Дело № 2-1608/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2012 года г.Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре А.М. Паздниковой, с участием представителя истца ФИО1 ФИО11 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ФИО12, представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации ФИО5 ФИО13, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ФБУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ ФИО6 ФИО14, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО15 к Администрации <адрес>, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации города Хабаровска, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение. В обоснование указав, что в ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения Исполнительного комитета Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, на состав семьи жена ФИО4, дочь ФИО1 ФИО16. В ДД.ММ.ГГГГ. брак между ФИО3 и ФИО4 был расторгнут, ФИО3 выехал из спорной квартиры на другое постоянное место жительства, снялся с регистрационного учета в ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства были установлены решением суда от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время в квартире зарегистрирована и проживает ФИО1. Указанная квартира представляет собой изолированное жилое помещение общей площадью 39,9 кв.м., жилой площадью 27,6 кв.м., состоит из двух комнат. С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована и проживает в указанной квартире, другого жилья не имеет. Все это время она несет бремя содержания имущества, обеспечивает его сохранность, поддерживает его надлежащее состояние, оплачивает квитанции за жилое помещение. На сегодняшний день истец не состоит в служебных отношениях с собственником жилого помещения, в выселении истицы из этой квартиры было отказано <данные изъяты> судом, таким образом, полагает, что фактически проживает в жилом помещении на условиях договора социального найма. Жилое помещение не является служебным, не находится в закрытом военном городке. Правом на приватизацию истец не пользовалась, жилья в собственности не имеет. Однако правом на приватизацию спорного жилого помещения истец воспользоваться не может, так как согласно ответа ТУФАУФИ <адрес> в <адрес> исключен из реестра федерального имущества на основании Распоряжения ТУ Росимущества по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с передачей в собственность муниципального образования «<адрес> «<адрес>» <адрес>. Вместе с тем, согласно ответу Администрации <адрес> указанном доме муниципальной собственностью не является. Сославшись на нормы закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» просит суд признать за истцом право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно заявлению, имеющемуся в материалах дела, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, что суд считает возможным в силу ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Дополнительно суду пояснила, что ст.93 ЖК РФ предусматривает, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Конституционный суд РФ неоднократно указывал на то, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение. Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. Утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривают, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных данными Правилами. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами. Акт об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду в соответствии с указанными Правилами не принимался. Более того, в реестре федерального имущества спорная квартира не значится, права собственности на нее за Российской Федерацией в Росреестре не зарегистрировано. поскольку не урегулирован порядок передачи государственного имущества, просит признать за истицей в судебном порядке право собственности.
Представитель ответчика Администрации <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие на основании ст.167 ГПК РФ, представил возражения на исковое заявление о несогласии с ним ввиду следующего. Спорное жилое помещение не является муниципальной собственностью, в связи с чем Администрация города не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. В материалах дела имеется информация по обращению в Управление жилищного фонда и приватизации жилья администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что спорное жилое помещение муниципальной собственностью не является. Также в материалах дела имеется информация о том, что спорное жилое помещение также не является федеральным имуществом. Согласно Обзора и законодательства судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2005года, по смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. В судебное заседание не представлено доказательств того, что имеется распоряжение о передаче жилого помещения в муниципальную собственность, более того, согласно распоряжению ТУ Росимущества по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность был передан жилой дом по <адрес> №, за исключением служебного жилого помещения – <адрес>. Не представлено доказательств того, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу на условиях договора социального найма жилого помещения. Наоборот, согласно материалам дела, спорное жилое помещение является служебным. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, повторив доводы, изложенные в возражениях на исковое заявления, пояснил следующее. Спорное жилое помещение было предоставлено <данные изъяты> ФИО3 как военнослужащему на период прохождения военной службы в данном населенном пункте в ДД.ММ.ГГГГ. При этом согласно ст.15 закона «О статусе военнослужащих» при выделении жилья были учтены члены семьи. Основным нанимателем жилого помещения является ФИО3 Таким образом, ФИО1 ФИО17 является ненадлежащим истцом по данному делу. На сегодняшний день брак между супругами расторгнут. В соответствии с ч.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом. Согласно п.