении срока действия Договора арендатор продолжал пользоваться арендованным имуществом и со стороны арендодателя не последовало возражений, Договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). На основании распоряжения Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата>, соглашением от <дата> изменена площадь земельного участка на <данные скрыты> кв. м., адресный ориентир: <адрес>, конечная остановка автобуса , в кадастровом квартале согласно паспорта МАФ . Земельный участок предоставлен для размещения торгового киоска в составе торгово-остановочного комплекса по реализации продовольственной группы товаров. На основании распоряжения Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата>, соглашением от <дата> изменен адресный ориентир: <адрес>, конечная остановка автобуса , согласно паспорта МАФ . На основании распоряжения Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата>, соглашением от <дата> измененадресный ориентир: в <данные скрыты> метрах по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (конечная остановка 19 автобуса по ходу из центра), согласно паспорта МАФ . Земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания торгово-остановочного комплекса по реализации продуктов питания, в т. ч. пива и табачных изделий. Соглашением от от <дата> земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания торгово-остановочного комплекса по продаже товаров смешанного ассортимента, кроме спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков. Соглашением от от <дата> срок Договора продлен до <дата> Соглашением от от <дата> срок Договора продлен до <дата> Соглашением о передаче прав и обязанностей от <дата> права и обязанности по Договору перешли к ИП Мамедову ФИО12. Соглашением о передаче прав и обязанностей от <дата> права и обязанности по Договору перешли к Потаповой М.Г. (далее – Ответчик). Поскольку по истечении срока действия Договора арендатор продолжал пользоваться арендованным имуществом и со стороны арендодателя не последовало возражений, Договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок на основании п. 6.5. Договора, п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). На основании п. 2 ст. 610 ГК РФ, Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска в адрес Ответчика было направлено уведомление от <дата>. о прекращении Договора по истечении семи дней со дня его получения (п. 6.5.Договора).Указанное уведомление получено Ответчиком <дата>, данный факт подтверждается его подписью на почтовом уведомлении. Таким образом, договор аренды земли прекращен с <дата> В настоящее время земельный участок не освобожден в добровольном порядке, что подтверждается актом осмотра земельного участка от <дата>. , составленный специалистом отдела муниципального земельного контроля Управления муниципальной милиции Администрации г. Ижевска. Незаконно используя земли, государственная собственность на которые не разграничена, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, Ответчик нарушает права собственника этих земель. Согласно ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. Учитывая изложенное, на территории муниципального образования «Город Ижевск» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 44 Устава г. Ижевска, утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 16 июня 2005 г. № 333, Администрация г. Ижевска осуществляет управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования «Город Ижевск» до разграничения государственной собственности на землю. Согласно п. 1.1. и п. 1.2. Положения об Управлении земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, утвержденного решением Городской Думы г. Ижевска от <дата>, Управление является функциональным органом – структурным подразделением Администрации г. Ижевска, осуществляющим функции управления в области земельных отношений, и осуществляет свою деятельность на землях, находящихся на территории муниципального образования «Город Ижевск», а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Пп. 2 п.1 и пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Согласно п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно сносу незаконно возведенных строений, сооружений и освобождению земельного участка. Кроме того, согласно п. 2 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Согласно п. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Просит обязать Ответчика освободить земельный участок, общей площадью <данные скрыты> кв.м., расположенный по адресу (адресному ориентиру): в <данные скрыты> метрах по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (конечная остановка 19 автобуса по ходу из центра), согласно паспорту МАФ , путем демонтажа торгового модуля и привести указанный земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.

