ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1643/2021 от 04.10.2021 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2-1643/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2021 года г. Симферополь

Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,

при секретаре – ФИО4,

с участием представителя истцов – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации г. Симферополя, Акционерному обществу «Симферопольский машиностроительный завод «Прогресс», Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, третье лицо – МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя,

установил:

11.05.2021 года ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации г. Симферополя, АО «СМЗ «Прогресс», Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма. Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО1 с 1980 года состоял в трудовых отношениях с ВПО «Стромавтолиния» Минстройдоркоммунмаша. По месту работы была вселена в комнату № 22, расположенную в общежитии по адресу: <адрес>, которое состояло на балансе предприятия. Позже, в связи с рождением дочери, ей с целью улучшения жилищных условий была предоставлена комната № 20 в этом же общежитии. Решением Железнодорожного исполнительного комитета г. Симферополя от 19.03.1991 года № 63/15 предприятие переименовано в арендное предприятие Симферопольский машиностроительный завод «Прогресс». Приказом Фонда государственного имущества Крыма от 31.08.1995 года № 787, в соответствии с протоколом № 7 общего собрания трудового коллектива организации арендаторов на базе Симферопольского машиностроительного завода «Прогресс» создано ЗАО «СМЗ «Прогресс». На основании приказа Фонда государственного имущества Крыма от 25.05.2005 года № 405 утвержден сводный акт инвентаризации имущества предприятия, а также перечень имущества, не подлежащего приватизации, и не включающегося в стоимость при проведении оценки объекта приватизации, в число которого вошло общежитие по <адрес>. В 2004 году общежитию присвоен статус малосемейного общежития и отменен статус общежития для одиноких. Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета АР Крым от 09.04.2008 года № 877 малосемейному общежитию присвоен статус жилого дома с коммунальными квартирами. На момент возникновения спорных взаимоотношений действовал Жилищный кодекс Украинской ССР, согласно положениям которого общежития относились к объектам государственного жилищного фонда. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда», квартиры (дома), жилые помещения в общежитиях, расположенные на территориях предприятий, учреждений и организаций приватизации не подлежали. В настоящее время право собственности на жилой дом с коммунальными квартирами по <адрес> ни за кем не зарегистрировано. Жильцы дома неоднократно обращались в различные инстанции по вопросу принятия дома в муниципальную собственность для осуществления своих прав на получение жилых помещений в собственность в порядке приватизации, на что получали ответы о невозможности принятия указанного дома в муниципальную (коммунальную) собственность по причине отсутствия технической и правоустанавливающей документации, а также невозможности передачи помещений в собственность по причине отсутствия зарегистрированного права муниципальной (коммунальной) собственности. С момента вселения и по настоящее время истцы пользуются жилым помещением (комнатами) , 22 жилого дома с коммунальными квартирами по <адрес>, постоянно проживают и зарегистрированы в указанных комнатах, несут бремя их содержания, оплачивают в полном объеме коммунальные услуги, ввиду чего полагают, что право пользования жилым помещением сложилось на условиях договора социального найма, и к данным правоотношениям подлежат применению нормы жилищного законодательства, регулирующие социальный наем жилого помещения. Указанные комнаты не признавались аварийными, пригодны для жилья, не отнесены к специализированному жилищному фонду. На основании изложенного просят признать за ними право пользования жилым помещением – комнатами , 22 по <адрес> на условиях договора социального найма.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя.

Представитель истцов в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Симферополя в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменных возражениях просит в удовлетворении исковых требований отказать. Указал о том, что в соответствии со ст. 9 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13.11.2014 № 61, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Согласно информации МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя от 11.06.2021 года № 8827/40/0507 в Реестре муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым сведения об объекте недвижимого имуществ, расположенного по адресу: <адрес> Реестре отсутствуют, а также обращения от унитарных предприятий о внесении сведений о вышеуказанном объекте имущества в адрес Департамента не поступали. При таких обстоятельствах у Администрации г. Симферополя отсутствуют законные основания для заключения договора социального найма на спорное жилое помещение, так как оно не находится в собственности городского округа Симферополь Республики Крым.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явился. В письменных пояснениях просит рассмотреть дело в его отсутствие. Указывает о том, что в статье 2 Закона № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняются за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативно-правовыми актами РФ и Республики Крым. В целях упорядочения учета имущества, находящегося в собственности Республики Крым, Совет министров Республики Крым Постановлением № 89 от 14.05.2014 года «О вопросах учета имущества, находящегося в собственности Республики Крым» утвердил Положение об учете имущества, находящегося в собственности Республики Крым. Распорядителем Реестра является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым. По состоянию на 17.05.2021 года в Реестре имущества Республики Крым не числится объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> Из материалов дела следует, что спорное имущество находится в собственности АО «Симферопольский машиностроительный завод «Прогресс». Поскольку полномочия Министерства не распространяются на спорные правоотношения, и спорное имущество не является имуществом Республики Крым, Министерство является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Другие участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о следующем.

