ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-163/2022 от 11.01.2022 Тюменского районного суда (Тюменская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень ДД.ММ.ГГГГ

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Берсеневой Н.В.,

при секретаре Тисенко Д.Д.,

с участием представителя истца ФИО1, ответчика ФИО5, третьего лица ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 муниципального района к ФИО3 о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 муниципального района обратилась в суд с иском к ФИО3 о взыскании задолженности. Требования мотивирует тем, что постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, действовавшей на момент выдачи ответчику свидетельства о предоставлении социальной выплаты) была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Мероприятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории ФИО2 муниципального района ФИО2<адрес> реализовывались в соответствии с: положением о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) – участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденным постановлением Правительства ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п; соглашением о взаимодействии между Департаментом агропромышленного комплекса ФИО2<адрес> и ФИО2 муниципального района по реализации мероприятий в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ/а/19АТМР). ФИО3, как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство ГП о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на семью из четырех человек (ФИО3, ФИО14, ФИО7, ФИО8) в размере 1 908 144 рубля, из которых: 1 760 313,97 рублей выделены за счет средств областного бюджета, 147 830,03 рублей выделены за счет средств федерального бюджета на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в ФИО2 муниципальном районе. ДД.ММ.ГГГГФИО3 был открыт банковский счет .8ДД.ММ.ГГГГ. в ПАО «Сбербанк России» для обслуживания подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», что подтверждается договором. ФИО4 перечислила ФИО3 средства социальной выплаты в размере 1 908 144 рубля на банковский счет, открытый в ПАО «Сбербанк России», что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (молодых специалистов) в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, между ФИО4, ФИО3 и ПАО «Птицефабрика «Боровская» имени ФИО9 был заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГАТМР. Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что в случае, если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты подлежит перерасчету исходя из фактической площади жилья. Социальная выплата пересчитывается пропорционально долям средств областного и федерального бюджета, указанных в п.1.2 договора. Согласно п.1.10 Положения -п, расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33кв.м. – для одиноко проживающих граждан, 42кв.м. – на семью из двух человек и по 18кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей три и более человек), и стоимости 1кв.м. общей площади жилья в сельской местности в ФИО2<адрес>, утвержденной уполномоченным исполнительным органом государственной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятий, за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в ФИО2<адрес> на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на 1 квартал очередного финансового года. Размер общей площади строящегося (приобретаемого) жилья для семьи, состоящей из четырех человек, составляет 72кв.м., учетная норма площади жилого помещения по МО <адрес> составляет 15кв.м. на одного человека. В рамках реализации права на улучшение жилищных условий путем направления на эти цели средств социальной выплаты, 12.022020 между ООО «Энко Групп» и ФИО14, ФИО3 был заключен договор участия в долевом строительстве №ДУ-Ш-2-28, объектом является квартира, назначение помещения – жилое помещение, количество комнат – 2, этаж – 2, проектная общая площадь объекта 67,47кв.м. Строительство жилого дома ведется по адресу: <адрес>, р.<адрес> общая проектная площадь квартиры составляет 67,47кв.м., что является меньше размера, установленного для семей разной численности – 72кв.м., но большей учетной нормы площади - 60кв.м., установленной органом местного самоуправления, Департаментом агропромышленного комплекса ФИО2<адрес> был вынесен приказ от ДД.ММ.ГГГГ-п «О пересчете социальной выплаты», которым постановлено осуществить пересчет социальной выплаты молодой семье ФИО3 – получателю социальной выплаты в 2019 году в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Размер социальной выплаты после перерасчета составил 1 788 089,94 рублей, из них: средства федерального бюджета – 138 447,55 рублей, средства областного бюджета – 1 679 642,39 рублей. На основании вышеуказанного приказа ФИО4 осуществила возврат Департаменту агропромышленного комплекса ФИО2<адрес> социальной выплаты в размере 120 054,06 рублей, что подтверждается заявкой на возврат от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выпискам из ЕГРН от 16,12.2020 общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, МО <адрес>, р.<адрес>, составляет 63,4кв.м. С учетом уменьшения общей площади жилого помещения на 4,07кв.м. Департаментом агропромышленного комплекса ФИО2<адрес> был вынесен приказ от ДД.ММ.ГГГГ-п «О пересчете социальной выплаты», которым постановлено осуществить пересчет социальной выплаты молодой семьи ФИО10 – получателю социальной выплаты в 2019 году в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Размер социальной выплаты после перерасчета составил 1 680 226,80 рублей, из них: средства федерального бюджета – 130 095,97 рублей, средства областного бюджета – 1 550 130,83 рублей. Таким образом, ФИО3 была излишне предоставлена социальная выплата в размере 107 863,14 рублей, из которых: средства областного бюджета – 99 511,56 рублей, средства федерального бюджета – 8 351,58 рублей. ФИО4 в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (1) о пересчете социальной выплаты и необходимости возврата части социальной выплаты в размере 107 863,14 рублей, ответ на уведомление не получен, денежные средства не возвращены.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ООО «Энко Групп», ФИО14, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО8

