Дело № 2-163/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Изъюрова С.М., при секретаре Клочковой Т.Ю., с участием представителей истца ФИО1, ФИО2, при представителе третьего лица Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее - МУ «УЖКХ») ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 15 января 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – Минприроды РК), действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Муниципального образования городского округа «Ухта» (далее – АМО ГО «Ухта»), с требованием ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов,
установил:
Минприроды РК, действующее в интересах неопределённого круга лиц, обратилось в суд к АМО ГО «Ухта», с требованием ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов (далее - несанкционированная свалка), в обоснование иска указало, что в ходе проверки были выявлены нарушения в сфере природоохранного законодательства, в частности, в районе ...., координаты места осмотра обнаружена несанкционированная свалка, смешанные отходы производства и потребления: отходы деревянных изделий, отходы мебели, отходы бытовой техники, оконные и деревянные блоки, отходы строительных материалов, отходы бумаги и картона, отходы стекла и пластика, мешки с мусором, металлические фрагменты изделий, ветошь, отходы пластиковой и стеклянной упаковки, пищевые отходы, обувь, одежда и т.п. Площадь несанкционированной свалки составляет около ...., протяженность свалки .... м. при ширине около ....., высота навалов в среднем .... м., объем отходов около ..... В связи с чем, Минприроды РК просит возложить на ответчика обязанность организовать мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Определением от 25.12.2020 к участию в деле были привлечены, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне ответчика – МУ «УЖКХ» АМО ГО «Ухта» и ООО «Региональный оператор Севера».
Представители истца, доводы иска поддержали, дополнительно представили письменные пояснения к исковому заявлению с актом обследования, который подтверждает, что истцом меры по ликвидации несанкционированных отходов на данном земельном участке не приняты и ранее выявленная несанкционированная свалка не ликвидирована. Данная сварка находится в черте населенного пункта ...., земельный участок на данной территории не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и иным лицам в пользование не предоставлялся.
Ответчик направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель третьего лица МУ «УЖКХ» ФИО3, с исковым заявлением согласилась, просила увеличить срок по ликвидации несанкционированной свалки.
Представитель третьего лица ООО «Региональный оператор Севера» в судебное заседание не явился, о причинах не явки суду не сообщил.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), определил провести судебное заседание при имеющейся явке.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ходе проверки были выявлены нарушения в сфере природоохранного законодательства, в частности, в районе ...., координаты места осмотра обнаружена несанкционированная свалка, смешанные отходы производства и потребления: отходы деревянных изделий, отходы мебели, отходы бытовой техники, оконные и деревянные блоки, отходы строительных материалов, отходы бумаги и картона, отходы стекла и пластика, мешки с мусором, металлические фрагменты изделий, ветошь, отходы пластиковой и стеклянной упаковки, пищевые отходы, обувь, одежда и т.п. Площадь несанкционированной свалки составляет около ...., протяженность свалки .... м при ширине около .... м, высота навалов в среднем ...., объем отходов около .....
Собственником земельного участка, на котором имеются отходы, является МО ГО «Ухта», что подтверждается материалами дела.
При проведении повторных осмотров территории установлено, что собственником свалка не ликвидирована, площадь несанкционированной свалки составляет около .... м2, протяженность свалки .... м при ширине около .... м, высота навалов в среднем .... м, объем отходов около .... м2., на участке с координатами
Согласно статье 51 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В этой связи суд находит обоснованным довод заявителя о нарушении прав неопределённого круга лиц, связанных с ненадлежащим исполнением природоохранного законодательства, а именно неисполнением обязанности по содержанию земель и недопущению захламления территории.
В соответствии с положениями статьей 125, 210, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно Уставу МО ГО «Ухта» к вопросам местного значения округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов ().
К полномочиям администрации городского округа, относятся: организация исполнения на территории городского округа Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Конституции Республики Коми, законов Республики Коми и других нормативных правовых актов государственных органов, настоящего Устава, решений Совета городского округа, изданных в пределах его компетенции; исполнение контрольных функций в пределах своих полномочий; исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Уставом к компетенции Совета городского округа и контрольно-счетной палаты; составление и исполнение бюджета городского округа, подготовка отчета о его исполнении в соответствии с порядком ведения бюджетного процесса; осуществление муниципальных внутренних заимствований; разработка и организация исполнения бюджета, планов, целевых и комплексных программ социального и экономического развития городского округа; управление муниципальной собственностью городского округа (статья Устава МОГО «Ухта»).
Доказательств, свидетельствующих о захламлении земельных участков конкретными лицами не имеется, по этой причине, отходы должны быть удалены собственником земельного участка, на которого законом возложена обязанность следить за принадлежащей ему вещью.
Довод АМО ГО «Ухта» о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу и таковым должен быть признан региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами – ООО «Региональный оператор Севера» суд признаёт необоснованным, по следующим основаниям.
Согласно п. п. 16-18 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утв. постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 на регионального оператора, в случае обнаружения им места складирования твёрдых коммунальных отходов, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, возлагается обязанность известить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов и необходимости ликвидировать его в течение 30 дней после получения соответствующего уведомления. Однако обязанность ликвидировать свалку возлагается на её собственника: либо силами регионального оператора за счёт средств собственника свалки, либо силами самого собственника.
Таким образом, МО ГО «Ухта», в лице администрации, является надлежащим ответчиком по делу и в этой связи, подлежат удовлетворению требования заявленные истцом.
Суд находит предложенный истцом срок исполнения заявленных требований до 01 ноября 2021 года обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования городского округа «Ухта» в срок до 01 ноября 2021 года ликвидировать объект несанкционированного размещения отходов производства и потребления, размещённый в районе ...., объем отходов около .... м2., на участке с координатами .... в.д.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.М. Изъюров
Мотивированное решение составлено 20 января 2021 года.