В судебном заседании:

- представитель истца Кузнецов А.В., действовавший на основании доверенности, настоял на заявленных требованиях, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

- представитель ответчика Мальчикова Н.В., действовавшая на основании доверенности требования истца не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, подписанный ответчиком Потаповой М.Г., согласно которого <дата> Администрацией г. Ижевска было утверждено постановление «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск». <дата> Администрацией г. Ижевска было утверждено постановление «О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от <дата>», которым были внесены изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск». <дата> Администрацией г. Ижевска было утверждено постановление «О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от <дата> (в ред. от <дата>)». В соответствии с указанными постановлениями нестационарный торговый объект Потаповой М.Г. был внесен в схему размещения нестационарных торговых объектов: п. 59 Постановления Администрации г. Ижевска от <дата>, и п. 56 раздела Первомайский район Постановления Администрации г. Ижевска от <дата> В соответствии с ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года№381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". В утвержденной схеме размещения имеются сведения об адресе торгового объекта. В силу прямого указания пункта 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель в целях размещения нестационарных торговых объектов и иных объектов осуществляется без соответствующего разрешения уполномоченного органа. Пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381 -ФЗ). Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается органом местного самоуправления, которая подлежит официальному опубликованию. В пункте 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ определено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов (либо внесение в нее изменений), не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. При таких обстоятельствах с <дата> размещение нестационарных торговых объектов, понятие о котором закреплено в статье 2 Закона № 381-ФЗ, осуществляется без предоставления земельного участка в силу, установленных Земельным кодексом Российской Федерации особенностей, а также при отсутствии разрешения уполномоченных органов, но при наличии схемы, утвержденной уполномоченным органом. Кроме того, в соответствии с п. 8,12 Приказа Министерства промышленности и торговли от <дата> «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики»: «8. Схема - это документ, состоящий из двух частей: первая часть Схемы содержит сведения о функционирующих нестационарных торговых объектах: вид, адресные ориентиры, специализация торгового объекта, его площадь, площадь земельного участка, информация о собственнике земельного участка, здания, строения, сооружения, в котором расположен нестационарный торговый объект, периоде размещения, основания размещения торгового объекта, использование торгового объекта субъектом малого или среднего предпринимательства (по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку); вторая часть содержит сведения о местах возможного размещения нестационарных торговых объектов, включая адресные ориентиры, предполагаемые площади нестационарного торгового объекта, земельного участка, здания, строения, сооружения, в котором планируется размещение нестационарного торгового объекта (по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку). В проект Схемы подлежат включению функционирующие НТО, установленные на законном основании по состоянию на <дата>, а также места возможного размещения НТО». Договор аренды с Потаповой М.Г. был расторгнут уведомлением от <дата>, то есть на <дата>, торговый павильон был установлен на законном основании. При этом из содержания схемы НТО (в редакции от <дата>) следует, что в схему включены объекты с указанием конкретной площади (Потапова М.Г. - <данные скрыты> кв.м.) и места с указанием площади «от <данные скрыты> кв.м.», что свидетельствует о том, что указание площади «<данные скрыты>» говорит о том, что включено место размещения, в других случаях с указанием конкретной площади - включены непосредственно объекты. Иного не доказано Истцом. Так, в Схеме (в редакциях от <дата>, <дата>) имеются ссылки на адресный ориентир места нахождения торгового павильона, общей площадью <данные скрыты> кв.м., что является предметом договора аренды , заключенного между истцом и ответчиком. Данные действия свидетельствует о включении в схему размещения нестационарного торгового объекта, а не места размещения. Кроме того, согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» (в редакции от <дата>) в перечень мест размещения нестационарных торговых объектов включен торговый павильон (в составе торгово-остановочного комплекса) с адресным ориентиром (п. 56) в <данные скрыты> м на восток от жилого дома <адрес> ост. «В. Чугуевского»), с указанием на договор на размещение НТО и требованиям действующего законодательства и площадь места размещения НТО - <данные скрыты> кв.м. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 10 ФЗ «О торговле»: «1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов». Таким образом, в силу прямого указания закона на муниципальное образование возложена обязанность утвердить именно схему размещения нестационарных торговых объектов, а не схему размещения МЕСТ нестационарных торговых объектов. Кроме того, Управление направило уведомление со ссылкой на статью 610 ГК РФ, но не учло, что отношения с собственником НТО в данном случае регулируются не только этой правовой нормой, но и Законом № 381-ФЗ, являющимся специальным для данного вида правоотношений. Кроме того, не учтено, что на момент направления уведомления о расторжении договора, торговый объект уже был включен в схему размещения. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 г. № 225-О положения закона направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. Таким образом, Закон № 381-ФЗ предоставляет собственникам конституционные гарантии сохранения торговых мест, эксплуатация которых была начата до утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов. По смыслу закона эти гарантии реализуются муниципальными органами путем включения в схему объектов, эксплуатация которых осуществлялась хозяйствующими субъектами на законных основаниях до утверждения такой схемы. Таким образом, при наличии утвержденной Схемы размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» размещение нестационарного торгового объекта, принадлежащего Потаповой М.Г. осуществляется без предоставления земельного участка, и не нарушает требований земельного законодательства, на нормы которого ссылалась администрация, предъявляя настоящий иск. Также необходимо отметить, что на день рассмотрения искового заявления, <дата>, Постановление Администрации г. Ижевска от <дата> «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск», формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Ижевск», формы заявки на участие в аукционе по предоставлению права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Ижевск» отменено Октябрьским районным судом г. Ижевска (дело ), указанное решение вступило в законную силу. На основании изложенного, в связи с тем, что размещение нестационарного торгового объекта не нарушает требований земельного законодательства, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Ответчик Потапова М.Г., должным образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не прибыла. Письменным ходатайством просила о рассмотрении дела в её отсутствие с участием представителя Мальчиковой Н.В.