В судебном заседании представитель ФИО2ФИО11, действующая на основании доверенности отДД.ММ.ГГГГ, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.

Ответчик ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Третье лицо ФИО14 в судебном заседании также просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в договоре долевого участия №ДДУ-Ш-2-28 была указана общая площадь объекта – 67,74кв.м., в данную площадь была включена площадь лоджии – 3,76кв.м. В договоре была указана площадь объекта без учета площади балкона/лоджии – 63,71кв.м.

Представитель третьего лица Департамента агропромышленного комплекса ФИО2<адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, в представленном суду письменном отзыве на исковое заявление просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «Энко Групп» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, дело рассмотрено без его участия.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст.ст.2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Государственная программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Реализация данной Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения ряда целей, в том числе создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.

Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.

Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем: предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности; софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа; использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала; увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.

Мероприятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории ФИО2 муниципального района ФИО2<адрес> реализовывались в соответствии с: положением о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) – участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденным постановлением Правительства ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п; соглашением о взаимодействии между Департаментом агропромышленного комплекса ФИО2<адрес> и ФИО2 муниципального района по реализации мероприятий в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с постановлением Правительства ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п уполномоченным исполнительным органом государственной власти ФИО2<адрес> по реализации Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов определен Департамент агропромышленного комплекса ФИО2<адрес>.

Согласно п.2.1 Положения -п молодые семьи и молодые специалисты, желающие участвовать в мероприятиях программы по улучшению жилищных условий, подают в органы местного самоуправления по месту жительства или пребывания заявление по установленной форме приложением необходимых документов.

В соответствии с пунктами 2.9-2.13 Положения -п, орган местного самоуправления рассматривает принятые документы, осуществляет их проверку, в случае соответствия молодой семьи (молодого специалиста) условиям, установленным пунктами 1.5, 1.6 Положения, орган местного самоуправления направляет молодой семье (молодому специалисту) письменное уведомление о том, что они имеют право на получение социальной выплаты и подлежат включению в списки молодых семей (молодых специалистов), изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно п.2.17 Положения -п, орган местного самоуправления ежегодно, в срок до 15 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период. В списки включаются молодые семьи и молодые специалисты, соответствующие условиям, установленным пунктами 1.5., 1.6 Положения -п и подавшие документы в срок до 15 мая года, предшествующего планируемому. Согласно п.2.19 Положения -п, орган местного самоуправления направляет сформированные списки в Департамент агропромышленного комплекса ФИО2<адрес> от 20 июня года, предшествующего планируемому.

В соответствии с п.2.26 Положения -п, Департамент агропромышленного комплекса ФИО2<адрес> в срок до 28 декабря года, предшествующего планируемому, на основании предоставленных органами местного самоуправления списков утверждает сводный список молодых семей и молодых специалистов – участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы на очередной финансовый год, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью областного бюджета, и формирует сводный список на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства РФ.

