ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-164/2016 от 03.03.2016 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 марта 2016 года г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи: Абрамчика И.М., при секретаре Кравец О.В., с участием представителей истца Контрольно-счетной палаты Тайшетского района - председателя Контрольно-счетной палаты Чабанова В.И., представителя по доверенности Галкина О.О., представителя ответчиков Думы Тайшетского района, Думы Нижнезаимского муниципального образования, Думы Николаевского образования, Думы Тимирязевского муниципального образования по доверенности Глушнева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Контрольно-счетной палаты <адрес> к <адрес>, Думе Нижнезаимского муниципального образования, Думе Николаевского образования, Думе Тимирязевского муниципального образования о признании пунктов Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля недействительными, исключению из Методики определения межбюджетных трансфертов коэффициента дотационности, об установлении суммы межбюджетных трансфертов,

УСТАНОВИЛ:

Контрольно-счетная палата <адрес> обратилась в суд с иском к <адрес>, Думе Нижнезаимского муниципального образования, Думе Николаевского образования, Думе Тимирязевского муниципального образования.

В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона №6-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований»: Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Согласно статье 15 БК РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьей 142.5 БК РФ (пункт 3.1. статьи 86 БК РФ).

В соответствии со статьей 142.5 БК РФ, в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иныемежбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений.

Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Порядок заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» с органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «<адрес>», о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения» (далее - Порядок заключения соглашений).

Пунктом 10 указанного «Порядка заключения соглашений» предусмотрено:

Методика определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, включает в себя порядок расчета объема межбюджетных трансфертов, который предусматривает:

  1. расходы на содержание штатных единиц:
  2. материальные затраты, необходимые для осуществления передаваемых полномочий, которые определяются в размере 5 процентов от фонда оплаты труда соответствующих должностей, указанных в подпункте 1 настоящего пункта;
  3. расчет и обоснование иных расходов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.

В Методике указываются объемы межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила обязательные для исполнения на территории муниципального образования, в том числе решения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Соответственно, «Порядок заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» с органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «<адрес>», о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения» утвержденному Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ применяется для всех органов местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» и не содержит никаких исключений.

Между <адрес> и Думами Нижнезаимского муниципального образования, Думами Николаевского образования, Думами Тимирязевского муниципального образованиязаключены Соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля.

Пунктом 3.1. указанных Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля предусмотрено:

- объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления Контрольно-счетным органом района передаваемых ему полномочий определяется с учетом коэффициента дотационности в соответствии с Методикой определения объема межбюджетных трансфертов, являющейся неотъемлемой частью настоящего соглашения (Приложение).

Соответственно п. 3.1 указанного Соглашения о передаче полномочий и Методика определения объема межбюджетных трансфертов при передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, являющаяся неотъемлемым приложением к Соглашению, в нарушениеутвержденного «Порядка заключения соглашений» содержит коэффициент дотационности.

Заключенные Соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района возлагают обязанности и порождают права Контрольно-счетной палаты <адрес>, в том числе на проведение внешнего муниципального финансового контроля, составление и направление объектам проверки отчетов и заключений, а также представлений и предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства.

Размер межбюджетных трансфертов, передаваемых Нижнезаимским муниципальным образованием, Тимирязевским муниципальным образованием, Николаевским муниципальным образованием по Соглашениям о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля, предназначены непосредственно для обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты <адрес>, в том числе на заработную плату муниципальных служащих и на материальные затраты.

В связи с применением коэффициента дотационности в Методике определения объема межбюджетных трансфертов при передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля значительно уменьшается объем межбюджетных трансфертов и соответственно это влияет на численность муниципальных служащих КСП <адрес> осуществляющих свою деятельность по переданным полномочиям и на объем переданных полномочий.

В процессе рассмотрения дела КСП <адрес> уточнила заявленные исковые требования, указывая в их обоснование, что в соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона №6-ФЗ от 07.02.2011г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований»: Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Как следует из ст. 3 Федерального закона N 6-ФЗ поселениям предоставлено право выбора: либо создавать самостоятельный контрольно-счетный орган, либо передать контрольно-счетному органу муниципального района полномочия контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Частью 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ определены 11 полномочий контрольно-счетного органа. Следовательно, объем полномочий КСО в полном объеме определен законодательством.

При этом ст. 3 указанного Закона, предусматривающая возможность передачи таких полномочий на уровень муниципального района, говорит о передаче всех полномочий по внешнему финансовому контролю контрольно-счетных органов муниципальных образований, установленных действующим законодательством. Передача части полномочий законодательством не предусмотрена.

Аналогичные положения отражены в пункте 12 «Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования "<адрес>" с органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования "<адрес>", о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения», утверждённого решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Так как порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется специальным Федеральным законом N 6- ФЗ, и им не предусмотрена передача части полномочий, соответственно в данном случае (по оспариваемым Соглашениям) незаконна передача только части полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, а именно полномочий по осуществлению внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета и экспертиза проекта бюджета, без передачи иных полномочий.

Считают, что Федеральный закон не может исполняться только в части. Учитывая, что на уровне муниципальных образований контрольно-счетный орган не создан, то и иные полномочия, предусмотренные федеральным законом № 6-ФЗ исполняться не будут.

При передаче, части полномочий в соответствии с Федеральным законом - ФЗ, иные полномочия поселения, не переданные на уровень района, продолжает выполнять глава, администрация и представительный орган поселения, в отличие от контрольно-счетного органа, который не создан на уровне поселений.

Таким образом, решение вопроса о создании контрольно-счетного органа муниципального образования в целях осуществления муниципального финансового контроля, а также, в случае отсутствия КСО - вопроса о передаче полномочий контрольно-счетного органа на уровень района является исключительной компетенцией представительного органа.

