ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-163 от 06.06.2019 Собинского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а - 2 - 163 / 2019

УИД № 33RS0017-02-2019-000138-91

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

06 июня 2019 года

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Шульга В.В.

при секретаре Балясниковой Е.Г.

с участием

административного истца ФИО1

представителя административного ответчика ФИО2

(доверенность от дд.мм.гггг.№...)

заинтересованного лица ФИО3

(решение от дд.мм.гггг.№...)

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Радужный Владимирской области административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Собинского района Владимирской области о признании незаконным постановления от 12.02.2019 №111,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Собинского района Владимирской области о признании незаконным постановления администрации от 12.02.2019 №111, указывая, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., по адресу: Владимирская область, Собинский район МО Куриловское (сельское поселение) д. Васильевка. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (п.1 ст.39.29 ЗК РФ). В соответствии с п. 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не позднее тридцати дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

28.01.2019 он обратился в администрацию Собинского района с заявлением об утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земель, находящихся в частной собственности, при этом фактически затрагивался сформированный уже после издания оспариваемого постановления земельный участок с кадастровым номером №.... На обращение был получен отказ - постановление № 111 от 12.02.2019, в котором в качестве основания отказа указан подпункт 5 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ - уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Не согласившись с указанной причиной и полагая постановление № 111 от 12.02.2019 незаконным, ссылку на указанную норму права несостоятельной, не основанной на фактических обстоятельствах и нормах материального права, обратился в суд. Указал, что на момент его обращения и на дату вынесения оспариваемого постановления, а также по настоящее время административный ответчик не располагал и не располагает данными, свидетельствующими о том, что земельный участок из земель, находящихся в муниципальной собственности, зарезервирован для муниципальных нужд, отказ сделан по формальным основаниям. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд установлен ст. 70.1 ЗК РФ и Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561. Общий анализ положений названных нормативно-правовых актов указывает на то, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд возможно в отношении уже сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков. Между тем, испрашиваемый им земельный участок до 29.04.2019 не был сформирован, данные о нем отсутствовали в государственном кадастре недвижимости. Просил признать незаконным постановление главы администрации Собинского района Владимирской области от 12.02.2019 № 111 и отменить его, обязать администрацию Собинского района Владимирской области рассмотреть его заявление об утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земель, находящихся в частной собственности, от 28.01.2019.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО4 поддержали заявленные требования и настаивали на их удовлетворении, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дали суду пояснения, аналогичные содержанию административного иска. Полагали, что отказ администрации носит формальный характер, поскольку ссылка в постановлении на норму права явялется несостоятельной, испрашиваемый им спорный земельный участок не был зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, согласно установленного постановлением Правительства РФ порядка резервирования земельных участков, решение об этом администрацией района не принималось, его публикация в средствах массовой информации отсутствовала, копия решения и схема резервируемых земель не направлялась в орган, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, ограничение прав на указанный участок не принималось. Наоборот, после необоснованного отказа по заявлению администрации МО Куриловское Собинского района земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №.... Указанные обстоятельства позволяют признать постановление от 12.02.2019 №111 незаконным и подлежащим отмене.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что после обращения ФИО1 с заявлением, учитывая, что испрашиваемый им земельный участок фактически находится на территории МО Куриловское Собинского района, с учетом положений Федерального закона №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях установления использования данного земельного участка, в адрес администрации МО Куриловское было направлено письмо. Был получен ответ, что испрашиваемый земельный участок используется для муниципальных нужд, на нем размещена контейнерная площадка для отходов, вследствие чего в удовлетворении заявления административному истцу было отказано. Полагала, что нарушений прав административного истца не усматривается. Просила в иске отказать.

Определением суда от 30.05.2019 в качестве заинтересованного лица к участию в деле была привлечена администрация муниципального образования Куриловское Собинского района.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации МО Куриловское Собинского района ФИО3 с требованиями не согласился, полагал, что спорный земельный участок, который хотел перераспределить административный истец, находился в неразграниченной собственности, и длительное время использовался сельским поселением для складирования бытовых отходов и веток, имел наименование как контейнерная площадка, при этом его территория использовалась собственниками жилых домов для проезда к ним. Характер использования данного участка был рассмотрен на сходе граждан, принято соответствующее решение. Для проведения дальнейшего благоустройства контейнерной площадки, при наличии денежных средств, земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, с разрешенным использованием – обслуживание жилой застройки, дд.мм.гггг. участку присвоен кадастровый номер. Также было выяснено, что границы земельного участка административного истца установлены с нарушением земельного законодательства, спор о границах рассматривается в суде. Просил в иске отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 и 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Для признания незаконным решения органа местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности, или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно пп.3 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (абз. 2 п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10. 2001 № 137-ФЗ, в редакции от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

С учетом положений ст.11.10 ЗК РФ (введенной в действие с 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ), схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации (пункт 2). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.4). В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (п. 8). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).

Уставом муниципального образования Собинский район Владимирской области, принятым решением Совета народных депутатов Собинского района от 31.03.2010 № 36/4, установлено, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением Собинского района вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. К вопросам местного значения отнесено и осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории Собинского района ( п.3 ст.4, пп.16 п.1 ст.5 Устава).

Администрация Собинского района – исполнительно - распорядительный орган Собинского района, Глава Собинского района – высшее должностное лицо Собинского района (пп.2 и 3 п.1 ст.21 Устава).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Администрация Собинского района Владимирской области является действующим юридическим лицом, создана до 01.07.2002, лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица является глава администрации Собинского района.

Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 является собственником земельного участка кадастровый №..., площадь 462 кв.м. категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – занятый под огородом, по адресу: <...>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости ( л.д. 13).

