РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2013 г. г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Рюмкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1663/13 по заявлению Главы Карлукского муниципального образования о признании незаконным представления прокурора Иркутского района,
с участием представителя заявителя Главы Карлукского муниципального образования – Д.Г., заинтересованного лица прокурора Иркутского района - Семеновой Е.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Глава Карлукского муниципального образования в обоснование заявленных требований указал, что на основании постановления администрации Карлукского муниципального образования от **/**/**** № «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана» **/**/**** были проведены публичные слушания по обсуждению проекта Генерального плана Карлукского муниципального образования. Данное постановление было опубликовано **/**/**** в газете «Ангарские огни» №.
При проведении публичных слушаний участниками были высказаны предложения, которые были учтены при подготовке заключения о результатах публичных слушаний.
По итогам публичных слушаний было изготовлено заключение о результатах публичных слушаниях, которое было опубликовано в газете «Ангарские огни» №.
В последующем, в рамках требований п.9 ст.28 ГрК РФ было принято решение об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку, что подтверждается письмом Комитета по Управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике от **/**/****
**/**/**** в Администрацию Карлукского Муниципального образования поступило Представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, вынесенное Прокуратурой ~~~ Иркутской области прокурором В.В.Бабенко.
Согласно представлению, вынесенному в отношении Главы Карлукского Муниципального образования – А.В., последнему предписано:
1) Незамедлительно принять меры к устранению нарушений градостроительного законодательства, причин и условий, способствующих их совершению. Провести повторные публичные слушания по проекту Генерального плана Карлукского Муниципального образования; признать недействительным заключение по результатам первичного обсуждения.
2) Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения градостроительного законодательства.
3) Рассмотреть настоящее Представление с участием представителя прокуратуры Иркутского района, заблаговременно известив о дате, времени и месте его рассмотрения.
4) О результатах рассмотрения Представления и принятых мерах информировать прокурора района в месячный срок (с приложением подтверждающих документов).
Полагает, что выводы прокурора, содержащиеся в оспариваемом представлении, не соответствуют действительности, постановлены в нарушение действующих требований законодательства, в частности, ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.28 ГрК РФ, ст.12 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в связи с чем, данное представление является незаконным, необоснованным, нарушающим права заявителя и возлагающие на заявителя незаконные обязанности. В связи с чем, заявитель полагает, что оспариваемое представление подлежит отмене.
Так, 15.02.2013 были проведены публичные слушания по обсуждению проекта Генерального плана Карлукского муниципального образования. Информация о проведении публичных слушаний была официально опубликована, материал, подлежащий обсуждению, а именно проект генерального плана Карлукского Муниципального образования, а также все сопровождающее его (генеральный план) документы, также были опубликованы в официальных источниках, плюс ко всему, размещены в здании Администрации Карлукского муниципального образования. До момента проведения публичных слушаний каждый желающий имел объективную возможность ознакомиться с подлежащими обсуждению документами. Более того, часть желающих к моменту проведения публичных слушаний представила свои предложения, которые были учтены в протоколе и заключении.
Непосредственно в публичных слушаниях приняли участие 109 человек, каждому из которых было предоставлено право реализации своего голоса. В результате все присутствующие на публичных слушаниях по всем вопросам проголосовали единогласно, что и было отражено в протоколе и заключении.
Таким образом, публичные слушания были проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, действующее законодательство не содержит требований к порядку оформления и сроку опубликования заключения.
Заключение как муниципальный правовой акт было официально опубликовано 22.03.2013 г., что соответствует требованиям Устава Карлукского муниципального образования.
Глава Карлукского муниципального образования полагает, что представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, вынесенное прокуратурой .... прокурором В.В.Бабенко, является незаконным, подлежащим отмене, поскольку возлагает на Главу Карлукского муниципального образования совершение действий, противоречащих вышеуказанным требованиям законодательства.
Нормами действующего законодательства с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации предусмотрено, что если организация, должностное лицо, в адрес которого прокурором внесено представление, полагает, что данным представлением нарушены его права и свободы, или на него прокурором незаконно возложена какая-либо обязанность, оно вправе оспорить представление прокурора в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.
Дополняя правовые основания заявленных требований, представитель заявителя указал, что вывод о нарушении порядка проведения публичных слушаний, в связи с опубликованием в газете «Ангарские огни» картографического материала в нечитаемой форме, не основан на законе, противоречит требованиям ст.9 ГрК РФ. Также не соответствует действительности вывод о невозможности ознакомления заинтересованных лиц с проектом генерального плана.