Но решение вопроса об объеме передаваемых полномочий не входит в компетенцию представительного органа, т.к. прямо предусмотрено п.11 ст. 3 Федерального закона №6-ФЗ.

На основании изложенного считают п. 1.3. оспариваемых Соглашений противоречит Федеральному закону № 6-ФЗ.

В исковом заявлении Контрольно-счетная палата <адрес> просит суд: признать п. 1.3. Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между <адрес> и Думами Тимирязевского, Николаевского и Нижнезаимского муниципального образования недействительным, и противоречащим Федеральному закону №6-ФЗ; признать п. 3.1. Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между <адрес> и Думами Тимирязевского, Николаевского и Нижнезаимского муниципального образования недействительным, противоречащим п. 10 «Порядка заключения соглашений» утвержденного Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в части применения коэффициента дотационности; исключить из Методики определения межбюджетных трансфертов при передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, являющейся неотъемлемым Приложением к Соглашениям о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между <адрес> и Думами Тимирязевского, Николаевского и Нижнезаимского муниципального образования коэффициент дотационности (Кд); установить сумму межбюджетных трансфертов передаваемых по Соглашениям опередаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между <адрес> и ДумамиТимирязевского, Николаевского и Нижнезаимского муниципального образования в размере 75 671, 33 руб., в том числе на содержание штатных единиц в размере 72 067, 93 руб.; на материальные затраты в размере 3 603, 40 руб.; установить сумму межбюджетных трансфертов передаваемых Думами Тимирязевского, Николаевского и Нижнезаимского муниципального образования в п. 3.3. Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ в размере 75 671, 33 руб.

В судебном заседании представители истца Контрольно-счетной палаты <адрес> - председатель Контрольно-счетной палаты ФИО3, представитель по доверенности ФИО4 требования иска поддержали по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении дополнительно пояснили, что в Уставах Тимирязевского, Николаевского и Нижнезаимского муниципального образования, в структуре органов местного самоуправления данных муниципальных образований контрольно-счетный орган отсутствует, полномочия данного органа не указаны.

Соответственно, в данном случае передача полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, не предусмотренных уставом муниципальных образований является незаконной и влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств.

В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона №6-ФЗ от 07.02.2011г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований»: Представительные органы поселений, входящие в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Как следует из ст. 3 Федерального закона N 6-ФЗ поселениям предоставлено право выбора: либо создавать самостоятельный контрольно-счетный орган, либо передать контрольно-счетному органу муниципального района полномочия контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Частью 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ определены 11 полномочий контрольно-счетного органа. Следовательно, объем полномочий КСО в полном объеме определен законодательством.

При этом ст. 3 указанного Закона, предусматривающая возможность передачи таких полномочий на уровень муниципального района, говорит о передаче всех полномочий по внешнему финансовому контролю контрольно-счетных органов муниципальных образований, установленных действующим законодательством.

Передача части полномочий законодательством не предусмотрена.

Аналогичные положения отражены в пункте 12 «Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования "<адрес>" с органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования "<адрес>", о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения», утверждённого решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Так как порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется специальным Федеральным законом N 6-ФЗ, и им не предусмотрена передача части полномочий, соответственно в данном случае (по оспариваемым Соглашениям) незаконна передача только части полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, а именно полномочий по осуществлению внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета и экспертиза проекта бюджета, без передачи иных полномочий.

Считают, что Федеральный закон не может исполняться только в части, иное приводило бы к искажению смысла федерального законодательства. Учитывая, что на уровне муниципальных образований контрольно-счетный орган не создан, то и иные полномочия, предусмотренные федеральным законом № 6-ФЗ исполняться не будут.

При передаче, части полномочий в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, иные полномочия поселения, не переданные на уровень района, продолжает выполнять глава, администрация и представительный орган поселения, в отличие от КСО.

Таким образом, решение вопроса о создании контрольно-счетного органа муниципального образования в целях осуществления муниципального финансового контроля, а также, в случае отсутствия КСО - вопроса о передаче полномочий контрольно-счетного органа на уровень района является исключительной компетенцией представительного органа поселения.

Решение вопроса об объеме передаваемых полномочий не входит в компетенцию представительного органа, т.к. прямо предусмотрено п. 11 ст. 3 Федерального закона - ФЗ.

Межбюджетные трансферты, передаваемые поселениями по Соглашениям о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, имеют целевой характер и перечисляются непосредственно на лицевой счет Контрольно-счетной палаты <адрес>. Аналогично перечисляются и иные межбюджетные трансферты по переданным полномочиям, передаваемым на уровень муниципального района, конкретному получателю (например, отдел ЖКХ, централизованная бухгалтерия и т.д.) на конкретный лицевой счет.

Соответственно, Соглашения о передаче полномочий нарушают права Контрольно-счетной палаты <адрес> (далее - КСП района), так как межбюджетные трансферты предназначены для исполнения передаваемых полномочий контрольно-счетного органа поселения, и в данном случае применение коэффициента дотационности незаконно.

Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования "<адрес>" с органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования "<адрес>", о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения (далее - Порядок заключения соглашений).

В Порядке заключения соглашений установлены: требования к оформлению и содержанию соглашений; порядок подготовки, согласования и заключения соглашений; должностные лица, уполномоченные на подписание соглашений; требования к исполнению соглашений; порядок расторжения (в том числе досрочного) соглашений; ответственность за неисполнение соглашений.

Порядок заключения соглашений распространяется на соглашения о передаче части полномочий администраций поселений администрации <адрес>, а также на соглашения о передаче Контрольно-счетной палате <адрес> полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (ст.12 Порядка).

Соглашения о передаче Контрольно-счетной палате <адрес> полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля заключаются на основании части 11 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ, которой установлено, что представительные органы поселений, входящие в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-­счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Из указанной правовой нормы следует, что соглашением передаются именно все полномочия контрольно-счетного органа поселения, в Соглашении о передаче полномочий указаны межбюджетные трансферты, необходимые для исполнения передаваемых полномочий, которые свидетельствуют о возмездности данного Соглашения.

