ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2018 года г.о. Самара
Советский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Топтуновой Е.В.,
при секретаре Шароватовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Советского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к ФИО1 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка (в порядке ст.45 ГПК РФ),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ФИО1 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка указав, что прокуратурой Советского района г. Самара совместно с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что на земельном участке, напротив жилого <адрес> в г. Самаре, ФИО1 организована автостоянка, где и осуществляет коммерческую деятельность по хранению автотранспортных средств. Согласно акту осмотра (обследования) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, проведенного администрацией Советского внутригородской района г.о. Самары, на земельном участке, площадью № кв.м, расположена автомобильная стоянка открытого типа без укладки асфальтового покрытия с размещенной на ней сторожевой будкой (размерами № м.), по периметру участка установлено временное ограждение из металлической сетки. Стенки сторожевой будки выполнены из профильного металлического листа.
Проверка показала, что органом местного самоуправления разрешение для организации капитальной или временной автостоянки в установленном законодательством порядке не выдавалось, земельный участок для использования в указанных целях не оформлялся.
Деятельность по организации стоянки по вышеуказанному адресу осуществляется незаконно, в отсутствие правоустанавливающих документов.
Согласно схеме земельного участка, представленной администрацией Советского внутригородского района г.о. Самары, земельный участок, используемый под автостоянку, площадью №
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушений, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ - самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Из объяснения ФИО1 следует, что он занимается организацией автомобильной стоянки на указанном земельном участке с ДД.ММ.ГГГГ года. Никаких правоустанавливающих документов на земельный участок не имеется, принимаются меры к оформлению участка в аренду.
Обращение в суд с настоящим иском обусловлено необходимостью обеспечения законности и является формой реализации полномочий прокурора по надзору за исполнением требований действующего законодательства.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просил суд истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 земельный участок, площадью № кв.м., имеющего № точек координат: № находящегося по адресу: <адрес>, напротив <адрес>, путем демонтажа находящихся на указанном земельном участке, будки охраны и забора.
В ходе рассмотрения дела Прокурор Советского района г. Самары в силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил обязать ответчика ФИО1 освободить земельный участок, площадью № кв.м., имеющего № точек координат: 1 №, находящегося по адресу: <адрес>, напротив <адрес>, путем демонтажа находящихся на указанном земельном участке, будки охраны и забора.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Советского района г. Самары ФИО3 поддержала исковое заявление по основаниям, изложенным в иске, представив уточнение исковых требований, просила иск удовлетворить в полном объеме. Выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом- судебной повесткой по адресу регистрации, в адрес суда были возвращены почтовые конверты с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Применительно к положениям ч. 2 ст. 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Судом установлено, что ответчик зарегистрирован по адресу, указанному в иске: <адрес>. Копия искового заявления, судебные повестки на судебные заседания направлялись судом ответчикам по имеющимся в деле адресу, посредством почтовой связи, что соответствует положениям ч. 4 ст. 113 ГПК РФ.
Почтовая корреспонденция с извещениями на судебные заседания получена ответчиком не была, возвращена в суд с отметками об истечении срока хранения. Поскольку указанная отметка, свидетельствует лишь о невостребованности почтового отправления адресатом (дважды не являлся в отделение почтовой связи за получением отправления), суд считает извещение ответчика надлежащим.
На основании ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, суд признает извещение ответчика надлежащим и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного производства, о чем было вынесено отдельное определение суда.
Представитель третьего лица Администрации Советского района г. Самары ФИО4 по удостоверению № и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала в рамках полномочий, просила их удовлетворить. Пояснила, что были проведены мероприятия, в частности проведено обследование участка. Представила на обозрение подлинник акта обследования. Не возражала против вынесения заочного решения по делу.
Представитель третьего лица Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 по удостоверению №, и на основании доверенностей № (от ДУИ г.о. Самара ) и № (от Администрации г.о. Самара ) с заявленными исковыми требованиями согласилась, считала возможным их удовлетворить.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
Согласно статье 21 Федерального закона, прокурор осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Нарушение норм федерального законодательства - нормативных правовых актов, существенными признаками которых является: издание их в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части») само по себе является нарушением интересов общества и государства, нарушением публичных интересов.
В качестве способа защиты гражданского права ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Самара совместно с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что на земельном участке, напротив жилого <адрес> в <адрес>, ФИО1 организована автостоянка, где и осуществляет коммерческую деятельность по хранению автотранспортных средств.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами настоящего дела и делом об административном правонарушении № (л.д.№
Так, согласно акту осмотра (обследования) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, проведенного администрацией Советского внутригородской района г.о. Самары, на земельном участке, площадью № кв.м., расположена автомобильная стоянка открытого типа без укладки асфальтового покрытия с размещенной на ней сторожевой будкой (размерами № м.), по периметру участка установлено временное ограждение из металлической сетки. Стенки сторожевой будки выполнены из профильного металлического листа.
