дело № 2-15/ 2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тогул 14 марта 2016 года
Тогульский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Фролова О.В.,
при секретаре Федосеевой Ю.Г.,
с участием прокурора Тогульского района Вишнякова М.В.
ответчика ФИО1,
представителя ответчика ФИО2
представителя ответчика Администрации Тогульского района ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Главного управления природоохранных ресурсов и экологии Алтайского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Тогульского района Алтайского края, ФИО1 о признании положения постановления Администрации Тогульского района № от <дата> в части предоставления в аренду ФИО1 земельного участка незаконным, о признании недействительным положения договора аренды в части предоставления в аренду земельного участка ФИО1, о применении последствий недействительной ничтожной сделки,
У С Т А Н О В И Л:
В Тогульский районный суд Алтайского края с исковым заявлением (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился Алтайский межрайонный природоохранный прокурор, указав, что по обращению Д.. о нарушении ФИО1 водного законодательства проведена проверка соблюдения требований водного законодательства.
В ходе проверки установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество № от <дата> земельный участок, площадью № кв.м, с кадастровым номером №, расположенный: <адрес>, территория <адрес>, находится на праве аренды у ФИО1.
Администрацией Тогульского района Алтайского края вынесено постановление № от <дата> о предоставлении в аренду ФИО1 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, площадью № кв.м. в <адрес>.
Между Главным управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Тогульского района Алтайского края и ФИО1 <дата> заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка № сроком на 49 лет (п.1.1 Договора). Участок имеет кадастровый № ( п.1.3 Договора).
В силу п.2.1. Договора от <дата> размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером № составляет № копеек в год.
На основании ч.2 ст. 609 Гражданского кодекса предусматривающей, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, указанный договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Алтайскому краю <дата> за номером №
В статье 31 Водного кодекса Российской Федерации указано, что сведения о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах включаются в государственный водный реестр.
В силу пункта 5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 года № 253, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.
Согласно информации Отдела водных ресурсов Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов № от <дата> на земельном участке с кадастровым номером № расположен пруд. Пруд образован плотиной на реке <адрес>. Река <адрес> внесена в государственный водный реестр водных объектов за №.
Согласно п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии со ст. 4 Водного кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.
Согласно статье 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Водный объект, в соответствии со статьей 1 Водного кодекса РФ это - природный или искусственный водоем, водоток, либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, исходя из смысла положений Водного кодекса РФ, в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц может находиться только пруд, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности. Иные водные объекты ( в том числе озера) относятся к объектам федеральной собственности. Соответственно вышеназванный пруд в муниципальной собственности Тогульского района не находится.
Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ - предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договоров водопользования. Предоставление водного объекта находящегося в федеральной собственности в аренду не предусмотрено требованиями действующего законодательства.
Земельный кодекс РФ в статье 102 к землям водного фонда относит земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
Поскольку земельный участок, покрытый поверхностными водами, не формируется, следовательно, его часть, как объекта земельных отношений, состоящая из водного объекта и береговой полосы не может быть предоставлена.
На основании части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Правом владения, пользования и распоряжения частью водного объекта - пруда обладает исключительно Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае.
С учетом изложенного, у администрации Тогульского района не имелось полномочий по распоряжению земельным участком, на котором расположены объекты федеральной собственности.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима, или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Арендная плата возврату не подлежит, так как ФИО1 фактически пользовался земельным участком.
В соответствии с п.1.2. Договора аренды земельного участка № от <дата> заключенного между администрацией Тогульского района Алтайского края и ФИО1, арендодатель передает арендатору участок в аренду, относящийся к нему документы в момент подписания настоящего договора, который по соглашению сторон будет иметь силу акта передачи участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ст. 6 Водного Кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Вследствие незаконной регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером №, с расположенном на нем водным объектом, нарушены права неопределённого круга лиц на свободный доступ и пользование водным объектом.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В связи с неисполнением законов нарушены интересы правового государства, каковым является Российская Федерация (статья 1 часть 1 Конституции Российской Федерации).
Статьей 36 Конституции РФ предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Отделом водных ресурсов Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов информация о предоставленном в аренду вышеназванном земельном участке направлена в природоохранную прокуратуру лишь <дата> и Алтайский межрайонный природоохранный прокурор не является стороной указанной сделки, срок исковой давности не пропущен.
Интересы Российской Федерации, как собственника вышеназванных объектов на земельном участке, нарушены в связи с их незаконной арендой.
В соответствии с п.2.1.2.1 Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от <дата>№ Главное управление природоохранных ресурсов и экологии Алтайского края наделено полномочиями по предоставлению водных объектов или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Алтайского края, в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением тех, которые предоставляются для обороны страны и безопасности государства.
При этом, частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учетом изложенного процессуальный истец Алтайский межрайонный природоохранный прокурор, с учетом уточнения исковых требований в судебном заседании, просит:
- признать незаконным Постановление администрации Тогульского района Алтайского края № от <дата> в части предоставления в аренду ФИО1 земельного участка № (кадастровый №), общей площадью № кв.м., расположенного: <адрес>, территория <адрес>, признать незаконными.
- признать недействительным положения договора аренды № от <дата> в части предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенного: <адрес>, территория <адрес>, заключенного между Главным управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Тогульского района Алтайского края и ФИО1
- применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды земельного участка №, заключенного <дата> между Главным управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям администрацией Тогульского района Алтайского края и ФИО1, а именно обязать ФИО1 возвратить Главному управлению по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Тогульского района Алтайского края земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенного: <адрес>, территория Сторотогульского сельсовета, <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, свободным от движимых и недвижимых вещей, а также обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Алтайскому краю в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенного в <адрес>, <адрес>..
В судебном заседании процессуальный истец прокурор Тогульского района Вишняков М.В. просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель материального истца Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, а также привлеченный судом в качестве материального истца представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. С учетом ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных представителей.
Представитель материального истца Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края в представленном суду отзыве на исковое заявление указывает на его обоснованность и подлежащим удовлетворению.
Ответчик ФИО1 иск не признал, в судебном заседании поддержал доводы для отказа в удовлетворении иска, указанные в возражениях его представителя. Кроме этого пояснил, что предоставленный ему в аренду земельный участок с кадастровым номером № относится к землям сельскохозяйственного назначения. Указанный в иске прокурора пруд не внесен в государственный реестр водных объектов. Данный земельный участок был предоставлен ему для сельскохозяйственного производства.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании иск не признал и пояснил, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд в защиту, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом прокурор, как должностное лицо, вправе осуществлять это в пределах своей компетенции, предусмотренной ФЗ от 17 января 1992 года «О прокуратуре РФ», то есть в рамках его надзорных полномочий. Согласно указанного Федерального закона органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Обратившись с рассматриваемым иском в суд, прокурор фактически неправомерно подменил в своей деятельности соответствующие органы исполнительной власти РФ, а именно Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края. В иске прокурор фактически оспаривает право собственности Муниципального образования «Тогульский район Алтайского края» на земельный участок с кадастровым номером № и соответственно право владеть и пользоваться им по своему усмотрению, а также сдавать в аренду. Таким образом, прокурором инициирован спор о праве на земельный участок. Прокурор в исковом заявлении утверждает, что рассматриваемый земельный участок является федеральной собственностью и, следовательно, нарушены имущественные права Российской Федерации. Однако специальный государственный орган Росимущества в Алтайском крае, ни каких притязаний на рассматриваемый земельный участок как федеральную собственность не заявляет, и за защитой прав на него в суд не обращался. В связи с этим прокурор не вправе подменить этот орган.
Кроме этого, прокурор в иске утверждает, что пруд, расположенный на земельном участке может передаваться в пользование только как водный объект и на основании договоров водопользования. Однако надлежащие доказательства о существовании на земельном участке пруда как водного объекта и наличия у этого объекта соответствующего правового статуса, отсутствуют. Также прокурором не представлено доказательств каким-образом договор аренды земельного участка с прудом нарушает права неопределенного круга лиц на свободный доступ к водному объекту и пользование им. Поданное прокурором исковое заявление не содержит норму закона, дающую ему право требовать применение последствий недействительной сделки, не указано в чем конкретно должны выразиться эти последствия, а также какое право этим будет обеспечено и каким образом. Срок исковой давности по указанному спору начал течь с <дата>, то есть с момента осуществления государственной регистрации органом Росреестра по Алтайскому краю договора аренды земельного участка. Таким образом, прокурором пропущен срок исковой давности для защиты прав, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Представитель Администрации Тогульского района Алтайского края ФИО3 в судебном заседании иск не признал и пояснил, что ФИО1 был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. Указанный в иске пруд не является водным объектом и расположенном на данном земельном участке, так как он не внесен в государственный водный реестр водных объектов.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. С учетом ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав мнение прокурора, ответчика, представителей ответчиков, заслушав объяснение свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии со ст. 4 Водного кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.
Согласно статье 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Водный объект, в соответствии со статьей 1 Водного кодекса РФ это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Реки, ручьи, каналы - водотоки, являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (ст. 5 Водного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности. Допуская нахождение прудов и обводненных карьеров в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, Земельный кодекс РФ, вместе с тем, не содержит понятий этих терминов. В связи с этим при определении понятия «пруд» применительно к пункту 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации следует руководствоваться следующим. В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Статьей 31 Водного кодекса Российской Федерации закреплено, что сведения о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах включаются в государственный водный реестр.
В силу пункта 5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 года № 253, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.
Согласно информации Отдела водных ресурсов Верхне - Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов № от <дата>, на земельном участке с кадастровым номером № находится пруд, образованный плотиной, расположенной на реке <адрес>. Река <адрес> внесена в государственный водный реестр водных объектов за №. Длина реки Коптелка составляет 24 км, что подтверждается выкопировкой из Публичной кадастровой карты, выпиской из государственного водного реестра (л.д. 18, 19). Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны рек протяженностью от 10 до 50 километров составляет 100 метров, прибрежная защитная полоса составляет от 30 до 50 метров в зависимости от уклона берега.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 года №17 «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос на территории Алтайского края устанавливает Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края. Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю не согласовывал представление реки Коптелка в пользование (л.д. 17).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ст. 6 Водного Кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Реки, ручьи, каналы - водотоки, являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (ст. 5 Водного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В связи с неисполнением законов нарушены интересы правового государства, каковым является Российская Федерация (статья 1 часть 1 Конституции Российской Федерации).
Статьей 36 Конституции РФ предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 102 Земельного Кодекса РФ к землям водного фонда относят земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
Судом установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество № от <дата> земельный участок, площадью № кв.м, с кадастровым номером №, расположенный: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, находится на праве аренды у ФИО1, <дата> года рождения.
Администрацией Тогульского района Алтайского края вынесено постановление № от <дата> о предоставлении в аренду ФИО1 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, общей площадью № га., в том числе земельный участок № площадью № га в <адрес> с <дата> по <дата> (л.д. 13).
Между администрацией Тогульского района Алтайского края и ФИО1 <дата> заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка сроком на 49 лет (п.1.1 Договора) (л.д. 14, 15).
В силу п.2.1. Договора от <дата> размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером № составляет № копеек в год.
Администрацией Тогульского района Алтайского края <дата> вынесено постановление № об утверждении схемы расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 80 га., расположенного на территории Старотогульского сельсовета в районе Ур. «Березка» для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, у ФИО1 на праве аренды находится земельный участок, который включает в себя земельные участок в пределах береговой полосы пруда, а так же реки.
Из показаний свидетелей Д., З. следует, что на земельном участке с кадастровым номером № находится пруд, образованный плотиной, расположенной на реке <адрес>. Межевые работы по данному земельному участку проводились кадастровым инженером ФИО4, которым была допущена кадастровая ошибка при межевании.
Из показаний свидетеля Д. также следует, что поводом его обращения с жалобой к Алтайскому природоохранному прокурору послужил тот факт, что ему запретили доступ к вышеуказанному водному объекту и пользоваться им для рыболовства.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК) водный объект, в котором происходит постоянное или временное сосредоточение вод, имеет характерные формы и признаки водного режима. В этом случае он обладает акваторией, которое законодательно определяется как - водное пространство, в пределах естественных, искусственных или условных границ, т.е. он обладает береговой линией.
Установление береговой линии осуществляется путем усреднения по итогам гидрологических наблюдений за урезом воды водного объекта в течение нескольких лет.
Поскольку рассматриваемые поверхностные водные объекты (пруд и образующая его река) представляют собой единое природное целое, то и соответственно береговая линия пруда не является замкнутой, а сам пруд не является обособленным водным объектом.
Рассматриваемый пруд, образуют часть земной поверхности, покрытой поверхностными водами, относится к водным объектам, которые связаны между собой территориально и функционально.
Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты (в т.ч. реки, озера, водохранилища и др.) находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случая, установленного ч.2 ст.8 ВК РФ.
В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации, водные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.
В силу вышеуказанного и исходя из норм действующего законодательства, а также учитывая, что рассматриваемый водный объект - пруд - не подпадает в случаи, оговоренные в части 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу, что вышеуказанный пруд и река <адрес> относятся к федеральной собственности.
Таким образом, совокупность вышеизложенных обстоятельств позволяют суду прийти к выводу о том, что, спорный пруд имеет гидрологическую связь с другим поверхностными водными объектами, т.е. рекой <адрес>, поэтому не подпадает под п. 5 ст. 7 Вводного закона и не может находиться в муниципальной собственности.
Пунктом 2 ст. 102 Земельного кодекса РФ запрещено формирование и образование земельных участков из земель, покрытых поверхностными водами, указанный участок, который по договору аренды имеет ответчик, образованию не подлежал.
Переданный в аренду земельный участок ответчику под водным объектом прудом, который имеет гидрологическую связь с другими поверхностными водными объектами, в силу положений ч. 1 ст. 8 Водного Кодекса РФ, ст. 7 ФЗ от 03.06.2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса РФ" не может находиться в муниципальной собственности.
Земельный участок, на котором находится спорный водный объект, в соответствии со ст. 102 ЗК РФ, относится к землям водного фонда, на которых не осуществляется образование земельных участков.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом вследствие незаконной регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером №, с расположенном на нем водным объектом, нарушены права неопределённого круга лиц на свободный доступ и пользование водными объектом, а так же права Российской Федерации, вследствие чего она является ничтожной.
Поскольку ответчик ФИО1 пользовался спорным земельным участком уплаченная им арендная плата возвращению не подлежит.
Рассматривая доводы стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд и в связи с этим отказа в удовлетворении исковых требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В судебном заседании установлено, что отделом водных ресурсов Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов информация о предоставленном в аренду вышеуказанном земельном участке направлена в природоохранную прокуратуру лишь <дата> и Алтайский межрайонный природоохранный прокурор не является стороной указанной сделки, срок исковой давности не пропущен. С учетом изложенного исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Тогульского района Алтайского края и ФИО1 следует удовлетворить.
На основании пункта 2 статьи 166 и статья 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при удовлетворении искового требования о признании сделки недействительной суд должен решить вопрос о применении последствий недействительности сделки, а именно возврате сторон в первоначальное положение.
Суд полагает, необходимым обязать ФИО1 возвратить Главному управлению по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Тогульского района Алтайского края земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенного: <адрес>, <адрес> в течениу месяца с момента вступления решения суда в законную силу, свободным от движимых и недвижимых вещей.
Разрешая исковые требования в части возложения обязанности на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росереестра» по Алтайскому краю снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, расположенного <адрес> суд считает необходимым отказать в его удовлетворении, поскольку судебное решение о признании недействительным положения договора аренды указанного земельного участка само по себе является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, помимо прямо перечисленных в ст.94 ГПК РФ, относятся и иные расходы, признанные судом необходимыми.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку судом удовлетворены два требования неимущественного характера, а администрация Тогульского района в данном случае освобождена от уплаты судебных расходов, то с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере № рублей (1/2 от требований неимущественного характера о признании договора аренды недействительным).
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Тогульского района Алтайского края, ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным Постановление администрации Тогульского района Алтайского края № от <дата> в части предоставления в аренду ФИО1 земельного участка № (кадастровый №), общей площадью № кв.м., расположенного: <адрес>, <адрес>.
Признать недействительным положения договора аренды № от <дата> в части предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенного: <адрес>, <адрес>, заключенного между Главным управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Тогульского района Алтайского края и ФИО1.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды земельного участка №, заключенного <дата> между Главным управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Тогульского района Алтайского края и ФИО1, а именно обязать ФИО1 возвратить Главному управлению по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Тогульского района Алтайского края земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенного: <адрес>, <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, свободным от движимых и недвижимых вещей.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тогульский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья : О.В.Фролов