ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1607/19 от 11.03.2020 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-25/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2020 года. г. Ярославль.

Ленинский районный суд г. Ярославля в составе

председательствующего судьи Филипповского А.В.,

при секретаре Постновой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ярославского района в интересах Российской Федерации к Лапину А.В., Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района, АО «Племзавод Ярославка», Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании действий незаконными, признании ничтожным договора, взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурором Ярославского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц заявлены исковые требования к Лапину А.В., КУМИ администрации Ярославского муниципального района, АО «Племзавод Ярославка», Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, администрации Ярославского муниципального района Ярославской области с учетом уточнения исковых требований:

- признать незаконными действия администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по включению Лапина А.В. в сводные списки участников мероприятий – получателей социальных выплат от 28.08.2016 г. и от 14.11.2016 г. в рамках реализации целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2017 год;

- признать ничтожным договор от 13.03.2017 г. об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Лапиным А.В. и АО «Племзавод Ярославка»;

- признать переведенную Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области на лицевой счет Лапина А.В. социальную выплату в размере 1 412 400 руб. неосновательным обогащением и взыскать с Лапина А.В. в бюджет Российской Федерации денежные средства в размере 1 412 400 руб.;

- взыскать с администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в бюджет Российской Федерации неправомерно израсходованные денежные средства в размере 548 714,88 руб., в бюджет Ярославской области – в размере 863 685,12 руб. (т. 1 л.д.111, т. 1 л.д.161, т. 2 л.д.2)

Определением Ленинского районного суда г. Ярославля от 11 марта 2020 г. производство по гражданскому делу в части исковых требований прокурора Ярославского района к Лапину А.В. о взыскании денежных средств в размере 1 412 400 руб. прекращено в связи с частичным отказом истца от иска.

В исковом заявлении указано, что прокуратурой Ярославского района рассмотрен акт проверки контрольно-ревизионной инспекции правительства Ярославской области о нарушениях бюджетного законодательства КУМИ администрации Ярославского муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения бюджетного законодательства при включении Лапина А.В. в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2016,2017,2018 годы, изъявивших желание переехать в Ярославский муниципальный район из г. Ярославля, являющегося административным центром Ярославского муниципального района.

Постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014 г. № 222-п утверждена целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014-2020 годы.

В соответствии с пунктом 1.4 раздела III Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета к указанной областной программе, право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, а именно: молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям: переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой 1 из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района) Ярославской области.

Лапин А.В. включен в сводные списки участников мероприятий – получателей социальных выплат от 28.08.2016 г. и от 14.11.2016 г. в рамках реализации целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2017 год как лицо, изъявившее желание переехать в Ярославский муниципальный район из г. Ярославля, являющегося административным центром Ярославского муниципального района.

Указанные списки были направлены КУМИ администрации ЯМР в департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее Департамент), и на их основании Департаментом перечислены средства социальной выплаты в сумме 1 562 400 руб., что не является правомерным, так как отсутствовало одно из обязательных условий, указанный в п. 1.4 Раздела 3 Правил, а именно факт переезда, Лапин А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, согласно выписке из домовой книги от 08.06.2016 г. местом, откуда прибыл Лапин А.В. по месту новой регистрации, является адрес: <адрес>

Административный центр Ярославского муниципального района находится на территории городского округа г. Ярославль, следовательно, при включении в список участников мероприятий-получателей социальных выплат КУМИ администрации ЯМР не принято в расчет одно из обязательных условий, предусмотренных п. 1.4 Раздела 3 Правил.

27.06.2016 г. Лапин А.В. обратился в Администрацию ЯМР Ярославской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках указанной целевой программы, с условиями участия в рамках целевой федеральной программы был ознакомлен, обязался их выполнять, получив указанное заявление КУМИ администрации ЯМР на заседании рабочей комиссии 31.08.2016 г. утвердила состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации указанной федеральной целевой программы, в состав участников вошел и Лапин А.В., который был отнесен к молодым семьям и молодым специалистам, изъявившим желание переехать и работать в социальной сфере.

На КУМИ администрации ЯМР возложена обязанность предоставить в Департамент сформированный и утвержденный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года». 28.08.2016 г. главой Ярославского муниципального района и 14.11.2016 г. заместителем главы Ярославского муниципального района утверждены сводные списки участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках указанной программы, в которые вошел и Лапин А.В., отнесенный к молодым семьям и молодым специалистам, изъявившим желание переехать и работать в социальной сфере.

