Дело № 2-15/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 февраля 2016 года с. Большой Улуй
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Марченко П.С.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика - Отдела социальной защиты населения администрации Большеулуйского района, ФИО2, действующей на основании доверенности от 22.12.2015 года,
при секретаре Доброхотовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Отделу социальной защиты населения администрации Большеулуйского района, Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконными действий по перерасчету ранее назначенных жилищных субсидий, о признании незаконным удержание денежных средств из ранее назначенной субсидии, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения администрации Большеулуйского района /далее ОСЗН администрации Большеулуйского района/, Министерству социальной политики Красноярского края об оспаривании действий ОСЗН администрации Большеулуйского района, Министерства социальной политики Красноярского края по определению размера субсидии, возврате незаконно удержанной субсидии в размере <данные изъяты>. Требования мотивированы тем, что в нарушение пп. 27,49 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.05 № 761, в марте 2015 года из субсидии, назначенной на период с 01.03.2015 года по 31.08.2015 года удержано <данные изъяты>., при том, что размер выплаченной субсидии составляет <данные изъяты>., а фактические расходы семьи за предыдущий период с 01.09.2014 года по 28.02.2015 года составили <данные изъяты> Удержание произведено без его согласия, без судебного решения, тогда как процедура удержания правилами не предусмотрена вообще. Аналогичным образом из субсидии, назначенной на период с 01.09.2015 года по 28.02.2016 года, удержано <данные изъяты> так как субсидия за период с 01.03.2015 года по 31.08.2015 года была выплачена в размере <данные изъяты> а фактические расходы за этот период составили <данные изъяты>. Таким образом, за два последних периода у него удержано <данные изъяты>. Факт удержания подтверждается письмом министра социальной политики Красноярского края от 09.09.2015 года. Просил признать незаконными действия по перерасчету ранее назначенных жилищных субсидий в зависимости от фактических расходов семьи за предыдущий период, удержанию из субсидий, назначенных на очередной период при отсутствии превышения размера выплаченной субсидии над фактическими расходами семьи, взыскать с ОСЗН администрации Большеулуйского района незаконно удержанные из субсидий денежные средства в размере <данные изъяты> /л.д.3, 110/.
Судом к участию в деле привлечено Государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Красноярского края» /л.д. 36/.
Министерством социальной политики края представлено письменное возражение на иск, в котором указано, что исковое заявление необоснованно и удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Доводы истца основываются на положениях Правил о помесячном расчете размера субсидий в зависимости от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов. В соответствии со статьей 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены законами субъектов РФ, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счетсредств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 ЖК РФ. В соответствии с положениями статьи 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональный стандарт) устанавливаются субъектом Российской Федерации.
В Красноярском крае размеры региональных стандартов органами государственной власти края не установлены, а действует Закон края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». В соответствии с Законом края гражданам представляются как субсидии, в том числе с учетом доходов, так и дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. В соответствии с требованиями статьи 12 Закона края при наличии у гражданина одновременно права по двум или нескольким основаниям на субсидии и (или) дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные Законом края, субсидии и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по его выбору.В соответствии с Законом края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, в том числе и по назначению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов - граждан, предусмотренных статьями Законом края. В связи с вышеизложенным действия ОСЗН администрации Большеулуйского района правомерны и основаны на положениях Жилищного кодекса РФ, Закона края и Закона края № 11-5397 /л.д.47/.
