ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1634/2021 от 01.04.2021 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

01 апреля 2021 года г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Уваровой Л.Г.,

при секретарях Козыревой Л.В., Вобленко Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» к Пухлякову В.И. о взыскании излишне выплаченных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» обратился в суд с иском к Пухлякову В.И. о взыскании излишне выплаченных денежных средств в сумме 54766, 00 рублей, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что прапорщик Пухлякову В.И. проходил военную службу в войсковой части 61207. За период с января 2013 г. по декабрь 2015 г. со счета Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКУ «ЕРЦ МО РФ») Ответчику были излишне выплачены денежные средства в размере 54 766 в качестве надбавки за особые условия военной службы в размере 20% от оклада по воинской должности (с 01.01.2013 г. - 31.01.2014 г.) и процентной надбавки за выслугу лет в размере 30% от оклада денежного содержания (01.10.2014 г. - 31.12.2015г.). Произведенная выплата подтверждается расчетными листами за указанный период, а так же реестрами на зачисление денежных средств. Излишне выплаченные денежные средства в размере 54 766,00 руб. подлежат возврату в государственный бюджет. Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 г. № ***. В соответствии с п. 18 ст. 2 Закона о денежном довольствии ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной надбавки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. № ***, определяются в зависимости от условий прохождения военной службы. В соответствии с п. 39 Порядка надбавки выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания и отражаются в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах. Согласно сведениям единой базы данных надбавка за особые условия военной службы в размере 20% установлена ответчику с 01.06.2012 г. по 31.12.2012 г., в связи с чем, данная надбавка с января 2013 г. ответчику не полагалась и была выплачена излишне.

В соответствии с п. 40 Порядка надбавка за выслугу лет выплачивается со дня достижения военнослужащими выслуги лет, дающей право на ее получение, и по день исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы на основании приказов соответствующих командиров (начальников) с указанием выслуги лет и размера надбавки. Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № *** «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет». Ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в размере: 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет; 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет; 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более. Согласно сведениям единой базы данных по состоянию на 01.10.2014 г. выслуга лет ответчика составляет 18 лет 3 месяца 22 дня, в связи с чем, надбавка за выслугу лет ему полагалась в размере 25%. Право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30% оклада денежного содержания у военнослужащего возникло с 10.06.2016 г. Таким образом, в период с 01.10.2014 г. по 31.12.2015 г. ответчику со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» перечислены денежные средства в качестве надбавки за выслугу лет в размере 30% оклада денежного содержания, которые в соответствии с действующим законодательством ему не полагались и были выплачены излишне. В соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в процессе использования программного изделия ресурсного обеспечения «Алушта», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. № *** - дсп, границами ответственности ФКУ «ЕРЦ МО РФ» являются: выполнение централизованного своевременного расчета денежного довольствия и заработной платы; администрирование базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы (за исключением обеспечения достоверности информации, поступающей из органов военного управления). Следовательно, сотрудники ФКУ «ЕРЦ МО РФ», производят начисления денежного довольствия военнослужащим по информации, уже имеющейся в СПО «Алушта», и не могут обладать информацией о произведенных в нарушении законодательства выплатах. В целях исключения системных ошибок, 21 декабря 2016 года сотрудниками бюро № *** управления (расчетного) ФКУ «ЕРЦ МО РФ» было проведено мероприятие внутреннего финансового контроля, в результате которого была установлена сумма излишне выплаченного денежного довольствия Пухлякову В.И. с января 2013 г. - декабрь 2015 г. в размере 54 766 руб., которая до указанных мероприятий не отражалась в СПО «Алушта». До проведения мероприятий внутреннего финансового контроля ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не обладало сведениями о наличии неположенной выплаты ответчику. На период возникновения спорных правоотношений деятельность в сфере финансового контроля регулировалась Правилами осуществления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов и источников финансирования дефицита федерального внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 г. N 193. В соответствии с п. 4.1, 5 указанных Правил внутренний финансовый контроль осуществляется путем осуществления контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур.ФКУ «ЕРЦ МО РФ» в рамках, возложенных на него обязанностей Приказом Министра обороны РФ и в соответствии с Положением о ФКУ «ЕРЦ МО РФ», осуществлял текущий финансовый контроль за своевременным начислением и обеспечением личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами, на основании сведений, содержащихся в единой базе данных. В порядке внутреннего финансового контроля ФКУ «ЕРЦ МО РФ» проводятся мероприятия, направленные на выявление переплат (недоплат) денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и гражданскому персоналу. Выявление осуществляется посредством сопоставления данных, отраженных в СПО «Алушта», с информацией из личного дела военнослужащего, предоставляемой кадровым органом воинской части.

