ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1608/19 от 27.01.2020 Выксунского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-59/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Выкса 27 января 2020 года

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи С……..., с участием старшего помощника Выксунского городского прокурора К……., истца З………., представителя ответчика- Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе город Выкса Т……..., при секретаре М…….., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Выкса гражданское дело по иску

Кулебакского городского прокурора Нижегородской области в интересах З………к ГУ УПФ РФ в городском округе город Выкса Нижегородской области (межрайонное) о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Кулебакский городской прокурор Нижегородской области в интересах З……... обратился в суд с исковыми требованиями к ГУ УПФ РФ в городском округе город Выкса Нижегородской области (межрайонное), в последующем измененном, об обязании ГУ УПФ РФ в городском округе город Выкса Нижегородской области (межрайонное) произвести перерасчет пенсии З…….за период с ……. с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по …….

В обоснование заявленных требований истцом указано, что Кулебакской городской прокуратурой проведена проверка по обращению гражданина З……., о непроведении ежегодной индексации пенсии, в ходе которой установлено следующее.

Согласно ч. 12 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 26.1(ч.ч.1,3,9) указанного закона пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. При выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированнойвыплаты к страховой пенсии и

Социальных пенсий» установлено, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведении о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

Согласно ст. 1 Закона страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Пунктом 2.3 ст. 11 Закона установлено, что Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст. 19 Закона, Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее — Инструкция).

В силу п.п. «а» п. 23 Инструкции, сведения о застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (далее - индивидуальные сведения), в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют в том числе страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ (п. 24 Инструкции).

Установлено, что З……., ….. г.р., проживающий по адресу: ……. является получателем пенсии по старости.

На ….. размер пенсии З……составил 20711 руб. 77 коп.. В связи с тем, что по состоянию на …….З…….не являлся работающим пенсионером, в ….. года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Выкса (далее - УПФ РФ) вынес решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты с учетом корректировки размера страховой пенсии и индексации размера фиксированной выплаты в сумме 22 172 руб. 91 коп.

В ….. года и ….. года, МП «Кулебакская ДУК» представило сведения на З…..как на застрахованное лицо, в связи с чем УПФ РФ, сделан вывод о наличии у З…..и ТСЖ «К» трудовых отношений, в связи с чем в ….. года заявителю отказано в индексации размера фиксированной выплаты пенсии. С …… года З……..ежемесячная страховая пенсия выплачивается в размере 20 711 руб. 77 коп.

Действия УПФ РФ нарушают права З…..и незаконны.

К моменту принятия решения о прекращении выплаты индексации к пенсии

З…. не являлся председателем ТСЖ. Установлено, что ТСЖ «К» ……. организовано ….., учредителями ТСЖ являются ….. физических лица, председателем ТСЖ выбран З……., в дальнейшем З…..председателем товарищества не переизбирался.

В силу требований ч. 2 ст. 147 ЖК РФ, правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

Согласно ч. 3 ст. 147 ЖК РФ, 3. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

Учитывая данные правовые нормы, полномочия председателя правления ТСЖ не могут превышать предельный срок действующего правления товарищества.

Таким образом, полномочия З…….на посту председателя правления товарищества истекли в …..году. После …. года З…….. не может быть признан председателем правления ТСЖ «К»

З…..не исполняет какую-либо трудовую функцию в ТСЖ «К», трудовых, либо гражданско-правовых отношений между указанными лицами не имеется.

В силу пункта 2 статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном доме, созданным для совместного управления общим комплексом имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.

Согласно положениям статьи 144, части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества 6 (подпункт 11 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1, 3.1 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

Установленный частью 3.1 указанной статьи запрет в полной мере относится и председателю правления.

Кроме того, положения статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовым отношениям относят отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Законодатель в статьях 20, 56 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.

Учитывая приведенные выше положения Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащим им имуществом, члены правления которого и его председатель являются членами товарищества собственников жилья, собственниками жилых помещений, которые действуют в форме товарищества собственников жилья в своих интересах в отсутствие лица, которого можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.

