Гражданское дело № 2-1621/2019
УИД 42RS0037-01-2019-003682-58
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юргинский городской суд Кемеровской области
в с о с т а в е:
председательствующего судьи Королько Е.В.,
при секретаре судебного заседания Гумеровой А.В.,
с участием:
представителя истца – ст. помощника Томского транспортного прокурора Цыганкова Н.А.,
представителя ответчика ООО «Колпашевский речпорт» ФИО1,
26 ноября 2019 года
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрга Кемеровской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Томской транспортной прокуратуры, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт», Обществу с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» о запрете эксплуатации судов,
У С Т А Н О В И Л:
Томский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт» (далее – ООО «Колпашевский речпорт»), Обществу с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» (далее – ООО «РегионСибГаз») о запрете эксплуатации судов.
Требования мотивированы следующим. Томской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о внутреннем водном транспорте установлена эксплуатация негодных к плаванию судов, принадлежащих ООО «Колпашевский речпорт» в навигацию 2019 года.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей: диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания и мониторинг движения судов на остальных участках внутренних водных путей; государственный портовый контроль; государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре. Администрацией бассейна внутренних водных путей на территории Томской области является ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» (далее - ФБУ «Администрация Обского БВП»), согласно распоряжению Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 1748-р. В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.08.2012 г. № 316 река Васюган, река Нюролька, река Обь в пределах Томской области входит в состав Обского бассейна внутренних водных путей, который, в свою очередь, является частью внутренних водных путей России.
Согласно сведений ФБУ «Администрация Обского БВП» от 21.05.2019 г. о представлении сведений по ООО «Колпашевский речпорт» и информации о предоставлении выписок из Государственного судового реестра от 16.05.2019 г. следует, что ООО «Колпашевский речпорт» является собственником не менее 66 судов водного транспорта.
В соответствии со сведениями ФБУ «Администрация Обского БВП» 21.05.2019 года установлено, что в навигацию 2019 года с 07.05.2019 г. по 20.05.2019 г. принадлежащие ООО «Колпашевский речпорт» самоходные суда: «БМ-7», «БМ-20», «БМ-21», «БМ-23», «Ангара-113», «Ангара-114», «ГТ-76», «54» и несамоходные суда: «28», «32», «ГП-71», «ГП-202», «ТК-200-54», «ТК-200-35», «52», «53» эксплуатируются с целью перевозки опасного груза сжиженного газа на территории Томской области по рекам Обь, Васюган и Нюролька. Также в ходе проверки транспортной прокуратурой и инспекцией государственного портового контроля ФБУ «Администрация Обского БВП» установлен факт эксплуатации принадлежащего ООО «Колпашевский речпорт» теплохода «Сигнал -1» с баржами «63» и «65» 23.05.2019 г. на р. Васюган, теплохода «БМ-7» с баржами «25» и «27» 23.05.2019 г. на 15км р. Васюган, теплохода «БМ-21» с баржами «48» и «ТК-200-35» 24.05.2019 г. на 102 км р. Васюган, теплохода «Отважный» с баржей «БПА-4» 24.05.2019 г. на 142 км р. Васюган, теплохода «Ангара-113» с баржей «СБП-151» 07.05.2019 г. на 22 км р. Нюролька, теплохода «ГТ-76» с баржами «28» и «32» 26.05.2019 г. на 18 км р. Васюган. Кроме того, в августе 2019 года Томской транспортной прокуратурой установлен факт эксплуатации у с. Жуково в Кривошеинском районе Томской области на 1080 км р. Обь с целью перевозки вышеуказанного опасного груза судов: теплоход «БМ-20» с составом барж «КП-200-31» и «КП-200-34» и теплоход «Отважный» с составом барж «63» и «65». При этом, состав барж «КП-200-31» и «КП-200-34» и теплоход «Отважный» с судами «63» и «65» в навигацию 2019 года не признаны годными к плаванию согласно сведений Речного Регистра от 21.08.2019 г..
На территории Томской области классификацию и освидетельствование судов осуществляет Западно - Сибирский филиал Российского Речного Регистра, согласно Приказа Минтранса России от 25.09.2012 г. № 355 и Распоряжения Минтранса России от 14.11.2011 № ИЛ-126-р.