Межбюджетные трансферты, передаваемые поселениями по Соглашениям о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, имеют целевой характер и перечисляются непосредственно на лицевой счет Контрольно-счетной палаты <адрес>. Аналогично перечисляются и иные межбюджетные трансферты по переданным полномочиям, передаваемым на уровень муниципального района, конкретному получателю (например, отдел ЖКХ, централизованная бухгалтерия и т.д.) на конкретный лицевой счет.

Соответственно, Соглашения о передаче полномочий нарушают права Контрольно-счетной палаты <адрес> (далее - КСП района), так как межбюджетные трансферты предназначены для исполнения передаваемых полномочий контрольно-счетного органа поселения, и в данном случае применение коэффициента дотационности незаконно.

Согласно пункту 10 Порядка заключения соглашений сама Методика определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, включает в себя порядок расчета объема межбюджетных трансфертов, который предусматривает:

  1. расходы на содержание штатных единиц: муниципальных служащих;

должностей, включаемых в штатное расписание в целях технического обеспечения деятельности органов и должностных лиц органов местного самоуправления и не относящихся к муниципальным должностям муниципальной службы;

должностей вспомогательного персонала;

  1. материальные затраты, необходимые для осуществления передаваемых полномочий, которые определяются в размере 5 процентов от фонда оплаты труда соответствующих должностей, указанных в подпункте 1 настоящего пункта;
  2. расчет и обоснования иных расходов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.

В Методике указываются объёмы межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Таким образом, пункт 3.1 Соглашения о передаче полномочий и Методика, являющаяся приложением к соглашению, противоречит пункту 10 Порядка заключения соглашений, в части применения коэффициента дотационности.

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования, то есть это безвозмездная помощь государства.

В данном случае межбюджетные трансферты, в соответствии с ч. 3.1. ст. 86 БК РФ являются целевыми и направлены на оплату исполнения переданных полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (за счет и в пределах межбюджетных трансфертов).

Статьей 136 БК РФ предусмотрены именно основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на уровень муниципальных районов и поселений, как помощь государства.

Данная статья никоим образом не регулирует предоставление межбюджетных трансфертов (условия и порядок предоставления), предусмотренных ч. 3.1. ст. 86 БК РФ, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями.

Данные межбюджетные трансферты регулируются ст. 142.5 БК РФ, которая предусматривает: в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений.

Пункт 10 указанного «Порядка заключения соглашений» не содержит никаких ссылок на возможное использование при определении объема межбюджетных трансфертов, каких бы то ни было понижающих либо повышающих коэффициентов.

Следовательно, применение коэффициента дотационное в 3.1 Соглашений о передаче полномочий и Методике, являющейся приложением к соглашению, является незаконной и не обоснованной.

Не соблюдение муниципального правового акта «Порядка заключения соглашений» в части соблюдения п. 10 Методики определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, и применение коэффициента дотационности является незаконной, т.к. иное приводило бы к произвольному толкованию законодательства - как федерального, регионального, так и муниципального.

Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу РФ, являются недействительными.

В силу пункта 1 статьи 264.2 БК РФ главные администраторы бюджетных средств составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Под бюджетной отчетностью в соответствии с пунктом 3 статьи 264.1 БК РФ понимается комплекс следующих документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

Соответственно объем работ предусмотрен законодательством. Иные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводимые КСО не предусматривают меньший объем работы в отношении того или иного поселения.

Заключенное Соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района возлагают обязанности и порождают права Контрольно-счетной палаты <адрес>, в том числе на проведение внешнего муниципального финансового контроля, составление и направление объектам проверки отчетов и заключений, а также представлений и предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства.

Размер межбюджетных трансфертов, передаваемых Тимирязевским, Николаевским и Нижнезаимским муниципальными образованиями по Соглашениям о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля, предназначены непосредственно для обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты <адрес>, в том числе на заработную плату муниципальных служащих и на материальные затраты.

В связи с применением коэффициента дотационности в Методике определения объема межбюджетных трансфертов при передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля значительно уменьшается объем межбюджетных трансфертов и соответственно это влияет на численность муниципальных служащих КСП <адрес> осуществляющих свою деятельность по переданным полномочиям и на объем переданных полномочий.

В судебном заседании представитель ответчиков <адрес>, Думы Нижнезаимского муниципального образования, Думы Николаевского образования, Думы Тимирязевского муниципального образования по доверенности ФИО5 просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Делегирование полномочий осуществляется на всех уровнях власти, и призвано, в первую очередь, обеспечить наиболее полное решение вопросов, входящих в компетенцию соответствующего уровня власти. Применительно к полномочиям органов местного самоуправления различных уровней передача части полномочий используется как некий временный способ преодоления возникающих проблем в деятельности органа муниципальной власти соответствующего уровня.

При этом необходимо отметить, что передаче подлежит только часть полномочия органа местного самоуправления, а не весь вопрос местного значения муниципального образования, предусмотренный Федерального законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ). Следовательно, ответственность за решения вопроса местного значения, часть которого передается для осуществления другим уровнем муниципальной власти, остается за передавшимчасть таких полномочий органом.

К вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, вопрос, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ: составление ирассмотрение проекта бюджетапоселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнениибюджета поселения.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона № 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроляпредставительный орган муниципального образования вправе образоватьконтрольно-счетный орган муниципального образования.

Таким образом, решение вопроса (объем решения такого вопроса) внешнего муниципального финансового контроля является исключительной компетенциейпредставительного органа поселения (далее - Дума поселения), и ответственность за решение этого вопроса несёт Дума поселения.

