Дело №2-1610/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 13 января 2021 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Малишевской Н.А.,
при секретаре Першиной А.В.,
с участием:
- представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1610/2021 по исковому заявлению Заместителя межрайонного прокурора Тобольской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Акционерному обществу «Россети Тюмень» об обязании к разработке проекта освоения лесов на арендуемый земельный участок и предоставлении лесной декларации за 2020 г.
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Заместитель межрайонного прокурора Тобольской межрайонной прокуратуры (далее – истец, Заместитель прокурора), действующий в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в Центральный районный суд г. Тюмени к Акционерному обществу «Россети Тюмень» (далее – ответчик, АО «Россети Тюмень») со следующими исковыми требованиями:
- обязать АО «Россети Тюмень» в течение трёх месяцевс даты вступления судебного решения в законную силу разработать проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с местоположением: <адрес> и предоставить его в Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее – Департамент лескомплекса) для проведения государственной экспертизы;
- обязать АО «Россети Тюмень» предоставить в Департамент лескомплекса лесную декларацию за 2020, 2021 гг в течение 1 месяца после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Иск мотивирован следующими доводами.
Между Департаментом лескомплекса и ОАО «Тюменьэнерго» заключен договор комплекса заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – договор аренды) с местоположением: <адрес>), срок действия аренды до ДД.ММ.ГГГГ. Передача земельного участка подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. По условиям договора аренды (п. 13) разработка и предоставление проекта освоения лесов это одно из обязательств арендатора. Заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды утверждено со сроком действия на 10 лет приказом Департамента лескомплекса от ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с новым проектом освоения лесов АО «Россети Тюмень» не обращалось; лесная декларация за 2020 г. в адрес третьего лица также не была представлена. Ответчиком нарушено лесное законодательство, в частности, действующий договор аренды. В отсутствие проекта, о котором выше сообщается, ответчик использует спорный земельный участок по своему усмотрению, что ставит под угрозу права и законные интересы неопределённого круга лиц.
Истец и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, своих представителей в суд не направили, ввиду чего, в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Ответчик АО «Россети Тюмень» направил в суд своего представителя ФИО1, которая действия на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, настаивала в ходе судебного заседания на отказе в удовлетворении в заявленных истцом требованиях, по основаниям, изложенным в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно доводам отзыва ответчика, по результатам представления Тобольской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений закона № от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Россети Тюмень» признает отсутствие проекта освоения лесов по договору аренды, однако обращает внимание суда, что работа по заключению договора подряда на выполнение работ по разработке проекта освоения лесов к договору аренды организована. В последующем, последует организация работ по утверждению, согласованию и предоставлению в надзорные органы проекта освоения лесов. За нарушение лесного законодательства, соответствующие должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Сроки разработки и согласования проекта устанавливаются законодательством. Лесная декларация подается не менее, чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов, то есть на предстоящий период. В заключение ответчик отметил, какие именно права и интересы ответчиком нарушены, истцом не указано.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителя ответчика, изучив имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.ст. 9, 15 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную экологическую среду.
В силу требований ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических условий его жизни.
Из представленных материалов дела следует, АО «Россети Тюмень» зарегистрировано Администрацией города Сургута ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН <***> с присвоением ИНН <***>.
Как следует из ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Сопроводительным письмом Департамента лескомплекса О направлении информации № от ДД.ММ.ГГГГ Заместитель прокурора предоставлена информация по Тобольскому лесничеству, в частности, о наличии проектов освоения лесов по заключенным договорам и договоры, по которым лесные декларации не представлены.
Так, согласно представленным сведениям, с АО «Тюмпеньэнерго» заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ с местоположением: <адрес>) (далее – спорный лесной участок).
Согласно договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между арендодателем Департаментом лескомплекса и арендатором ОАО «Тюменьэнерго» (в последующем, переименовано в АО «Россети Тюмень»), арендодатель предоставил, а арендодатель принял во временное пользование (аренду) часть лесного участка, являющегося составной частью земель лесного фонда Тобольского лесничества, находящегося в собственности Российской Федерации.
Спорный лесной участок принят АО «Россети Тюмень» на основании акта приёма-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ.
Местоположение земельного участка: <адрес>) – часть лесного участка с временным условным номером: № (с номером учётной записи в государственном лесном реестре №), общей площадью 17, 1 га (171000 кв.м).
Согласно ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Из п. 4 договора аренды следует, лесной участок передается арендатору в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45 Лесного кодекса РФ).
Наименование объекта: <данные изъяты>).
Важно отметить, лесной участок, предоставленный ответчику в аренду, относится к защитным лесам.
В силу ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно п. 10 договора аренды арендодатель вправе получать от арендатора сведения в установленном законодательством порядке, справочные и другие материалы об использовании, охране и защите лесов на лесном участке и их воспроизводстве.
Как следует из п. 13 договора аренды арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов, включающий раздел по рекультивации нарушенных земель, для проведения государственной экспертизы; ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.
В силу п. 14 договора аренды за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных договором, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договором.
Как следует из информационного письма Департамента Лескомплекса № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Россети Тюмень» имеется нарушение договора аренды, выраженное, в том числе, в непредставлении проекта освоения лесов и непредставлении лесной декларации за 2018 – 2019 гг.
В соответствии с приказом Департамента Лескомплекса № от ДД.ММ.ГГГГ О О заключении государственной экспертизы проекта освоения лесов № от ДД.ММ.ГГГГ заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов от ДД.ММ.ГГГГ год а №, связанное с выполнением работ по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (Строительство <данные изъяты> приказано утвердить. Срок действия государственной экспертизы проекта освоения лесов установлен 10 лет.
Названное заключение экспертной комиссии, а также проект освоения лесов на лесном участке в материалы дела представлены.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «Россети Тюмень» вынесено Тобольской межрайонной прокуратурой представление №, которым истец требовал от ответчика принять меры к устранению выявленных нарушений требований действующего законодательства в указанной сфере, причин и условий им способствующих и недопущению в дальнейшем. Доводы представления схожи с доводами, указанные истцом при подаче иска в суд.
В соответствии с ответом АО «Россети Тюмень» № от ДД.ММ.ГГГГ в Ишимском ТПО филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети имеется один действующий договор аренды лесного участка на территории Тобольского лесничества, в целях использования строительства, реконструкции и эксплуатации ВЛ-500кВ. Действующего проекта освоения лесов по названному договору не имеется; проект находится на стадии разработки.
Судом установлено, новый проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы до настоящего времени в Департамент лескомплексане предоставлен.
Лесной кодекс РФ предусматривает составление проекта освоения лесов лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 1 статья 88 Лесного кодекса РФ).
Данный проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ).
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, в соответствии с п. 28 которого, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Поскольку ответчик в нарушение лесного законодательства РФ, а также заключенного с Департаментом Лескомпекса договора аренды, до настоящего времени не разработан проект освоения лесов, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту ее от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, несоблюдение указанных требований может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.
Отсутствие проекта освоения лесов, имеющего положительную государственную экспертизу, свидетельствует о том, что в результате хозяйственной деятельности АО «Россети Тюмень» продолжительное время фактически использует и осваивает лесной участок по своему усмотрению, что ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц- граждан Российской Федерации, которые вправе рассчитывать на то, что экологическая система и природные ресурсы государства будут использоваться коммерческими организациями в процессе их хозяйственной деятельности, не только по их усмотрению, но также и в соответствии с требованиями федеральных законов.
Защитить права и интересы неопределенного круга лиц в данном случае возможно путем возложения на ответчика обязанности соблюдать требований лесного законодательства в части подготовки проекта освоения лесов, утвержденного в установленном законом порядке.
Использование ответчиком лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, нарушает основные интересы и принципы Российской Федерации, как собственника лесного фонда, выражающиеся в устойчивом управлении лесами, сохранении биологического разнообразия лесов, повышении их потенциала, сохранении средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Кроме того.
В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39, 37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
Необходимость разработки проекта освоения лесов, проведения его экспертизы, ежегодной подачи лесной декларации преследует цель предотвращения использования лесных участков с нарушением их целевого назначения во избежание причинения вреда лесу как природному ресурсу.
В соответствии с п. 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утв. Приказом Рослесхоза от 16 января 2015 № 17, лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лицо, подавшее лесную декларацию), в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика в ходе судебного заседания, декларация за 2020 г. последним в Департамент лескомплекса не предоставлялась. Вместе с тем срок представления декларации за 2021 г. не насупил, права неопределенного круга лиц не нарушены.
Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Требование истца об обязании акционерное общество «Россети Тюмень» предоставить в Департамент лесного комплекса Тюменской области лесную декларацию за 2020 г. в течение 1 месяца после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Заместителя межрайонного прокурора Тобольской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Акционерному обществу «Россети Тюмень» об обязании к разработке проекта освоения лесов на арендуемый земельный участок и предоставлении лесной декларации за 2020 г. удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Россети Тюмень» в течение трёх месяцев с даты вступления настоящего судебного решения в законную силу разработать проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с местоположением: <адрес>) и предоставить его в Департамент лесного комплекса Тюменской области для проведения государственной экспертизы.
Обязать Акционерное общество «Россети Тюмень» предоставить в Департамент лесного комплекса Тюменской области лесную декларацию за 2020 г. в течение 1 месяца после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г. Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 января 2021 г.
Председательствующий: Н.А. Малишевская