Согласно сведений Западно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра от 29.05.2019 г. и 21.08.2019 г. года установлено, что все из указанных судов, а исключением судов «БМ-20», «БМ-21» и «32», не признаны годными к плаванию в связи с прекращением действия ранее выданных документов Речного Регистра. Таким образом, вышеуказанные суда ООО «Колпашевский речпорт», за исключением судов «БМ-20», «БМ-21» и «32» в 2019 году не прошли освидетельствование, в связи с чем, документы Российского Речного Регистра на указанные суда утратили силу, что влечет не годность к плаванию данных судов. Таким образом, вышеуказанные суда ООО «Колпашевский речпорт», исключением судов «БМ-20», «БМ-21» и «32», эксплуатировались в 2019 году по рекам Нюролька, Васюган и Обь в нарушение требований ч. 1, 2 ст. 35 КВВТ РФ.
Согласно заключенного ООО «Колпашевский речпорт» с ООО «РегионСибГаз» договора аренды флота с экипажем *** от ***, арендодатель в лице ООО «Колпатевский речпорт» представляет арендатору ООО «РегионСибГаз» за плату во временное владение и пользование плавсредства с экипажем, оказывающим услуги по управлению и эксплуатации со сроком до 01.12.2019 г., арендатор ООО «РегионСибГаз» обязуется обеспечивать безопасность судоходства в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе подготавливать судно к плаванию в соответствии со ст.ст. 34, 35 КВВТ РФ. Таким образом, по указанному договору ООО «РегионСибГаз» обязуется принимать меры по классификации и освидетельствованию филиалом Речного Регистра принадлежащих ООО «Колпашевский речпорт» судов. Однако ч. l ст. 61 КВВТ РФ предусматривает, что арендодатель обязан обеспечить пригодность судов для целей, предусмотренных договором аренды, надлежащее снаряжение судов и безопасную техническую эксплуатацию судов.
Согласно вышеуказанных сведений Российского Речного Регистра следует, что эксплуатируемые в 2019 году принадлежащие ООО «Колпашевский речпорт» суда до даты заключения договора аренды флота с экипажем ***/*** от *** не были пригодны к плаванию в связи с их не освидетельствованием в установленный документами Регистра срок, о чем указано в ответе филиала от 29.05.2019 г. и 21.08.2019 г..
На основании изложенного следует, что меры по обеспечению безопасной технической эксплуатации судов должны быть приняты как ООО «Колпашевский речпорт», предоставившим суда, так и ООО «РегионСибГаз», принявшим суда на указанных условиях аренды. В связи с чем, деятельность данных компаний, направленная на перевозку опасного груза сжиженного углеводородного газа путем эксплуатации указанных судов без признания их годным к плаванию Речным Регистром может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, причинение вреда жизни, здоровью людей, а также причинение вреда окружающей среде. При этом, несоблюдение требований безопасности на внутреннем водном транспорте при наступлении тяжких последствий создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
Просит запретить ответчикам осуществлять деятельность по эксплуатации судов: «БМ-7» (идентификационный номер О-05104), «БМ-23» (идентификационный номер О-10403), «Ангара-113» (идентификационный номер О-10503), «Ангара-114» (идентификационный номер О-10603), «ГТ-76» (идентификационный номер О-3-04811), «54» (идентификационный номер О-4-00807), «28» (идентификационный номер О-88303), «32» (идентификационный номер О-88503), «ГП-71» (идентификационный номер О-3-0511), «ГП-202» (идентификационный номер О-3-04911), «ТК-200-54» (идентификационный номер О-3-16602), «ТК-200-35» (идентификационный номер О-3-16502), «52» (идентификационный номер O-02109), «53» (идентификационный номер О-02209), «Сигнал-l» (идентификационный номер О-3-05207), «63» (идентификационный номер О-11203), «65» (идентификационный номер О-78402), «25» (идентификационный номер О-07804), «27» (идентификационный номер О-88203), «48» (идентификационный номер О-76602), «Отважный» (идентификационный О-4-41202), «БПА-4» (идентификационный номер О-3-05411), «СБП-151» (идентификационный номер О-3-05511), «КП-200-31» (идентификационный номер О-3-39302) и «КП-200-34» (идентификационный номер О-3-39402) с момента вступления решения суда в законную силу до признания данных судов годными к плаванию по результатам освидетельствования филиалом Российского Речного Регистра, взыскать с ответчиков государственную пошлину( л.д. 3-8).
Определением Юргинского городского суда от 26 ноября 2019 года принят отказ истца – Томского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, от исковых требований в части запрета Обществу с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт», Обществу с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» осуществлять деятельность по эксплуатации судов «БМ-23» (идентификационный номер О-10403), «32» (идентификационный номер О-88503) с момента вступления решения суда в законную силу до признания данных судов годными к плаванию по результатам освидетельствования филиалом Российского Речного Регистра, производство по делу в данной части исковых требований прекращено.
В судебном заседании представитель истца помощник Томского транспортного прокурора Цыганков Н.А., в судебном заседании поддержал доводы искового заявления, настаивал на удовлетворении исковых требований к ответчикам.
Представитель ответчика ООО «Колпашевский речпорт» - ФИО1, действующая на основании доверенности от 22.07.2019 г. (копия на л.д. 75), в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснила, что на данный момент эксплуатация флота прекращена, он никем не эксплуатируется, стоит на отстое. В силу природных причин (зимнее время) не возможна эксплуатация флота, а также невозможно закончить мероприятия по освидетельствованию флота. Принимаются меры для устранения нарушения, в отношении ряда судов мероприятия проведены. Реальность угрозы не доказана истцом.
Представитель ответчика ООО «РегионСибГаз» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 129-131), ранее представили письменный отзыв относительно заявленных требований, где указали, что с заявленными требованиями в части, касающейся ООО «РегионСибГаз», не согласны, истцом не представлено доказательств, что ООО «РегионСибГаз» осуществляет деятельность по эксплуатации указанного в иске флота. Представленные в материалы дела с исковым заявлением справки, рапорты, предписания, ответы Администрации Обского БВП не содержат ссылок на осуществление деятельности по эксплуатации флота ООО «РегионСибГаз» (л.д. 72-73). В дополнении к отзыву указали, что 31.10.2019г. между ООО «РегионСибГаз» (арендатор) и ООО «Колпашевский речпорт» (арендодатель) подписан Акт приема-передачи флота, в соответствии с которым ООО «РегионСибГаз» возвратило плавсредства из аренды ООО «Колпашевский речпорт». То есть, договор аренды прекратил свое действие. Следовательно, у ООО «РегионСибГаз» отсутствуют какие-либо правовые основания для эксплуатации флота, принадлежащего ООО «Колпашевский речпорт». С учетом изложенного, полагают, что в данной ситуации применение к ООО «РегионСибГаз» запрета эксплуатации флота, принадлежащего ООО «Колпашевский речпорт» не отвечает целям санкции - предупреждение причинения вреда. Считают заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению (л.д. 132).
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Из материалов дела следует, что собственником указанных в иске судов: «БМ-7» (идентификационный номер О-05104), «Ангара-113» (идентификационный номер О-10503), «Ангара-114» (идентификационный номер О-10603), «ГТ-76» (идентификационный номер О-3-04811), «54» (идентификационный номер О-4-00807), «28» (идентификационный номер О-88303), «ГП-71» (идентификационный номер О-3-0511), «ГП-202» (идентификационный номер О-3-04911), «ТК-200-54» (идентификационный номер О-3-16602), «ТК-200-35» (идентификационный номер О-3-16502), «52» (идентификационный номер O-02109), «53» (идентификационный номер О-02209), «Сигнал-l» (идентификационный номер О-3-05207), «63» (идентификационный номер О-11203), «65» (идентификационный номер О-78402), «25» (идентификационный номер О-07804), «27» (идентификационный номер О-88203), «48» (идентификационный номер О-76602), «Отважный» (идентификационный О-4-41202), «БПА-4» (идентификационный номер О-3-05411), «СБП-151» (идентификационный номер О-3-05511), «КП-200-31» (идентификационный номер О-3-39302) и «КП-200-34» (идентификационный номер О-3-39402) является ООО «Колпашевский речпорт», что подтверждается информацией ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» (л.д. 41-49).
Согласно договору *** аренды флота с экипажем от *** ООО «Колпашевский речпорт» передал в аренду ООО «РегионСибГаз» указанные суда сроком до 01.12.2019 г.. Как указано в п. 1.3. договора, имущество предоставляется с целью перевозки опасного груза – сжиженного углеводородного газа марки СПБТ (л.д.56-58).
Согласно п. 2.3.9 указанного договора арендатор ООО «РегионСибГаз» обязуется обеспечивать безопасность судоходства в соответствии с действующим законодательством РФ. В соответствии со ст. 34, 35 КВВТ РФ подготавливать судно к плаванию, разрабатывать и применять систему безопасностью судов, проводить классификацию и освидетельствование арендуемого флота.
Таким образом, по указанному договору ООО «РегионСибГаз» обязуется принимать меры по классификации и освидетельствованию принадлежащих ООО «Колпашевский речпорт» судов.
По информации Западно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра суда «БМ-7» (идентификационный номер О-05104), «Ангара-113» (идентификационный номер О-10503), «Ангара-114» (идентификационный номер О-10603), «ГТ-76» (идентификационный номер О-3-04811), «54» (идентификационный номер О-4-00807), «28» (идентификационный номер О-88303), «ГП-71» (идентификационный номер О-3-0511), «ГП-202» (идентификационный номер О-3-04911), «ТК-200-54» (идентификационный номер О-3-16602), «ТК-200-35» (идентификационный номер О-3-16502), «52» (идентификационный номер O-02109), «53» (идентификационный номер О-02209), «Сигнал-l» (идентификационный номер О-3-05207), «63» (идентификационный номер О-11203), «65» (идентификационный номер О-78402), «25» (идентификационный номер О-07804), «27» (идентификационный номер О-88203), «48» (идентификационный номер О-76602), «Отважный» (идентификационный О-4-41202), «БПА-4» (идентификационный номер О-3-05411), «СБП-151» (идентификационный номер О-3-05511), «КП-200-31» (идентификационный номер О-3-39302) и «КП-200-34» (идентификационный номер О-3-39402) состоят на классификационном учете в Западно-Сибирском филиале Российского Речного Регистра, однако не имеют действующих документов о готовности к плаванию, а также возможности перевозить опасные грузы (л.д. 50-53, 54, 55, 113-117).
Томский транспортный прокурор, полагая, что ответчики не обеспечивают исполнение требований Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, Правил технической эксплуатации речного транспорта, и что может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, причинение вреда жизни, здоровью людей, а также причинение вреда окружающей среде, при этом, несоблюдение требований безопасности на внутреннем водном транспорте при наступлении тяжких последствий создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском.
Вопреки доводам ответчиков, материалами проверки Томской транспортной прокуратуры (л.д. 9-23), представленной ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» информацией (л.д. 24-37, 38, 40), постановлениями мировых судей о привлечении ООО «РегионСибГаз» к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией (копии на л.д. 118-121, 122-123), материалами проверки по транспортному происшествию 07.05.2019 г. (л.д.195-201), подтверждается, что указанные суда эксплуатируются в навигацию 2019 года на реках Томской области Нюролька, Обь, Васюган, при этом осуществляется деятельность по перевозке опасного груза (сжиженного газа).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В силу п. 1 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ положения настоящего Кодекса регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации
Статьей 2 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ регламентировано, что законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что на подлежащих регистрации судах должны находиться судовые документы, в том числе свидетельство о годности судна к плаванию.
Согласно п. 2 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов.
Согласно п. 3 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям,
Пунктом 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ предусмотрено, что подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
В соответствии с п.1 ст. 61 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ арендодатель обязан обеспечить пригодность судна для целей, предусмотренных договором аренды, укомплектование экипажем и надлежащее снаряжение судна, а также безопасную техническую эксплуатацию судна, содержание его экипажа и наличие предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовых документов в соответствии с целями аренды.
В соответствии с приказом Минтранса РФ от 25.09.2012 г. № 355 полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, наделено федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр».
Порядок осуществления классификации и освидетельствования судов определен Положением о классификации и об освидетельствовании судов, утвержденным Приказом Минтранса России от 14.04.2016 г. № 102 (далее - Положение).
Согласно п. 3 Положения целью классификации и освидетельствования является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия судов, материалов и изделий для установки на судах, организаций, осуществляющих проектирование, строительство, модернизацию, переоборудование и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов (далее - организация), Правилам.
В силу п. 30 Положения предусматривает, что судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете организации по классификации, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно организацией по классификации.
Пункт 71 Положения предусматривает, что к судовыми документами, подтверждающими выполнение требований Правил, являются: свидетельство о классификации; мерительное свидетельство; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна.
Судовые документы, указанные в п. 71 Положения приостанавливают действие в случае непредъявления судна к освидетельствованию в установленный срок, согласно пп.1 п.75 Положения.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм законодательства, пригодность судна к эксплуатации должна подтверждаться соответствующими документами, выданными Российским Речным Регистром по итогам освидетельствования.
По сведениям Западно-Сибирского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» от 25.11.2019 г. суда «БМ-7» (идентификационный номер О-05104), «Ангара-113» (идентификационный номер О-10503), «Ангара-114» (идентификационный номер О-10603), «ГТ-76» (идентификационный номер О-3-04811), «54» (идентификационный номер О-4-00807), «28» (идентификационный номер О-88303), «ГП-71» (идентификационный номер О-3-0511), «ГП-202» (идентификационный номер О-3-04911), «ТК-200-54» (идентификационный номер О-3-16602), «ТК-200-35» (идентификационный номер О-3-16502), «52» (идентификационный номер O-02109), «53» (идентификационный номер О-02209), «Сигнал-l» (идентификационный номер О-3-05207), «63» (идентификационный номер О-11203), «65» (идентификационный номер О-78402), «25» (идентификационный номер О-07804), «27» (идентификационный номер О-88203), «48» (идентификационный номер О-76602), «Отважный» (идентификационный О-4-41202), «БПА-4» (идентификационный номер О-3-05411), «СБП-151» (идентификационный номер О-3-05511), «КП-200-31» (идентификационный номер О-3-39302) и «КП-200-34» (идентификационный номер О-3-39402) не предъявлялись к освидетельствованию в сроки, указанные в документах Регистра и не имеют действующих документов Регистра (л.д. 191-192).
Данные нарушения могут повлечь негативные последствия, в том числе возникновение транспортного происшествия, причинение вреда жизни, здоровью людей, а также причинение вреда окружающей среде. При этом, несоблюдение требований безопасности на внутреннем водном транспорте при наступлении тяжких последствий создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), ответчиками не представлено доказательств тому, что суда «БМ-7» (идентификационный номер О-05104), «Ангара-113» (идентификационный номер О-10503), «Ангара-114» (идентификационный номер О-10603), «ГТ-76» (идентификационный номер О-3-04811), «54» (идентификационный номер О-4-00807), «28» (идентификационный номер О-88303), «ГП-71» (идентификационный номер О-3-0511), «ГП-202» (идентификационный номер О-3-04911), «ТК-200-54» (идентификационный номер О-3-16602), «ТК-200-35» (идентификационный номер О-3-16502), «52» (идентификационный номер O-02109), «53» (идентификационный номер О-02209), «Сигнал-l» (идентификационный номер О-3-05207), «63» (идентификационный номер О-11203), «65» (идентификационный номер О-78402), «25» (идентификационный номер О-07804), «27» (идентификационный номер О-88203), «48» (идентификационный номер О-76602), «Отважный» (идентификационный О-4-41202), «БПА-4» (идентификационный номер О-3-05411), «СБП-151» (идентификационный номер О-3-05511), «КП-200-31» (идентификационный номер О-3-39302) и «КП-200-34» (идентификационный номер О-3-39402) признаны годными к плаванию. Представленные документы о признании годными к плаванию иных судов ООО «Колпашевский речпорт», в отношении которых исковые требования не заявлены, а также доводы стороны ответчика о принимаемых мерах к освидетельствованию судов, не подтверждают обратное. В силу действующего законодательства до признания судов годными к плаванию они не должны эксплуатироваться. Наступление зимнего сезона не исключает эксплуатацию судов при установлении соответствующих погодных условий.
Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании.
Таким образом, по смыслу указанной нормы права, если собственник судна эксплуатирует судно от своего имени, то он действует в качестве судовладельца.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Суд учитывает, что собственник владеет и пользуется своим имуществом по собственному усмотрению, в том числе вправе сдавать его в аренду или эксплуатировать его от своего имени.
