Дело № 2-1623/2020 (43RS0001-01-2021-001709-35)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 апреля 2021 года г. Киров
Ленинский районный суд г.Кирова в составе:
председательствующего судьи Шамриковой В.Н.
при секретаре судебного заседания Шакая Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по иску прокурора Первомайского района г. Кирова в интересах ФИО1 к КОГКУ СЗ «УСЗН в г. ФИО3» о признании решения незаконным, об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Первомайского района г.Кирова обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к КОГКУ СЗ «УСЗН в г. ФИО3» о признании решения незаконным, обязании предоставить субсидию. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу нарушения ее жилищных, социальных прав и неправомерном отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. ФИО1 является собственником жилого помещения - квартиры (адрес 1) и проживает в данном жилом помещении в настоящее время совместно со своим несовершеннолетним ребенком Б., {Дата изъята} г.р. {Дата изъята} ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по указанной квартире. {Дата изъята} истец вновь обратилась к ответчику с заявлением о пересмотре решения об отказе в предоставлении субсидии. Письмом от {Дата изъята}{Номер изъят} ФИО1 была уведомлена об отсутствии оснований для отмены решения об отказе в предоставлении субсидии от {Дата изъята}{Номер изъят}. Отказывая в предоставлении субсидии, ответчик ссылается на положения п.п. «а» п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, делая вывод о том, что в соответствии с указанной нормой субсидия может быть предоставлена только по жилому помещению, в котором заявитель зарегистрирован по постоянному месту жительства. Материальный истец по адресу (адрес 1) зарегистрирован по месту пребывания, регистрация по месту жительства у истца в жилом помещении по адресу: (адрес 2). Истец фактически проживает в квартире (адрес 1), являясь ее собственником. При обращении к ответчику предоставила полный пакет документов, предусмотренный Правилами для принятия решения о предоставлении субсидии. В связи с изложенным отказ в предоставлении субсидии, основанный исключительно на отсутствии у ФИО1 регистрации по месту жительства в данной квартире является необоснованным и связан с неверным толкованием ответчиком норм материального права. Просит признать незаконным решение КОГКУ СЗ «Управление социальной защиты населения в городе ФИО3» от {Дата изъята}{Номер изъят} об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения, обязать КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе ФИО3» предоставить ФИО1 жилищно-коммунальную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: (адрес 1), кв. сроком на 6 месяцев с даты обращения ФИО1 в КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе ФИО3» с {Дата изъята}.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района г. Кирова Наймушина А.Е. исковые требования поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении, суду пояснила, что постоянно проживает по адресу: {Адрес изъят}, квартира в собственности с {Дата изъята} Истец и её ребенок имеют временную регистрацию по данному адресу. Постоянная регистрация (адрес 2), выписаться оттуда по семейным причинам не желает. По месту постоянной регистрации субсидии не получает.
Представитель ответчика КОГКУЗ «УСЗН в г.ФИО3» ФИО2 в судебном заседании требования не признала, поддержал все изложенное в письменном отзыве, просила в удовлетворении иска отказать. Дополнительно пояснила, что действующим законодательством предусмотрены субсидии и компенсации, которые между собой отличаются тем, что субсидии предоставляются только по месту регистрации.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В соответствии с п. п. 3 и 4 Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
В соответствии с п. п. 20 и 21 указанных Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 23 Правил, при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле.
Постановлением Правительства Кировской области от 28 июня 2018 № 312-П утвержден областной стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по муниципальным образованиям области, который является действующим в настоящее время.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения - квартиры (адрес 1), что подтверждается выпиской из ЕГРН от {Дата изъята}.
У ФИО1 имеется сын Б., {Дата изъята} года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении { ... }{Номер изъят} от {Дата изъята}
ФИО1 и Б. проживают совместно по вышеуказанному адресу.
Истец работает в ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» в должности ведущего специалиста по связям с общественностью подразделения «Управление информационной работы и коммуникаций».
За период с {Дата изъята} по {Дата изъята} истцу начислено пособие по уходу за ребенком до трех лет в размере 57,50 руб..
{Дата изъята} ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по указанной квартире.
Решением {Номер изъят} от {Дата изъята} КОГКУ «УСЗН в г.ФИО3» ФИО1 отказано в предоставлении субсидии со ссылкой на положения п.п. «а» п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, согласно которым для получения субсидий заявитель предоставляет сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.