В соответствии с ч. 3 ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ).

Согласно ч. 1, 2 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч. 1 ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлены нормами главы 7 ЖК РФ (ст. ст. 49 - 59).

Наравне с нанимателем жилого помещения по договору социального найма право на это помещение имеют члены семьи нанимателя, вселившиеся в жилое помещение на основании решения о его предоставлении, а также вселенные им в установленном порядке в качестве членов семьи впоследствии (ст. ст. 69, 70 ЖК РФ).

Судом установлено, что истец ФИО1 с 1980 года зарегистрирована по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>. Истец ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-23, 25-27).

Согласно Ведомости регистрации по месту проживания в ведомственном общежитии по адресу: <адрес> армии, <адрес>, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в комнате , ФИО6 – с 27.12.2006 года в комнате № 22 (л.д.135-137).

Как усматривается из справки АО «Симферопольский машиностроительный завод «Прогресс» исх. № 72 от 20.04.2016 года, ФИО1 была ошибочно зарегистрирована по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>, фактическим местом проживания является комната № 22 (л.д.29).

Согласно справке, выданной АО «СМЗ «Прогресс», ФИО1 действительно работала на Симферопольском машиностроительном заводе Управления «Союзстроммашина Минстройдоркоммунмаша» в период с 18.08.1980 года (приказ № 90-к от 18.08.1980 года) по 01.08.2010 года (приказ № 90-к от 18.08.1980 года) (л.д.28).

Исторической справкой АО «СМЗ «Прогресс» подтверждается, что 01.01.1985 года по 01.01.1987 год завод находился в подчинении ВПО «Стромавтолиния» Минстройдоркоммунмаша на основании приказа № 230 от 08.05.1984 г. Минстройдоркоммунмаша (л.д.30).

Приказом № 5а от 15.03.1991 года МГО «Строммаш» и решением Железнодорожного исполнительного комитета г. Симферополя от 19.03.1991 года № 63/15 предприятие переименовано в арендное предприятие Симферопольский машиностроительный завод «Прогресс».

Приказом Фонда государственного имущества Крыма от 31.08.1995 года № 787, в соответствии с протоколом № 7 общего собрания трудового коллектива организации арендаторов на базе Симферопольского машиностроительного завода «Прогресс» создано ЗАО «СМЗ «Прогресс».

Переименование и реорганизация предприятия подтверждается соответствующими записями, произведенными в трудовой книжке серии АБ номер 789932, выданной на имя ФИО1, 1958 года рождения (л.д.131-134).

На основании приказа Фонда имущества АР Крым от 25.05.2005 года № 405 утвержден сводный акт инвентаризации имущества предприятия, а также перечень имущества, не подлежащего приватизации, и не включающегося в стоимость при проведении оценки объекта приватизации, в число которого вошло общежитие по <адрес><адрес>, <адрес> (л.д.16).

Согласно информации Фонда имущества АР Крым № 03/3017 от 25.11.2009 года, при проведении оценки целостного имущественного комплекса ЗАО «СМЗ «Прогресс», которая осуществлялась в связи с приватизацией пакета акций в размере 52,8% уставного фонда, принадлежащего Автономной Республике Крым, не оценивалось имущество, не подлежащее приватизации, в том числе общежитие по ул. 2-1 Гвардейской Армии, 5 (л.д.17).

Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета АР Крым от 23.07.2004 года № 1429 жилому строению по <адрес><адрес>, <адрес> присвоен статус малосемейного общежития и отменен статус общежития для одиноких (л.д.18).

На основании решения Исполнительного комитета Симферопольского городского совета АР Крым от 09.04.2008 года № 877 общежитию присвоен статус жилого дома с коммунальными квартирами (л.д.20).

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.08.2019 года по делу № А83-20494/2019 года АО «СМЗ «Прогресс» признано несостоятельным, в отношении него открыто конкурсное производство (л.д.113-116).

Согласно ответу конкурсного управляющего АО «СМЗ «Прогресс» ФИО7 от 07.07.2021 года, в связи с отсутствием надлежащей документации АО «СМЗ «Прогресс», подтвердить или опровергнуть информацию о том, состоит ли на балансе АО «СМЗ «Прогресс» объект недвижимого имущества по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>, не представляется возможным (л.д.111-112).

Как следует из ответа ОСП по г. Евпатория УФССП России по Республике Крым от 01.10.2021 года, 19.11.2020 года на основании исполнительного листа серии ФС № 033872882, выданного 23.09.2020 года Арбитражным судом РК, возбуждено исполнительное производство № 89186/20/82011-ИП об истребовании у ФИО8 в пользу конкурсного управляющего АО «СМЗ «Прогресс» ФИО7 бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей АО «СМЗ «Прогресс». По состоянию на 01.10.2021 года исполнительное производство находится на стадии принудительного исполнения (л.д.169-171).

В соответствии с данными Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, сведений о зарегистрированных правах на комнаты № 20, 22 по <адрес>, не имеется (л.д.71,72).

Согласно информации ФГУП РК «Крым БТИ» от 19.05.2021 года, по состоянию на 01.01.2013 года право собственности на вышеуказанные помещения не зарегистрировано (л.д.63).

Согласно информации Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 17.05.2021 года, общежитие по <адрес> в Реестре имущества Республики Крым не значится (л.д.58-60).

В силу ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Таким образом, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Гражданину, фактически пользовавшемуся жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем в силу статьи 7 указанного выше Вводного закона, не может быть отказано в заключении договора социального найма на изолированное жилое помещение.

В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона Республики Крым № 130 ЗРК/2015 от 06.07.2015 года «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым», который регулирует вопросы в области жилищных отношений в части обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, граждане, являющиеся основными нанимателями жилых помещений, находившихся по состоянию на 21.03.2014 года в государственном жилищном фонде, имеют право на заключение договоров социального найма.

Исходя из вышеизложенного, граждане, проживающие по состоянию на 21 марта 2014 года в жилых помещениях государственного жилищного фонда на территории Республики Крым, и являющиеся основными нанимателями занимаемых жилых помещений, имеют право на заключение договора социального найма с учётом особенностей, установленных частью 2 ст.35 закона №130-ЗРК/2015, при наличии документов, подтверждающих их право пользования данными жилыми помещениями на законных основаниях.

По общему смыслу жилищного законодательства жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных указанным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (абз. 1 ст. 10 ЖК РФ).

В качестве доказательств, подтверждающих постоянное проживание в спорных жилых помещениях и несения бремени их содержания истцами предоставлены: договор на поставку тепловой энергии № 551093748 от 02.03.2020 года на ком. № 20 и № 22 <адрес>, заключенный на имя ФИО1 (л.д.45), копии квитанций по оплате коммунальных услуг за 2015 – 2021 гг. (л.д.32-44).

Доказательств, свидетельствующих о том, что право истцов на постоянное проживание в спорных комнатах было кем-либо оспорено, в материалах дела не имеется.

Право пользования истцами ФИО1, ФИО2 занимаемым жилым помещением в период нахождения Крыма под юрисдикцией Украины не оспаривалось, обратное из материалов дела не усматривается.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По мнению суда, представленные истцом доказательства, которые оценены судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, подтверждают факт существования сложившихся правоотношений найма жилого помещения.

Поскольку судом установлено, что истцы на законных основаниях пользуются жилыми помещениями – комнатами 20 и 22, расположенными по адресу: <адрес> надлежащим образом выполняют свои обязательства по уплате коммунальных услуг, суд приходит к выводу, что требования истцов о признании права пользования указанными комнатами на условиях договора социального найма подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 – 197 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1, ФИО2 – удовлетворить.

Признать за ФИО1, ФИО2 право пользования жилым помещением – комнатами № 20, 22, расположенными в <адрес> г. Симферополе, на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Федоренко Э.Р.

Решение суда в окончательной форме составлено 11.10.2021 года.