Суд, выслушав стороны, исследовав и проанализировав представленные сторонками доказательства, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании Протокола о результатах конкурса по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков под торгово-остановочные комплексы на территории Первомайского района от <дата> между Администрацией г. Ижевска и индивидуальным предпринимателем ФИО3 был заключен договор аренды земельного участка от <дата> (далее – Договор) площадью 35,0 кв. м., расположенного по адресу (адресный ориентир): <адрес>, согласно паспорта МАФ .

Земельный участок предоставлен для проектирования и строительства торгово-остановочного комплекса. Поскольку по истечении срока действия Договора арендатор продолжал пользоваться арендованным имуществом и со стороны арендодателя не последовало возражений, Договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

На основании распоряжения Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата>, соглашением от <дата> изменена площадь земельного участка на <данные скрыты> кв. м., адресный ориентир: <адрес>, конечная остановка автобуса , в кадастровом квартале , согласно паспорта МАФ . Земельный участок предоставлен для размещения торгового киоска в составе торгово-остановочного комплекса по реализации продовольственной группы товаров.

На основании распоряжения Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата>, соглашением от <дата> изменен адресный ориентир: <адрес>, конечная остановка автобуса , согласно паспорта МАФ .

На основании распоряжения Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата>, соглашением от <дата> изменен адресный ориентир: в 14 метрах по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (конечная остановка 19 автобуса по ходу из центра), согласно паспорта МАФ . Земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания торгово-остановочного комплекса по реализации продуктов питания, в т. ч. пива и табачных изделий.

Соглашением от от <дата> земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания торгово-остановочного комплекса по продаже товаров смешанного ассортимента, кроме спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков.

Соглашением от от <дата> срок Договора продлен до <дата>.

Соглашением от от <дата> срок Договора продлен до <дата>.

Соглашением о передаче прав и обязанностей от <дата> права и обязанности по Договору перешли к ИП Мамедову ФИО14.

Соглашением о передаче прав и обязанностей от <дата> права и обязанности по Договору перешли к Потаповой М.Г. (далее по тексту также – Ответчик).

Поскольку по истечении срока действия Договора арендатор продолжал пользоваться арендованным имуществом и со стороны арендодателя не последовало возражений, Договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок на основании п. 6.5. Договора, п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ГК РФ).