Государственным казенным учреждения «Центр социальных выплат Красноярского края» представлен отзыв на исковое заявление, согласно которомув соответствии сп.п. «е», п.2, ст.1 Закона края № 11-5397 органы местного самоуправления осуществляют подготовку и направление в краевое государственное казенное учреждение, уполномоченное на исполнение публичных обязательств в сфере социальной поддержки населения (далее - уполномоченное учреждение), 22-го числа каждого календарного месяца на бумажном носителе и в электронном виде - расчетных ведомостей с указанием сумм назначенных субсидии и мер социальной поддержки в разрезе отделений почтовой связи и российских кредитных организаций, в электронном виде -поименны списков получателей субсидий и мер социальной поддержки на счета, открытые ими в российских кредитных организациях; в отделения почтовой связи на бумажном носителе или в электронном виде - поименных ведомостей получателей субсидий и мер социальной поддержки. Уполномоченным учреждением в вышеуказанном порядке является краевое государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Красноярского края». Основанием для исполнения публичных обязательств в отношении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2-11 Закона края от 17 декабря 2004 года №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» для КГКУ «ЦСВ» являются сведения, предоставленные УСЗН. КГКУ «ЦСВ» не наделено полномочиями по назначению (отказу в назначении), расчету (перерасчету) размера выплаты, в процессе принятия и вынесения решения о назначении, либо отказе в назначении выплаты, расчете (перерасчете) не участвует /л.д. 81/.
ОСЗН администрации Большеулуйского района представлен письменный отзыв, согласно которому ФИО1 регулярно предоставляется субсидия на основании ст. 11 Закона Красноярского края № 13-2804 2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». На основании ст. 22 данного закона срок действия субсидии 6 месяцев /установленный законодательством правовой период предоставления субсидии/ продлевается автоматически как семье, состоящей из неработающих пенсионеров, на основании имеющихся и полученных в рамках межведомственного взаимодействия сведений о размере пенсии за 6 месяцев, предшествующих назначению субсидии на очередной период, о размере расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в пределах площади субсидирования. ФИО1 является получателем субсидии по доходам, поэтому применению подлежат ст.ст. 12,15,18 данного закона, по совокупности положений которого размер субсидий, указанных в п.11 Закона края, определяется как разница между размером оплаты жилья и коммунальных услуг, начисленных ФИО1 и размером собственных доходов, рассчитанных исходя из максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи. При этом размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Алгоритм определения размера фактических расходов соответствует механизму расчета субсидии, в связи с чем максимально допустимая доля собственных расходов в совокупном доходе семьи подлежит учету как при исчислении размера субсидии, так и сравнении ее с фактическими расходами. Согласно п.1 ст. 19 Закона Красноярского края заявителям, проживающим в домах, не подключенных к централизованной систем отопления и имеющих печное отопление, размер субсидий, указанных в ст. 11 настоящего закона, на оплату приобретения и доставки твердого топлива /кроме угля/ определяется в соответствии с расчетом отпуска твердого топлива населению в перерасчете на уголь в порядке, установленном Правительством Красноярского края.
Отзыв содержит расчет спорных сумм <данные изъяты> с правовым обоснованием размера каждого вида жилищно-коммунальных услуг, которыми пользуется семья ФИО1 /л.д.50-56/.
В судебное заседание представитель Министерства социальной политики Красноярского края не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
В судебное заседание представитель Государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Красноярского края» не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся сторон.
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования по аналогичным мотивам, изложенным в заявлении, указывая также, что федеральное законодательство имеет приоритет перед законами Красноярского края. Действия ОСЗН администрации Большеулуйского района по перерасчёту ранее назначенной жилищной субсидии противоречат действующему законодательству, пункту 104 методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которым определено, что при изменении доходов семьи, изменении размера предоставляемой скидки и иных обстоятельствах не указанных в пункте 48 Правил размер ранее предоставленной субсидии не пересчитывается. Ст. 23 Закона Красноярского края №13-2804 от 17 декабря 2004 года, определяет основания и сроки перерасчёта субсидии. Основанием для перерасчёта являются изменение цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг; изменение условий и порядка предоставления субсидии, изменение установленных в крае величин прожиточных минимумов. Других оснований для перерасчёта субсидий без истребования каких -либо документов законом не предусмотрено. Отсутствует и превышение размера субсидии над фактическими расходами семьи на оплату ЖКУ, однако в марте 2015года было удержано из субсидии, назначенной на очередной период с 01.03.2015г. по 31.08.2015г. - <данные изъяты>., получено не <данные изъяты> которые были назначены, а всего <данные изъяты> руб., что подтверждается записью в сберегательной книжке, из которой следует, что было выплачено: 25.03.2015года -<данные изъяты> 29.04.2015года -<данные изъяты>., 27.05.2015года -<данные изъяты>., 25.06.2015года -<данные изъяты>., 28.07.2015ггода -<данные изъяты>., 28.08.2015года -<данные изъяты> а всего <данные изъяты><данные изъяты> подтверждается копия сберегательной книжки. В сентябре 2015 года согласно протоколу назначения жилищной субсидии должны были выплатить 2 <данные изъяты>., получено 29.09.2015года - <данные изъяты>., <данные изъяты>. было удержано, что подтверждается протоколом назначения жилищной субсидии от 22.09.2015года, копией сберегательной книжки.