п.1,3 ст.125, п.3 ст.214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями. В соответствии с Положением «О Министерства обороны РФ», утвержденным Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство обороны РФ является органом исполнительной власти, осуществляющим функции в рамках предоставленных ему полномочий по расквартированию и обустройству войск, управлению и распоряжению жилищным фондом, закрепленным за МО РФ, в соответствии с его назначением. Кроме того, в силу смысла действующего законодательства Министерство обороны РФ несет свои обязательства только перед военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Члены семьи подпадают под действие законодательства о военнослужащих постольку, поскольку таковыми являются. Поэтому перед ФИО1 Министерство обороны РФ никаких обязательств нести не может. Согласно требованиям закона «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе от Министерства обороны РФ предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Для приватизации, для заключения договора социального найма и регистрации перехода прав собственности, гражданин должен предоставить документы (справки), подтверждающие не использование своего права приватизации по всей России, то есть из каждого субъекта федерации. Перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации, установлен ст.4 Закона о приватизации. Так, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. В соответствии с указаниями Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, изданным во исполнение поручения Президента Российской Федерации о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда. В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Таким образом, в соответствии с приведенными нормами законов, подзаконных нормативных актов, служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Более того, жилые помещения жилого фонда Вооруженных сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Обеспечения жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны РФ, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных сил Российской Федерации. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ по доверенности ФИО6 исковые требования не признал, повторив доводы, изложенные в отзыве на иск, пояснил следующее. Согласно ст.6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан данный жилищный фонд. В соответствии с п.3, 4 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст.125 настоящего кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 296). В соответствии с п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. С этой целью в п.2 указанного Постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Более того, этот перечень вообще не предусматривает полномочий Минобороны России по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц. Согласно п.20 Устава, основной целью деятельности ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России является решение и выполнение задач по учету, управлению, распоряжению и контролю за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра Обороны Российской Федерации и (или) руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Соответственно, компетенция ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России ограничена компетенцией Минобороны России. ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России является правообладателем указанного жилого помещения, не уполномочено передавать в собственность недвижимое имущество. Приватизировать данное жилое помещение можно только с согласия Министерства обороны РФ. На основании Постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> был присвоен статус служебного жилого помещения. И согласно ст.92 ЖК РФ не подлежит отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма. Постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ было принято во время действия ЖК РСФСР, указанный кодекс не требовал государственную регистрацию статуса служебного жилого помещения. В настоящее время указанное Постановление не отменено. Частью 1 ст.4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Спорная квартира находится в федеральной собственности и не отнесена к жилищному фонду совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. В связи с чем просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению на основании следующего.
Как следует из копии решения Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков на заселение служебной жилой площади», решено утвердить за Хабаровской квартирно-эксплуатационной частью двухкомнатную <адрес>, для проживания прапорщика ФИО3, составом семьи 3 человека, что значится в п. ДД.ММ.ГГГГ указанного решения.
Как следует из поквартирной карточки, формы 36 (л.д.8-9) в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи ФИО3 зарегистрирована истец ФИО1.
Согласно технического и кадастрового паспорта жилого помещения №, расположенного в <адрес> в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – данное жилое помещение расположено в 5-ти этажном здании 1960 года постройки, состоит из двух жилых комнат, санузла, кухни и коридора, общая площадь 39,9 кв.м, жилая 27,6 кв.м (л.д.10, 11).
Из сообщения ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект недвижимости: жилой дом с принадлежащими инженерными коммуникациями: электросети L = 0,125 км, тепловая сеть L = 0,07 км, водопровод L=0,008 км, канализация L=0,067 км (За исключением площадей помещений и другого имущества дома, принадлежащего другим лицам на праве собственности и иных нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в том числе по которым заключены гражданско-правовые договоры ТУ Росимущества по <адрес>), закрепленный на праве оперативного управления за Хабаровской квартирно-эксплуатационной частью, расположенный по адресу: <адрес> исключен из реестра федерального имущества на основании Распоряжения ТУ Росимущества по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с передачей в собственность муниципального образования «<адрес> «<адрес>» <адрес> (л.д.13).
Вместе с тем, на запрос суда ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Министерства обороны РФ сообщает ДД.ММ.ГГГГ, что жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, согласно Распоряжению территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ передано в муниципальную собственность за исключением служебного жилого помещения № (л.д.33).
Справками ХКГУП технической инвентаризации и оценки недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что прав собственности на спорное жилое помещение – <адрес> в <адрес> не зарегистрировано (л.д.16-17).
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35).
В соответствии со ст.101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статья 93 ЖК РФ предусматривает, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Конституционный суд РФ неоднократно указывал на то, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривают, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами. Акт об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду в соответствии с указанными Правилами не принимался. Более того, в реестре федерального имущества спорная квартира не значится, права собственности на нее за Российской Федерацией в Росреестре не зарегистрировано. Кроме того, сторонами не представлены доказательства того, что спорная квартира находится в ведении Министерства обороны РФ, если была передана в муниципальную собственность, то статус служебной утрачивается по наличии обращений.
К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, что следует из ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В силу требований п.п.3-4, 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации федеральное имущество, в том числе недвижимое (жилое или нежилое помещение). Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее - реестр) осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальные органы) в отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве, по месту регистрации (для юридических лиц). Правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.
В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» при совершении сделок с федеральным имуществом федеральными органами исполнительной власти и иными организациями в соответствии с возложенными на них законодательством Российской Федерации полномочиями федеральное имущество, являющееся предметом сделки, должно быть учтено в реестре в соответствии с Положением.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств ответчиками не представлено. Поэтому у суда имеются основания признать, что спорное жилое помещение утратило статус служебного.
Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что после выезда ФИО3 требования к ФИО1 о выселении из названного жилого помещения в период времени ДД.ММ.ГГГГ из указанной квартиры никем не предъявлялись. Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу № по иску <данные изъяты> к ФИО4, ФИО1 ФИО18 о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, которым в удовлетворении исковых требований отказано, установлено, что на основании Решения Исполнительного комитета Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список на заселение служебной жилой площади, согласно которому за <данные изъяты> была закреплена, в том числе служебная двухкомнатная квартира по адресу <адрес>, для проживания прапорщика ФИО3 и его семьи. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выдано удостоверение не предоставление спорной служебной квартиры. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира являлась служебной и ведомственным жилищным фондом Министерства обороны РФ, закреплена на праве оперативного управления за <данные изъяты>, обслуживалась <данные изъяты> №. ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО10 был расторгнут, после чего ФИО3 выехал из спорной квартиры на другое постоянное место жительства, снялся с регистрационного учета в ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.28-29). Как следует из указанного решения суда, служебное жилое помещение было предоставлено военнослужащему ФИО3, после увольнения которого со службы в ДД.ММ.ГГГГ он мог быть выселен из спорной квартиры только с предоставлением ему и его семье другого жилого помещения. После расторжения брака между ФИО3 и ФИО4, и выездом ФИО3 в ДД.ММ.ГГГГ из спорной служебной квартиры, ФИО4 как одинокая мать с несовершеннолетней дочерью ФИО1 также не могли быть выселены из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения с учетом положений ст.108 ЖК РСФСР. До введения в действие Жилищного кодекса РФ, ФИО7, как одинокое лицо с проживающей с ней несовершеннолетней дочерью не могла быть выселена из спорной квартиры без предоставления ей другого жилого помещения.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиками, истец до настоящего времени проживает в спорном жилом помещении, производит оплату коммунальных услуг, несет бремя содержания имущества, обеспечивает его сохранность.
На основании приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что истец занимает жилое помещение на условиях договора социального найма, факта приобретения ею ранее в порядке приватизации жилых помещений в собственность в судебном заседании не установлено, по независящим от нее причинам она не может реализовать свое право на занимаемое жилое помещение, в связи с чем имеет право претендовать на занимаемое жилого помещения – <адрес> в порядке собственности. Других лиц, имеющих притязания относительно спорного жилого помещения, не имеется. Доводы представителя соответчика Министерства обороны РФ о том, что ФИО1 является ненадлежащим ответчиком, суд находит несостоятельными ввиду следующего. Как установлено в судебном заседании, истец приходится дочерью работнику ФИО3, которому в период прохождения военной службы было предоставлено служебное жилое помещение. Доводы ответчика о расторжении брака между супругами, кем истец не является, необоснованны.
В силу положений ст.18 Жилищного кодекса Российской Федерации право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, настоящим Кодексом.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
На основании ч.2 ст.223 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда право собственности подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в целях реализации установленного права и в рамках заявленных требований признать за истцом право собственности на занимаемое жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 ФИО19 к Администрации <адрес>, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение - удовлетворить.
Признать за ФИО1 ФИО20, право собственности на жилое помещение – <адрес>, общей площадью 39,9 кв.м., жилой площадью 27,6 кв.м., в соответствии с техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.10.2012 года.
Судья (подпись)
Решение не вступило в законную силу
Копия верна, судья Т.В. Брязгунова
Подлинник решения подшит в деле № 2-1608/2012, находится в Кировском районном суде города Хабаровска
Секретарь судебного заседания А.М. Паздникова