  1. В соответствии со статьёй 264.4 Бюджетного кодекса РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. При этом орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

Частью 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон - ФЗ), определены основные полномочия контрольно-счетного органа муниципального образования.

Объем полномочий контрольно-счетного органа достаточно определён законом, из которых только часть полномочий передана по соглашению на уровень муниципального района.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, обязательной и неотъемлемой частью бюджетного процесса является внешняя проверка отчета об исполнении бюджета. Обязательность проведения иных мероприятийвнешнего муниципального финансового контроля, установленных Федеральным законом № 6-ФЗ, в том числе проведение внешней проверки проекта решения о бюджете, действующее законодательство не предусматривает.

Учитывая право, а не обязанность образоватьконтрольно-счетный орган муниципального образования, Дума поселения, решая вопрос своей компетенциив части обязательной внешней проверки отчета об исполнении бюджета, может решить указанный вопрос в следующем порядке, установленном законодательством.

В соответствии со статьёй 264.4 Бюджетного кодекса РФ, по обращению представительного органа городского, сельского поселения (внутригородского района) внешняя проверка годовогоотчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) можетосуществлятьсяконтрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольносчетным органом субъекта Российской Федерации.

Часть полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля может быть передана контрольно-счетному органу муниципального района.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, обязательной и неотъемлемой частью бюджетного процесса является внешняя проверка отчета об исполнении бюджета. Обязательность проведения иных мероприятийвнешнего муниципального финансового контроля, установленных Федеральным законом № 6-ФЗ, в том числе проведение внешней проверки проекта решения о бюджете, действующее законодательство не предусматривает.

Учитывая право, а не обязанность образоватьконтрольно-счетный орган муниципального образования, Дума поселения, решая вопрос своей компетенциив части обязательной внешней проверки отчета об исполнении бюджета, может решить указанный вопрос в следующем порядке, установленном законодательством.

В соответствии со статьёй 264.4 Бюджетного кодекса РФ, по обращению представительного органа городского, сельского поселения (внутригородского района) внешняя проверка годовогоотчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) можетосуществлятьсяконтрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно­счетным органом субъекта Российской Федерации.

Часть полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля может быть передана контрольно-счетному органу муниципального района.

Так, частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что и органы местного самоуправления отдельных поселений, и органы местного самоуправления муниципального района, вправе заключать соглашения о передаче осуществления части своих полномочийпо решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, при заключении Соглашения о передаче полномочий налицо добровольность сторон таких Соглашений по определению объема передаваемых полномочий и порядка исполнения передаваемых полномочий (в том числе и объема межбюджетных трансфертов). Добровольность в заключении Соглашения о передаче полномочий означает, что никто не может давать какие-либо обязательные указания сторонам Соглашения, которое заключено в соответствии с компетенцией сторон и не противоречит действующему законодательству.

Частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ требования к Соглашениям о передаче полномочий, которые отражены в Соглашении о передаче полномочий.

Указанные соглашения должны:

заключаться на определенный срок (предусмотрено статьёй 2 Соглашения о передаче полномочий),

содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного (предусмотрено статьёй 6 Соглашения о передаче полномочий),

порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий (предусмотрено статьёй 3 Соглашения о передаче полномочий, и методикой, прилагаемой к Соглашению),

предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений (предусмотрено статьёй 7 Соглашения о передаче полномочий).

Таким образом, Соглашение о передаче полномочий соответствует требованиям законодательства.

Частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что порядок заключения соглашений определяетсяуставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Аналогичные положения отражены в статье 8 Устава муниципального образования "<адрес>", при этом установлено, что порядок заключения соглашений определяется решением <адрес> (далее - районная Дума).

<адрес>ной Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования "<адрес>" с органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования "<адрес>", о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения (далее - Порядок заключения соглашений).

В Порядке заключения соглашений установлены: требования к оформлению и содержанию соглашений; порядок подготовки, согласования и заключения соглашений; должностные лица, уполномоченные на подписание соглашений; требования к исполнению соглашений; порядок расторжения (в том числе досрочного) соглашений; ответственность за неисполнение соглашений.

Порядок заключения соглашений распространяется на соглашения о передаче части полномочий администраций поселений администрации <адрес>, на соглашения о передаче Контрольно-счетной палате <адрес> полномочий контрольно­счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Соглашения о передаче Контрольно-счетной палате <адрес> полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля заключаются на основании части 11 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ), которой установлено, что представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключатьсоглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселенияпо осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Из указанной правовой нормы следует, что соглашением передаются именно полномочия контрольно-счетного органа поселения,следовательно, соглашение не предусматривает оказание услуг за плату в рамках Гражданского кодекса РФИО6 о передаче полномочий указаны межбюджетные трансферты, необходимые для исполнения передаваемых полномочий, которые не могут признаваться платой за услуги, так как регулируются Бюджетным кодексом РФ.

Следовательно, Соглашение о передаче полномочий не может нарушать права Контрольно-счетной палаты <адрес> (далее - КСП района), так как межбюджетные трансферты предназначены для исполнения передаваемых полномочий контрольно-счетного органа поселения, не поступают непосредственно КСП района, что подтверждается следующим.