Не оспаривая арифметический расчет размера начисленных субсидий, ФИО1 указал на несогласие с алгоритмом расчета субсидии по твердому топливу - расчетным способом, а не на основании платежных документов на приобретение дров, пояснил, что платежные документы для подтверждения расходов на твердое топливо ОСЗН администрации Большеулуйского района у него не принимаются. При этом его фактические расходы на приобретение дров в каждом периоде составляют <данные изъяты> На год ему по нормативу положено 18м3 дров, в каждом периоде он покупает по 2 машины дров по 4м3 по цене 6000руб. за каждую. Пункт 95 Методических рекомендаций определяет, что покупка твердого топлива и баллонов с сжиженным газом подтверждается кассовым или товарным чеком, но в ОСЗН платежные документы, подтверждающие покупку дров, не принимают, и определяют расходы расчетным способом в нарушение п.90 Методических рекомендаций, ограничивая их нормативом потребления и ценой, утвержденной Правительством Красноярского края. Пересчитывая размер субсидий, кроме того, ОСЗН администрации Большеулуйского района нарушает требование законодательства относительно сроков, оснований перерасчета и порядок возврата необоснованно полученных средств в бюджет.
Представитель ОСЗН администрации Большеулуйского района ФИО2 возражала по заявлению по доводам, приведенным в письменном отзыве, указывая, что субсидия ФИО1 назначается без истребования у него каких-либо документов.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, произведя с участием сторон расчет спорных сумм, исследовав Персональное дело получателя субсидии ФИО3, суд полагает следующее.
Судом установлено, что ФИО1, имеющий состав семьи 2 человека, неработающие пенсионеры, проживает в жилом доме площадью <данные изъяты> м2, количество комнат – 2; имеющем печное отопление.
Семья ФИО1 с 01.12.2003 года получает субсидию на оплату потребляемых коммунальных услуг, а именно: электроснабжение, холодное водоснабжение с колонок, газоснабжение в баллонах; твердое топливо из расчета на общую площадь жилого с учетом доходов.
В связи с тем, что семья ФИО1, состоящая из неработающих пенсионеров, освобождена от обязанности предоставления платежных или иных документов, подтверждающих фактические расходы на оплату жилого коммунальных услуг, при продлении срока предоставления субсидий на очередной период, ФИО1 продлена субсидия на период с 01.03.2015 года по 31.08.2015 года.
Размер субсидии определен исходя из нормативов потребления и установленного норматива стоимости каждого вида жилищно коммунальных услуг и согласно Протоколу от 20.03.2015 года, составил ежемесячно за период с 01.03.2015 года по 31.08.2015 года <данные изъяты> из них: водоснабжение с колонок – <данные изъяты> электроэнергия – <данные изъяты> газ в баллонах <данные изъяты>., дрова <данные изъяты> / за 6 месяцев <данные изъяты>, а всего за 6 месяцев <данные изъяты>. /л.д.125/.
Указанный арифметический расчет размера субсидии, исходя из нормативов потребления и установленного норматива стоимости каждого вида жилищно коммунальных услуг, на период с 01.03.2015 года по 31.08.2015 года ФИО1 не оспаривается.
Учитывая единовременную выплату за дрова в размере <данные изъяты> ежемесячная сумма субсидии составила <данные изъяты>.
Согласно сведениям сберегательной книжки ФИО1 перечислено в марте <данные изъяты>., апреле – <данные изъяты>., мае – <данные изъяты>., июне <данные изъяты> июле <данные изъяты>., августе – <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>. /л.д.31-32/.
По аналогичным основаниям ФИО1 продлена субсидия на период с 01.09.2015 года по 28.02.2016 года.
Размер субсидии определен исходя из нормативов потребления и установленного норматива стоимости каждого вида жилищно коммунальных услуг и согласно Протоколу от 22.09.2015 года составил ежемесячно <данные изъяты> из них: водоснабжение с колонок – <данные изъяты>., электроэнергия – <данные изъяты>., газ в баллонах <данные изъяты> дрова <данные изъяты> / за 6 месяцев <данные изъяты>, а всего <данные изъяты> /л.д.126/.
Учитывая единовременную выплату за дрова в размере <данные изъяты> ежемесячная сумма субсидиисоставила <данные изъяты>
Указанный арифметический расчет размера субсидии, исходя из нормативов потребления и установленного норматива стоимости каждого вида жилищно коммунальных услуг на период с 01.09.2015 года по 28.02.2016 года, ФИО1 не оспаривается.
Согласно сведениям сберегательной книжки ФИО1 выплачено в сентябре <данные изъяты> октябре – <данные изъяты> /л.д.31-32/.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство.
Часть 2 статьи 76 Конституции РФ предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ коммунальные услуги включают в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). К жилищно-коммунальным услугам относятся содержание и текущий ремонт жилья, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Перечисленные федеральные стандарты используются только для определения объема субвенций, перечисляемых региональным бюджетам из федерального бюджета для предоставления субсидий гражданам.
Величина субсидии, которую получит конкретный получатель, определяется на основании других стандартов - региональных: регионального стандарта площади жилого помещения и регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилогопомещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ.
В соответствии с ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ.
Правительством РФ во исполнение указанной нормы приняты «Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденные 14.12.2005г. № 761.
Пунктом 27 «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 предусмотрено, что размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу п. 49 Правил и п.94 «Методических рекомендаций по применению вышеуказанных Правил», утвержденных Приказом Минрегиона России № 58, Минздравсоцразвития России № 403 от 26.05.2006года предусмотрено, что при превышении размера субсидии над фактическими расходами необоснованно полученные за предыдущий месяц средства засчитываются в счет субсидии за следующий месяц.
В соответствии с действующим законодательством предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом их доходов является полномочием субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг /далее - Закон Красноярского края N 13-2804/ с учетом доходов граждан субсидии предоставляются а) пользователям жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде; б) нанимателям жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) членам жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственникам жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома); д) иным гражданам - по решению комиссии. Субсидии предоставляются гражданам, указанным в подпунктах "а" - "д" настоящей статьи, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Согласно п.3 ст. 15 Закона Красноярского края N 13-2804 размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, определяется как разница между размером оплаты жилья и коммунальных услуг, начисленным заявителю, и размером собственных расходов, рассчитанным исходя из максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина).
Согласно п.1 ст. 16 данного закона при определении размера субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, применяются установленные в крае на день обращения за субсидией величины прожиточных минимумов социально-демографических групп по соответствующим природно-климатическим зонам, к которым относятся заявитель и члены его семьи.
В силу п.1 ст. 17 Закона Красноярского края N 13-2804 в целях исчисления совокупного дохода семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) для определения размера субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, доход семьи определяется за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии, с полным комплектом необходимых документов (далее - расчетный период).
Согласно п. 2 ст. 18 Закона Красноярского края N 13-2804 одиноко проживающим неработающим пенсионерам и инвалидам, имеющим I или II группу инвалидности, а также инвалидам, признанным до 1 января 2010 года имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III, II степени, до очередного переосвидетельствования, а также семьям отдельно проживающих неработающих пенсионеров и (или) инвалидов, имеющих I или II группу инвалидности, а также инвалидам, признанным до 1 января 2010 года имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III, II степени, до очередного переосвидетельствования, за исключением проживающих в краевых городах, субсидии, указанные в статье 11 настоящего Закона, предоставляются из расчета общей площади занимаемого ими жилого помещения.
Согласно ст. 18.1 Закона Красноярского края N 13-2804 при определении размера субсидий и дополнительных мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предусмотренных настоящим Законом, предоставляемых в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, до утверждения органом государственной власти края нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отдельных услуг (холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод, тепловая энергия) применяются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления в отношении соответствующих коммунальных услуг.
В соответствии с п.1 ст. 19. Закона Красноярского края N 13-2804 заявителям, проживающим в домах, не подключенных к централизованной системе отопления и имеющих печное отопление, размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, на оплату приобретения и доставки твердого топлива (кроме угля) определяется в соответствии с расчетом отпуска твердого топлива населению в перерасчете на уголь в порядке, установленном Правительством края.
В соответствии с п.1 ст.8 Закона Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» контроль исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляет министерство социальной политики Красноярского края.
Согласно п.2 ст. 1 Закона Красноярского края №11-5397 исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по назначению (отказу в назначении) мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2-11 Закона края от 17 декабря 2004 года №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», в том числе, в соответствии с подпунктом «д», осуществлять расчет (перерасчет) размера субсидий и мер социальной поддержки.
В соответствии с п.п. «е», п.2, ст.1 Закона края № 11-5397 органы местного самоуправления осуществляют подготовку и направление в краевое государственное казенное учреждение, уполномоченное на исполнение публичных обязательств в сфере социальной поддержки населения, 22-го числа каждого календарного месяца на бумажном носителе и в электронном виде - расчетных ведомостей с указанием сумм назначенных субсидии и мер социальной поддержки в разрезе отделений почтовой связи и российских кредитных организаций, в электронном виде -поименны списков получателей субсидий и мер социальной поддержки на счета, открытые ими в российских кредитных организациях; в отделения почтовой связи на бумажном носителе или в электронном виде - поименных ведомостей получателей субсидий и мер социальной поддержки.
На основании Распоряжения Правительства Красноярского края от 01.09.2014 №630-р уполномоченным учреждением является Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Красноярского края» /далее - КГКУ «ЦСВ»/.
Основанием для исполнения публичных обязательств в отношении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2-11 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» для КГКУ «ЦСВ» являются сведения, предоставленные УСЗН.
При установленных обстоятельствах и вышеизложенном правовом регулировании, разрешая требование заявления о признании незаконными действий ОСЗН администрации Большеулуйского района, Министерства социальной политики Красноярского края по перерасчету назначенных субсидий в зависимости от фактических расходов семьи в предыдущий период отказывает в его удовлетворении по следующим основаниям.
Доводы ФИО1 о незаконном перерасчете размера субсидии и ограничении их размера фактическими расходами при вышеприведенном правовом регулировании порядка предоставления субсидиина оплату жилогопомещения и коммунальных услуг, его расчета суд полагает несостоятельными, так как и вышеуказанное федеральное законодательство, и региональное законодательство определяет понятие субсидирования как финансовую помощь, предоставляемую гражданам, доля расходов которых на оплату жилищно-коммунальных услуг превышает максимально допустимую величину, установленную региональным законодательством, и подлежит использованию только в указанных целях. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения указанной платы и представляют собой предварительное предоставление денежных средств, предназначенных для непосредственной оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С учетом этого сравнение получаемой субсидии с фактическими расходами, понесенными в течение срока получения последней субсидии, должно производиться после предоставления указанной меры социальной поддержки на основании документов, подтверждающих эти расходы. В случае, если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, средства в размере превышения подлежат возврату. При этом, алгоритм определения размера фактических расходов соответствует механизму расчета размера субсидии, в связи с чем максимально допустимая доля собственных расходов в совокупном доходе семьи подлежит учету как при исчислении размера субсидии, так и при сравнении ее с фактическими расхода.
Размер субсидии на очередной период семье ФИО1 ОСЗН администрации Большеулуйского района определяется по нормативам, исходя из действующих нормативов и тарифов, как предварительное предоставление денежных средств на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, однако после предоставления субсидии ОСЗН администрации Большеулуйского района сравнивает размеры субсидии с фактическими расходами, понесенными в течение срока получения последней субсидии на основании документов, подтверждающих эти расходы.
Вышеуказанные нормы федерального и краевого законодательства не позволяют ОСЗН администрации Большеулуйского района предоставлять субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг сверх их фактических расходов.
При проверке обоснованности зачисления на счет ФИО1 субсидии в меньшем размере, чем предоставлено на период с 01.03.2015 года по 31.08.2015 года, а также с 01.09.2015 года по 28.02.2016 года судом установлено, что размер предоставленной обоснованно субсидии снижен, так как при сравнении фактических расходов ФИО1 на оплату жилищно-коммунальных услуг с предварительно предоставленной субсидией за предыдущие периоды – 01.09.2014 года по 28.02.2015 года и 01.03.2015 года по 31.08.2015 года,фактические расходы истца по оплате за жилищно-коммунальные услуги ниже, тогда как размер субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг не должен превышать собственных расходов семьи на оплатужилищно-коммунальных услуг.
Алгоритм определения фактических расходов соответствует механизму расчета размера субсидии, поэтому максимально допустимая доля собственных расходов семьи ФИО1 в совокупном доходе семьи при сравнении субсидии с фактическими расходами подлежит учету.
Судом проведена проверка правильности определения ОСЗН администрации Большеулуйского района зачета суммы превышения <данные изъяты>. в счет предоставленной с ФИО1 субсидии на период с 01.03.2015 года по 31.08.2015 года.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось в судебном заседании, что за период с 01.09.2014 года по 28.02.2015 года общий размер расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг семьи составил <данные изъяты>., в том числе: субсидия - <данные изъяты>. + <данные изъяты>. максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг
Судом установлено, что собственные расходы семьи ФИО1 за период с 01.09.2014 года по 28.02.2015 года на оплату жилищно-коммунальных услуг за вычетом максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг - <данные изъяты>. составили <данные изъяты>
Размер максимально допустимой доли собственных расходов ФИО1 не оспаривается.
Таким образом, размер фактических расходов семьи ФИО1 за вычетом из него максимально допустимой доли собственных расходов <данные изъяты> превысил размер субсидии <данные изъяты> на <данные изъяты>
Кроме того, при предоставлении субсидии на период с 01.09.2014 года по 28.02.2015 года размер предоставленной субсидии был превышен на <данные изъяты>., что усматривается из решения Большеулуйского районного суда от 26.01.2015 года и апелляционного определения Красноярского краевого суда от 11.03.2015 года /л.д.115-123/.
Однако ОСЗН администрации Большеулуйского района в счет предоставленной субсидии за спорный период был произведен в размере <данные изъяты>. Разница составляет <данные изъяты>
Указанный расчет размера превышения ФИО1 не оспаривается.
Поэтому сумма <данные изъяты> подлежала зачету в счет предоставленной ФИО1 субсидии в последующий период с 01.03.2015 года по 31.08.2015 года.
Разница между начисленной суммой субсидии исходя из нормативов потребления и установленного норматива стоимости каждого вида жилищно коммунальных услуг и перечисленными в марте-августе 2015 года суммами составляет <данные изъяты>
Судом проведена проверка правильности определения ОСЗН администрации Большеулуйского района зачета суммы превышения 531,08 руб. в счет предоставленной с ФИО1 субсидии на период с 01.09.2015 года по 28.02.2016 года.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось в судебном заседании, что за период с 01.03.2015 года по 31.08.2015 года общий размер расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг составил <данные изъяты> в том числе: субсидия - <данные изъяты> + <данные изъяты> - максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Судом установлено, что собственные расходы семьи ФИО1 за период с 01.03.2015 года по 31.08.2015 года на оплату жилищно-коммунальных услуг составили за вычетом максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг -
составили <данные изъяты>
Размер максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг ФИО1 не оспаривается.
Таким образом, размер фактических расходов семьи ФИО1 за вычетом из него максимально допустимой доли собственных расходов <данные изъяты> превысил размер субсидии <данные изъяты> на <данные изъяты>
Указанный расчет размера превышения ФИО1 не оспаривается.