Согласно мероприятиям внутреннего финансового контроля, проведенных 21 декабря 2016 г. сотрудниками бюро № *** управления (расчетного) ЕРЦ МО РФ было установлено, что должностными лицами кадровых органов Министерства обороны РФ в единой базе данных отражены сведения о выплате ответчику ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в период до 31 декабря 2012 г., а также отражены неверные сведения о выплате надбавки за выслугу лет. В связи с чем, начисленное и перечисленное денежное довольствие с января 2013 г. по декабрь 2015 г. в большем, чем полагается размере получено Пухляковым В.И. незаконно. Истцу не представлялось возможным выявление переплаты денежного довольствия военнослужащему в автоматическом режиме. ФКУ «ЕРЦ МО РФ» является пользователем имеющихся сведений в базе данных (СПО) «Алушта» для расчета денежного довольствия военнослужащим и самостоятельного права на внесение изменений в базу данных при исчислении денежного довольствия не имеет. При формировании единой электронной базы данных сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вносились с использованием специального конвертера. Техническое сопровождение программного продукта (СПО) «Алушта» осуществляется Центральным научно-исследовательским институтом экономики, информатики и систем управления (далее-АО «ЦНИИ ЭИСУ»). Как следует из письма АО «ЦНИИ ЭИСУ» от 04.09.2015 г. № ***, адресованного Заместителю министра обороны Российской Федерации ФИО4, начиная с 2013 года АО «ЦНИИ ЭИСУ» производит доработку (СПО) «Алушта» в целях исключения системных ошибок при расчете выплат военнослужащим. К числу таких ошибок, в том числе относится, регистрация военнослужащего в единой базе данных как проходящего военную службу по контракту (статус военнослужащего «активный»), а также ввод данных о выслуге лет военнослужащего. Ввиду того, что расчетный центр обеспечивает денежным довольствием более 80% военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, идентификация в ручном режиме всех персональных данных не представляется возможной. Доработка проектного решения «Назначение и ограничение денежных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при разносе по базе данных изделия 83т633 приказов по строевой части о зачислении в списки Личного состава поисковой части и исключении из списков личного состава воинской части» была реализована только в 2015 году, о чем доведено письмом АО «ЦНИИ ЭИСУ» от 21.10.2015 г. № ***.

В соответствии с п.22 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № ***), выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений о предлагаемых мерах по их устранению, отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля. О факте необоснованной выплаты денежного довольствия Ответчику «ФКУ «ЕРЦ МО РФ» стало известно по итогам проведения указанных контрольных мероприятий 21 декабря 2016 года, что подтверждается выпиской из журнала учета результатов внутреннего финансового контроля. До даты проведения указанного мероприятия ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не располагало достоверной информацией о факте получения ответчиком неположенной выплаты и о необходимости предъявления исковых требований.

Представитель истца Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явилась, предоставив в суд письменное заявление с просьбой рассмотреть дело без её участия, исковые требования поддерживает, в возражениях указала, что ответчик указывает на пропуск истцом срока исковой давности, считает данное утверждение несостоятельно, так как основано на неверном толковании норм процессуального и материального права. Как уже ранее указывалось в иске в целях исключения системных ошибок, 21 декабря 2016 года сотрудниками бюро № *** управления (расчетного) ЕРЦ МО РФ было проведено мероприятие внутреннего финансового контроля, в результате которого была установлена сумма излишне выплаченного денежного довольствия Пухлякову В.И. с января 2013 г. - декабрь 2015 г. в размере 54 766 руб., которая до указанных мероприятий не отражалась в СПО «Алушта». До проведения мероприятий внутреннего Финансового контроля ФЕРЦ МО РФ не обладало сведениями о наличии неположенной выплаты ответчику. На период возникновения спорных правоотношений деятельность в сфере финансового контроля регулировалась Правилами осуществления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов и источников финансирования дефицита федерального внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 г. № *** (далее - Правила).

В соответствии с п. 4.1, 5 указанных Правил внутренний финансовый контроль осуществляется путем осуществления контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур. ЕРЦ МО РФ в рамках, возложенных на него обязанностей Приказом Министра обороны РФ и в соответствии с Положением о ЕРЦ МО РФ, осуществлял текущий финансовый контроль за своевременным начислением и обеспечением личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами, на основании сведений, содержащихся в единой базе данных. В порядке внутреннего финансового контроля ЕРЦ МО РФ проводятся мероприятия, направленные на выявление переплат (недоплат) денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и гражданскому персоналу. Выявление осуществляется посредством сопоставления данных, отраженных в СПО «Алушта», с информацией из личного дела военнослужащего, предоставляемой кадровым органом воинской части. Согласно мероприятиям внутреннего финансового контроля, проведенных 21 декабря 2016 г. сотрудниками бюро № *** управления (расчетного) ЕРЦ МО РФ было установлено, что должностными лицами кадровых органов Министерства обороны РФ в единой базе данных отражены сведения о выплате ответчику ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в период до 31 декабря 2012 г., а также отражены неверные сведения о выплате надбавки за выслугу лет. В связи с чем, начисленное и перечисленное денежное довольствие с января 2013 г. по декабрь 2015 г. в большем, чем полагается размере получено Пухляковым В.И. незаконно. Истцу не представлялось возможным выявление переплаты денежного довольствия военнослужащему в автоматическом режиме. ЕРЦ МО РФ является пользователем имеющихся сведений в базе данных (СПО) «Алушта» для расчета денежного довольствия военнослужащим и самостоятельного права на внесение изменений в базу данных при исчислении денежного довольствия не имеет. При формировании единой электронной базы данных сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вносились с использованием специального конвертера. Техническое сопровождение программного продукта (СПО) «Алушта» осуществляется Центральным научно-исследовательским институтом экономики, информатики и систем управления (далее - АО «ЦНИИ ЭИСУ»). Как следует из письма АО «ЦНИИ ЭИСУ» от 04.09.2015 г. № ***, адресованного Заместителю министра обороны Российской Федерации ФИО4, начиная с 2013 года АО «ЦНИИ ЭИСУ» производит доработку (СПО) «Алушта» в целях исключения системных ошибок при расчете выплат военнослужащим (письмо АО «ЦНИИ ЭИСУ» от 04.09.2015 г. № *** прилагается). К числу таких ошибок, в том числе относится, регистрация военнослужащего в единой базе данных как проходящего военную службу по контракту (статус военнослужащего «активный»), а также ввод данных о выслуге выслуги лет военнослужащего. Ввиду того, что расчетный центр обеспечивает денежным довольствием более 80% военнослужащих, Вооруженных сил Российской Федерации - идентификация в ручном режиме всех персональных данных не представляется возможной. Доработка проектного решения «Назначение и ограничение денежных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при разносе по базе данных изделия 83т633 приказов по строевой части о зачислении в списки личного состава войсковой части и исключении из списков личного состава воинской части» была реализована только в 2015 году, о чем доведено письмом АО «ЦНИИ ЭИСУ» от 21.10.2015 г. № *** (прилагается). В соответствии с п. 22 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № ***), выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений о предлагаемых мерах по их устранению, отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля (выписка из журнала прилагается). О факте необоснованной выплаты денежного довольствия Ответчику, ФКУ «ЕРЦ МО РФ» стало известно по итогам проведения указанных контрольных мероприятий 21 декабря 2016 года, что подтверждается выпиской из журнала учета результатов внутреннего финансового контроля. До даты проведения указанного мероприятия ЕРЦ МО РФ не располагало достоверной информацией о факте получения ответчиком неположенной выплаты и о необходимости предъявления исковых требований. Таким образом, доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не состоятельны.

Ответчик Пухляков В.И. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что истцом был пропущен срок исковой давности для обращения в суд, поскольку истец указал, что ему были излишне выплачены денежные средства в размере 54 766 в качестве надбавки за особые условия военной службы в размере 20% оклада по военной должности в период с 01.01.2013 по 31.01.2014 года и проценты надбавки за выслугу лет в размере 30% от оклада денежного содержания с 01.10.2014 по 31.12.2015 года. Таким образом, 21 декабря 2016 года было проведено мероприятие внутреннего финансового контроля, в результате которого была установлена сумма излишне выплаченного денежного довольствия Пухлякову В.И. с января 2013 г. - декабрь 2015 г. в размере 54 766 руб., истцу стало известно о нарушении своих прав с этого момента прошло более 5 лет, однако истец не предпринял попыток для защиты нарушенных прав.

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12, 15 ноября 2001 г. № *** «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Начиная с этого времени ответчик не совершал никаких действий, которые могли бы быть расценены как действия, свидетельствующие о признании долга.

Представитель третьего лица – Войсковой части 61207 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, исследовав письменные доказательства по делу, считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно ч. 1 ст. 196 и ч. 1 ст. 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В силу ч.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 1, 3, 8, 12, 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года № *** «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ч. 1 ст. 200 ГК РФ). Течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно ли совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (ч. 1 ст. 200 ГК РФ). Названный срок применяется удом по заявлению стороны в споре. Бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.

Судом установлено, что прапорщик Пухлякову В.И. проходил военную службу в войсковой части 61207. За период с января 2013 г. по декабрь 2015 г. со счета Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКУ «ЕРЦ МО РФ») Ответчику были излишне выплачены денежные средства в размере 54 766 в качестве надбавки за особые условия военной службы в размере 20% от оклада по воинской должности (с 01.01.2013 г. - 31.01.2014 г.) и процентной надбавки за выслугу лет в размере 30% от оклада денежного содержания (01.10.2014 г. - 31.12.2015г.)..

Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон о денежном довольствии) и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 г. № *** (далее - Порядок). В соответствии с п. 18 ст. 2 Закона о денежном довольствии ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной надбавки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. № ***, определяются в зависимости от условий прохождения военной службы. В соответствии с п. 39 Порядка надбавки выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания и отражаются в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах.

Согласно сведениям единой базы данных надбавка за особые условия военной службы в размере 20% установлена ответчику с 01.06.2012 г. по 31.12.2012 г., в связи с чем, данная надбавка с января 2013 г. ответчику не полагалась и была выплачена излишне.

В соответствии с п. 40 Порядка надбавка за выслугу лет выплачивается со дня достижения военнослужащими выслуги лет, дающей право на ее получение, и по день исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы на основании приказов соответствующих командиров (начальников) с указанием выслуги лет и размера надбавки.

Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № *** «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» (далее - Правила).

Ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в размере: 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет; 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет; 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.

Согласно сведениям единой базы данных по состоянию на 01.10.2014 г. выслуга лет ответчика составляет 18 лет 3 месяца 22 дня, в связи с чем, надбавка за выслугу лет ему полагалась в размере 25%. Право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30% оклада денежного содержания у военнослужащего возникло с 10.06.2016 г.

Таким образом, в период с 01.10.2014 г. по 31.12.2015 г. ответчику со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» перечислены денежные средства в качестве надбавки за выслугу лет в размере 30% оклада денежного содержания, которые в соответствии с действующим законодательством ему не полагались и были выплачены излишне.

В соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в процессе использования программного изделия ресурсного обеспечения «Алушта», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. № *** - дсп (далее Инструкции), границами ответственности ФКУ «ЕРЦ МО РФ» являются: выполнение централизованного своевременного расчета денежного довольствия и заработной платы; администрирование базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы (за исключением обеспечения достоверности информации, поступающей из органов военного управления).

В целях исключения системных ошибок, 21 декабря 2016 года сотрудниками бюро № *** управления (расчетного) ФКУ «ЕРЦ МО РФ» было проведено мероприятие внутреннего финансового контроля, в результате которого была установлена сумма излишне выплаченного денежного довольствия Пухлякову В.И. с января 2013 г. - декабрь 2015 г. в размере 54 766 руб., которая до указанных мероприятий не отражалась в СПО «Алушта». До проведения мероприятий внутреннего финансового контроля ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не обладало сведениями о наличии неположенной выплаты ответчику. На период возникновения спорных правоотношений деятельность в сфере финансового контроля регулировалась Правилами осуществления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов и источников финансирования дефицита федерального внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 г. N 193 (далее - Правила).

В соответствии с п. 4.1, 5 указанных Правил внутренний финансовый контроль осуществляется путем осуществления контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур.

ФКУ «ЕРЦ МО РФ» в рамках, возложенных на него обязанностей Приказом Министра обороны РФ и в соответствии с Положением о ФКУ «ЕРЦ МО РФ», осуществлял текущий финансовый контроль за своевременным начислением и обеспечением личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами, на основании сведений, содержащихся в единой базе данных.

В порядке внутреннего финансового контроля ФКУ «ЕРЦ МО РФ» проводятся мероприятия, направленные на выявление переплат (недоплат) денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и гражданскому персоналу. Выявление осуществляется посредством сопоставления данных, отраженных в СПО «Алушта», с информацией из личного дела военнослужащего, предоставляемой кадровым органом воинской части.

Согласно мероприятиям внутреннего финансового контроля, проведенных 21 декабря 2016 г. сотрудниками бюро № *** управления (расчетного) ЕРЦ МО РФ было установлено, что должностными лицами кадровых органов Министерства обороны РФ в единой базе данных отражены сведения о выплате ответчику ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в период до 31 декабря 2012 г., а также отражены неверные сведения о выплате надбавки за выслугу лет. В связи с чем, начисленное и перечисленное денежное довольствие с января 2013 г. по декабрь 2015 г. в большем, чем полагается размере получено Пухляковым В.И. незаконно.

Как указал истец, ему не представлялось возможным выявление переплаты денежного довольствия военнослужащему в автоматическом режиме. ФКУ «ЕРЦ МО РФ» является пользователем имеющихся сведений в базе данных (СПО) «Алушта» для расчета денежного довольствия военнослужащим и самостоятельного права на внесение изменений в базу данных при исчислении денежного довольствия не имеет.

При формировании единой электронной базы данных сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вносились с использованием специального конвертера.

Техническое сопровождение программного продукта (СПО) «Алушта» осуществляется Центральным научно-исследовательским институтом экономики, информатики и систем управления (далее-АО «ЦНИИ ЭИСУ»).

Как следует из письма АО «ЦНИИ ЭИСУ» от 04.09.2015 г. № ***, адресованного Заместителю министра обороны Российской Федерации ФИО4, начиная с 2013 года АО «ЦНИИ ЭИСУ» производит доработку (СПО) «Алушта» в целях исключения системных ошибок при расчете выплат военнослужащим. К числу таких ошибок, в том числе относится, регистрация военнослужащего в единой базе данных как проходящего военную службу по контракту (статус военнослужащего «активный»), а также ввод данных о выслуге лет военнослужащего. Ввиду того, что расчетный центр обеспечивает денежным довольствием более 80% военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, идентификация в ручном режиме всех персональных данных не представляется возможной.

Доработка проектного решения «Назначение и ограничение денежных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при разносе по базе данных изделия 83т633 приказов по строевой части о зачислении в списки Личного состава поисковой части и исключении из списков личного состава воинской части» была реализована только в 2015 году, о чем доведено письмом АО «ЦНИИ ЭИСУ» от 21.10.2015 г. № ***

В соответствии с п. 22 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № ***), выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений о предлагаемых мерах по их устранению, отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.

О факте необоснованной выплаты денежного довольствия ответчику «ФКУ «ЕРЦ МО РФ» стало известно по итогам проведения указанных контрольных мероприятий 21 декабря 2016 года, что подтверждается выпиской из журнала учета результатов внутреннего финансового контроля. До даты проведения указанного мероприятия ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не располагало достоверной информацией о факте получения ответчиком неположенной выплаты и о необходимости предъявления исковых требований.

Принимая во внимание все обстоятельства выявления начисленного и перечисленного денежного довольствия с января 2013 г. по декабрь 2015 г. в большем, чем полагается размере и полученного Пухляковым В.И., суд полагает, что на течение срока исковой давности не могут влиять данные обстоятельства, поскольку, как указывает сам представитель истца, в соответствии с Временным порядком именно на ЕРЦ, а не на кадровые органы, возложена обязанность по администрированию единой базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на снование своих требований и возражений.

В обосновании своих требований истец указал, что не представлялось возможным выявление переплаты денежного довольствия военнослужащему в автоматическом режиме. ФКУ «ЕРЦ МО РФ» является пользователем имеющихся сведений в базе данных (СПО) «Алушта» для расчета денежного довольствия военнослужащим и самостоятельного права на внесение изменений в базу данных при исчислении денежного довольствия не имеет. При формировании единой электронной базы данных сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вносились с использованием специального конвертера. Техническое сопровождение программного продукта (СПО) «Алушта» осуществляется Центральным научно-исследовательским институтом экономики, информатики и систем управления (далее-АО «ЦНИИ ЭИСУ»).Как следует из письма АО «ЦНИИ ЭИСУ» от 04.09.2015 г. № ***, адресованного Заместителю министра обороны Российской Федерации ФИО4, начиная с 2013 года АО «ЦНИИ ЭИСУ» производит доработку (СПО) «Алушта» в целях исключения системных ошибок при расчете выплат военнослужащим. К числу таких ошибок, в том числе относится, регистрация военнослужащего в единой базе данных как проходящего военную службу по контракту (статус военнослужащего «активный»), а также ввод данных о выслуге лет военнослужащего.

В силу п. 6 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № *** (далее по тексту - Порядок) денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах, действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащим впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счетных ошибок.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными нормативными правовыми актами ли сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему необоснованно приобретенное или сбереженное имущество (необоснованное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Согласно ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве необоснованного обогащения заработная плата и приравненные к ей платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Правоотношения, связанные с прохождением военной службы, включая обеспечение военнослужащих денежным довольствием, регулируется специальным законодательством.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ « О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы таким образом, денежное довольствие является для военнослужащих основным и единственным средством к существованию, аналогичным заработной плате, соответственно приравнивается к ней.

Исходя из буквального толкования норм действующего гражданского законодательства, счетной следует считать ошибку, опущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом), в то время как технические ошибки, вязанные с неправильным вводом данных, в том числе технические ошибки, совершенные по вине работодателя, или шибки программы, счетными не являются (определение Верховного Суда РФ № *** от 20 января 2012 года).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ на лице, требующем возврата необоснованного обогащения, лежит обязанность доказать факт недобросовестности ответчика.

Согласно положениям Временного порядка, ЕРЦ осуществляет свою деятельность по выполнению централизованного своевременного расчета денежного довольствия и заработной платы, администрирование базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы (за исключением обеспечения достоверности информации, поступающей из органов военного управления). Внесение в базу данных в полном объеме изданных приказов также сведений по офицерам и военнослужащим, проходящим службу по контракту, по призыву возложены на военные правления в соответствии с границами ответственности. Расчет денежного довольствия производится в автоматическом режиме с использованием СПО «Алушта», по имеющейся в ней информации.

Таким образом, выплаты, подлежащие, по мнению истца, взысканию, были ответчику произведены на основании информации внесенной в СПО «Алушта» с использование специального конвертера и никак не связаны с так называемой счетной ошибкой.

В свою очередь истцом не представлены какие-либо доказательства о наличии таких ошибок или о наличии сбоя в СПО «Алушта», приведшего к необоснованной переплате денежного довольствия.

Согласно норм действующего законодательства следует, что счетной является ошибка, допущенная в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом), в то время как технические ошибки, в том числе ошибки, завершенные по вине должностных лиц (человеческий фактор), счетными не являются, что исключает возможность взыскания излишне выплаченного денежного довольствия.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым исковые требования Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» к Пухлякову В.И. о взыскании излишне выплаченных денежных средств, оставить без удовлетворения, поскольку судом установлено, что спорные выплаты, полученные Пухляковым В.И. входят в состав денежного довольствия военнослужащего, а потому, в связи с отсутствием доказательств недобросовестности со стороны ответчика и наличия счетной ошибки, возврату не подлежат.

При этом внесение недостоверных сведения в СПО «Алушта» не может являться счетной ошибкой и достаточным основанием для удовлетворения заявленных по делу исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» к Пухлякову В.И. о взыскании излишне выплаченных денежных средств - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья : Уварова Л.Г.

Мотивированное решение составлено 05 апреля 2021 года.

Судья : Уварова Л.Г.