Согласно копии акта приема-передачи флота с экипажем *** от *** ООО «РегионСибГаз» (арендатор) возвратил, а ООО «Колпашевский речпорт» принял плавсредства, переданные по договору *** аренды флота с экипажем от *** (л.д. 133, 148).
При этом доказательств расторжения договора *** аренды флота с экипажем от *** ответчиками не представлено.
Как указано в п. 1.3. договора *** аренды флота с экипажем от ***, срок аренды устанавливается до 01.12.2019 г. (т.е. на дату рассмотрения дела судом данный срок еще не истек), в случае отсутствия у сторон претензий друг к другу договор продлевается на неопределенный срок. В силу п. 8.2. договора, изменение условий договора, его досрочное прекращение (расторжение) допускается по письменному согласию сторон.
С учетом изложенного, возврат флота арендодателю не означает расторжение договора аренды и не исключает его передачу обратно арендатору в рамках действующего договора аренды.
При таких обстоятельствах заявленные требования о запрете ответчикам ООО «Колпашевский речпорт», ООО «РегионСибГаз» осуществлять деятельность по эксплуатации судов «БМ-7» (идентификационный номер О-05104), «Ангара-113» (идентификационный номер О-10503), «Ангара-114» (идентификационный номер О-10603), «ГТ-76» (идентификационный номер О-3-04811), «54» (идентификационный номер О-4-00807), «28» (идентификационный номер О-88303), «ГП-71» (идентификационный номер О-3-0511), «ГП-202» (идентификационный номер О-3-04911), «ТК-200-54» (идентификационный номер О-3-16602), «ТК-200-35» (идентификационный номер О-3-16502), «52» (идентификационный номер O-02109), «53» (идентификационный номер О-02209), «Сигнал-l» (идентификационный номер О-3-05207), «63» (идентификационный номер О-11203), «65» (идентификационный номер О-78402), «25» (идентификационный номер О-07804), «27» (идентификационный номер О-88203), «48» (идентификационный номер О-76602), «Отважный» (идентификационный О-4-41202), «БПА-4» (идентификационный номер О-3-05411), «СБП-151» (идентификационный номер О-3-05511), «КП-200-31» (идентификационный номер О-3-39302) и «КП-200-34» (идентификационный номер О-3-39402) до признания их годными к плаванию по результатам освидетельствования филиалом Российского Речного Регистра являются обоснованными, соответствуют требованиям закона и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчиков ООО «Колпашевский речпорт», ООО «РегионСибГаз», подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере по 300 рублей с каждого из ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Томской транспортной прокуратуры, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт», Обществу с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» о запрете эксплуатации судов, - удовлетворить в полном объеме.
Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт», Обществу с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» осуществлять деятельность по эксплуатации судов: «БМ-7» (идентификационный номер О-05104), «Ангара-113» (идентификационный номер О-10503), «Ангара-114» (идентификационный номер О-10603), «ГТ-76» (идентификационный номер О-3-04811), «54» (идентификационный номер О-4-00807), «28» (идентификационный номер О-88303), «ГП-71» (идентификационный номер О-3-0511), «ГП-202» (идентификационный номер О-3-04911), «ТК-200-54» (идентификационный номер О-3-16602), «ТК-200-35» (идентификационный номер О-3-16502), «52» (идентификационный номер O-02109), «53» (идентификационный номер О-02209), «Сигнал-l» (идентификационный номер О-3-05207), «63» (идентификационный номер О-11203), «65» (идентификационный номер О-78402), «25» (идентификационный номер О-07804), «27» (идентификационный номер О-88203), «48» (идентификационный номер О-76602), «Отважный» (идентификационный О-4-41202), «БПА-4» (идентификационный номер О-3-05411), «СБП-151» (идентификационный номер О-3-05511), «КП-200-31» (идентификационный номер О-3-39302) и «КП-200-34» (идентификационный номер О-3-39402) с момента вступления решения суда в законную силу до признания данных судов годными к плаванию по результатам освидетельствования филиалом Российского Речного Регистра
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В. Королько
Решение принято в окончательной форме 03 декабря 2019 года
Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В. Королько