дело № 2-1638/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2013 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Дзюба Д.В.,
при секретаре Мурзовой А.Н.,
с участием представителя истца Макеева Г.Н.,
представителя ответчика Министерства лесного хозяйства Тверской области – Белоусова А.П.,
представителя ответчика Православного Прихода вознесенской церкви д. Дудино Калининского района Тверской области – Юкина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации к Министерству лесного хозяйства Тверской области, Православному Приходу вознесенской церкви д. Дудино Калининского района Тверской области об отмене распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ года, признании недействительным договора безвозмездного срочного пользования лесным участком № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации – Макеев Г.Н., действующий на основании доверенности, обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Тверской области, Православному Приходу вознесенской церкви об отмене распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ обязании представить договор безвозмездного срочного пользования лесным участком, свои требования мотивирует тем, что Департаментом лесного комплекса Тверской области (правопреемником которого является Министерство лесного хозяйства Тверской области) издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении лесного участка в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности. Опубликованию данный правовой акт не подлежал. В соответствии с данным правовым актом православному Приходу вознесенской церкви д. Дудино Калининского района Тверской области предоставлены в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности лесной участок, расположенный в <адрес> по материалам лесоустройства, в квартале №, выделах №, квартале № выделах №, площадью <данные изъяты> га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре № на <данные изъяты> лет в целях сохранения бывших церковных лесов. Предоставление лесные участки располагаются в границах Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, что подтверждается соответствующими картографическими материалами. Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Государственном комплексе «Завидово» Федеральный службы охраны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года № 1217. В соответствии с данным нормативным правовым актом Комплекс включает в себя особо охраняемую природную территорию, с учетом особенностей режима которой считающуюся национальным парком, составляет <данные изъяты> гектаров, из которых <данные изъяты>. гектаров – заповедная и особо охраняемая зона, находящиеся в непосредственном владении Комплекса, а <данные изъяты>. гектаров – земли других пользователей и собственников. Кроме того, в данном документе содержится описание границ территории Комплекса в Московской и Тверской областях. В рамках осуществления мероприятий по землеустройству, предусмотренных ст. 68 ЗК РФ и Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» Комплексом проведены работы по установлению на местности границ территории Комплекса и составлены их карты (планы) (т.е. документы, предусмотренные абзацем 5 статьи 19 и статьи 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»). Данные работы проводились по результатам проведенных торгов в соответствии с параграфом 4 части второй ГК РФ и Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» победителем торгов ООО «Городским земельным центром», имеющим лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности. Вышеуказанные карты (планы) по итогам работ были внесены в Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, ведение которого предусмотрено статьей 24 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» и Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства». В соответствии с частью 4 и частью 5 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с подпунктом 57 пункта 11 Положения о ФСО России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.08.2004 № 1013 ФСО России осуществляет в соответствии с федеральным законодательством комплекс мероприятий по обеспечению сохранности особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении ФСО России. В соответствии с абз. 2 п. 12 и абз. 5 п. 15 Положения о Комплексе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1217 от 18.08.1996г. все вопросы социально-экономической деятельности пользователей и собственников в пределах границ Комплекса, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории Комплекса и его охранной зоны согласовываются с начальником Комплекса, а также на территории Комплекса запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит его задачам, в том числе отвод (продажа) в границах территории Комплекса земельных участков, находящихся в ведении других пользователей и собственников, без согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации. При издании Распоряжения и заключения в рамках него в последующем договора безвозмездного срочного пользования лесным участком Департаментом лесного комплекса Тверской области не произведено необходимого согласования данного вопроса с Комплексом. На направленные письма в адрес Министерство лесного хозяйства Тверской области Комплексом был получен ответ с отказом отмены распоряжения. В связи с тем, что в данном случае имеет место быть спор частноправового характера в отношении прав на земельный участок, то данный спор подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Согласно части 1 статьи 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, предъявляются в суд по месту их нахождения (исключительная подсудность). Место нахождения оспариваемых участков – <адрес>.
Руководствуясь вышеизложенным, а также статьями 131, 132 ГПК РФ. Просит отменить Распоряжение Департамента лесного комплекса Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении лесного участка в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности», а также обязать Департамент лесного комплекса Тверской области представить договор безвозмездного срочного пользования лесным участком, расположенным в <адрес> по материалам лесоустройства, в квартале №, выделах №, квартале № выделах №, площадью <данные изъяты> га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре № в случае, если указанный договор был заключен.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к производству принято уточненное исковое заявление, а именно: в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случае предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. Таким образом, предоставляя Православному приходу оспариваемые лесные участки, Министерством лесного хозяйства Тверской области, при издании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, а также при заключении в последующем договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, не было допущено нарушения законодательства, в части определения границ лесных участков. При исследовании представленных планшетов можно установить, что все оспариваемые лесные участки расположены ниже правового берега реки <данные изъяты> (если смотреть по направлению течения реки). В то же время границы территории Комплекса, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1217, в данном районе проходят по левому берегу этой же реки (также по направлению ее течения). Координаты поворотных точек границ территории Комплекса, содержащиеся в представленной карте (плане) установлены на местности с использованием геодезических знаков по описательной части границ территории Комплекса, т.е. на данном участке местности – по левому берегу реки. Таким образом, исследуя в совокупности представленные Комплексом и Министерством документы, с учетом положений, установленных статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» следует прийти к выводу об их допустимости применительно к статье 60 ГПК РФ в качестве доказательств, подтверждающих факт нахождения оспариваемых лесных участков в границах территории Комплекса, являющейся особо охраняемой природной территорией и считающейся национальным парком в соответствии с Положением о Комплексе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1217 (пункты 1-3 Положения). В связи с тем, что данные лесные участки находятся в границах особо охраняемой природной территории, считающейся национальным парком, к ним применяются правила, установленные статьей 103 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении Особенностей использования. Охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях». В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Приказа Минприроды России от 16.07.2007 № 181 леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории. На основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерством лесного хозяйства Тверской области заключен договор безвозмездного срочного пользования лесным участком № от ДД.ММ.ГГГГг. Данный договор имеется в материалах дела, а о факте его заключения Комплексу стало известно после судебного разбирательства, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, а также ознакомления с материалами дела ДД.ММ.ГГГГ. Заключение данного договора осуществлено также без согласования с Комплексом, в нарушение части 4 и части 5 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также абз. 2 п. 12 и абз. 5 п. 15 Положения о Комплексе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1217 от 18.08.1996, при этом предметом договора являются те же лесные участки, которые указаны в Распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ №, т.е. имеются прямые основания считать данный договор недействительным и в соответствии со статьями 166 и 168 ГК РФ. С учетом изложенного, а также руководствуясь статьей 39 ГПК РФ просит отменить Распоряжение Департамента лесного комплекса Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении лесного участка в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности»; Признать недействительным договор безвозмездного срочного пользования лесным участком № от ДД.ММ.ГГГГг., заключенный между Департаментом Лесного комплекса Тверской области и местной религиозной организацией Православным Приходом вознесенской церкви д. Дудино Калининского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (московский Патриархат), а также применить последствия его недействительности, предусмотренные частью 2 статьи 167 ГК РФ.
В судебном заседании представитель истца Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации Макеев Г.Н. поддержал заявленные требования с учетом уточнений, просил удовлетворить, поскольку Распоряжение Департамента лесного комплекса Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении лесного участка в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности», принято без согласования с Государственным комплексом «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а следовательно и договор безвозмездного срочного пользования лесным участком № от ДД.ММ.ГГГГг., заключенный между Департаментом Лесного комплекса Тверской области и местной религиозной организацией Православным Приходом вознесенской церкви д. Дудино Калининского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (московский Патриархат), является недействительным.
Представитель ответчика Министерства лесного хозяйства Тверской области Белоусов А.П. в судебном заседании пояснил, что по материалам лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ года леса не входят в состав земель Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, также им не было известно об Указе президента РФ, по которому выдел земельного участка необходимо согласовывать с Государственным Комплексом «Завидово».
В судебном заседании представитель ответчика Православного Прихода вознесенской церкви д. Дудино Калининского района Тверской области Юкин В.В. в разрешении спора полагался на усмотрение суда, также пояснил, что лесной участок взяли в аренду для наведения порядке, ведения религиозной деятельности, установленные требования Лесного фонда были выполнены.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В процессе рассмотрения дела, предусмотренная законом обязанность по доказыванию сторонам разъяснялась сторонам, при принятии решения суд учитывает только те доказательства, которые были представлены в судебном заседании.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 47 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". На лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 18.08.1996 года № 1217 с учетом особенностей режима особо охраняемой природной территории, на которой находится Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, эта территория считается национальным парком. В связи с этим Комплекс является природоохранным, эколого-просветительским и научно - исследовательским учреждением.
В соответствии с Приказом МПР РФ от 16.07.2007 г. № 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно абз. 2 п. 12 Указа Президента РФ от 18.08.1996 года № 1217 вопросы социально-экономической деятельности пользователей и собственников в пределах границ Комплекса, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории Комплекса и его охранной зоны, согласовываются с начальником Комплекса.
В соответствии с частью 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 года № 133-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Согласно части 5 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 года № 133-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно копии свидетельства Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области о государственной регистрации права серия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь <данные изъяты> га, адрес объекта: <адрес>, кадастровым (условным) номер №.
Из копии свидетельства Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области о государственной регистрации права серия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь <данные изъяты> га, адрес объекта: <адрес>, кадастровым (условным) номер №.
Согласно сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ после проведенной проверки на соответствие требованиям постанволения Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении карты (плана) объекта землестройства и требований к ее составлению» и укладываемости координат характерных точек границ объекта землеустройства на картографический материал базы данных государственного кадастра недвижимости, Управление Росреестра по Тверской области согласовывает карту (план) объекта землеустройства особо храняемой зоны №, расположенной Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации (национальный парк) на территории Калининского района Тверской области.
В соответствии с копией карты (плана) особо охраняемой зоны №, расположенной: Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации (национальный парк) на территории Калининского района Тверской области ДД.ММ.ГГГГ. площадь объекта землеустройства составляет <данные изъяты> кв.м. На данном объекте землеустройства запрещено разведка и разработка полезных ископаемых; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, не связанных с функционированием Комплекса; строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием Комплекса.
Согласно копии Распоряжения Департамента лесного комплекса Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении лесного участка безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности» по заявлению Местной религиозной организации православного Прихода Вознесенской церкви д. Дудино Калининского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) был предоставлен православному Приходу Вознесенской церкви д. Дудино в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности лесной участок, расположенный в <адрес> по материалам лесоустройства, квартале №, выделах № квартале №, выделах №, площадью <данные изъяты> га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре № на <данные изъяты> лет в целях сохранения бывших церковных лесов.
Из копии договора безвозмездного срочного пользования лесным участком № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент лесного комплекса Тверской области в лице исполняющего обязанности начальника Департамента Новикова В.Г. на основании распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. № обязуется предоставить, а Местная религиозная организация православный Приход Вознесенской церкви д. Дудино Калининского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в лице Председателя Приходского Совета Королева Б.В.принять в безвозмездное срочное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности площадью <данные изъяты> га, местоположение: <адрес> по материалам лесоустройства, квартал №, выдел № (леса ранее находившиеся во владении Колхоза им. Кирова, квартал № выделы №, расположен в пределах лесного участка с кадастровым (условным) номером №); квартал № выделы № (леса, ранее находившиеся во владении СПК «Березка», квартал №, выделы №, расположен в пределах лесного участка с кадастровым (условным) номером №), для осуществления религиозной деятельности.
В силу ст. 166 Гражданского процессуального кодекса РФ оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Судом установлено, что при издании Распоряжения Департаментом лесного комплекса Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении лесного участка в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности», а также при заключении договора безвозмездного срочного пользования лесным участком № от ДД.ММ.ГГГГ не было произведено необходимого согласования данного вопроса с начальником Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
Таким образом, у суда имеются основания считать заключенный договор безвозмездного срочного пользования лесным участком № от ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом лесного комплекса Тверской области и Местной религиозной организации православного Прихода Вознесенской церкви д. Дудино Калининского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), недействительным.
При указанных обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации к Министерству лесного хозяйства Тверской области, Православному Приходу вознесенской церкви д. Дудино Калининского района Тверской области об отмене распоряжения № № от ДД.ММ.ГГГГ года, признании недействительным договора безвозмездного срочного пользования лесным участком № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ: Исковые требования Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации к Министерству лесного хозяйства Тверской области, Православному Приходу вознесенской церкви д. Дудино Калининского района Тверской области об отмене распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ года, признании недействительным договора безвозмездного срочного пользования лесным участком № от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
Отменить Распоряжение Департамента лесного комплекса Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении лесного участка в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности».
Признать недействительным договор безвозмездного срочного пользования лесным участком № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Департаментом Лесного комплекса Тверской области и Православным Приходом вознесенской церкви д. Дудино Калининского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви, применить последствия недействительности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.
Председательствующий: Дзюба Д.В.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