ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1646/20 от 06.11.2020 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело № 2-1646/2020

УИД 76RS0013-02-2020-000717-29

Мотивированное решение составлено 06.11.2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сизовой В.В.

при секретаре Ситниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске 7 октября 2020 года гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго», с учетом уточнения исковых требований, просили:

взыскать в пользу ФИО1 8696 руб. 01 коп., в пользу ФИО2 6932 руб. 24 коп. в счет возмещения убытков, возникших в связи с неисполнением МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» обязательств по гарантийному письму от 22.12.2016 года;

признать незаконным непредоставление ФИО1 и ФИО2 рассрочки платы за отопление на 12 месяцев по квартирам <адрес> за февраль, март, апрель, ноябрь, декабрь 2018 года, январь 2019 года;

взыскать в пользу ФИО2 3490 руб. 04 коп. в счет возмещения имущественного ущерба, возникшего в связи с непредоставлением данных для начислений ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

взыскать в пользу ФИО1 и ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей в пользу каждой;

взыскать в пользу ФИО1 и ФИО2 штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.

ФИО1 является собственником квартиры , а ФИО2 – собственником квартиры . Указанные квартиры расположены в многоквартирном доме <адрес>.

22.12.2016 года ресурсоснабжающая организация МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» (далее МУП «Теплоэнерго») направило в адрес собственников данного многоквартирного дома гарантийное письмо , в котором МУП «Теплоэнерго» приняло на себя обязательства привести узел учета тепловой энергии (далее УУТЭ) в соответствие с требованиями закона и ввести его в эксплуатацию в течение одного месяца, после того как на общем собрании собственников помещений МКД будет принято решение о возложении на управляющую компанию обязанности ввести в эксплуатацию и принять в общедомовую собственность общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя (далее ОДПУ), и о переходе на прямые расчеты с МУП «Теплоэнерго» по отоплению. 16.02.2017 года на внеочередном общем собрания собственников помещений в многоквартирном доме такие решения были приняты, что должно было позволить жителям дома не платить за отопление в период с мая по сентябрь 2017 года и тем самым сэкономить денежные средства.. Вместе с тем, МУП «Теплоэнерго» нарушило сроки выполнения обязательства по гарантийному письму, допустило в эксплуатацию УУТЭ лишь 20.12.2017 года, что причинило истцам убытки в размере платы за отопление по нормативам в период отопительного сезона 2017 года с 11 мая по 27 сентября 2017 года: плата ФИО1 по квартире составила 8696 руб. 01 коп., плата ФИО2 по квартире составила 6932 руб. 24 коп.

В период 2017 – 2018 годов МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» неоднократно нарушало права истцов, касающиеся начисления платежей и порядка предоставления компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В частности, в 2018 году по квартирам истцов не была предоставлена рассрочка платежей, предусмотренная п.72 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354. После того, как истцы стали производить оплату услуг частями, соразмерно положенной им по закону рассрочке, МУП «Теплоэнерго» незаконно начислило пени и лишило ФИО2 положенной компенсации по жилищно-коммунальным услугам в сумме 3490 руб. 04 коп. Направленные истцами претензии оставлены МУП «Теплоэнерго» без удовлетворения, что причинило истцам моральный вред.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, направила своего представителя ФИО1

В судебном заседании истец ФИО1, действующая в своих интересах и по доверенности в интересах ФИО2, исковые требования к МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» поддержала частично:

исковое требование о взыскания в пользу ФИО2 в счет возмещения имущественного ущерба, возникшего в связи с непредоставлением данных для начислений ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поддержала на сумму 22 руб. 87 коп., пояснив, что на момент рассмотрения дела МУ «Центр социальных выплат» в остальной сумме произвело выплату ежемесячной денежной компенсации расходов;

исковое требование о взыскании убытков, возникших в связи с неисполнением МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» обязательств по гарантийному письму от 22.12.2016 года, поддержала в пользу ФИО1 на сумму 7805 руб. 14 коп., в пользу ФИО2 на сумму 6222 руб. 03 коп. в связи с корректировкой расчета убытков на основании данных проекта узла учета тепловой энергии.