На основании п. 2 ст. 610 ГК РФ, Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска в адрес Ответчика было направлено уведомление от <дата> о прекращении Договора по истечении семи дней со дня его получения (п. 6.5.Договора). Указанное уведомление получено Ответчиком <дата>, данный факт подтверждается его подписью на почтовом уведомлении. Таким образом, договор аренды земли прекращен с <дата>.

Как указывает истец в настоящее время земельный участок не освобожден в добровольном порядке, что подтверждается актом осмотра земельного участка от <дата>, составленный специалистом отдела муниципального земельного контроля Управления муниципальной милиции Администрации г. Ижевска и сторонами в судебном заседании не оспаривается.

Ссылаясь на указанные обстоятельства и отсутствие у ответчика правовых оснований для занятия земельного участка, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее по тексту также – ЗК РФ), п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Учитывая изложенное, на территории муниципального образования «Город Ижевск» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 44 Устава г. Ижевска, утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 16 июня 2005 г. № 333, Администрация г. Ижевска осуществляет управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования «Город Ижевск» до разграничения государственной собственности на землю.

Согласно п. 1.1. и п. 1.2. Положения об Управлении земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, утвержденного решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 115, Управление является функциональным органом – структурным подразделением Администрации г. Ижевска, осуществляющим функции управления в области земельных отношений, и осуществляет свою деятельность на землях, находящихся на территории муниципального образования «Город Ижевск», а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок (ст. 610 ГК РФ).

В силу ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ). В силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Уведомление о прекращении договора аренды, заключенного (возобновленного) на неопределенный срок, является безусловным основанием для прекращения арендных правоотношений и освобождения арендованного имущества.

Материалами дела подтверждается представление ответчику земельного участка в аренду на основании Протокола о результатах конкурса по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков под торгово-остановочные комплексы на территории Первомайского района от <дата>, распоряжения Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата>, соглашения от <дата>, распоряжения Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата>, соглашения от <дата>, распоряжения Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата>, соглашения от <дата>, соглашения от от <дата>, соглашения от от <дата> срок Договора продлен до <дата>, соглашения от от <дата> срок Договора продлен до <дата>, соглашения о передаче прав и обязанностей от <дата>, соглашением о передаче прав и обязанностей от <дата>, в порядке, предусмотренном действовавшими на тот момент нормами Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения временного сооружения торговли для эксплуатации и обслуживания остановочно-торгового комплекса, состоящего из торгового киоска в составе торгово-остановочного комплекса по продаже товаров смешанного ассортимента, кроме спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков.

Принимая во внимание отсутствие волеизъявления арендодателя на продление договора аренды либо его заключение на новый срок, о чем арендатор был извещен путем направления в его адрес соответствующего уведомления от <дата> N (получено ответчиком <дата>), прекращения арендных отношений по инициативе арендодателя в предусмотренном п. 6.5. договора аренды порядке, довод ответчика об отсутствии у истца правовых оснований для предъявления требования об освобождении земельного участка нельзя признать обоснованным.

При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 622 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее Постановление Пленума N 10/22) иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Поскольку отказ от договора аренды является правомерным, арендные отношения между сторонами прекращены, при этом земельный участок предпринимателем не освобожден и не возвращен администрации, требование истца об освобождении земельного участка в связи с отсутствием у ответчика законных оснований для дальнейшего занятия спорного земельного участка является обоснованным.

Довод стороны ответчика о том, что решение об отказе от договора было принято после внесения изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденную Постановлением Администрации города Ижевска от <дата> N (в соответствии с указанным Постановлением нестационарный торговый объект Потаповой М.Г. был внесен в схему размещения нестационарных торговых объектов: п. 59 Постановления Администрации г. Ижевска от <дата>), в виду чего с <дата> размещение нестационарных торговых объектов, понятие о которым закреплено в ст. 2 Закона № 381-ФЗ, осуществляется без предоставления земельного участка в силу, установленных Земельным кодексом Российской Федерации особенностей, а также при отсутствии разрешения уполномоченных органов, но при наличии схемы, утвержденной уполномоченным органом, судом отклоняется.