Так, в абз.3 на стр.1 Представления указано: «извещение об их проведении опубликовано **/**/**** в номере № газеты «Ангарские огни». Однако картографический материал проекта Генерального плана выполнен в черно-белом формате и нечитаемой форме, что привело к невозможности ознакомления с ним».
Вместе с тем, указанное обстоятельство не может вменяться в вину заявителю по той причине, что требованиями действующего законодательства не предусмотрено обязанности опубликования картографического материала в СМИ (газете). В целях опубликования такого материала законом предусмотрен иной порядок.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.18 ГрК РФ генеральные планы поселений относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.
Согласно п.2 ст.18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с ГрК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Содержание генерального плана предусмотрено ст.23 ГрК РФ.
Согласно п.1 ст.24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана принимается соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (п.2 ст.24 ГрК РФ).
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно п.п.21 п.1 ст.6 Устава Карлукского муниципального образования (далее Устав) к вопросам местного значения отнесен вопрос утверждения генерального плана.
Как указано в п.3 ст.24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст.9 ГрК РФ и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с п.7 ст.9 ГрК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.
**/**/**** было принято Постановление Администрации Карлукского муниципального образования от **/**/**** № «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана». Данное постановление было опубликовано **/**/**** в газете «Ангарские огни» № **/**/****, что не оспаривается ответчиком. Опубликование картографического материала в ином формате в печатном издании, в принципе, не возможно в силу технических причин. Плюс ко всему в этом нет необходимости, поскольку в рассматриваемой ситуации проект генерального плана, включающий, картографический материал, как документ территориального планирования подлежит опубликованию в сети «Интернет».
В данном случае, проект генерального плана, вся графическая документация, проектная документация были опубликованы на официальной сайте Карлукского муниципального образования - ~~~.ru, что подтверждается сведениями, размещенными на указанном сайте.
Более того, у Карлукского муниципального образования имеется информационный ресурс – Информационный портал деревни ~~~.ru, на котором **/**/**** также были размещены проект генерального плана, вся графическая документация, проектная документация.
Также, проект генерального плана Карлукского Муниципального образования, а также все сопровождающее его (генеральный план) документы были размещены на стендах в здании Администрации Карлукского муниципального образования.
Таким образом, каждый из желающих приять участие в публичных слушаниях имел реальную возможность до момента проведения публичных слушаний ознакомиться с подлежащими обсуждению документами, как посредством обращения к Интернет ресурсам, так и путем ознакомления непосредственно в здании Администрации Карлукского муниципального образования.
Прокурором в оспариваемом Представлении не указана норма права (статья ГрК РФ), которая была нарушена заявителем.
Заявитель нарушений требований Градостроительного Кодекса РФ в части подготовки проекта генерального плана Карлукского муниципального образования не допускал, подготовка названного выше документа осуществлена в соответствии с требованиями ст.ст.9, 24 ГрК РФ.
Также полагает, что не соответствует объективной действительности вывод о том, что в процессе проведения публичных слушаний фактически голосование не проводилось. Публичные слушания были проведены в соответствии с требованиями ст.ст. 24, 28 ГрК РФ, ст. 19 Устава Карлукского МО, а также в соответствии с порядком проведения публичных слушаний, установленным Положением о публичных слушаниях в Карлукском муниципальном образовании, утвержденным Решением Думы Карлукского муниципального образования от **/**/****. Как указано в п.3.23 Положения председательствующий на слушаниях вправе принять решение о необходимости провести голосование среди участников слушаний по некоторым вопросам, вынесенным на слушания. Подсчет голосов осуществляется секретарем заседания слушаний, что отражается в протоколе публичных слушаний. Рекомендательное решение по результатам слушаний принимается большинством голосов и фиксируется в протоколе.
В данном случае, на голосование был поставлен вопрос: «Кто за то, чтобы согласовать проект Генерального плана Карлукского муниципального образования с учетом замечаний и предложений?» (абз.5 стр.3 Протокола). Именно указанный вопрос был вынесен на голосование (абз.7 стр.3 Протокола).
Далее в абз.8 на стр.3 Протокола зафиксировано количество проголосовавших, в частности, за – 109 человек, против – 0.