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Законом Самарской области от 26.02.2015 № 11-ГД, вступившим в законную силу 01.03.2015, внесены изменения в Закон Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органом государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменений в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области», в Закон Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» в части исключения из компетенции органов государственной власти Самарской области полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» должно быть осуществлено органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Устава городского округа Самара Администрация г.о. Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от министерства имущественных отношений Самарской области к Администрации г.о. Самара.
Согласно пп. 14 п.2 Постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации работы по реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» департамент управления имуществом городского округа Самара обеспечивает взыскание сумм неосновательного обогащения за использование земельных участков для целей, не связанных со строительством, и освобождение таких земельных участков в судебном порядке.
Согласно сведениям Департамента управления имуществом г.о. Самары информация о заключении договоров аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Департаменте отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Доходы, получаемые в виде арендной платы, в том числе от использования земельных участков, предоставленных для размещения автомобильных стоянок, относятся к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, что определено ч. 1 ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в случае неуплаты, либо неустановления арендных платежей за земельный участок бюджет субъекта Российской Федерации не получает доходы от аренды собственности в том размере, на который он мог рассчитывать при надлежащем исполнении требований федерального законодательства, чем нарушаются его права.
Кроме того, используемый земельный участок не предназначен для целей, связанных с организацией автостоянки.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Правила оказания услуг автостоянок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 795 (далее - Правила).
В силу п. 2 Правил под автостоянкой понимается здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств.
Постановлением администрации г.о. Самара от 08.09.2009 № 862, с изменениями от 07.12.2015, утверждено Положение об организации автомобильных стоянок в городском округе Самара (далее - Положение).
Пунктом 2.2.1 указанного Положения предусмотрено, что автостоянки могут быть организованы в зданиях, строениях, сооружениях как объекты капитального строительства, а также как временные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (далее - временные автостоянки).
Пунктом 3.2.1 Положения определено, что временные автостоянки организуются на специально выделенных земельных участках либо в границах территорий, предназначенных для обслуживания зданий и сооружений общественного, административного, торгового, коммунально-складского, промышленного назначения, жилых зданий, а также на территориях общего пользования в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с п. 3.2.2 Положения предоставление земельных участков для размещения временных автостоянок осуществляется в соответствии с требованиями ст. 34 ЗК РФ органами местного самоуправления из земель, находящихся в муниципальной собственности (в том числе в границах территорий общего пользования, находящихся в пределах красных линий, на которых расположены объекты недвижимости, которые являются муниципальной собственностью), - главой городского округа Самара в порядке, установленном Думой городского округа Самара.
Согласно п. 3.2.4 Положения оформление земельного участка является основанием для размещения временной автостоянки.
Проверка показала, что органом местного самоуправления разрешение для организации капитальной или временной автостоянки в установленном законодательством порядке не выдавалось, земельный участок для использования в указанных целях не оформлялся.
Деятельность по организации стоянки по вышеуказанному адресу осуществляется незаконно, в отсутствие правоустанавливающих документов.
Согласно схеме земельного участка, представленной администрацией Советского внутригородского района г.о. Самары, земельный участок, используемый под автостоянку, площадью № кв.м., имеет № точек координат: №
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушений, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ - самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок
Из объяснения ФИО1 следует, что он занимается организацией автомобильной стоянки на указанном земельном участке с ДД.ММ.ГГГГ года. Никаких правоустанавливающих документов на земельный участок не имеется, принимаются меры к оформлению участка в аренду.
В соответствии с п.1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Незаконное использование ФИО1 земельного участка нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственное пользование таким участком с расположенным на нем объектом благоустройства, а также право субъекта Российской Федерации на распоряжение указанным объектом и получение соответствующей прибыли от его использования.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Исходя из положений ст. 62 Земельного кодекса РФ, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в частности, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Каких-либо достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих обращение ответчика в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении указанного земельного участка и предоставление земельного участка на каком-либо праве, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, напротив <адрес>, занят ответчиком самовольно и используется им без законных на то оснований, чем нарушаются законные интересы Самарской области и неопределенного круга лиц.
В силу ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пп. 2 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании данных положений закона, с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает необходимым уточненные исковые требования Прокурора Советского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере № руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, 233-237 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Советского района г. Самары в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к ФИО1 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, удовлетворить.
Освободить земельный участок, площадью № кв.м., имеющего № точек координат: № находящегося по адресу: <адрес>, напротив <адрес>, путем демонтажа находящихся на указанном земельном участке, будки охраны и забора.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину № руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самары в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 15.06.2018г.
Судья: подпись Е.В. Топтунова