В соответствии со статьей 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, для размещения нестационарных торговых объектов может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии Федеральным Законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объект, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.

Согласно Постановлению Администрации г. Ижевска от 10.02.2017 N 34 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск" место размещения нестационарного торгового объекта в составе торгово-остановочного комплекса, (п. 56) по адресному ориентиру: "в <данные скрыты> м на восток от жилого дома <адрес>, ост. "В. Чугуевского", площадь земельного участка <данные скрыты> кв. м., включено в перечень мест размещения нестационарных, торговых объектов.

Постановлением Администрации города Ижевска от <дата> N внесены изменения в постановление Администрации города Ижевска от <дата> N 34, утверждена Схема в новой редакции. В перечень мест размещения нестационарных торговых объектов также включен торговый павильон (в составе торгово-остановочного комплекса) с адресным ориентиром (п. 59) в <данные скрыты> м на восток от жилого дома <адрес>, с указанием на договор на размещение НТО и требованиям действующего законодательства и площадь места размещения НТО - <данные скрыты> кв. м.

Постановлением Администрации города Ижевска от <дата> N внесены изменения в постановление Администрации города Ижевска от <дата> N (в ред. от <дата> N 194), утверждена Схема в новой редакции. В перечень мест размещения нестационарных торговых объектов также включен торговый павильон (в составе торгово-остановочного комплекса) с адресным ориентиром (п. 56) в <данные скрыты> м на восток от жилого дома <адрес>, ост. "В. Чугуевского", с указанием на договор на размещение НТО и требованиям действующего законодательства и площадь места размещения НТО - <данные скрыты> кв. м.

С учетом установленных обстоятельств суд исходит из того, что в данном случае наличие торгового объекта в Схеме размещения нестационарных торговых объектов не является значимым в целях признания за ответчиком права пользования земельным участком, так как право пользования земельным участком принадлежало истцу в связи с заключением Соглашения о передаче прав и обязанностей от <дата> по договору аренды земельного участка от <дата>, заключенного на неопределенный срок и правомерно прекращенного по инициативе арендодателя в установленном законом порядке. При этом размещение торгового объекта ответчика на спорном земельном участке не было обусловлено ни включением этих торговых объектов в Схему (в редакции Постановления от <дата> N 34), ни последующими изменением Схемы (в редакции от <дата> и <дата>), в этой связи п. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ, согласно которому утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов (либо внесение в нее изменений), не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, не подлежит применению.

Суд отмечает, что представленные Схемы размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности и потому не закрепляет права субъектов хозяйственной деятельности на места, указанные в этой схеме, независимо от наличия в схемах данных, позволяющих идентифицировать торговый объект истца.

Доказательств обращения ответчика с заявлением о предоставлении места размещения нестационарного торгового объекта на договорной основе в соответствии с требованиями действующего законодательства, неправомерного отказа органа местного самоуправления в заключении соответствующего договора материалы дела не содержат.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8, часть 1); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1); на территории Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34, часть 2), а также установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (статья 74, часть 1). Во взаимосвязи со статьями 2, 17 (части 1 и 3), 18, 45 (часть 1), 71 (пункт "в") и 72 (пункт "б" части 1) Конституции Российской Федерации это возлагает на государство обязанность надлежащего - основанного на принципах свободной рыночной экономики - правового обеспечения предпринимательства и экономической инициативы, ориентированного на создание максимально благоприятных условий для развития экономических отношений, в том числе посредством принятия развернутой системы мер, направленных на эффективную реализацию и защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, потребителей производимых ими товаров (услуг), а также других лиц, непосредственно не вовлеченных в сферу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В письме от <дата> N "О применении законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения", ФАС России указал, что предоставление права на размещение объекта нестационарной торговли должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств наличия у неё исключительного права на использование занятого земельного участка, при этом действующее земельное законодательство предусматривает специальный порядок размещения нестационарных торговых объектов, в связи с прекращением арендных отношений оснований для признания пользования земельным участком правомерным не имеется.

Ссылки представителя ответчика на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от <дата> по делу , в котором признан недействительным подпункт 14 пункта 3.5 раздела 3 Положения об Управлении земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска (утв. решением Городской думы г. Ижевска от <дата>) о том, что начальник Управления земельных ресурсов и землеустройства не уполномочен принимать решения по прекращению договоров аренды земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Ижевск», несостоятельны, с учетом того, что обстоятельства и выводы, установленные в рамках вышеназванного судебного акта, не относятся к рассматриваемому спору. Кроме того, в указанном решении суда прямо указано на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта являются недействующими со дня вступления решения в законную силу.

При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (пункт 1 статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

На основании изложенного, признав правомерным отказ от договора аренды и установив, что арендные отношения между сторонами прекращены, законные основания для дальнейшего занятия спорного земельного участка у ответчика отсутствуют, при этом, учитывая, что земельный участок ответчиком не освобожден и не возвращен Администрации (достаточно достоверных доказательств ответчиком в материалы дела не представлены, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения земельного участка, находящегося под нестационарным торговым объектом.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Следовательно, требования истца следует удовлетворить, обязав Потапову М.Г. в месячный срок, с момента вступления решения в законную силу, освободить земельный участок площадью <данные скрыты> кв.м., расположенный по адресу: (адресному ориентиру): в <данные скрыты> метрах по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (конечная остановка 19 автобуса по ходу из центра), согласно паспорту МАФ , путем демонтажа торгового модуля, а также привести указанный земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.

Разъяснить сторонам, что в случае не освобождения Потаповой М.Г. земельного участка площадью <данные скрыты> кв.м., расположенного по адресу: (адресному ориентиру): в <данные скрыты> метрах по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (конечная остановка 19 автобуса по ходу из центра), согласно паспорту МАФ , путем демонтажа торгового модуля, и не привидение указанного земельного участка в состояние, пригодное для его дальнейшего использования, в месячный срок с момента вступления решения в законную силу, Администрация города Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства вправе самостоятельно совершить действия по освобождению земельного участка, за счет ответчика Потаповой М.Г. с взысканием с неё необходимых расходов.

С учетом изложенного не имеют значения иные доводы сторон и представленные ими доказательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации города Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства к Потаповой М.Г. об освобождении земельного участка, удовлетворить.

Обязать Потапову М.Г. в месячный срок, с момента вступления решения в законную силу, освободить земельный участок площадью <данные скрыты>.м., расположенный по адресу: (адресному ориентиру): в <данные скрыты> метрах по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (конечная остановка 19 автобуса по ходу из центра), согласно паспорту МАФ , путем демонтажа торгового модуля, а также привести указанный земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.

Разъяснить сторонам, что в случае не освобождения Потаповой М.Г. земельного участка площадью <данные скрыты> кв.м., расположенного по адресу: (адресному ориентиру): в <данные скрыты> метрах по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (конечная остановка 19 автобуса по ходу из центра), согласно паспорту МАФ , путем демонтажа торгового модуля, и не привидение указанного земельного участка в состояние, пригодное для его дальнейшего использования, в месячный срок с момента вступления решения в законную силу, Администрация города Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства вправе самостоятельно совершить действия по освобождению земельного участка, за счет ответчика Потаповой М.Г. с взысканием с неё необходимых расходов.

Взыскать с Потаповой М.Г. в пользу местного бюджета, государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.

Мотивированная часть решения будет изготовлена 10 сентября 2018 года.

Судья - ПОДПИСЬ

КОПИЯ ВЕРНА

Судья - А.А. Созонов