{Дата изъята} материальный истец вновь обратилась к ответчику с заявлением о пересмотре решения об отказе в предоставлении субсидии.
Письмом от {Дата изъята}{Номер изъят} ФИО1 была уведомлена об отсутствии оснований для отмены решения об отказе в предоставлении субсидии от {Дата изъята}{Номер изъят}.
В разделе II Правил установлен перечень документов, которые заявители представляют с заявлением о предоставлении субсидии.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии, граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении:
а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.
Положения Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. №761 не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам – собственникам жилых помещений, имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания.
Приведенные нормы предусматривают предоставление субсидии гражданам, имеющим на нее право, для оплаты жилого помещения, в котором они постоянно проживают и пользуются им.
Согласно паспорту материального истца, ФИО1 зарегистрирована по адресу: (адрес 2) с {Дата изъята}.
Однако, материальный истец имеет временную регистрацию с {Дата изъята} по {Дата изъята} по адресу: (адрес 1), что подтверждается свидетельством {Номер изъят} о регистрации по месту пребывания.
Временная регистрация истца в г. ФИО3 имеет длительный характер, истец трудоустроена в г. ФИО3.
Б. так же имеет временную регистрацию с {Дата изъята} по {Дата изъята} по адресу: (адрес 1), что подтверждается свидетельством {Номер изъят} о регистрации по месту пребывания, посещает детское дошкольное учреждение, поликлинику по месту жительства в г. ФИО3.
Сведений о том, что истец имеет иное жилое помещение для постоянного проживания, помимо квартиры по вышеуказанному адресу, материалы дела не содержат.
Согласно сведениям КОГКУСЗ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Яранском районе» от {Дата изъята} заявлений о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а так же иных социальных выплат и мер социальной поддержки от ФИО1, зарегистрированной по адресу: {Адрес изъят} в Учреждение не поступало. ФИО1 не является получателем субсидии и на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также иных мер социальной поддержки.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны определения понятий места пребывания и места жительства.
При этом местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, содержатся аналогичные понятия места жительства и места пребывания.
Необходимо учитывать, что сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства.
Из приведенных выше норм следует, что под местом временного пребывания понимается такое место, где гражданин пребывает временно помимо постоянного места жительства. При этом регистрация по месту жительства носит уведомительный характер, является актом административного характера и не свидетельствует об отсутствии либо наличии права пользования жилым помещением.
Сам по себе факт регистрации по месту жительства гражданина РФ на территории Российской Федерации или отсутствие таковой не порождает для него каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
Вопреки доводам возражений ответчика, суд полагает, что поскольку истец не имеет в собственности или ином законном владении иного помещения, кроме жилого помещения, расположенного по адресу: {Адрес изъят}, являющегося с {Дата изъята} для истца и ее несовершеннолетнего ребенка единственным местом постоянного проживания, которым они пользуются и несут расходы по его содержанию, то данное жилое помещение не может расцениваться как место временного пребывания.
Наличие ограниченной определенным сроком регистрации ФИО1 в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что указанное жилое помещение является местом временного пребывания.
При таких обстоятельствах отказ КОГКУ СЗ «Управление социальной защиты населения в городе ФИО3» от {Дата изъята}{Номер изъят} в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: {Адрес изъят} является незаконным.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора Первомайского района г. Кирова, действующего в интересах ФИО1, о признании решения КОГКУ СЗ «Управление социальной защиты населения в городе ФИО3» от {Дата изъята}{Номер изъят} незаконным, об обязании КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе ФИО3» предоставить ФИО1 жилищно-коммунальную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: {Адрес изъят} сроком на 6 месяцев с даты обращения ФИО1 в КОГКУ СЗ «Управление социальной защиты населения в городе ФИО3» с {Дата изъята} подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Первомайского района г. Кирова в интересах ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным решение КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в городе ФИО3» от {Дата изъята}{Номер изъят} об отказе ФИО1 в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения.
Обязать КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе ФИО3» предоставить ФИО1 жилищно-коммунальную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: {Адрес изъят} сроком на 6 месяцев с даты обращения ФИО1 в КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе ФИО3» с {Дата изъята}.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья В.Н. Шамрикова
Мотивированное решение изготовлено 16.04.2021.
Судья В.Н. Шамрикова