28.01.2019 он обратился в администрацию Собинского района с заявлением о намерении увеличить площадь принадлежащего ему земельного участка путем перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности, расположенных на территории МО Куриловское д.Васильевка, и земельного участка, находящегося в его частной собственности, просил утвердить схему расположения земельного участка (л.д.16).

Постановлением администрации Собинского района от 12.02.2019 №111 ФИО1 было отказано в утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером №..., находящегося в частной собственности ФИО1, в связи с использованием территории, предназначенной под размещение площадки для сбора ТБО, руководствуясь пп.5 п.9 ст.39.29 ЗК РФ и ст.34.2 Устава МО Собинского района (л.д.17).

Из объяснений представителя административного ответчика в ходе судебного разбирательства следовало, что до принятия настоящего постановления администрацией запрашивались у администрации МО Куриловское Собинского района, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок, сведения о наличии прав на земельный участок, и информацию, будет ли данное увеличение площади являться препятствием для неограниченного круга лиц в целях осуществления проезда.

Обращение подтверждается письмом от 31.01.2019 №01—09-118.

На обращение был получен ответ администрации МО Куриловское от 11.02.2019 №305, в котором глава администрации ФИО3 сообщил, что сведений о наличии или отсутствии прав иных лиц на испрашиваемый земельный участок не имеется. Однако, на данном участке изначально находится площадка для сбора ТБО, и граница земельного участка с кадастровым номером №... установлено неверно. Администрация собирается принять меры к оформлению данного участка с целью дальнейшей эксплуатации площадки сбора ТБО.

Указанные обстоятельства, изложенные в ответе в адрес администрации Собинского района, глава администрации МО Куриловское ФИО6 подтвердил в судебном заседании, представив в обоснование своей позиции Правила землепользования и застройки МО Куриловское Собинского района, утвержденные решением СНД МО Куриловское от 20.03.2014 №14/4, согласно которым испрашиваемый земельный участок располагается в зоне Ж1 – Зона застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками, протокол схода жителей д.Васильевка дд.мм.гггг., на котором было принято решение о приобретении контейнеров под бытовой мусор и размещении их по улицам д.Васильевка. На участке, который просил согласовать ФИО1, с этого времени располагается контейнер для бытовых отходов, который используется населением. При наличии денежных средств земельный участок был сформирован, на обращение администрации постановлением от 11.04.2019 утверждена схема расположения земельного участка, дд.мм.гггг. земельный участок поставлен на кадастровый учет с номером №....

Основные характеристики земельного участка, кадастровый №..., площадь 797 кв.м, разрешенное использование - обслуживание жилой застройки, адрес: <...>, подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Не согласившись с отказом, административный истец ФИО1 обратился в суд.

Анализ содержания оспариваемого акта органа местного самоуправления показывает следующее.

Оспариваемое Постановление принято администрацией Собинсокго района в рамках предоставленных ей федеральным законодательством и уставом МО Собинский район полномочий, что не оспаривалось административным истцом. Его несогласие было вызвано неверным применением закона при вынесении отказа, так как использование территории земельного участка под размещение площадки для сбора ТБО не означает его резервирование для муниципальных нужд, поскольку такое решение об этом администрацией района не принималось.

Как следует из содержания пункта ст.39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и находящегося в частной собственности, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1. заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п.1 ст.39.28 настоящего Кодекса;

2. не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 ст.11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3. на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п.3 ст.39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

4. проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

5. образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6. проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с п.19 ст.39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7. образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8. в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9. образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп.1 и 4 п.1 ст.39.28 настоящего Кодекса.

Администрация Собинского района, отказывая административному истцу в утверждении схемы, сослалась на пп.5 п.9 ст.39.29 ЗК РФ о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

При этом, из пояснений сторон в судебном заседании следует, что основанием для отказа послужил ответ администрации МО Куриловское об использовании данного земельного участка под размещение отходов ТБО.

Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», которым определен порядок резервирования земель.

Указанный порядок предусматривает, что решение о резервировании земель принимается, в том числе, органом местного самоуправления на основании соответствующих документов, в том числе документации по планировке территории на основании сведений государственного кадастра недвижимости. В решении указываются сроки и цели резервирования, ограничение прав на земельный участок. Решение о резервировании земель подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков (п.п.3, 5,7 Положения).

Вместе с тем, в отношении спорного земельного участка указанные сведения отсутствуют, земельный участок не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, отсутствие ограничений в отношении земельного участка подтверждается копией публичной карты кадастрового квартал, в котором расположен спорный земельный участок, отсутствует соответствующее решение органа местного самоуправления, как и его публикация в средствах массовой информации.

Напротив, по заявлению администрации МО Куриловское, администрацией Собинского района было вынесено Постановление от 11.04.2019 об утверждении схемы земельного участка из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: обслуживание жилой застройки, площадью 797 кв.м, местоположение: Владимирская область Собинский район МО Куриловское (сельское поселение) д.Васильевка, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж1, которому присвоен кадастровый №....

В этом случае, при отсутствии решения органа местного самоуправления о резервировании испрашиваемого земельного участка, о перераспрелении которого относительно границ принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером №... просил административный ответчик, ссылку административного истца на пп.5 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, следует признать необоснованной, не соответствующей требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца при рассмотрении его заявления. В этом случае следует признать, что отказ носил формальный характер, без учета требований земельного законодательства. Следовательно, обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным, вследствие чего подлежит отмене, а заявление административного истца - повторному рассмотрению.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

По правилам ст.114 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В силу закона пп.19 ч. 1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-177, 227 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным, и отменить постановление главы администрации Собинского района Владимирской области от 12.02.2019 № 111 «Об отказе ФИО1 в утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности».

Обязать администрацию Собинского района Владимирской области рассмотреть заявление ФИО1 от дд.мм.гггг. о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, и утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий В.В.Шульга