Законом закреплена обязанностьмуниципального образования "<адрес>" за счет средств районного бюджета обеспечить в полном объёме расходы на содержание КСП района, работники КСП районасостоят из муниципальных служащих муниципального образования "<адрес>" - представителем нанимателя по трудовому договору для которых от имени муниципального образования выступает районная Дума в лице её председателя, и из работников органа местного самоуправления <адрес> (КСП района) - представителем нанимателя по трудовому договору для которых является председатель КСП района, расходы на содержаниеКСП района (денежное содержание, расходы на обеспечение деятельности и т.п.) предусматриваются в районном бюджете, зависят только от установленной<адрес> численностиКСП района, материальных затрат на содержание органа, и не могут зависеть от межбюджетных трансфертов, расходырайонного бюджета осуществляются за счет доходоврайонного бюджета, которые состоят, в том числе, и из межбюджетных трансфертов; межбюджетные трансферты образуют доходную частьрайонного бюджета (приложение 1 к решению районной Думы о бюджете от ДД.ММ.ГГГГ "Прогнозируемые доходы бюджета), т.е. трансформируются в доходы бюджета, которые затем вместе с иными собственными доходами бюджета, отражаются врасходной частибюджета, в том числе и на содержание КСП района (приложение 8 к решению районной Думы о бюджете от ДД.ММ.ГГГГ "Ведомственная структура расходов бюджета"), о расходах бюджета на содержание КСП района уведомляется"Уведомлением о бюджетных ассигнованиях и о лимитах бюджетных обязательств (например, на 2016 год), в котором отражены суммы расходов бюджета на содержаниеКСП района.

Следует также учитывать, что даже если межбюджетные трансферты, предусмотренные Соглашениемна осуществление переданных полномочий, не будут перечислены(не вовремя перечислены) в районный бюджет поселением, это не является основанием для неисполненияобязательств муниципального образования по содержанию КСП района за счет собственных доходоврайонного бюджета, так как обязательствапо оплате труда перед работниками муниципального органа должны быть исполнены безусловно.

Заключение соглашения о передаче является добровольным актом уполномоченных законом сторон, порядок расчета трансфертов является компетенцией только этих сторон.

Следовательно, применение "коэффициента дотационности" в формуле расчета объема межбюджетных трансфертов является правом указанных сторон соглашения.

При этом в соответствии с пунктом 15 Порядка заключения соглашений, Примерная форма соглашения о передаче части полномочий устанавливается соответственно мэром <адрес>, председателем <адрес>ной Думы постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждена примерная форма Соглашения о передаче Контрольно-счетной палате <адрес> полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, в которой предусмотрена возможность применения "коэффициента дотационности". Применение коэффициента дотационности обусловлено следующим.

Коэффициент дотационности в Методике расчета межбюджетных трансфертов определяется индивидуально к каждому поселению, привязан к Перечню муниципальных образований <адрес>, указанных в пунктах 2-4 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ, который утверждается министерством финансов <адрес> (далее - Перечень) на соответствующий год.

В настоящее время такой Перечень утверждён распоряжением Министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мр.

В соответствии со 41.1 Устава муниципального образования "<адрес>" КСП района является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля района.Следовательно, КСП района осуществляет контрольные полномочия в отношении органов местного самоуправления муниципального образования "<адрес>". КСП района образована районной Думой и ей подотчетна. Осуществление контрольных мероприятий в отношении иных органов местного самоуправления (поселений) является возложением дополнительных обязанностей на КСП района. Возложение таких обязанностей осуществляется районной Думой на основании соответствующих правовых актов, принятых районной Думой. В данном случае это решение районной Думы о заключении соглашения, а также само соглашение о передаче части полномочий контрольно-счетного органа поселения КСП района. Возложение дополнительных обязанностей сопровождается соответствующей оплатой труда за исполнение таких обязанностей, осуществлением дополнительных материальных расходов, связанных с исполнением таких обязанностей. Для этого в бюджете предусматриваются соответствующие средства,формируемые, в том числе, и из передаваемых межбюджетных трансфертов (доходов бюджета).

Исполнение дополнительных обязанностей может осуществляться различными способами:

возложение дополнительных обязанностей за доплату на отдельных работников. В соответствии со статьёй 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы;

введение дополнительных штатных единиц для исполнения дополнительной работы. Штатная численность КСП района определяется решением районной Думы. Утверждённая штатная численность КСП района является основанием для финансирования из районного бюджета такой штатной численности в полном объёме.

На основании вышеизложенного, считают, что соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля соответствует Порядку заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования "<адрес>" с органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования "<адрес>", о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, утверждённого решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Пункт 1.3 Соглашения о передаче полномочий относится к разделу I " Предмет соглашения". Следовательно, указанный пункт является существенным условием Соглашения, к согласованию которого пришли стороны при его заключении. Изменение предмета Соглашения о передаче полномочий возможно только по соглашению Сторон и в порядке, предусмотренном Соглашением.

При этом воля сторон Соглашения была направлена именно на передачу части полномочий,в передаче всех полномочий контрольно-счетного органа поселения стороны не были заинтересованы. Это следует из того, что пунктом 1.4раздела IСоглашения стороны установили, что "иные контрольныеи экспертно-аналитические мероприятия включаются в план работы Контрольно-счетного органа района на основании предложений органов местного самоуправления поселения". Этому пункту корреспондирует пункт3.5 Соглашения, в соответствии с которым "Для проведения Контрольно-счетной палатой района контрольных и экспертно-аналитических внеплановых мероприятий в соответствии с предложениямиорганов местного самоуправления поселения, может предоставлятьсядополнительный объем межбюджетных трансфертов, размер которого определяется дополнительным соглашениемв установленном настоящим Соглашением порядке".

Следовательно, исполнение Соглашенияо передаче полномочийвозможно только при наличиисущественного условия Соглашения, указанного в пункте 1.3 Соглашения.

Соглашение о передаче полномочий не может нарушать права КСП района, так как межбюджетные трансферты, предназначенные для исполнения передаваемых полномочий контрольно-счетного органа поселения, не поступают непосредственно из бюджета поселения на лицевой счет КСП района. Такие межбюджетные трансферты поступают в районный бюджет в виде иных доходов. Финансирование КСП района осуществляется с единого счета районного бюджета - что является обязанностью муниципального образования, - для чего в бюджете предусматриваются соответствующие средства,формируемые, в том числе,и из передаваемыхмежбюджетных трансфертов (доходов бюджета). Следовательно, объем исполняемых переданныхполномочий зависит только от объематаких полномочий, определенного соответствующим Соглашениемо передаче полномочий, объем же финансирования деятельностиКСП района зависит от штатной численности КСП и от необходимых для организации работы органа материальных затрат.