В связи с включением Лапина А.В. в указанные списки 13.03.2017 г. между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, АО «Племзавод Ярославка» и Лапиным А.В. был заключен договор об обеспечении молодого специалиста жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты. Договором определяются взаимоотношения сторон, возникающие в связи с обеспечением жильем молодого специалиста (молодой семьи) с использованием на эти цели средств федерального и областного бюджетов в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 г. № 598 и областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014 г. № 222-п.

В рамках договора Лапину А.В. предоставлена социальная выплата на строительство жилья в Ярославском муниципальном районе в размере 1 562 400 руб. на семью в составе четырех человек, в связи с истечением срока действия свидетельства о предоставлении выплаты, Департаментом возращены средства социальной выплаты в областной бюджет в размере 150 000 руб., не возвращена сумма необоснованно полученной социальной выплаты 1 412 400 руб. (в бюджет Российской Федерации в размере 548 714,88 руб., в бюджет Ярославской области – 863 685,12 руб.)

КУМИ администрации ЯМР является соисполнителем областной целевой программы, проверяет правильность оформления документов, предоставляемых гражданами, достоверность содержащихся в них сведений, формирует списки граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях областной целевой программы по Ярославскому муниципальному району, Лапин А.В. имел регистрацию по месту жительства в г. Ярославле и по месту пребывания в Ярославском муниципальном районе (далее ЯМР), осуществил переезд из г. Ярославля в ЯМР, следовательно, у КУМИ администрации ЯМР отсутствовали правовые основания для включения его в список граждан в рамках реализации указанной федеральной целевой программы, как следствие отсутствовали основания для заключения договора от 13.03.2017 г., что указывает на причинение ущерба поименованным бюджетам, в связи с чем, в соответствии со ст.ст. 166, п. 2 ст. 168 ГК РФ указанный договор от 13.03.2017 г. является ничтожным.

В суде представитель истца помощник прокурора Ярославского района Каныгина Т.И. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по доводам иска, дала аналогичные пояснения, также полагала, что срок исковой давности не пропущен в исходя из даты составления акта ревизионной инспекции.

В суде ответчик Лапин А.В., его представитель по ордеру Мурин А.В. (л.д.68), иск не признали, Лапин А.В. пояснил, что он работает в АО «Племзавод Ярославка» с 2014 г., имеет временную регистрацию в <адрес> где и проживает со своей семьей, имеет постоянную регистрацию в <адрес>, с регистрации не снимается, так как это связано с обеспечением детским садом, при подаче заявления на участие в программе им не было предоставлено недостоверных сведений, все условия договора им соблюдаются, продолжает работать в АО «Племзавод «Ярославка», кроме того заявили о пропуске истцом срока исковой давности.

Третье лицо без заявления самостоятельных требований Лапина Ю.Е. поддержала позицию ответчика.

В суд представитель ответчика КУМИ администрации ЯМР Ярославской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.

В суде представители ответчика АО «Племзавод Ярославка» по доверенностям Сентищева Е.В., Тютенкова Н.Г. возражали удовлетворению исковых требований, поддержали представленный отзыв (т. 1 л.д.119), выплата не подлежит возврату в соответствии со ст. 1 109 ГК РФ, заключенный договор полностью соответствует целям указанной целевой программы.

В суде представитель ответчика Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области по доверенности Кирсанова Т.Н. поддержала представленный отзыв, согласно которому требования прокурора о признании незаконными действий администрации ЯМР подлежат удовлетворению, разрешение требований о признании договора ничтожным и взыскании денежных средств оставила на усмотрение суда (т. 1 л.д.241).

В суде представители ответчика администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности по доверенности Криницына А.В. иск не признала, поддержала представленные отзывы (т. 1 л.д.123, 248), согласно которым ответственность за достоверность предоставляемых сведений о соблюдении условий предоставления субсидии возлагается на Департамент, который является главным распорядителем бюджетных средств.

В суде представитель третьего лица без самостоятельных требований Контрольно-счетной палаты Ярославской области Афонычева Е.А. поддержала представленный отзыв, согласно которому причинение ущерба бюджета произошло по причине неправомерного включения в сводные списки Лапина А.В. администрацией ЯМР, полагала требования истца о взыскании денежных средств с данного ответчика законными и обоснованными (т. 1 л.д.227)

В суд третье лицо администрация Заволжского сельского поселения ЯМР Ярославской области не явилось, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, разрешения иска оставила на усмотрение суда (т. 2 л.д.55)

Судом постановлено рассмотреть дело при имеющейся явке. Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ. Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Согласно ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Судом установлено, что с 18.12.2014 г. Лапин А.В. является работником АО «Племзавод Ярославка», где и работает по настоящее время в должности главного энергетика (т. 1 л.д.136,137).