В остальной части ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, сослалась на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» ФИО3 исковые требования не признала, в обоснование возражений пояснила, что МУП «Теплоэнерго» не ввело узел учета тепловой энергии в эксплуатацию в апреле 2017 года по объективным причинам, которыми стали: препятствия со стороны управляющей компании ОАО «Управляющая компания» по согласованию проекта и доступу к месту установки ОДПУ в подвале дома; длительная процедуры закупок через конкурсные процедуры; обращения собственников дома о намерении принять ОДПУ в состав общедомового имущества в 2018 году. Наличие убытков у истцов не доказано, поскольку во время отсутствия ОДПУ расчет платы за отопление собственникам и пользователям помещений данного дома производился по формуле 2 (1) Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

В связи с увеличением размера платы за отопление ФИО4 была предоставлена возможность оплаты коммунальных услуг в рассрочку, о чем им было направлено соответствующее письмо. Соответствующее указание было дано платежному агенту АО «ЯрОбл ЕИРЦ». Поскольку база от АО «ЯрОбл ЕИРЦ» была передана в МУП «Теплоэнерго» некорректно, список льготников предоставлен несвоевременно, в ряде квитанций за 2017 год и 2018 год не указано о льготах и рассрочке.

МУП «Теплоэнерго» ежемесячно производило расчет сумм денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, исходя из начислений, и предоставляло их в МУ «Центр социальных выплат». Выплата компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг не осуществлялась МУ «Центр социальных выплат» города Рыбинска в связи с наличием у истцов задолженности.

Третьи лица ОАО «Управляющая компания», МУП «ИРЦ», АО «ЯрОбл ЕИРЦ» извещены о времени и месте рассмотрения дела, представители в судебное заседание не явились.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пункт 1 статьи 540 ГК РФ, пункт 42 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» предусматривают, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчета за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме наниматели (собственники) могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ) (п.34).

На основании ст. 153, ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) граждане (в том числе, собственники жилых помещений в многоквартирном доме) обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно п.42 (1) названных Правил, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) Приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Судом установлено и документально подтверждено следующее.

ФИО1 является собственником квартиры , расположенной в многоквартирном доме <данные изъяты>.

ФИО2 является собственником квартиры , расположенной в многоквартирном доме <данные изъяты>.

17.02.2014 года в указанном многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, управляющей компанией в эксплуатацию не введен. Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях дома отсутствуют.

МУП «Теплоэнерго» направил в адрес председателя совета многоквартирного дома на ул.<адрес> (далее МКД) гарантийное письмо от 22.12.2016 года, обязуясь своими силами и за свой счет привести узел учета тепловой энергии (далее УУТЭ) в соответствие с требованиями закона и ввести его в эксплуатацию в течение одного месяца, после того как на общем собрании собственников помещений МКД будет принято решение о возложении на управляющую компанию обязанности ввести в эксплуатацию и принять в общедомовую собственность общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя (далее ОДПУ), и о переходе на прямые расчеты с МУП «Теплоэнерго» по отоплению.

16.02.2017 года внеочередным общим собранием собственников указанного многоквартирного дома в форме очного голосования, приняты решения о возложении на управляющую организацию ОАО «Управляющая компания» обязанности ввести в эксплуатацию и принять в общедомовую собственность общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя и о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» (протокол общего собрания от 15.04.2014 года).

С 01.04.2017 года собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирного дома <адрес> перешли на прямые расчеты с МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго».

20.12.2017 года МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» введен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии, ОДПУ допущен к коммерческим расчетам. Показания ОДПУ переданы в МУП «Теплоэнерго» с 01.01.2018 года.

В соответствии с постановлениями Администрации городского округа город Рыбинск от 05.05.2017 года и от 25.09.2017 года отопительный период 2016-2017 годов в городском округе город Рыбинск закончен 10.05.2017 года, отопительный период 2017-2018 годов начат 26.09.2017 года.

В период, предшествующий допуска ОДПУ к коммерческим расчетам, расчет платы за отопление собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома <адрес> произведен по формуле 2(1) Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354:

Pi = Si x (NT x K) x TT, где

Рi- размер платы за отопление по жилому и нежилому помещению, который получится в результате расчета в рублях;

Si - общая площадь жилого дома;

NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", к количеству месяцев в календарном году;

TT - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расчет количества и стоимости тепловой энергии произведен с применением норматива на отопление 0,02 Гкал/м2 в месяц, утвержденного Постановлением Главы Рыбинского муниципального округа от 28.12.2001 года «О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг». Норматив потребления на отопление определен как <данные изъяты> среднегодового объема тепловой энергии и подлежит применению ежемесячно в течение всего календарного года, в том числе и летнего неотопительного периода.

Норматив потребления тепловой энергии утвержден Постановлением Главы Рыбинского муниципального округа от 28.12.2001 года и правомерно применялся ответчиком для расчета.