При заключении с поселениями <адрес> соглашения используется единая методика определениямежбюджетных трансфертов, предусматривающая применение коэффициента дотационности. <адрес>ной Думы постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждена примерная форма Соглашения о передаче Контрольно-счетной палате <адрес> полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (с учетом изменений, внесенных постановлением председателя районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ). Такое право предусмотрено пунктом 15 Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования "<адрес>" с органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования "<адрес>", о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденного решением <адрес> от 27.10. 2015 г. .

Использование единой методики определения межбюджетных трансфертов является соблюдением принципа равенства бюджетных прав муниципальных образований.

Таким образом, Соглашения о передаче полномочий соответствуют Бюджетному кодексу РФ.

Поселения обладают разными по доходности бюджетами, разными объемами расходов, следовательно, объём работы по проведению соответствующих мероприятий в отношении различных поселений у контрольно-счетного органа различный. Объем работы связан не с количеством проверяемых документов, а с объемом проверяемых средств (количеством операций по движению бюджетных средств), отраженных в бюджете.

Так, объем отчетов об исполнении бюджетов напрямую зависит от объема израсходованных в соответствующем финансовом году бюджетных средств, количества главных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств. Как правило, такое количество напрямую зависит: чем меньше собственных средств бюджета, тем меньше получателей таких средств.

Это также корреспондирует со статьёй 136 Бюджетного кодекса РФ, которая налагает ограничения для муниципальных образований при получении межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ.

Соглашениями определяется размер межбюджетных трансфертов, передаваемых на исполнение полномочий. То есть, целью Соглашений является не передача численности работниковконтрольно-счетного органа, а именно определение размера средств, необходимых для исполнения передаваемых полномочий.

Истцом не доказано и в исковом заявлении (с учетом его уточнения) не обосновано, какие конкретно права и законные интересы КСП района нарушают заключенные Соглашения.

Осуществление законных действий по передаче полномочийот одного органа к другому не нарушает права и законные интересы должностных лиц КСП района. Установление факта наличия либо отсутствия нарушений прав заявителя, вытекающих из норм трудового права (увеличение или уменьшение численности органа исполняющего полномочия), разрешается в ином порядке.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право определять предмет и основание иска принадлежит истцу.

В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Предметом и основанием иска по настоящему делу является требование о признании пункта 1.3. оспариваемых Соглашений, как противоречащих Федеральному закону "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований", п.3.1. Соглашений, как противоречащим п. 10 Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» с органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «<адрес>».

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

Уставами Нижнезаимского муниципального образования, Николаевского образования, Тимирязевского муниципального образования поселения не предусмотрены контрольно-счетный органы муниципального образования.

Из норм ст. 34 и абз. 3 ч. 8 ст. 44 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131 следует, что наличие контрольно-счетного органа муниципального образования не является обязательным. Он создается только в том случае, если предусмотрен уставом муниципального образования. Решение вопроса о создании такого органа может зависеть от численности населения муниципального образования, его финансовых, материально-технических и организационных возможностей. Образование контрольно-счетного органа является правом муниципального образования, которым последнее может воспользоваться по своему усмотрению.

Согласно ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (ч. 2). Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (ч. 4). Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (ч. 11).

В силу ч. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» с органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «<адрес>», о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения.

Пункт 8 указанного Порядка определяет, что в соглашениио передаче части полномочий в обязательном порядке указывается, в том числе, порядок определения ежегодного объемамежбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий (с указанием объема передаваемых межбюджетных трансфертов).

При этом пункт 9 устанавливает, что порядок определенияежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, устанавливается Методикой определения объема межбюджетных трансфертов, которая является неотъемлемой частьюсоглашения о передаче части полномочий.

Согласно пункту 10 Порядка заключения соглашений сама Методикаопределения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, включает в себя порядок расчета объемамежбюджетных трансфертов, который предусматривает (т.е. порядок - последовательность действий по определению объема трансфертов):

  1. расходы на содержание штатных единиц:

муниципальных служащих;

должностей, включаемых в штатное расписание в целях технического обеспечения деятельности органов и должностных лиц органов местного самоуправления и не относящихся к муниципальным должностям муниципальной службы;

должностей вспомогательного персонала;

  1. материальные затраты, необходимые для осуществления передаваемых полномочий, которые определяются в размере 5 процентов от фонда оплаты труда соответствующих должностей, указанных в подпункте 1 настоящего пункта;
  2. расчет и обоснования иных расходов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.

В Методике указываются объёмы межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что Соглашение о передаче Контрольно-счетной палате <адрес> полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля от имени <адрес> подписывается председателем <адрес>, от имени Думы поселения - председателем Думы поселения либо главой поселения (в случае, если глава поселения является председателем Думы поселения) на основании соответствующих решений <адрес> и Думы поселения.

Из положений ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований" и ч.4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ следует, что участниками правоотношений по передаче полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля являются представительные органы муниципального района и представительные органы поселений. Иные органы местного самоуправления, в том числе контрольно-счетные органы участниками данных отношений не являются. Реализация полномочий контрольно-счетного органа на осуществление внешнего финансового контроля поселений в соответствии с заключёнными соглашениями, не может быть поставлена в зависимость от того, является контрольно-счетный орган стороной соглашения о передаче или нет.

В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на судебную защиту.

В силу ст. 2 ГПК РФ целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов гражданских правоотношений.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Тем самым гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Требование о признании соглашения недействительным может быть предъявлено стороной или иным лицом, указанным в законе.

Соглашение может быть признано недействительным, если оно нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего соглашение, в том числе, повлекла неблагоприятные для него последствия.

На основании решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решения Думы Николаевского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Порядком заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», заключено Соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля.

