ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-159/16 от 29.02.2016 Шатурского городского суда (Московская область)

Дело № 2-159/16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области 29 февраля 2016 года

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

при секретаре Родиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску закрытого акционерного страхового общества «Промтрансинвест» к Канаеву ФИО5, открытому акционерному обществу Страховая компания «Альянс» о возмещении ущерба в порядке суброгации,

установил:

ЗАСО «Промтрансинвест» обратилось с иском к ответчикам, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. на границе <адрес> произошло ДТП. Ответчик Канаев А.В., управлявший автомобилем «<данные изъяты>», нарушивший п. 71 ПДД, совершил столкновение с автомобилем «<данные изъяты>» под управлением Сидорова М.А. В результате ДТП автомобилю Сидорова М.А. причинены механические повреждения. Ответственность виновника ДТП Канаева А.В. была застрахована страховым сертификатом «Зеленая карта», выданного ОАО СК «Альянс». Общий размер причиненного ущерба составил <данные изъяты> руб. В связи с тем, что ДТП произошло на территории <адрес>, а ответственность виновника ДТП была застрахована на основании страхового сертификата «Зеленая карта», истец обратился в <данные изъяты> бюро по транспортному страхованию за возмещением причиненного ущерба, но получил отказ в возмещении.

Просит взыскать с ОАО СК «Альянс» в счет возмещения ущерба в порядке суброгации <данные изъяты> руб., с Канаева А.В. - <данные изъяты> руб., а также взыскать с ответчиков соразмерно удовлетворенным требованиям расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Представитель истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик - представитель ОАО СК «Альянс» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменных возражениях просил в удовлетворении требования отказать, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ Российская Федерация вступила в международную систему страхования «Зеленая карта».Любой выезжающий за границу на машине, зарегистрированной на территории России, обязан застраховать свою ответственность в рамках системы "Зеленая карта". Полис ОСАГО за рубежом не действует и его заменяет полис "Зеленая карта". Потерпевший от российского водителя (держателя российского сертификата «Зеленая карта») иностранец направляет претензию в свое национальное бюро. Если в данной стране у российского страховщика-члена бюро есть корреспондент (представитель по урегулированию претензий), то национальное бюро передает ему дальнейшее рассмотрение претензии. Если корреспондент не назначен, национальное бюро страны, где произошло ДТП, урегулирует претензию самостоятельно, после чего выставляет счет российскому страховщику - члену бюро, эмитировавшему «Зеленую карту», по которойпроизошел страховой случай, в связи с чем считает, что предъявление требований непосредственно к ОАО СК «Альянс» от страховщика незаконно и необоснованно. Кроме того считает, что истцом пропущен срок исковой давности на обращение в суд с указанным иском.

Ответчик Канаев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом путем направления судебной повестки по его месту жительства, которая возвращена в суд с отметкой "за истечением срока хранения".

В соответствии со ст. 113 ч. 1 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении.

Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд (ч. 3 ст. 113 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

Статья 165.1 Гражданского кодекса РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

При таком положении суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчикаКанаева А.В. на основании пункта 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Третье лицо- представитель Российского Союза Автостраховщиков (далее- РСА) в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменных возражениях просил в удовлетворении требования отказать, пояснив, что PCА представляет собой профессиональное объединение страховых организаций, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, основанным на членстве (статья 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). С ДД.ММ.ГГГГ Российская Федерация является участником международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зеленая карта». В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 337-р функции национального страхового бюро системы «Зеленая карта» возложены на РСА. В соответствии со ст. 3.4 Внутреннего регламента Совета бюро «Зеленая карта», являющимся одним из основных документов, устанавливающих требования системы «Зеленая карта», претензии потерпевших в результате ДТП по вине держателей иностранных страховых сертификатов «Зеленая карта» урегулируются национальным бюро «Зеленая карта» страны, на территории которой произошло ДТП. Функции национального бюро «Зеленая карта» в <адрес> выполняет Белорусское бюро по транспортному страхованию. В связи с чем обращение в рамках системы «Зеленая карта» должно быть рассмотрено исключительно Белорусским бюро по транспортному страхованию в рамках белорусского законодательства, т.к. территорией ДТП является <адрес>, и нормы российского законодательства в данном случае применениюне подлежат.