Поскольку МУП «Теплоэнерго» произвело расчет платы за отопление по квартирам во взыскиваемый период с 11 мая по 27 сентября 2017 года в полном соответствии с вышеприведенными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, оснований считать расчет ответчика ущемляющим права истцов у суда не имеется.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).По смыслу статей 15 и 393 ГК РФ по требованию о взыскании убытков кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

Вместе с тем, истцами не представлено суду достоверных доказательств, бесспорно подтверждающих возникновение реальных убытков и их размер. Расчет истца ФИО1 разницы между платой по нормативу потребления коммунальных услуг и расчетной платой по проекту УУТЭ объективно не подтвержден, носит предположительный, вероятный характер.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что требования истцов о взыскании с МУП «Теплоэнерго» убытков, возникших в связи с неисполнением обязательств по гарантийному письму от 22.12.2016 года, необоснованные и удовлетворению не подлежат.

Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (п.1 ч.2 ст. 155 ЖК РФ);

Из содержания приведенных законоположений следует, что платежный документ является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги и в нем указываются сведения о размере платы за предоставленные коммунальные ресурсы, которая рассчитывается исходя из объема их фактического потребления, определяемого по показаниям приборов учета (коллективных (общедомовых), индивидуальных (квартирных), а в случае их отсутствия исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Данный платежный документ формируется исполнителем и направляется потребителям.

Правила предоставления коммунальных услуг определяют исполнителя как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги, и предусматривают, что исполнителем может выступать в том числе соответствующая ресурсоснабжающая организация на основании договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (пункты 2, 8, 9).

В соответствии с п. 72 Правил предоставления коммунальных услуг, если начисленный потребителю в соответствии с требованиями настоящего раздела размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, в каком-либо расчетном периоде превысит более чем на 25 процентов размер платы за коммунальную услугу, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года, то исполнитель обязан предоставить потребителю возможность внесения платы за такую коммунальную услугу в рассрочку на условиях, указанных в настоящем пункте.

Предоставление такой возможности осуществляется путем включения в платежный документ, предоставляемый исполнителем потребителю, наряду с позицией, предусматривающей внесение платы за коммунальную услугу за расчетный период единовременно, позиций, предусматривающих возможность внесения потребителем платы в рассрочку в размере одной двенадцатой размера платы за коммунальную услугу за истекший (истекшие) расчетный период, в котором (которых) возникло указанное превышение, и суммы процентов за пользование рассрочкой, которая подлежит внесению потребителем при оплате коммунальной услуги по этому платежному документу.

Рассрочка предоставляется на условиях внесения платы за коммунальную услугу равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка, и взимания за предоставленную рассрочку процентов, размер которых не может быть выше, чем увеличенный на 3 процента размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предоставления рассрочки. Проценты за предоставляемую рассрочку не начисляются или начисляются в меньшем размере, если за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы Российской Федерации исполнителю предоставляется компенсация (возмещение) средств, недополученных в виде процентов за предоставление рассрочки.

Согласно п.п. «к» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе указываются, в том числе, сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил.

Таким образом, обязанность по предоставлению потребителю возможности внесения платы в рассрочку осуществляется путем включения исполнителем в платежный документ соответствующих позиций при наличии 25-процентного превышения платы за расчетный период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на основании п. 72 Правил предоставления коммунальных услуг и не связано с наличием или отсутствием у потребителя задолженности за коммунальные услуги.

Подпункт "к" пункта 69 Правил, закрепляющий положения об указании в платежном документе сведений о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, основывается на указанных выше нормах жилищного законодательства. Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах, и на исполнение им обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим исполнитель коммунальной услуги, в том числе предоставляющий коммунальную услугу по отоплению, в целях доведения до потребителя уведомительной и справочной информации обязан сформировать платежный документ, отвечающий установленным Правилами требованиям и содержащий, в том числе, сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 Правил.

На основании контракта от 23.01.2018 , заключенного между МУП «Теплоэнерго» и АО «ЯрОблЕирц», последним осуществлялось информационно-расчетное обслуживание потребителей коммунального ресурса с февраля 2018 года.

Ранее начисление платы за услугу «отопление» по многоквартирному дому производилось ООО «ИРК «Биллинговый центр», МУП «Информационно-расчетный центр».

Из выставленных МУП «Теплоэнерго» истцам платежных документов по квартирам установлено превышение суммы платы за коммунальную услугу отопление более чем на 25 процентов за февраль, март и апрель 2018 года.

Вместе с тем, в нарушение п. 72 Правил предоставления коммунальных услуг, включение в платежный документ позиций, предусматривающих возможность внесения потребителем платы в рассрочку за истекший расчетный период, в котором возникло указанное превышение, не произведено.

Платежные документы, содержащие графу с рассрочкой оплаты за месяцы, в которых было превышение размера начисления за коммунальную услугу по сравнению с аналогичными месяцами предыдущего года более чем на 25% выставлены АО «ЯрОблЕирц» за июль, август и сентябрь 2018 по адресам: <адрес>, что подтверждается квитанциями.

По мнению суда, не выполнение МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» своей обязанности по формированию платежных документов, отвечающих установленным Правилами требованиям, нарушило права ФИО1 и ФИО2 как потребителей коммунальной услуги на получение рассрочки внесения платы за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям
граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Порядок расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области, утвержден постановлением Правительства Ярославской области от 28.110.2009 года № 1070-п (далее Порядок).

Согласно данного Порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется на основании письменного заявления гражданина, имеющего право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг органом (учреждением) социальной защиты населения (далее - ОСЗН) по месту его постоянного или преимущественного проживания или временного пребывания (п. 1.2.)

Организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья (далее - организации) ежемесячно производят расчет сумм денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из начислений (объема потребления ЖКУ) за истекший месяц и условий, указанных в соглашениях, предусмотренных пунктом 2.6 данного раздела Порядка, представляют в ОСЗН в электронном виде (п.2.3).

Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению

Если льготополучатель погасил задолженность, возникшую в период предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме, то выплата компенсации возобновляется и производится за весь период погашенной задолженности (п. 2.10).

Судом установлено, что ФИО2 является <данные изъяты> (<данные изъяты>), соответственно имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории <данные изъяты> с 16.05.2016 года по настоящее время.

ФИО2 зарегистрирована по месту жительства в квартире, по адресу: <адрес>.

Разрешая исковые требования о взыскании с МУП «Теплоэнерго» в пользу ФИО2 ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 22 руб. 87 коп., суд исходит из того, что в силу приведенных правовых норм во взыскиваемый период назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приостановление и возобновление такой выплаты осуществляло МУ «Центр социальных выплат» города Рыбинска.

В соответствии с изложенным, на ресусоснабжающую организацию МУП «Теплоэнерго» не может быть возложена обязанность по выплате ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Правовые основания для взыскания с МУП «Теплоэнерго» в пользу ФИО5 компенсации в сумме 22 руб. 87 коп. отсутствуют.

Согласно п.п. «и» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе указываются, в том числе, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки (далее МСП) граждан в денежной форме).

В соответствии с п.2.3 указанного выше Порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в платежном документе на оплату ЖКУ, передаваемом потребителю, организации справочно указывают суммы денежного эквивалента МСП за месяц, указанный в платежном документе, и месяц, предшествующий ему.

Вместе с тем, судом достоверно установлено, что в квитанциях МУП «Теплоэнерго» за апрель и май 2017 года, направленных потребителям, по адресу: <адрес>, не указаны суммы денежного эквивалента МСП.

При таком положении формирование МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» платежных документов, не отвечающих требованиям названных Правил и Порядка, нарушило права ФИО2 как потребителя коммунальной услуги на получение справочной информации в платежном документе о сумме денежного эквивалента МСП за месяц.

Поскольку между МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» и ФИО1, ФИО2 существуют правоотношения по оказанию возмездных услуг, которые истцы обязаны оплачивать по установленным тарифам, так как они являются потребителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, на данные правоотношения распространяется действие Закона РФ "О защите прав потребителей"№ 2300-1 от 07.02.1992 года.

Учитывая установленный факт нарушения прав ФИО1 и ФИО2 как потребителей коммунальных услуг, руководствуясь ст.151 ГК РФ, ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» суд полагает необходимым взыскать с МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб. (за нарушение права на получение рассрочки внесения платы за коммунальные услуги), в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в сумме 2000 руб. (за нарушение права на получение рассрочки внесения платы за коммунальные услуги, за нарушение права на получение справочной информации в платежном документе о сумме денежного эквивалента МСП за месяц).

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, обстоятельства дела, в ходе которого установлено, что отсутствие в платежных документах указанной информации не повлияло на правильность расчетов, длительность нарушения прав потребителей, степень нравственных страданий, причиненных каждому из истцов. По мнению суда, компенсация морального вреда в данном размере соразмерна, отвечает принципам разумности и справедливости.

В соответствии с частью 6 ст. 13 Закона, п.46 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Учитывая, наличие досудебных обращений истцов в МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» относительно нарушения их прав, с МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» в пользу ФИО1 подлежит взысканию штраф в размере 500 рублей 00 копеек, пользу ФИО2 подлежит взысканию штраф в размере 1000 рублей 00 копеек.

В силу требований ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании ст. 103 ГПК РФ с МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» в доход бюджета городского округа гор.Рыбинск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб. 00 коп. в связи с удовлетворением требований двух истцов о компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда 1000 рублей, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке 500 рублей.

Взыскать с МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда 2000 рублей, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке 1000 рублей.

Отказать в удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1, ФИО2 к МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго».

Взыскать с МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» в доход бюджета городского округа гор.Рыбинск государственную пошлину 600 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья В.В. Сизова

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.