Поэтому сумма <данные изъяты> подлежала зачету в счет предоставленной ФИО1 субсидии в последующий период с 01.09.2015 года по 28.02.2016 года.
Подлежало выплате в сентябре 2015 года субсидия в общей сумме <данные изъяты>. исходя из единовременной выплаты за дрова <данные изъяты>., а также <данные изъяты>. /водоснабжение с колонок + <данные изъяты>., электроэнергии + <данные изъяты>., газовые баллоны + <данные изъяты>., перечислено на счет ФИО1 <данные изъяты>
С учетом установленных обстоятельств - превышение размера предоставленной ранее субсидии - и вышеприведенном правовом регулировании ОСЗН администрации Большеулуйского района обоснованно ограничило размер субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг фактическими расходами семьи ФИО1 на оплату жилья и коммунальных услуг и правомерно учло размер превышения при предоставлении субсидии на очередные периоды.
Оснований для взыскания в пользу ФИО1 суммы субсидии <данные изъяты>. не имеется.
У ОСЗН администрации Большеулуйского района отсутствуют правовые основания и для начисления субсидии с учетом фактических расходов ФИО1 на печное отопление - приобретение дров у иных лиц, в том числе, частных лиц, по ценам данных лиц.
При субсидировании семьи ФИО1 не подлежат применению Положения п.95 «Методических рекомендаций по применению вышеуказанных Правил», утвержденных Приказом Минрегиона России № 58, Минздравсоцразвития России № 403, в части того, что покупка твердого топлива и/или баллонов со сжиженным газом подтверждается кассовым или товарным чеком, так как гражданам, проживающим на территории Красноярского края субсидии на приобретение твердого топлива предоставляются без подтверждения фактических расходов на его покупку, в соответствии с алгоритмом расчета: площадь субсидирования, нормы отпуска твердого топлива и предельные цены на твердое топливо, установленные Правительством края.
В соответствии с п.1 ст. 19. Закона Красноярского края N 13-2804, устанавливающий особенности исчисления размера платы на дрова, заявителям, проживающим в домах, не подключенных к централизованной системе отопления и имеющих печное отопление, размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, на оплату приобретения и доставки твердого топлива (кроме угля) определяется в соответствии с расчетом отпуска твердого топлива населению в перерасчете на уголь в порядке, установленном Правительством края.
Закон Красноярского края N 13-2804 действует с 08.01.2005 года, действует на территории Красноярского края, не признан противоречащим федеральному законодательству.
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1 назначается без истребования каких-либо документов.
Сведения о расходах на оплату коммунальных услуг – электроэнергия, водоснабжение, газоснабжение – получены ОСЗН администрации Большеулуйского района путем межведомственного взаимодействия из ОАО «Красноярскэнергосбыт», ОАО «Красноярсккрайгаз», ООО «КоммунСтройСервис». Расходы на твердое топливо определены расчетным способом, исходя из площади субсидирования, расчета отпуска твердого топлива населению в перерасчете на уголь в порядке, установленном Правительством края, предельных цен на дрова, установленных Правительством Красноярского края для Большеулуйского района.
В связи с чем доводы о заниженном в два раза размере расходов ФИО1 на приобретение твердого топлива – дров, удовлетворению не подлежат.
Рассуждения об общем снижении размера данной субсидии при наличии статуса ветерана труда не могут быть приняты во внимание, так как в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона Красноярского края N 13-2804 субсидии, предусмотренные статьей 11 настоящего Закона, предоставляются гражданам после предоставления субсидий, указанных в статьях 2 - 8, 8.2, 9, 10.1 настоящего Закона.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Отказать в удовлетворении заявления ФИО1 к Отделу социальной защиты населения администрации Большеулуйского района, Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконными действий по перерасчету ранее назначенных жилищных субсидий в зависимости от фактических расходов семьи за предыдущий период; о признании незаконным удержаний из субсидий, назначенных на очередной период, при отсутствии превышения размера выплаченной субсидии над фактическими расходами семьи; взыскании с ОСЗН администрации Большеулуйского района незаконно удержанных из субсидий денежных средств в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд.
Судья Марченко П.С.