На стр. 1 оспариваемого Представления указано на то, что: «Согласно протоколу и заключению о проведении публичных слушаний….. принято решение о поддержании представленного проекта генерального плана. Вместе с тем, фактически голосование по вопросу согласования не проводилось, лица, участвующие в публичных слушаниях с представленным проектом не согласились».
Полагает, что из приведенных выше положений пунктов Положения, пунктов протокола и заключения, в которых зафиксированы обстоятельства проведения публичных слушаний, следует, что вывод, указанный в представлении, не соответствует объективной действительности, является надуманным. В основу такого вывода не приведено ни одного надлежащего доказательства, подтверждающего не проведения голосования.
Публичные слушания, как их подготовка, так и их проведение были осуществлены в соответствии с требованиями закона, иных нормативных правовых актов. В связи с чем, в действиях по подготовке и проведению таких публичных слушаний нарушений градостроительного законодательства не имеется. Доказательств обратного со стороны ответчика не представлено. При таких обстоятельствах требование о проведении повторных публичных слушаний является незаконным и необоснованным. Боле того, действующее законодательство не предусматривает возможности проведения повторных публичных слушаний.
Также полагает, что вывод о том, что заключение по результатам публичных слушаний было опубликовано с нарушением сроков его опубликования, противоречит закону, требованиям Положения о проведении публичных слушаний, положениям Устава.
Действующее законодательство не содержит требований о порядке и сроках проведения публичных слушаний, о сроках публикаций документов.
Законодатель определил момент времени, до наступления которого должно быть опубликовано Заключение – до окончания проведения публичных слушаний. Таким образом, с учетом приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что Заключение должно было быть опубликовано не позднее 3-х месяцев со дня опубликования информации о месте, дате и времени проведении публичных слушаний.
Постановление Администрации Карлукского муниципального образования от **/**/**** № «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана» было опубликовано **/**/**** в газете «Ангарские огни» № **/**/**** г., следовательно, заключение о результатах проведения публичных слушаний было опубликовано в рамках срока, предусмотренного законом (опубликование – **/**/****, окончание срока – **/**/****).
Непосредственно в публичных слушаниях приняли участие 109 человек, каждому из которых было предоставлено право реализации своего голоса. В результате все присутствующие на публичных слушаниях по всем вопросам проголосовали единогласно, что и было отражено в протоколе и Заключении.
Таким образом, публичные слушания были проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представленные замечания и предложения участников учтены способом, предусмотренным п. 6 ст. 28 ГрК РФ, а именно отражены в тексте Протокола публичных слушаний по проекту Генерального плана Карлукского муниципального образования от **/**/**** и приложении к нему. Поступившие от участников слушаний предложения, приняты к сведению и принято решение рекомендовать направить проект генерального плана на согласование в установленном действующем порядке после внесения изменений в соответствии с замечаниями, полученными по результатам публичных слушаний.
Таким образом, право каждого на участие в публичных слушаниях было обеспечено, ограничений чьих-либо прав на представление предложений и замечаний по проекту Генерального плана не допущено. Следовательно, протокол и заключение соответствуют закону и волеизъявлению граждан, участвующих в публичных слушаниях.
По итогам публичных слушаний было изготовлено Заключение о результатах публичных слушаниях, которое было опубликовано в газете «Ангарские огни» № от **/**/**** г.
В последующем, в рамках требований п.9 ст.28 ГрК РФ было принято решение об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку, что подтверждается письмом Комитета по Управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике от **/**/**** №
Полагает, что требование о признании заключения недействительным является незаконным и противоречащим действующему законодательству.
Действующее законодательство не предусматривает возможности оспаривания заключения, поскольку такое заключение носит рекомендательный характер, то есть не обладает признаками нормативного (ненормативного) правового акта. Иными словами, заключение не может быть признано недействительным, так как не наделяет кого-либо какими-либо правами и не возлагает каких-либо обязанностей.
На главу Администрации не может быть возложена обязанность по признанию Заключения недействительным, по той причине, что он не наделен такими полномочиями. Следовательно, указанное требование является незаконным и невыполнимым.
С учетом уточнений просит суд признать незаконным и отменить представление об устранении нарушений градостроительного законодательства от **/**/**** № №, вынесенное .... прокурором В.В.Бабенко, и предписывающее Главе Карлукского муниципального образования – А.В.:
1) Незамедлительно принять меры к устранению нарушений градостроительного законодательства, причин и условий, способствующих их совершению. Провести повторные публичные слушания по проекту Генерального плана Карлукского Муниципального образования; признать недействительным заключение по результатам первичного обсуждения.
2) Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения градостроительного законодательства.
3) Рассмотреть настоящее Представление с участием представителя прокуратуры Иркутского района, заблаговременно известив о дате, времени и месте его рассмотрения.
4) О результатах рассмотрения Представления и принятых мерах информировать прокурора района в месячный срок (с приложением подтверждающих документов).
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Д.Г. заявленные требования и доводы заявления поддержала. Суду пояснила, что, как следует из представленной в материалы дела видеозаписи публичных слушаний, на публичных слушаниях голосование проводилось по двум вопросам: избрание председателя и секретаря публичных слушаний. По вопросу согласования представленного проекта Генерального плана голосование не проводилось, однако указанный факт не свидетельствует о каком-либо нарушении норм действующего законодательства. Согласно п. 3.23 Положения председательствующий на слушаниях вправе принять решение о необходимости провести голосование среди участников слушаний по некоторым вопросам, вынесенным на слушания. Иными словами, проведение процедуры голосования на публичных слушаниях является правом, а не обязанностью. Обязанности проводить голосование по вопросу согласования документов территориального планирования, в данном случае проекта генерального плана, нормативным правовым актом Думы поселения не предусмотрено. По итогам публичных слушаний было принято решение о направлении проекта генерального плана на доработку, Генеральный план Карлукского муниципального образования до настоящего времени не принят. В протоколе слушаний в обязательном порядке должны быть отражены суть выступлений и мнений участников слушаний по каждому из обсуждаемых на слушаниях вопросов, по итогам слушаний принимается соответствующее решение в форме рекомендаций. Дословное воспроизведение в протоколе всех выступлений на слушаниях практически невозможно. Указание в протоколе на 109 голосов, выступивших «за», означает, что никто из присутствующих не высказался против отправления проекта на доработку.
В представлении указано, что заключение опубликовано без даты его изготовления и подписания. Однако указанное обстоятельство не может являться основанием для вывода о недействительности заключения, поскольку на данный момент указанный недостаток устранен с соблюдением норм действующего законодательства. После обнаружения печатной ошибки, **/**/**** было издано Распоряжение «О внесении исправлений в Заключение о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана Карлукского сельского поселения от **/**/**** г., опубликованное в газете «Ангарские огни» от **/**/**** № в части указания даты изготовления – «**/**/**** г.».
Требование прокурора о проведение повторных слушаний не основано на законе, проведение слушаний является затратным мероприятием, обеспечение проведения которого лежит на органах местного самоуправления.
Представитель заинтересованного лица - старший помощник прокурора .... Семенова Е.Н., в судебном заседании полагала, что заявленные требования являются необоснованными, просила в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что в прокуратуру .... обратился гражданин С.М. по факту нарушений прав граждан на доступ к информации по результатам проведения публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана Карлукского МО. В ходе проверки доводов обращения было установлено, что информация о назначении на **/**/**** публичных слушаний и проект генерального плана опубликованы в номере № газеты «Ангарские огни» от **/**/**** Картографический материал проекта Генерального плана Карлукского МО в черно-белом формате и нечитаемой форме. Опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний по проекту Генерального плана, прошедших **/**/**** должно быть осуществлено в соответствии с требованиями ст. 12 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», то есть посредством соответствующей публикации в периодическом печатном издании. Заключение о результатах публичных слушаний обнародовано (опубликовано) лишь **/**/**** в газете «Ангарские огни» № в заключении отсутствует дата его изготовления. Внесение исправлений в заключение о результатах публичных слушаний в части указания даты изготовления свидетельствует об обоснованности выводов прокурора.
В материалы надзорного производства С.М. был представлен диск – видеосъемка публичных слушаний, из которой видно, что фактически голосования по вопросу согласования представленного проекта Генерального плана не проводилось, а лица, участвующие в публичных слушаниях с представленным проектом не согласились.
Полагала, что публичные слушания по обсуждению проекта Генерального плана Карлукского МО проведены с нарушением порядка проведения публичных слушаний и опубликования заключения об их проведении, результаты проведения публичных слушаний и опубликования являются недостоверными и не в полной мере отражают мнение жителей Карлукского МО, в связи с чем прокуратурой .... в адрес главы Карлукского МО внесено представление с требованием признать недействительными результаты публичных слушаний, провести повторные публичные слушания.
Суд, исследовав письменные доказательства, выслушав пояснения участников процесса, приходит к следующему.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что на основании постановления администрации Карлукского муниципального образования от **/**/**** № «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана» **/**/**** были проведены публичные слушания по обсуждению проекта Генерального плана Карлукского муниципального образования. Данное постановление было опубликовано **/**/**** в газете «Ангарские огни» № от **/**/****
По итогам публичных слушаний было изготовлено заключение о результатах публичных слушаниях, которое было опубликовано в газете «Ангарские огни» № от **/**/****.
**/**/**** прокурором Иркутского района Бабенко В.В. в адрес главы Карлукскоо муниципального образования А.В. внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства за №, в администрацию Карлукского Муниципального образования представление согласно штампу регистрации входящей корреспонденции поступило **/**/****
Согласно представлению, вынесенному в отношении Главы Карлукского Муниципального образования А.В., предписано:
1) Незамедлительно принять меры к устранению нарушений градостроительного законодательства, причин и условий, способствующих их совершению. Провести повторные публичные слушания по проекту Генерального плана Карлукского Муниципального образования; признать недействительным заключение по результатам первичного обсуждения.
2) Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения градостроительного законодательства.
3) Рассмотреть настоящее Представление с участием представителя прокуратуры Иркутского района, заблаговременно известив о дате, времени и месте его рассмотрения.
4) О результатах рассмотрения Представления и принятых мерах информировать прокурора района в месячный срок (с приложением подтверждающих документов).
Как следует из содержания представления, основанием для вынесения указанного представления послужило следующее:- картографический материал проекта Генерального плана был выполнен в черно-белом формате и нечитаемой форме, что привело к невозможности ознакомления с ним;
- согласно протоколу и заключению о проведении публичных слушаний, принято решение о поддержании представленного проекта Генерального плана, однако фактически голосование по вопросу согласования представленного проекта Генерального плана не проводилось, лица, участвующие в публичных слушаниях с представленным проектом не согласились;
- заключение по результатам публичных слушаний было опубликовано с нарушением сроков его опубликования.
Суд находит представление прокурора Иркутского района не соответствующим требованиям действующего законодательства и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
В соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:
1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;
2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Согласно статьей 19 Устава Карлукского муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения Думой поселения, Главой поселения могут проводиться публичные слушания.
Жители поселения вправе присутствовать на публичных слушаниях и выступить на публичных слушаниях или передать (направить) свои предложения по выносимому на слушания вопросу, соответствующему органу местного самоуправления.
Мнения, высказанные на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер и учитываются при принятии соответствующих решений органами, к чьей компетенции законодательством и Уставом отнесено принятие таких решений.
Порядок организации и проведения публичных слушаний предусмотрен Положением о публичных слушаниях в Карлукском муниципальном образовании, утвержденном Решением Думы Карлукского муниципального образования от **/**/**** (далее Положение).
Согласно п.3.3 Положения информация о теме публичных слушаний, дате, времени и месте их проведения, проект правового акта публикуются в официальном средстве массовой информации Карлукского муниципального образования или доводятся до сведения населения иным путем не позднее, чем за три дня до начала публичных слушаний, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно п.3.5 Положения организатор слушаний обеспечивает информирование населения через средства массовой информации или в других формах о времени, месте проведения слушаний и вопросах, выносимых на обсуждение не позднее, чем за неделю до проведения слушаний.
Указанные требования заявителем были выполнены.
Судом установлено, что информация о проведении публичных слушаний была официально опубликована **/**/**** в газете «Ангарские огни» № от **/**/**** Материал, подлежащий обсуждению, а именно проект генерального плана Карлукского МО также были опубликованы в официальных источниках. Опубликование картографического материала в печатном издании в черно-белом формате произведено в силу технических причин и не свидетельствует о нарушении прав поселения на ознакомление с данной информацией, поскольку проект генерального плана, включающий, картографический материал, как документ территориального планирования подлежит опубликованию в сети «Интернет». В данном случае, проект генерального плана, вся графическая документация, проектная документация были опубликованы на официальном сайте Карлукского муниципального образования - ~~~, что подтверждается сведениями, размещенными на указанном сайте.
Более того, у Карлукского муниципального образования имеется информационный ресурс – Информационный портал деревни ~~~ на котором **/**/**** также были размещены проект генерального плана, вся графическая документация, проектная документация.
Кроме того, согласно пояснениям представителя заявителя и подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей С.в.1, С.в.., и не оспаривается прокурором, проект генерального плана Карлукского муниципального образования, а также все сопровождающее его (генеральный план) документы были размещены на стендах в здании администрации Карлукского муниципального образования.
Таким образом, каждый из желающих приять участие в публичных слушаниях имел реальную возможность до момента проведения публичных слушаний ознакомиться с подлежащими обсуждению документами, как посредством обращения к Интернет ресурсам, так и путем ознакомления непосредственно в здании администрации Карлукского муниципального образования. Нарушений требований градостроительного законодательства в части подготовки проекта генерального плана Карлукского МО заявителем не допущено, подготовка генерального плана осуществлена в соответствии с требованиями ст.ст. 9,24 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с п.6 ст.28 ГрК РФ, п.3.12 Положения участники слушаний вправе представить свои письменные предложения и замечания, касающиеся обсуждаемых вопросов, для включения их в протокол публичных слушаний до дня проведения публичных слушаний в администрацию Карлукского муниципального образования.
Данное право также было реализовано участниками публичных слушаний, что подтверждается фиксированием данного факта в Протоколе публичных слушаний, а также представленной в материалы дела видеозаписью.
Количество обращений (предложений) заинтересованных лиц, поступивших в администрацию до момента проведения публичных слушаний, а также в день проведения публичных слушаний, опровергает вывод о невозможности ознакомления с подлежащими обсуждению документами.
В связи с чем, суд полагает, что вывод прокурора о невозможности ознакомления с картографическим материалом по причине его нечитаемого формата, опубликованного в газете, не соответствует действительности, а требование, содержащиеся в Представлении о незамедлительном принятии мер к устранению нарушений градостроительного законодательства, причин и условий, способствующих их совершению, является незаконным.
Не соответствует требованиям нормативных правовых актом вывод прокурора о том, что заключение по результатам публичных слушаний было опубликовано с нарушением сроков его опубликования.
Согласно п.7 ст.28 ГрК РФ заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» если для отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации, а в отношении отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - также законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предусматриваются требования к опубликованию такой информации, то ее опубликование осуществляется с учетом этих требований.
Согласно п.п.6 п.1 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.2.5 ст.49 Устава виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются Уставом муниципального образования.
В соответствии с п.6 ст.19 Устава, п.3.24 Положения результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию).
Согласно п.2 ст.47 Закона № 131-Ф3 порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст.56 Устава официальным опубликованием муниципального правового акта признается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, с которым имеют возможность ознакомления жители Поселения.
В данном случае Заключение о результатах публичных слушаниях опубликовано в газете «Ангарские огни» № от **/**/**** г., что соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с п.8 ст.28 ГрК РФ срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Таким образом, законодатель определил момент времени, до наступления которого должно быть опубликовано заключение. С учетом приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что заключение должно было быть опубликовано не позднее 3-х месяцев со дня опубликования информации о месте, дате и времени проведении публичных слушаний.
В данном случае постановление Администрации Карлукского муниципального образования от **/**/**** № «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана» было опубликовано **/**/**** в газете «Ангарские огни» № от **/**/**** г., следовательно, заключение о результатах проведения публичных слушаний было опубликовано в рамках срока, предусмотренного законом – **/**/****
Таким образом, срок опубликования заключения не нарушен. Из вышеизложенного следует, что вывод о нарушении срока публикации заключения, имеющийся в представлении, не соответствует действительности, является незаконным.
Также не могут быть приняты судом и не влекут недействительность заключения по результатам публичных слушаний и необходимость проведения повторных публичных слушаний доводы прокурора о том, что в процессе проведения слушаний фактически голосования не проводилось.
Как указано выше, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний предусмотрен в Карлукском МО Положением о публичных слушаниях, согласно пункту 3.23 которого председательствующий на слушаниях вправе принять решение о необходимости провести голосование среди участников слушаний по некоторым вопросам, вынесенным на слушания; подсчет голосов осуществляется секретарем заседания слушаний, что отражается в протоколе публичных слушаний; рекомендательное решение по результатам слушаний принимается большинством голосов и фиксируется в протоколе.
Как видно из представленной прокурором видеофиксации хода публичных слушаний голосование на публичных слушаниях проводилось по вопросам избрания председателя и секретаря, вопрос согласования проекта Генерального плана на голосование не ставился. По результатам публичных слушаний с учетом мнения участников публичных слушаний в соответствии с п. 9 статьи 28 было принято решение об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку. Данные обстоятельства также подтверждаются письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике .... о направлении на доработку в ОАО «Иркутскгипродорнии» документов, в том числе направлен протокол проведения публичных слушаний по проекту генерального плана Карлукского МО (письмо от **/**/**** №).
