ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1661/2017 от 09.08.2017 Пушкинского городского суда (Московская область)

Дело №2-1661/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2017 г.

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Архиповой Л.Н.,

при секретаре Пронине А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства <адрес> к ФИО1, ФИО2 об истребовании частей земельных участков, исключении сведений ГКН и внесении изменений в ГКН,

установил:

Комитет лесного хозяйства <адрес> обратился в суд с иском к ФИО3, ФИО4 об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060313:474 площадью 500,36 кв.м., части земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060313:470 площадью 175,01 кв.м., части земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060313:160 площадью 480,6 кв.м., исключении записей из ЕГРН о земельных участках, и внесении изменений в ГКН (уточненный иск л.д.87-89).

При проведении досудебной подготовки произведена замена ответчиков на надлежащих ФИО1 и ФИО2

В обоснование иска истец указал, что в ходе проверки обращения ФИО5 по вопросу самовольного захвата лесного участка было выявлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:13:0060313:474, 50:13:0060313:470, 50:13:0060313:160 накладываются на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:13:0060330:48 в выделе 2 квартале 166 Учебно-опытного лесничества Московского учебно-опытного участкового лесничества. Собственником земельного участка :474 является ФИО1, собственником земельных участков :470 и :160 является ФИО2 Границы земель лесного фонда согласованы и право собственности на них принадлежит Российской Федерации. Наложение спорных земельных участков на земли лесного фонда выявлены при помощи системы «РГИЗ».

<дата> истец уточнил требования, просил суд истребовать из чужого незаконного владения часть земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060313:474 площадью 500,36 кв.м., часть земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060313:470 площадью 175,01 кв.м., часть земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060313:160 площадью 480,6 кв.м. Исключить запись из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости о земельных участках с кадастровым номером:

- 50:13:0060313:474 общей площадью 493 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в части его наложения на земельный участок лесного фонда,

- 50:13:0060313:470 общей площадью 1812 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок <адрес>, в части его наложения на земельный участок лесного фонда,

- 50:13:0060313:160 общей площадью 786 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, уч. 3-а, в части его наложения на земельный участок лесного фонда. Внести изменения в ГКН путем аннулирования сведений из ГКН об указанных земельных участках.

Представитель истца по доверенности ФИО6 исковые требования и обстоятельства, изложенные в иске поддержала, поддержала.

Представитель ответчика по доверенности ФИО7 против иска возражал. Пояснил, что спорные земельные участки были приобретены ответчиками на законных основаниях. Границы земельных участков уточнялись в законном порядке на основании межевых планов. Кадастровый инженер не выявил никаких наложений на земли лесного фонда, до настоящего времени земельный участок не находится на территории лесного фонда, границы не установлены. Сведений о наложении земель лесного фонда на земельные участки истцов в ГКН нет. Система «РГИЗ», которой пользуется истец, противоречива. Сведения о местонахождении земельного участка в систему «РГИЗ» вносились на основании материалов лесоустройства. Для целей кадастрового учета данные сведения не применимы. По материалам лесоустройства по системе «РГИЗ» поселка нет вообще, наложения не точные. Спорные земли были приобретены на законных основаниях. Представители третьих лиц ТУ ФАУГИ по <адрес>, Управления Росреестра по <адрес> и администрации Пушкинского муниципального района в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались.

Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в государственной собственности находится земельный участок лесного фонда с кадастровым номером: 50:13:0060330:48, номер кадастрового квартала: 50:13:0060330, площадь: 7119554 кв.м., граница земельного участка не установлена (л.д. 29 -31).

Вступившим в законную силу решением Пушкинского городского суда от <дата> и определением Пушкинского городского суда от <дата> по гражданскому делу по иску ФИО8 к ФГУ «Мособллес», Филиалу ФГУ «Мособллес» Управлению лесного хозяйства по <адрес> и М.О. об устранении кадастровой ошибки были исключены из ГКН сведения о местоположении границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:13:0060330:48 (л.д. 83-85).

Согласно справке о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда, площадь наложения с земельным участком 50:13:0060313:160 составляет 480,6 кв.м. Справка подготовлена с использованием системы РГИС МО, являющейся государственной информационной системой (л.д. 37-38)

Аналогичные справки предоставлены по пересечениям участков 50:13:0060313:470, площадь наложения 175,01 кв.м., и 50:13:0060313:474 площадь наложения 500,36 кв.м. (л.д. 39-42).

Из акта осмотра территории земельного участка следует, что <дата> при патрулировании территории лесного фонда в рамках осуществления лесного и пожарного надзора в лесах РФ был обнаружен самовольно огороженный лесной участок в квартале 166 выдел 2 Учебно-опытного участкового лесничества, приблизительной площадью 0,08 га (л.д. 44).

Собственником земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060313:160 площадью 786 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, уч. 3-а, и земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060313:470 площадью 1812 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, уч. 3 является ФИО2 (л.д. 76, 82).

Собственником земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060313:474 площадью 493 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является ФИО1 (л.д. 77).

В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли. Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Для имущественных отношений в силу ст. 3 Земельного кодекса РФ и ст. 3 Лесного кодекса РФ сохраняется приоритет за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с п. 3 ст. 4.1 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

В силу положений ст. 69 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы, площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Кроме того, согласно ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ производится без установления их на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного использования коренными народами Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ.

В силу п. п. 1, 2 ст. 4.2 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости; план лесного участка, выданный до <дата>, признается юридически действительным.

Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

По общим правилам межевания границ земельного участка их местоположение должно определяться исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, учитывая границы смежных землепользователей.

Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Постановлением Правительства МО от <дата> N 863/22 утверждено Положение о Комитет Лесного хозяйства <адрес>, которым установлено, что Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.

Из материалов дела усматривается следующее.

Земельный участок с кадастровым номером 50:13:0060313:470 был предоставлен на праве общей совместной собственности ФИО9 и ФИО10 на основании свидетельства о праве собственности, выданного администрацией <адрес> от <дата>.

По договору дарения от <дата> право собственности на данный земельный участок приобрел ФИО4 (л.д. 93-107).

Право собственности на земельный участок 50:13:0060313:160 было приобретено ФИО4 на основании договора купли-продажи земельного участка от <дата>, право собственности зарегистрировано (л.д. 110, 115).

Указанные земельные участки ФИО4 передал ФИО2 по договору дарения земельного участка с долей жилого дома от <дата> и по договору дарения земельного участка от <дата> (л.д. 108, 109, 116, 117).

Из заключения кадастрового инженера следует, что при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером :160 допущена кадастровая ошибка в отношении местоположения границы ранее учтенного земельного участка. При уточнении координат характерных точек границы земельного участка :160 произошло изменение его уникальных характеристик: значений внутренних углов и горизонтальных проложений и площади земельных участков. Также кадастровым инженером предложено внести изменения в ГКН на основании уточненных данных в отношении земельного участка с кадастровым номером :470 уточненной площадью 18152 кв.м. (л.д. 124-126).

Земельный участок 50:13:0060313:474 был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения ФИО11 на основании постановления главы администрации Царевского сельсовета <адрес> от <дата>, после смерти которой, был предоставлен на праве собственности её мужу ФИО12 на основании Постановления от <дата> (л.д. 130).

После смерти ФИО12 в наследство вступил его сын ФИО13, что подтверждается решением Пушкинского городского суда от <дата> (л.д. 131-132).

<дата> между ФИО13 и ФИО3 заключен договор купли-продажи земельного участка :474 (л.д. 138).

ФИО3 передала земельный участок ФИО1 по договору дарения от <дата> (л.д. 140-141).

Для правильного рассмотрения возникшего спора судом назначалось проведение землеустроительной экспертизы.

По результатам обследования земельных участков экспертом ФИО14 установлено следующее.

Представленные материалы лесоустройства - выкопировки из планшета (л.д.45,50), на которых графически изображен контур пятна, в котором расположена д. Доровское не позволяют произвести наложение на план фактических границ земельных участков ответчиков, поскольку 1) графические материалы не соответствуют масштабам, указанным на них. Так, на л.д.50 указан масштаб 1:10000, а фактически чертеж уменьшен в два раза до масштаба 1:20000; 2) на графических материалах отсутствуют четкие контурные точки (однозначно опознаваемые объекты), которые бы можно было совместить с точками фактически имеющихся на местности объектов (границы участков, пересечения дорог, различные пересечения линейных объектов). При отсутствии указанных характерных точек местности невозможно применить наложение.

При визуальном обследовании участков ответчиков не усматривается нарушение земель истца. На участках длительное время производятся садово-огородническая деятельность, участки огорожены длительное время, на них имеются хозпостройки, а также отсутствует какая-либо лесная растительность, либо её признаки (л.д. 154-161).

Из составленных экспертом ситуационных планов земельных участков ответчиков видно, что участки расположены в зоне населенного пункта д.Доровское, участки застроены и имеют смежное землепользование с участками, учтенными в ГКН (л.д.158).

Заключение мотивировано экспертом, на основании анализа местоположения земельных участков, с учетом имеющихся документов на земельные участки сделан вывод об отсутствии запользования ответчиками земель лесного фонда.

Эксперт обладает специальными познаниями в области землеустройства, длительный стаж работы. При изложенных обстоятельствах оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется. Ходатайство истца о проведении дополнительной экспертизы было отклонено судом. Суд считает, что оснований для подобного исследования не имеется.

Заявленные требования об изъятии из чужого незаконного владения ответчиков частей принадлежащих им земельных участков, исключении записей из ЕГРН, внесения изменений в ГКН не подлежат удовлетворению, поскольку основания возникновения права собственности ответчиков на принадлежащие им земельные участки истцом не оспорено, а также не представлено доказательств запользования ответчиками земель лесного фонда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Комитета лесного хозяйства <адрес> к ФИО1 и ФИО2 об истребовании частей земельных участков, исключении сведений ЕГРН и внесении изменений в ГКН оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - <дата>.

Судья