Исследовав представленные доказательства, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. на границе <адрес> и <адрес><адрес> произошло ДТП по вине водителя Канаева А.В., управлявшего автомобилем <данные изъяты> который нарушил п. 71 ПДД и совершил столкновение с автомобилем «<данные изъяты>» под управлением Сидорова М.А.

Вина водителя Канаева А.В. в совершении дорожно - транспортного происшествия подтверждается справкой о дорожно - транспортном происшествии.

В результате дорожно - транспортного происшествия автомобилю «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак принадлежащему Сидорову М.А., причинены механические повреждения.

Общий размер причиненного ущерба составил <данные изъяты> руб.

На основании акта о страховом случае от ДД.ММ.ГГГГ страховая компания ЗАСО «Промтрансинвест» произвела страховую выплату в связи с повреждением дорожного освещения в размере <данные изъяты> Евро. Плата за урегулирование убытка составила <данные изъяты> Евро.

На момент совершения дорожно - транспортного происшествия - ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак Р , было застраховано в ОАО СК «Альянс» по полису (полис страхования гражданской ответственности по системе «Зеленая карта»).

Из содержания искового заявления усматривается, что в связи с тем, что дорожно - транспортное происшествие произошло на территории Республики Беларусь, а ответственность виновника дорожно - транспортного происшествия была застрахована на основании страхового сертификата «Зеленая карта», ЗАСО «Промтрансинвест» обратилось в Белорусское бюро по транспортному страхованию за возмещением причиненного ущерба, но получил отказ в возмещении.

Согласно статье 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.

В соответствии с частью 4 статьи 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" у страховщика возникает обязательство по выплате страхового возмещения только при наступлении страхового случая - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 337-р "О национальном страховом бюро "Зеленая карта" (далее - Распоряжение) в целях реализации Федерального закона N 40-ФЗ РСА признан участником системы "Зеленая карта", исполняющим функции национального страхового бюро международной системы гражданcкой ответственности владельцев транспортных средств системы "Зеленая карта".

Основным документом, устанавливающим требования и правила системы "Зеленая карта", является Внутренний Регламент Совета бюро "Зеленая карта", принятый во исполнение положений Сводной резолюции об облегчении международных автомобильных перевозок Европейской экономической комиссии ООН и утвержденный Генеральной Ассамблей Совета Бюро "Зеленая карта" 30.05.2002.

Согласно статье 7 Внутреннего регламента каждое Бюро уполномочивает своих членов выдавать Зелёные карты своим страхователям исключительно на средства автотранспорта, зарегистрированные в любой из стран, для которой это Бюро является компетентным.

Аналогичное требование содержится в статье 4 Правил страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств "Зеленая карта", утвержденных коллегией бюро "Зеленая карта" ДД.ММ.ГГГГ, одобренных Правлением РСА ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами 8, 10 и 40 Правил страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств "Зеленая карта" страховым случаем признается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в период действия срока страхования, подлежащего возмещению в соответствии с законодательством об обязательном страховании страны, на территории которой произошло это ДТП. Страховая сумма по договору страхования не ограничена. Размер страхового возмещения по каждому страховому случаю не может превышать пределы страховой суммы, установленной законодательством об обязательном страховании страны, на территории которой произошел страховой случай, если указанные пределы установлены. Страховая выплата по договору страхования в связи с причинением владельцем транспортного средства вреда в результате ДТП, произошедшего на территории страны системы "Зеленая карта", производится в соответствии с законодательством этой страны об обязательном страховании.

Из материалов дела следует, что дорожно -транспортное происшествие произошло на территории Республики Беларусь.

Пунктом 1 статьи 31 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлено, что в случае временного использования транспортного средства, зарегистрированного на территории Российской Федерации, на территории иностранного государства, в котором применяются международные системы страхования, владелец такого транспортного средства обязан застраховать риск своей гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории указанного иностранного государства, на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней, посредством заключения со страховщиком, включенным в перечень, указанный в пункте 5 настоящей статьи, договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования.

Таким документом, устанавливающим требования и правила международной системы страхования "Зеленая карта", является Внутренний Регламент Совета бюро "Зеленая карта", принятый во исполнение положений Сводной резолюции об облегчении международных автомобильных перевозок Европейской экономической комиссии ООН и утвержденный Генеральной Ассамблей Совета Бюро "Зеленая карта" ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 3 Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О страховании гражданской ответственности, связанной с использованием транспортных средств, и об исполнении обязательств по такой ответственности" каждое государство-член ЕС обязано предпринять надлежащие меры по обеспечению страхования гражданской ответственности, связанной с использованием транспортных средств, обычно находящихся на его территории.

Согласно пункту 24 преамбулы Директивы действие такого договора страхования распространяется на всю территорию Европейского союза.

Урегулирование убытков в рамках системы "Зеленая карта" национальными страховыми бюро "Зеленая карта" стран, входящих в Европейский союз, регулируется Разделом III Внутреннего регламента.

В соответствии со статьей 10 Внутреннего регламента, относящейся к Разделу III Внутреннего регламента, соответствующие бюро гарантируют на основе полной взаимности возврат всех сумм, независимо от того застраховано средство транспорта или нет, которые подлежат выплатам в соответствии с Внутренним регламентом и которые вытекают из любого происшествия с транспортным средством, обычно находящимся на территории государства, для которого каждое из этих бюро является компетентным.

Согласно ч. 1 ст. 3 Внутреннего Регламента урегулирование претензий потерпевших в связи с ДТП, произошедшими на территории страны системы "Зеленая карта" по вине держателей иностранных страховых сертификатов "Зеленая карта", осуществляется бюро страны ДТП в соответствии с законодательством страны ДТП.

В связи с указанным истцу в целях возмещения вреда, причиненного в результате данного ДТП, надлежало обращаться в национальное бюро "Зеленая карта" страны ДТП.

Бюро устанавливает наличие на территории страны, на которой произошло ДТП, агента - представителя по урегулированию, действующего в соответствии с Договором о выполнении функций агента по урегулированию требований по Зеленым картам.

В соответствии с п. 40. Правил страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств "Зеленая карта"" страховая выплата по договору страхования в связи с причинением владельцем транспортного средства вреда в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на территории страны системы "Зеленая карта", производится в соответствии с законодательством этой страны об обязательном страховании. В случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 8 настоящих правил, страховая выплата производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании.

Функции национального бюро «Зеленая карта» в <адрес> выполняет Белорусское бюро по транспортному страхованию.

Таким образом, обращение в рамках системы «Зеленая карта» должно быть рассмотрено исключительно Белорусским бюро по транспортному страхованию в рамках белорусского законодательства, т.к. территорией ДТП является <адрес>, и нормы российского законодательства в данном случае не подлежат применению.

Кроме того, истец, сославшись в исковом заявлении на страхование ответственности виновника ДТП в ОАО СК "Альянс" по полису «Зеленая карта» , не представил документальных доказательств, подтверждающих обращение в национальное бюро.

Материалы дела не содержат ни переписки, ни обращений в адрес национального бюро. Из чего истец сделал вывод, что на ответчика возложены функции агента по урегулированию в связи с ДТП, суду не представляется возможным установить.

Также суд считает необходимым отметить, что доводы ответчика - ОАО СК «Альянс» о пропуске в применении к спорным отношениям срока исковой давности подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

При этом, пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что течение срока исковой давности по регрессным обязательствам начинается с момента исполнения основного обязательства.

Такой порядок определения начала течения срока исковой давности означает, что лицо, исполнившее то или иное обязательство в пользу другого лица, в случае обращения с регрессным требованием к должнику вправе заявить соответствующее требование в суд в пределах срока исковой давности, начавшего течь не с момента нарушения его права, а с момента исполнения им обязательства в пользу другого лица.

Указанные положения пункта 3 статьи 200 Гражданским кодексом Российской Федерации полностью соотносятся с требованием, которое заявлено истцом по настоящему делу.

Соответственно, срок исковой давности при обстоятельствах данного дела необходимо исчислять с момента исполнения обязательства по выплате страхового возмещения, а не с момента дорожно-транспортного происшествия, то есть в данном случае начало течения срока исковой давности необходимо исчислять с того момента, когда истец исполнил обязательство по выплате страхового возмещения.

Как следует из материалов дела, истец выплатил страховое возмещение (исполнил основное обязательство) в пользу Сидорова М.А. ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ).

С исковым заявлением по настоящему делу истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, срок исковой давности истцом был соблюден (пункт 3 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования закрытого акционерного страхового общества «Промтрансинвест» к Канаеву ФИО6, открытому акционерному обществу Страховая компания «Альянс» о возмещении ущерба в порядке суброгации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его изготовления.

Судья Н.А. Грошева