Пунктом 1.3. Соглашения предусмотрено, что предметом настоящего Соглашения является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Николаевского муниципального образования и экспертиза проекта бюджета Николаевского муниципального образования включаются в план работы Контрольно-счетного органа района на 2016 год.

Пунктом 3.1. указанных Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля предусмотрено:

- объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления Контрольно-счетным органом района передаваемых ему полномочий определяется с учетом коэффициента дотационности в соответствии с Методикой определения объема межбюджетных трансфертов, являющейся неотъемлемой частью настоящего соглашения (Приложение).

На основании решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решения Думы Тимирязевского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Порядком заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», заключено Соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля.

Пунктом 1.3. Соглашения предусмотрено, что предметом настоящего Соглашения является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Тимирязевского муниципального образования и экспертиза проекта бюджета Тимирязевского муниципального образования включаются в план работы Контрольно-счетного органа района на 2016 год.

Пунктом 3.1. указанных Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля предусмотрено:

- объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления Контрольно-счетным органом района передаваемых ему полномочий определяется с учетом коэффициента дотационности в соответствии с Методикой определения объема межбюджетных трансфертов, являющейся неотъемлемой частью настоящего соглашения (Приложение).

На основании решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решения Думы Нижнезаимского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Порядком заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», заключено Соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля.

Пунктом 1.3. Соглашения предусмотрено, что предметом настоящего Соглашения является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Нижнезаимского муниципального образования и экспертиза проекта бюджета Нижнезаимского муниципального образования включаются в план работы Контрольно-счетного органа района на 2016 год.

Пунктом 3.1. указанных Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля предусмотрено:

- объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления Контрольно-счетным органом района передаваемых ему полномочий определяется с учетом коэффициента дотационности в соответствии с Методикой определения объема межбюджетных трансфертов, являющейся неотъемлемой частью настоящего соглашения (Приложение).

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением местного бюджета;

2) экспертиза проектов местного бюджета;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Контрольно-счетный орган муниципального района, помимо полномочий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района (часть 3 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ).

Как следует из содержания оспариваемых Соглашений, поселениями передаются полномочия контрольно-счетных органов поселений по внешней проверке годового отчета об исполнении бюджета поселения и экспертиза проекта бюджета поселения, т.е. всего два полномочия из полномочий, предусмотренных законом для таких органов поселения.

В соответствии с ч. 2 ст. 264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.

Утверждение истца о том, что передача части полномочий не предусмотрена законом, отклоняются судом в связи со следующим.

Положения ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований" не предусматривают запрета о передаче представительными органами поселений, входящих в состав муниципального района, части полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Частью 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ прямо установлено право органов местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Императивные требования закона к данным соглашениям (запреты) заключаются в том, что соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

В данном конкретном случае, стороны, руководствуясь принципом свободы соглашения, самостоятельно определили предмет и условия оспариваемых Соглашений, которые не противоречат императивным требованиям закона.

На утверждение истца о том, что Контрольно-счетная палата <адрес>, с учетом предмета Соглашений, лишена возможности реализовать все свои полномочия, предусмотренные частью 2 статьи 9 Федерального закона N 6-Ф, соответственно нарушаются ее права как контрольно-счетного органа и права поселений <адрес>, суд считает необходимым отметить следующее.

Согласно статьям 20 и 41 Устава муниципального образования "<адрес>" КСП района входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования "<адрес>",является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.КСП района обладает правами юридического лица.

КСП района образована районной Думой и ей подотчетна(часть 1статьи 1Положения о Контрольно-счетной палате <адрес>, утвержденного решением районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение о КСП района).

Таким образом, Контрольно-счетная палата <адрес> является контрольно-счетным орган муниципального образования «<адрес>», контрольно-счетным органом поселений, входящих в состав муниципального образования «<адрес>» не является, соответственно функции внешнего муниципального финансового контроля поселений осуществляет в пределах и объёмах, установленных Соглашениями. Установление в Соглашениях полномочий по внешней проверке годового отчета об исполнении бюджета поселения и экспертиза проекта бюджета поселения, при отсутствии иных передаваемых полномочий, не может нарушать права Контрольно-счетной палаты <адрес>, не противоречит требованиям Федерального закона N 6-Ф. Утверждение истца о нарушении прав муниципальных образований отклоняются судом, поскольку Контрольно-счетной палате <адрес> не представлено право на обращение в суд с иском в защиту прав и законных интересов Нижнезаимского муниципального образования, Николаевского образования, Тимирязевского муниципального образования.

Истец в основание искового заявления указывает, что в п. 3.1 оспариваемых Соглашений о передаче полномочий и Методиках определения объема межбюджетных трансфертов при передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, в нарушениеутвержденного «Порядка заключения соглашений» содержится коэффициент дотационности.

Размер межбюджетных трансфертов, передаваемых Нижнезаимским муниципальным образованием, Тимирязевским муниципальным образованием, Николаевским муниципальным образованием по Соглашениям о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля, предназначены непосредственно для обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты <адрес>, в том числе на заработную плату муниципальных служащих и на материальные затраты.

В связи с применением коэффициента дотационности в Методике определения объема межбюджетных трансфертов при передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля значительно уменьшается объем межбюджетных трансфертов и соответственно это влияет на численность муниципальных служащих КСП <адрес> осуществляющих свою деятельность по переданным полномочиям и на объем переданных полномочий.

Суд приходит к выводу, что доводы истца подлежат отклонению по следующим основаниям.

Положения ст. 31 БК РФ устанавливается принцип самостоятельности бюджетов, который подразумевает, в т.ч. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.

Частью 3.1 ст. 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном ст. 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 142.5 БК РФ в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений.