В соответствии с п.3 Положения -П, Департамент агропромышленного комплекса ФИО2<адрес> оформляет свидетельства и направляет их в органы местного самоуправления.

Судом установлено, что ответчик ФИО3ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФИО4 с заявлением о включении его и членов его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года».

В установленном порядке ФИО3 и члены его семьи (супруга – ФИО14, сын ФИО7, дочь ФИО8) были включены в состав участников программы и утверждены в списке получателей социальных выплат.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 было выдано свидетельство ГП о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на семью из четырех человек (ФИО3, ФИО14, ФИО7, ФИО8) в размере 1 908 144 рубля, из которых: 1 760 313,97 рублей выделены за счет средств областного бюджета, 147 830,03 рублей выделены за счет средств федерального бюджета на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в ФИО2 муниципальном районе.

ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» (банк) и ФИО3 (владелец) заключен договор .8ДД.ММ.ГГГГ.2335352/31 банковского счета для обслуживания подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», согласно п.1.1 которого банк открывает на имя владельца счет .8ДД.ММ.ГГГГ.2335352/31, для перечисления предоставленной владельцу суммы социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сельской местности: на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого дома к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; на участие в долевом строительстве жилых домов (квартиры) в сельской местности; на уплату первоначального взноса в случае получения жилищного (в том числе ипотечного) кредита (займа), а также на погашение основного долга и уплаты процентов по жилищному (в том числе ипотечному) кредиту (займу) на строительство (приобретение) жилья.

Размер социальной выплаты составляет 1 908 144 рубля (п.1.2 договора).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 муниципального района (ФИО4), ФИО3 (получатель) и ПАО «Птицефабрика «Боровская» имени ФИО9 заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

В соответствии с п.1.2 договора социальная выплата получателю предоставляется ФИО4 на условиях участия в софинансировании мероприятий. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилого помещения для исчисления средств государственной поддержки составляет 2 725 920 рублей. Доля средств, выделяемых в форме социальной выплаты из средств федерального бюджета составляет 147 830,03 рублей. Доля средств, выделяемых за счет средств областного бюджета, составляет 1 760 313,97 рублей.

В соответствии с п.1.3 договора в случае, если фактическая стоимость 1кв.м. общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1кв.м. общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти, размер социальной выплаты подлежит перерасчету исходя из фактической стоимости 1кв.м. общей площади жилья. В случае, если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты подлежит перерасчету исходя из фактической площади жилья. Социальная выплата пересчитывается пропорционально долям средств областного и федерального бюджета, указанных в п.1.2 настоящего договора.

Как следует из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГФИО4 ответчику перечислены средства социальной выплаты в размере 1 908 144 рубля на банковский счет, открытый в ПАО «Сбербанк России».

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Энко Групп» (застройщик) и ФИО3, ФИО14, действующей за себя и как законный представитель ФИО7, ФИО8 заключен договор №ДУ-Ш-2-28 участия в долевом строительстве, по условиям которого (п.1.1) застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими и привлеченными силами построить «Жилой дом ГП-2 «Комплекс жилых домов в <адрес>» и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого жилого дома передать соответствующий объект при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома. Строительство жилого дома застройщик ведет по адресу (строительный адрес): <адрес>, р.<адрес>, кадастровый номер земельного участка

Согласно п.1.2 договора объект: вид – квартира, назначение помещения – жилое помещение, количество комнат – 2, этаж – 2, общая площадь объекта 67,47кв.м. (из них площадь жилой комнаты – 13,51кв.м., площадь жилой комнаты – 14,15кв.м., площадь кухни/кухни-гостиной – 15,17кв.м., площадь сан.узла – 5,01кв.м., площадь кладовой – 2,16кв.м., площадь прихожей – 10,38кв.м., площадь коридора – 3,33кв.м., площадь балкона/лоджии с учетом понижающего коэффициента – 3,76кв.м. (без коэффициента – 7,51кв.м.), площадь объекта без учета площади балкона/лоджии – 63,71кв.м., расположение на площадке при пересчете слева направо – 4, всего помещений на этаже – 4, секция 2, проектный номер Ш-2-28).

Согласно п.1.10 Положения -п, расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33кв.м. – для одиноко проживающих граждан, 42кв.м. – на семью из двух человек и по 18кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей три и более человек), и стоимости 1кв.м. общей площади жилья в сельской местности в ФИО2<адрес>, утвержденной уполномоченным исполнительным органом государственной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятий, за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в ФИО2<адрес> на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на 1 квартал очередного финансового года. Размер общей площади строящегося (приобретаемого) жилья для семьи, состоящей из четырех человек, составляет 72кв.м., учетная норма площади жилого помещения по МО <адрес> составляет 15кв.м. на одного человека.

Приказом Департамента агропромышленного комплекса ФИО2<адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждена стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в сельской местности ФИО2<адрес> для реализации мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских поселений» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 года на 2019 год, согласно которому стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности для расчета социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на 2019 год составила 37 860 рублей.

Приказом Департамента агропромышленного комплекса ФИО2<адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ постановлено осуществить пересчет социальной выплаты молодой семье ФИО3

Размер социальной выплаты после перерасчета составил 1 788 089,94 рублей, из них: средства федерального бюджета – 138 447,55 рублей, средства областного бюджета – 1 679 642,39 рублей.

На основании вышеуказанного приказа ФИО4 осуществила возврат Департаменту агропромышленного комплекса ФИО2<адрес> социальной выплаты в размере 120 054,06 рублей, что подтверждается заявкой на возврат от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, МО <адрес>, р.<адрес>, составляет 63,4кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом агропромышленного комплекса ФИО2<адрес> издан приказ -п, согласно которому постановлено осуществить пересчет социальной выплаты молодым семьям, в том числе ФИО3 – получателям социальных выплат в 2019 году в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Размер социальной выплаты после перерасчета составил 1 680 226,80 рублей, из них: средства федерального бюджета – 130 095,97 рублей, средства областного бюджета – 1 550 130,83 рублей.

Таким образом, ФИО3 была излишне предоставлена социальная выплата в размере 107 863,14 рублей, из которых: средства областного бюджета – 99 511,56 рублей, средства федерального бюджета – 8 351,58 рублей.

ФИО4 в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (1) о пересчете социальной выплаты и необходимости возврата части социальной выплаты в размере 107 863,14 рублей, ответ на уведомление не получен, денежные средства не возвращены.

В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

При этом обязанность возвратить неосновательное обогащение не зависит от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Поскольку ФИО3 получил социальную выплату в размере, превышающем размер, установленный законодательством с учетом площади приобретенного им жилья, соответственно, сумма переплаты составляет неосновательное обогащение и подлежит возврату.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования ФИО2 о взыскании с ответчика денежных средств в размере 107 863,14 рублей, из них: 8 351,58 рублей – сумма средств федерального бюджета, 99 511,56 рублей – сумма средств областного бюджета, согласно расчету ФИО2, который ответчиком не оспорен, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых ФИО2 был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет ФИО2 муниципального района. В связи с этим с ФИО12 подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета ФИО2 муниципального района ФИО2<адрес> в размере 3 357,26 рублей.

Руководствуясь ст.ст.3, 10, 12, 56, 67, 98, 103, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 муниципального района удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу ФИО2 муниципального района средства социальной выплаты в размере 107 863 рубля 14 копеек, из них: 8 351 рубль 58 копеек – сумма средств федерального бюджета, 99 511 рублей 56 копеек – сумма средств областного бюджета.

Взыскать с ФИО3 в доход бюджета ФИО2 муниципального района государственную пошлину в размере 3 357 рублей 26 копеек.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд ФИО2<адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: (подпись) Н.В. Берсенева