В данном случае члены правления товарищества собственников жилья «Каскад» и его председатель действовали исключительно в интересах собственников жилых помещений, то есть в своих интересах, что делает невозможным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях по самоуправлению признаков трудовых отношений.

Из указанных выше положений закона в их взаимосвязи следует вывод, согласно которому товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, основанной на равноправном членстве собственников помещений в многоквартирном доме, члены правления которого не могут находиться с ним в трудовых отношениях.

Кроме того, фактически З…….властно-распорядительные функции руководителя ТСЖ не выполняет, многоквартирный дом находится под управлением МП «Кулебакская домоуправляющая компания».

Таким образом, отсутствуют основные критерии возникновения трудовых отношений: исполнение трудовой функции (фактическое допущение к работе), и возмездность (заработная плата). В связи с изложенными, основания для признания трудовых отношений между З………и ТСЖ «К», а следовательно, и для отказа а индексации пенсии не имеется.

Основанием для непроведения индексации является направление страхователем в УПФ РФ выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а также сведений по форме СЗВ - М, представленной МП «Кулебакская ДУК». Вместе с тем в рассматриваемом случае сведения поступили не от страхователя, а от лица, не имеющего полномочий на предоставление таких сведений.

В силу приведенных положений страхователем З……... в случае наличия трудовых отношений являлось бы юридическое лицо - ТСЖ «К». При этом как указывалось ранее ни З…….. ни ТСЖ «К» данные по форме СЗВ - М в УПФ РФ не предоставлял. Указанные данные предоставлялись МП «КДУК», которое не является страхователем по отношению к З……..

Поскольку основанием для приостановления выплаты индексации является предоставление данных именно страхователем, а не каким-либо третьим лицом, то поступившие от ненадлежащего лица СЗВ - М не могут быть учтены УПФ РФ при решении вопроса об индексации пенсии.

Таким образом, З…….. в силу действующего законодательства не является председателем ТСЖ. Само ТСЖ фактически какую-либо деятельность не осуществляет, З………. никакой трудовой функции не исполняет и данные в УПФ РФ не подавал.

В связи с изложенным поступившие сведения из МП «Кулебакская ДУК», не являющегося страхователем, не подлежат учету УПФ РФ по городскому округу город Выкса.

У УПФ РФ не имелось оснований для неисполнения обязанности по выплате пенсии с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Выявленные нарушения, ставят в тяжелое положение З……., нарушают его права на пенсионное обеспечение. При этом З……относится к социально незащищенной категории граждан, (преклонный возраст …..лет, юридически неграмотный), в связи с чем не может сам обратиться в суд.

В судебном заседании старший помощник Выксунского городского прокурора К……. и истец З…….. поддержали исковые требования.

Как следует из объяснений З……., ТСЖ «К» в течение длительного времени какую-либо деятельность не осуществляет, жилой дом находится в управлении МП «Кулебакская ДУК». Сам он (истец) является инвалидом ….-й группы, доходов от трудовой деятельности не имеет.