В силу ч. 1 ст. 153 законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ. Следовательно, иные межбюджетные трансферты могут предоставляться бюджету муниципального района из бюджетов поселений, входящих в состав данного муниципального района, на основании соответствующего решения между органами местного самоуправления поселения и муниципального района о передаче соответствующих полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ соглашения должны содержать положения, устанавливающие порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Согласно пункту 10 Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» с органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «<адрес>», утвержденного Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Методикаопределения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, включает в себя порядок расчета объемамежбюджетных трансфертов, который предусматривает (т.е. порядок - последовательность действий по определению объема трансфертов):

  1. расходы на содержание штатных единиц:

муниципальных служащих;

должностей, включаемых в штатное расписание в целях технического обеспечения деятельности органов и должностных лиц органов местного самоуправления и не относящихся к муниципальным должностям муниципальной службы;

должностей вспомогательного персонала;

  1. материальные затраты, необходимые для осуществления передаваемых полномочий, которые определяются в размере 5 процентов от фонда оплаты труда соответствующих должностей, указанных в подпункте 1 настоящего пункта;
  2. расчет и обоснования иных расходов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.

В Методике указываются объёмы межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Как следует из объяснений представителя ответчиков ФИО5 при заключении с поселениями <адрес> соглашений используется единая методика определениямежбюджетных трансфертов, предусматривающая применение коэффициента дотационное. <адрес>ной Думы постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждена примерная форма Соглашения о передаче Контрольно-счетной палате <адрес> полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (с учетом изменений, внесенных постановлением председателя районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ). Такое право предусмотрено пунктом 15 Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования "<адрес>" с органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав муниципального образ образования "<адрес>", о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденного решением <адрес> от 27.10. 2015 г. . Использование единой методики определения межбюджетных трансфертов является соблюдением принципа равенства бюджетных прав муниципальных образований. При применении коэффициента дотационности, применяются положения, установленные Распоряжением министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 301-мр, которым утвержден перечень муниципальных образований <адрес>, указанных в пунктах 2 - 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на 2016 год.

Суд на основании исследованных в судебном заседании доказательств приходит к выводу, что поскольку заключение соглашения о передаче является добровольным актом уполномоченных законом сторон, порядок расчета трансфертов является компетенцией только этих сторон, соответственно, применение "коэффициента дотационности" в формуле расчета объема межбюджетных трансфертов является правом указанных сторон соглашения. Положения п.3.1. Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между <адрес> и Думами Тимирязевского, Николаевского и Нижнезаимского муниципального не противоречат п. 10 «Порядка заключения соглашений» утвержденного Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в части применения коэффициента дотационности, соответствует требования ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доводы истца о том, что применение коэффициента дотационности значительно уменьшает объем межбюджетных трансфертов и соответственно это влияет на численность муниципальных служащих КСП <адрес> осуществляющих свою деятельность по переданным полномочиям и на объем переданных полномочий отклоняются судом, поскольку в силу ст. 20 БК РФ финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета.

Возложение дополнительных обязанностей сопровождается соответствующей оплатой труда за исполнение таких обязанностей, осуществлением дополнительных материальных расходов, связанных с исполнением таких обязанностей. Для этого в бюджете предусматриваются соответствующие средства,формируемые, в том числе, и из передаваемых межбюджетных трансфертов (доходов бюджета).

Передаваемые из бюджетов поселений в бюджет муниципального района межбюджетные трансферты предназначены для обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты <адрес>, однако, прежде всего, финансовое обеспечение деятельности КСП <адрес>, осуществляется за счет бюджета <адрес> и не может ставиться в зависимость от иных межбюджетных трансфертов, поступающих в муниципальный район.

Совершение законных действий по передаче полномочий от одного органа к другому не нарушает права и законные интересы должностных лиц, состоящих в трудовых отношениях с этими органами власти. Установление факта наличия либо отсутствия нарушений прав заявителя, вытекающих из норм трудового права, разрешается в ином порядке.

Рассмотрев дело по заявленным истцом требованиям, согласно ст. 196 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что поскольку Контрольно-счетная палата <адрес> не является стороной Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля, оспариваемыми Соглашениями их права и законные интересы не нарушены - истец не представил суду доказательства нарушения своего права, Соглашения по форме и содержанию соответствуют Федеральному закону "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований", Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 10 Порядка заключения соглашений органами местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», утвержденного Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в силу положенийст. 12, 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, недопустимо без наличия к тому оснований вмешательство суда в вопросы местного значения, исковые требования Контрольно-счетной палаты <адрес> не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Контрольно-счетной палате <адрес> к <адрес>, Думе Нижнезаимского муниципального образования, Думе Николаевского образования, Думе Тимирязевского муниципального образования:

о признании п. 1.3. Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между <адрес> и Думами Тимирязевского, Николаевского и Нижнезаимского муниципального образования недействительным, и противоречащим Федеральному закону №6-ФЗ;

о признании п. 3.1. Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между <адрес> и Думами Тимирязевского, Николаевского и Нижнезаимского муниципального образования недействительным, противоречащим п. 10 «Порядка заключения соглашений» утвержденного Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в части применения коэффициента дотационности;

об исключении из Методики определения межбюджетных трансфертов при передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, являющейся неотъемлемым Приложением к Соглашениям о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между <адрес> и Думами Тимирязевского, Николаевского и Нижнезаимского муниципального образования коэффициента дотационности (Кд); установлении суммы межбюджетных трансфертов передаваемых по Соглашениям опередаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между <адрес> и ДумамиТимирязевского, Николаевского и Нижнезаимского муниципального образования в размере 75 671, 33 руб., в том числе на содержание штатных единиц в размере 72 067, 93 руб.; на материальные затраты в размере 3 603, 40 руб.;

об установлении суммы межбюджетных трансфертов передаваемых Думами Тимирязевского, Николаевского и Нижнезаимского муниципального образования в п. 3.3. Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ в размере 75 671, 33 руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом.

Судья: