ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1609/2024 от 26.02.2024 Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1609/2024

УИД 78RS0023-01-2023-009113-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2024 года Санкт-Петербург

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кривилёвой А.С.,

при секретаре Щелкиной М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабуриной Анны Григорьевны к Румянцевой Елене Ивановне, ТСЖ «Загребский 23/2» о признании недействительными решений общего собрания членов ТСЖ, о признании недействительной регистрационной записи,

УСТАНОВИЛ:

Истец Бабурина А.Г. указала, что из сведений, размещенных на интернет-сайте «Прозрачный бизнес» ей стало известно о том, что от ТСЖ «Загребский 23/2 (далее – ТСЖ) в МИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу (далее – инспекция) поступило заявление по форме № Р13014. В ответ на запрос инспекция представила истцу протокол № 3 от 12.07.2023 внеочередного общего собрания членов ТСЖ, проведенного по инициативе Румянцевой Е.И., и по результатам которого были приняты решения об избрании председателя общего собрания, секретаря общего собрания, счетной комиссии, председателя ТСЖ, уполномоченного лица для осуществления государственной регистрации изменений ТСЖ, об установлении порядка проведения общих собраний, определении места хранения протокола и решений общего собрания членов ТСЖ.

На основании принятых на общем собрании решений в инспекцию были поданы сведения для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Решением налогового органа от 20.07.2023 в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о ТСЖ были внесены изменения в сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности. В настоящее время в реестре содержатся сведения о ФИО8 как о председателе правления ТСЖ.

По мнению истца, указанные решения являются недействительными, поскольку был нарушен порядок созыва собрания, а также общее собрание не имело кворума. Истец полагает, что оспариваемые решения не могут являться основанием для внесения названных изменений в ЕГРЮЛ, следовательно, недействительной является и соответствующая государственная регистрационная запись, внесенная инспекцией 20.07.2023.

С учетом уточнений заявленных требований истец просил признать недействительными решения общего собрания членов ТСЖ, оформленные протоколом № 3 от 12.07.2023, а также признать недействительной регистрационную запись № 2237801995132, внесенную инспекцией 20.07.2023 на основании указанного протокола.

Истец Бабурина А.Г. в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, доверила представлять свои интересы в суде представителю ФИО9 который в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ТСЖ ФИО10 действующая на основании протокола общего собрания членов ТСЖ № 9-ТСЖ-2023 от 03.12.2023, в судебное заседание явилась, с уточненным исковым заявлением согласилась, указав, что члены ТСЖ не извещались о проведении внеочередного общего собрания по инициативе Румянцевой Е.И.

Представитель третьего лица МИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу ФИО11 в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Ответчик Румянцева Е.И., представитель третьего лица администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее – администрация) в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, исследовав доказательства по делу, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, Бабурина А.Г. является собственником квартиры <адрес>

Так, по инициативе Румянцевой Е.И. 12.07.2023 состоялось внеочередное общее собрание членов ТСЖ с очно-заочной формой голосования по адресу: <адрес>

В повестку дня данного собрания были включены следующие вопросы: избрание председателя общего собрания, секретаря общего собрания, счетной комиссии, председателя ТСЖ, выбрано уполномоченное лицо для осуществления государственной регистрации изменений ТСЖ, установлен порядок проведения общих собраний, определено место хранения протокола и решений общего собрания членов ТСЖ.

Из анализа протокола следует, что общее количество голосов членов ТСЖ составляет 8283,46 голосов (100%), количество голосов членов ТСЖ, принявших участие в голосовании, на общем собрании – 7928,16, что составляет 95,71 %.

Согласно ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Порядок проведения общего собрания собственников в многоквартирном доме предусмотрен ст.ст. 45-48 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в п.п. 4.5 и 4.6 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в п. 4.5 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум).

В силу ч. 3 ст. 46 ЖК РФ решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

На основании п. 2 ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.

Согласно ч. 1 ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов товарищества или уставом товарищества. Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

В соответствии с п. 8.5 Устава ТСЖ «Загребский 23/2», утверждённого решением внеочередного общего собрания членов ТСЖ (Протокол № 2-ТСЖ-2023) от 09.07.2023, действовавшего на период проведения собрания, уведомление о проведении общего собрания членов товарищества направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания членов товарищества.

В соответствии с ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

В силу ст. 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование.

Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Из разъяснений в п. 119 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что ничтожное решение собрания, а равно оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительны с момента их принятия (п. 7 ст. 181.4 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

Из положений пп. 1 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ следует, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания.

В силу правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, не любое нарушение требований жилищного законодательства может явиться основанием к отмене решения общего собрания, а только такие существенные нарушения закона, ввиду которых невозможно выявить истинную волю большинства участников соответствующего гражданско-правового сообщества, при этом принятое решение нарушает права и законные интересы лица, оспаривающего такое решение.

Вопросы наличия кворума, легитимности лиц, участвующих в голосовании, соблюдение порядка самого голосования и подсчета голосов имеют существенное значение для правомочности принимаемых собранием решений, а, следовательно, и их законности.

Так, истец Бабурина А.Г. ссылается на то, что в нарушение положений ч. 1 ст. 146 ЖК РФ и п. 8.5 устава ТСЖ она не была уведомлена о проведении внеочередного общего собрания по инициативе Румянцевой Е.И.

Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга, являясь собственников жилых помещений в этом доме, в своем отзыве ссылается на аналогичные обстоятельства (л.д. 149 оборот).

В судебном заседании представитель ТСЖ ФИО12 подтвердила тот факт, что члены ТСЖ не извещались о проведении внеочередного общего собрания по инициативе Румянцевой Е.И., по итогам которого были приняты оспариваемые решения.

Доказательств надлежащего уведомления собственников помещений многоквартирного дома о проведении внеочередного общего собрания ответчиком Румянцевой Е.И. не представлялось.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ и п. 2 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить подлинники решений (бюллетеней) и протоколов общих собраний собственников помещений в течение пяти дней с момента получения документов, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.

В свою очередь подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Между тем документы по общему собранию собственников помещений многоквартирного дома, оформленные протоколом № 3 от 12.07.2023, в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга не поступали, что подтверждается соответствующим ответом от 29.12.2023 (л.д. 133).

Из пункта 109 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (п. 4 ст. 181.4 ГК РФ). Как уже указывалось выше, к нарушениям порядка принятия решения, в том числе могут быть отнесены нарушения, касающиеся созыва, подготовки, проведения собрания, осуществления процедуры голосования (пп. 1 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ).

Таким образом, отсутствие подлинника протокола решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, уведомления о проведении общего собрания собственников помещений, списка собственников помещений многоквартирного дома с указанием площади находящихся в собственности помещений, бюллетеней голосования, а также документов, подтверждающих полномочия представителей собственников, свидетельствует о наличии существенных нарушений порядка созыва, подготовки и проведения оспариваемого общего собрания собственников, влияющих на волеизъявление его участников, т.е. изложенное является существенным нарушением норм права (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ), и основанием для признания решения проведенного собрания недействительным.

В силу п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129) для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Согласно п. 4.1 ст. 9 Закона № 129 регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

Из смысла и содержания приведенных норм права следует, что по общему правилу, в полномочия регистрирующего органа не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, и проверка их на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации.

На основании протокола общего собрания № 3 от 12.07.2023 ФИО13 обратилась с заявлением по форме № Р38001 в МИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в части изменения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ТСЖ. На основании указанного заявления инспекцией вынесено решение № 89364А от 20.07.2023 о государственной регистрации, в ЕГРЮЛ внесена государственная регистрационная запись № 2237801995132.

Так, ФИО14 при подаче указанного заявления были представлены все необходимые документы для внесения соответствующей государственной регистрационной записи (л.д. 138-147).

Возражений относительно предстоящей государственной регистрации по форме № Р38001 в инспекцию не поступало.

Следовательно, решение о внесении указанной записи в полной мере соответствует действующему законодательству, в связи с чем у инспекции отсутствовали какие-либо, предусмотренные ст. 23 Закона № 129 основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации, принятое инспекцией, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются (п. 3 ст. 5 Закона № 129).

В свою очередь, аннулирование, восстановление или признание недействительными записей в ЕГРЮЛ, признание недействительным решение о государственной регистрации не предусмотрено действующим законодательством. Согласно действующему законодательству в ЕГРЮЛ могут быть внесены лишь новые записи.

При таких обстоятельствах, требование о признании недействительной государственной регистрационной записи № 2237801995132, внесенной инспекцией на основании решения от 20.07.2023, не подлежит удовлетворению.

С учетом вышеуказанных положений законодательства в соответствии с представленными по делу доказательствами, оценка которых произведена по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бабуриной Анны Григорьевны, – удовлетворить в части.

Признать решения общего собрания членов товарищества собственников жилья «Загребский 23/2», оформленные протоколом № 3 от 12.07.2023, недействительными.

В удовлетворении остальной части исковых требований, – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 11.03.2024.