Представитель ответчика- ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городскому округу г. Выкса Нижегородской области Т………. исковые требования не признала. Из в удовлетворении исковых требований. Из устных и письменных возражений представителя ответчика следует, что З……., …… года рождения, с ….. года является получателем пенсии по старости. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с ………. На основании требований частей 1, 2, 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях», пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при возникновении нрава на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение выплачивается исходя из выплачиваемой на день его установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии. В силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 01.02.2016 не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 №г 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. По смыслу ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско- правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов. Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, а также отчета по форме СЗВ- М, страхователь ТСЖ «К» предоставил сведения о З…….. как о работающем в данном товариществе застрахованном лице за ….. год за период с ……года по ….., а также с ….. года по … месяц …..года включительно. В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам, нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов. Таким образом, в соответствии с данной правовой нормой товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащего им имущества. Исходя из положений ст. 144 и ст. 145 Жилищного кодекса РФ органами управления товарищества собственников жилья являются собрание членов товарищества и правление товарищества. На основании п. 3 ст. 147 Жилищного кодекса РФ правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества, если его избрание не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества. Компетенция председателя правления ТСЖ определена в ст. 149 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, отношения, возникающие между ТСЖ и его председателем, могут и не быть трудовыми, а вознаграждение, выплачиваемое председателю правления ТСЖ, может и не быть заработной платой. Вместе с тем, отсутствие между указанными лицами трудовых отношений не означает отсутствие между ними гражданско-правовых отношений. В силу п. 11 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса РФ члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе. Им как членам выборного коллегиального органа управления ТСЖ может выплачиваться вознаграждение в размере, определяемом общим собранием. При этом выплата вознаграждения председателю и членам правления ТСЖ зависит от наличия предусмотренных для этих целей в годовой смете ТСЖ необходимых денежных средств. Статьей 217 Налогового кодекса РФ определены виды доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на доходы физических лиц. Ежемесячное вознаграждение председателя правления товарищества собственников жилья не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса РФ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения (дохода) уплачивается налог на доходы физических лиц и должны производиться отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Неисполнение обязанности по начислению и уплате страховых взносов не может свидетельствовать о том, что З…... является неработающим пенсионером. Как указывалось выше, З…... являлся председателем Правления ТСЖ «К», что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а также сведениями по форме ….., представленной работодателем за период с …. года по …… года. Доказательств обратного З…..в территориальные органы Пенсионного фонда РФ не представлено. Решение о выплате страховой пенсии с учетом индексации выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получена отчетность от страхователя. Выплата страховой пенсии осуществляется с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате пенсии (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ). С …. года вступил в силу Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которому выплата страховой пенсии с учетом индексации осуществляется с ….-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы. При этом подтверждение прекращения трудовой деятельности также устанавливается но сведениям, полученным от страхователя, с последующим вынесением территориальным органом ПФР решения о выплате пенсии с индексацией. С …. года на основании статьи 10 Федерального закона № 350 от 3 октября 2018 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пении» стоимость одного пенсионного коэффициента в ….. году устанавливается в размере 87 рублей 24 копейки, размер фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости с ….. года устанавливается в размере 5334 рубля 19 копеек. На …… года размер пенсии З…..составил - 20711 рублей 77 копеек, из них: страховая часть - 15728 рублей 87 копеек; фиксированная выплата — 4982 рубля 90 копеек. В связи с тем, что по состоянию на …… года гражданин З……не являлся работающим (данная информация подтверждена документально по сведениям, представленным страхователем в …..года), то в …… года территориальный орган ПФР вынес решение о выплате сумм СП и ФВ с учетом корректировки размера СП и индексации размера ФВ исходя из СПК и КФВ, установленных с …... Общая сумма выплаты пенсии с ….. составила - 22 172,91 руб. Выплата пенсии в размере 22 172,91 руб. произведена по февраль включительно. По состоянию на ….. года и ….. года З……являлся работающим (по сведениям, представленным страхователем в ….. года и ….. года соответственно). В связи с выявленным обстоятельством, что З…... являлся работающим пенсионером на момент проведения индексации в ……. года, территориальным Управлением Пенсионного фонда РФ в марте 2019 года было вынесено решение об отмене индексации пенсии и приведении выплаты страховой пенсии в соответствие с действующим пенсионным законодательством. Сумма выплаты страховой пенсии З……. в период с …… года по ….. года составила - 20 711,77 рублей. В период с ……. года по настоящее время ТСЖ «К» сведения о работающих в территориальное Управление Пенсионного фонда РФ передает уже без указания З…..В …… года территориальным органом Управления Пенсионного фонда РФ З…..была проведена индексация страховой пенсии за период с …….. года в размере 4 383 руб. 42 коп. и размер пенсии З…..с …. года составил 22 172 руб. 91 коп. Таким образом, правовых оснований произвести перерасчет пенсии З…….за период с ……… года с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии не имеется.

Представитель третьего лица- Муниципального предприятия городского округа город Кулебаки «Кулебакская ДомоУправляющая компания» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении указал, что требования Кулебакского городского прокурора считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Изучив доводы лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд находит следующее.

Согласно ч. 12 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.ч. 1, 3, 9 ст. 26.1 указанного закона, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

При выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированнойвыплаты к страховой пенсии и

социальных пенсий» установлено, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведении о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

Согласно ст. 1 Закона страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Пунктом 2.3 ст. 11 Закона установлено, что Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст. 19 Закона, Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция).

В силу п.п. «а» п. 23 Инструкции, сведения о застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (далее - индивидуальные сведения), в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют в том числе страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ (п. 24 Инструкции).

З…………… является получателем пенсии по старости.

На …. размер пенсии З…... составил 20711 руб. 77 коп.. В связи с тем, что по состоянию на …….. З……не являлся работающим пенсионером, в …… года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Выкса (далее - УПФ РФ) вынесло решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты с учетом корректировки размера страховой пенсии и индексации размера фиксированной выплаты в сумме 22 172 руб. 91 коп.

В ….. года и ….. года, МП «Кулебакская ДУК» представило сведения на З……... как на застрахованное лицо, в связи с чем УПФ РФ, сделан вывод о наличии у З……... и ТСЖ «К» трудовых отношений, в связи с чем в … года заявителю отказано в индексации размера фиксированной выплаты пенсии. С ….. года З……... ежемесячная страховая пенсия выплачивается в размере 20 711 руб. 77 коп.

К моменту принятия решения о прекращении выплаты индексации к пенсии

З……. фактически не являлся председателем товарищества собственников жилья.

ТСЖ «К» (…….) организовано …., учредителями ТСЖ являются …. физических лица, председателем ТСЖ выбран З….., в дальнейшем З…... председателем товарищества не переизбирался.

В силу требований ч. 2 ст. 147 ЖК РФ, правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

Согласно ч. 3 ст. 147 ЖК РФ, 3. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

Учитывая данные правовые нормы, полномочия председателя правления ТСЖ не могут превышать предельный срок действующего правления товарищества.

Таким образом, полномочия З…….., на посту председателя правления товарищества истекли в …..году. После …. года З……. не может быть признан председателем правления ТСЖ «К»

З….. не исполняет какую-либо трудовую функцию в ТСЖ «К», трудовых, либо гражданско-правовых отношений между указанными лицами не имеется.

В силу пункта 2 статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном доме, созданным для совместного управления общим комплексом имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.

Согласно положениям статьи 144, части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества 6 (подпункт 11 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1, 3.1 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

Установленный частью 3.1 указанной статьи запрет в полной мере относится и председателю правления.

Кроме того, положения статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовым отношениям относят отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Законодатель в статьях 20, 56 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.

Учитывая приведенные выше положения Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащим им имуществом, члены правления которого и его председатель являются членами товарищества собственников жилья, собственниками жилых помещений, которые действуют в форме товарищества собственников жилья в своих интересах в отсутствие лица, которого можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.

В данном случае члены правления товарищества собственников жилья «К» и его председатель действовали исключительно в интересах собственников жилых помещений, то есть в своих интересах, что делает невозможным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях по самоуправлению признаков трудовых отношений.

Из указанных выше положений закона в их взаимосвязи следует вывод, согласно которому товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, основанной на равноправном членстве собственников помещений в многоквартирном доме, члены правления которого не могут находиться с ним в трудовых отношениях.

Фактически З………властно-распорядительные функции руководителя ТСЖ не выполняет, многоквартирный дом находится под управлением МП «Кулебакская домоуправляющая компания», само ТСЖ фактически какую-либо деятельность не осуществляет что не оспаривается ответчиком и третьим лицом- МП «Кулебакская домоуправляющая компания». Судом также учитывается возраст и состояние здоровья З……., ………….

С учетом изложенного, у ответчика не имелось оснований для неисполнения обязанности по выплате пенсии с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Выявленные нарушения нарушают права З……на пенсионное обеспечение.

С учетом изложенного, исковые требования Кулебакского городского прокурора Нижегородской области суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Кулебакского городского прокурора в интересах З……удовлетворить.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городском округе г. Выкса Нижегородской области (межрайонное) произвести перерасчет пенсии З…….за период с ….. года с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с ……. года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца через Выксунский городской суд.

Судья- С.