С 30.11.2012 г. Лапин А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с 01.04.2016 г. Лапин А.В. и члены его семьи зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>, срок регистрации не прерывался и в настоящее время составляет по 06 августа 2022 г. (т.2 л.д.40).

Постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014 г. № 222-п утверждена целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014-2020 годы.

27.06.2016 г. Лапин А.В. обратился в Администрацию ЯМР Ярославской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках указанной целевой программы, предоставив в том числе и сведения о регистрации по месту жительства и по месту пребывания, КУМИ администрации ЯМР на заседании рабочей комиссии 31.08.2016 г. (т. 1 л.д.50) утвердила состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации указанной федеральной целевой программы, в состав участников вошел и Лапин А.В., который был отнесен к молодым семьям и молодым специалистам, изъявившим желание переехать и работать в социальной сфере.

28.08.2016 г. главой Ярославского муниципального района и 14.11.2016 г. заместителем главы Ярославского муниципального района утверждены сводные списки участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в которые включен и Лапин А.В., отнесенный к молодым семьям и молодым специалистам, работающим в сфере АПК (т. 2 л.д.12).

13.03.2017 г. между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, АО «Племзавод «Ярославка» и Лапиным А.В. был заключен трехсторонний договор об обеспечении молодого специалиста жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты. Договором определяются взаимоотношения сторон, возникающие в связи с обеспечением жильем молодого специалиста с использованием на эти цели средств федерального и областного бюджетов в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 г. № 598 и областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014 г. № 222-п. (т. 1 л.д.74)

Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области Лапину А.В. выдано свидетельство, что он является участником мероприятий по улучшению жилищных условий, проводимых в рамках указанной целевой программы на 2014 -2020 годы, предоставлено за счет средств федерального бюджета 548 714,88 руб., за счет средств областного бюджета 1 013 685,12 руб. (т.2 л.д.22), то есть в рамках договора Департаментом Лапину А.В. предоставлена социальная выплата на строительство жилья в Ярославском муниципальном районе в размере 1 562 400 рублей на семью в составе четырех человек.

Впоследствии в период проведения с 17.01.2019 г. по 12.04.2019 г. Контрольно-счетной палатой Ярославской области проверки целевого и эффективного использования средств, направленных на реализацию названных программ за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2018 г. было выявлено неправомерное включение в Списки участников Ярославского муниципального района граждан, не соответствующих условиям Правил предоставления социальных выплат в части невозможности переезда в сельскую местность в район из административного центра этого района.

Согласно акту Контрольно-счетной палаты Ярославской области от 12.04.2019 г., в нарушение пункта 1.4 раздела III Правил предоставления социальных выплат Лапиным А.В., изъявившим желание переехать из города Ярославль, являющегося административным центром Ярославского муниципального района, в Ярославский муниципальный район, были неправомерно использованы средства социальной выплаты в сумме 1 562 400 рублей. В связи с истечением срока действия свидетельства о предоставлении социальной выплаты департаментом возвращены средства социальной выплаты в областной бюджет в размере 150 000 рублей (т. 2 л.д.5,7).

В соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014 г. № 222-п общее руководство и контроль за ходом реализации ОЦП (областной целевой программы) осуществляет заказчик ОЦП - Правительство области. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и областного бюджетов, осуществляемым финансовыми органами. Реализация ОЦП осуществляется: ответственным исполнителем ОЦП - ДАПКиПР; исполнителями ОЦП (по подведомственным направлениям): департаментом культуры Ярославской области, департаментом образования Ярославской области и др.

Ответственный исполнитель ОЦП: проводит согласование с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, департаментом финансов Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных районов области возможных сроков выполнения мероприятий ОЦП, предложений по объемам и источникам их финансирования и подготовку соответствующих проектов соглашений по контролируемым им направлениям; несет ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию ОЦП, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; участвует в организации финансирования мероприятий ОЦП, по которым наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 1.4 раздела III Общих положений Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, в рамках Областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014 г. № 222-п, (в редакции на момент включения Лапина А.В. в соответствующие списки) право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, а именно:

- молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям:

переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой 1 из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района);

проживание на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

регистрация по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку Лапин А.В. зарегистрирован по месту жительства на территории города Ярославля, являющегося административным центром Ярославского муниципального района, то, согласно выводам, содержащимся в акте Контрольно-счетной палаты Ярославской области от 12.04.2019 г., он не относится к кругу лиц, имеющим прав на получение указанной социальной выплаты, а соответственно, средства для социальной выплаты ответчику использованы неправомерно. В целях возврата неправомерно выплаченных средств социальной поддержки прокурором Ярославского района предъявлено в суд настоящее исковое заявление.

Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области является ответственным исполнителем названной областной целевой программы, самостоятельно принимает решение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам за счет средств бюджета.

На основании представленных Лапиным А.В. документов, в том числе, сведений о месте регистрации по месту жительства на территории города Ярославля, администрация ЯМР, а в последующем и Департамент АПК и ПР Ярославской области включили ответчика Лапина А.В. в сводный список участников мероприятий, Департамент выдал свидетельство о представлении социальной выплаты, а также обеспечил перечисление средств государственной поддержки на банковский счет получателя социальной выплаты.

При этом у Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области в случае отсутствия у Лапина А.В. права на участие в целевой программе имелось право принять решение об отказе в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты в порядке пунктов 4, 7 раздела IV Общих положений Областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014 - 2020 годы».

Трехсторонний договор от 13 марта 2017 г. не расторгался, исполнен в части предоставления социальной выплаты в размере 1 412 400 рублей.

На основании п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 05 августа 2019 г. по гражданскому делу по иску Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области к Лапину А.В. о взыскании неосновательного обогащения (вступившего в законную силу 21.10.2019 г. (т. 1 л.д. 80,176) установлено, что указанная социальная выплата представляет собой меру социальной поддержки работника в связи с осуществлением им трудовой деятельности в сельской местности, то она подлежит возврату только в случае, если она осуществлена в результате недобросовестного поведения работника, таких обстоятельства по делу отсутствуют, доказательств этому суду не представлено, в судебном заседании как истец, так и третьи лица пояснили, решение о выплате принято по недосмотру сотрудников истца.

Кроме того, коль скоро истцу достоверно должно было быть известно об отсутствии у Лапина А.В.права на получение данной социальной выплаты, и тем не менее, она была осуществлена истцом, то выплата не подлежит возврату в силу п. 4 ст. 1109 ГК РФ.

В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Согласно ст. 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

Таким образом, судом установлено, что спорная выплата была произведена Лапину А.В. на основании трехстороннего договора, заключенного между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, АО «Племзавод «Ярославка» и Лапиным А.В. Данная социальная выплата была предоставлена Лапину А.В. в целях приобретения им жилья, как молодому специалисту, переезжающему для проживания и работы в сельскую местность. При подтверждении права на получение этой выплаты, и заключении указанного договора, со стороны ответчика Лапина А.В. не было допущено каких-либо недобросовестных действий. После заключения договора, все его условия исполняются Лапиным А.В. надлежаще - он продолжает трудиться на АО «Племзавод «Ярославка», проживает в сельской местности, спорную выплату он реализовал путем заключения 23.03.2017г. договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома. Судом также установлено, что выплата была произведена по недосмотру работников Департамента.

Суд учитывает, что данная социальная выплата по своей сути предоставлена в качестве средств к существованию, под которыми подразумеваются любые причитающиеся лицу платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов семьи, не подлежит возврату.

В соответствии со ст.ст. 7, 40 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; каждый имеет право на жилище.

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Необходимость обеспечения устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье, являются приоритетными задачами государственной аграрной политики.(ст.ст. 1, 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").

Принимая решение по данному спору суд также исходит из того, что целью реализации указанной федеральной целевой программы является, в том числе привлечение молодых специалистов на работу в сельское хозяйство и сельскую местность, повышение уровня жизни на сельских территориях, обеспечение сельскохозяйственных предприятий квалифицированными кадрами, путем переселения специалистов на постоянное место жительства в сельскую местность, для чего по своей сути, и предоставляется социальная выплата на приобретение жилья.

Установленные по делу обстоятельства, сложившиеся правоотношения сторон договора, сами по себе свидетельствуют о полном соответствии указанных правоотношений целям и задачам, задекларированным в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 г.», областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014 - 2020 годы».

Кроме того суд учитывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 696 от 31.05.2019 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Правительства Российской Федерации», утвержденным указанным постановлением «Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях», исключено положение о совокупности условий предоставления социальной выплаты, право на получение такой выплаты имеют, в частности, гражданин, изъявивший желание постоянно проживать на сельских территориях и при этом: проживающий на сельских территориях в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства, на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; зарегистрированный по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации на сельских территориях в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства.

На основании установленных обстоятельств дела, указанных норм права, выводов суда, суд считает, что в целом отсутствуют правовые основания для признания договора № 5 от 13 марта 2017 г. ничтожным, а также для удовлетворения остальных заявленных требований, в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.

При этом, исходя из даты составления акта проверки 12.04.2019 г., даты подачи иска о признании договора ничтожным 26.09.2019 г. (т. 1 л.д.106), суд считает необоснованными доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности, предусмотренного ст. 181 ГК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Ярославского района отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Филипповский А.В.