Как следует из системного толкования норм, регулирующих градостроительную деятельность, подготовка проекта Генплана осуществляется с учетом результатов публичных слушаний по проекту Генплана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Публичные слушания по проекту генерального плана проводятся с участием лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией такого проекта; целью проведения публичных слушаний является обеспечение участия заинтересованных лиц в решении вопросов территориального планирования и возможности представления своих предложений по существу вопроса; документация по проекту генплана, протокол публичных слушаний, а также заключение о результатах публичных слушаний направляются главе местной администрации, который принимает решение об утверждении документации или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Исследовав представленные письменные доказательства, а также видеоматериал хода проведения публичных слушании, суд приходит к выводу, что цель публичных слушаний, проведенных Карлукским муниципальным образованием по проекту генерального плана, была достигнута, каждый желающий имел реальную возможность выяснить вопросы, возникающие в связи с проектом генерального плана, задать вопросы к представителям специализированной организации ОАО », занимающейся разработкой проекта генерального плана муниципального образования, участники публичных слушаний имели доступ к любой информации, касающейся проекта генерального плана, имели возможность представить свои замечания и предложения. Суть выступлений и предложений участников публичных слушаний по проекту генерального плана изложена в протоколе публичных слушаний. Права граждан на доступ и участие в градостроительной деятельности на этапе обсуждения проекта генерального плана реализованы в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что нарушений требований градостроительного законодательства в части подготовки проекта генерального плана Главой Карлукского муниципального образования не допущено, подготовка названного выше документа осуществлена в соответствии с требованиями ст.ст.9, 24 ГрК РФ, также суд не усматривает нарушений при проведении публичных слушаний, в связи с чем требования предписания прокурора, возлагающие на главу поселения проведение повторных слушаний, не основано на законе. Обращение к прокурору участника публичных слушаний С.М. носит индивидуально-правовой характер, направлено на разрешение частного интереса, подлежащего защите в установленном законом порядке, в связи с чем не могло стать основанием для предъявленных в предписании требований о проведении повторных публичных слушаний.
При этом суд также учитывает, что публичные слушания, являясь составным элементом градостроительной деятельности и формой прямого волеизъявления граждан, носят рекомендательный характер и не являются обязательными для принятия компетентным органом решения, указанного в заключении о результатах публичных слушаний. Поскольку оспариваемые прокурором документы – заключение и протокол публичных слушаний носят рекомендательный характер и не являются обязательными, то они сами по себе не влекут нарушений прав заинтересованных лиц по вопросам территориального планирования. Несогласие заинтересованных лиц с нормативными актами по вопросам территориального планирования реализуется путем их оспаривания в судебном порядке.
Также по вышеуказанным основаниям не влечет необходимость признания недействительным заключения и проведения повторных публичных слушаний указание в представлении прокурора на опубликование заключения без даты его изготовления и подписания. Кроме того, как установлено в судебном в настоящее время указанный недостаток устранен. После обнаружения печатной ошибки, **/**/**** было издано Распоряжение «О внесении исправлений в Заключение о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана Карлукского сельского поселения от **/**/**** г., опубликованное в газете «Ангарские огни» от **/**/**** № (10242), в части указания даты изготовления – «**/**/**** г.».
При таких обстоятельствах суд полагает, что отсутствуют основания для возложения на Главу Карлукского МО обязанности по проведению повторных слушаний, что свидетельствует о незаконности внесенного прокурором предписания.
Более того, на Главу администрации поселения не может быть возложена обязанность по признанию заключения недействительным, поскольку указанное должностное лицо не наделено такими полномочиями, следовательно, требования прокурора, содержащиеся в предписании, являются необоснованными и направлены на возложение на должностное лицо обязанностей, не предусмотренных законом.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, вынесенное прокуратурой Иркутского района Иркутской области прокурором Бабенко В.В., является незаконным, подлежащим отмене, поскольку возлагает на Главу Карлукского муниципального образования совершение действий, противоречащих вышеуказанным требованиям законодательства.
В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, на лицо, в адрес которого оно внесено, ложится обязанность рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению отраженных в нем нарушений, а также сообщить прокурору в письменной форме о результатах принятых мер.
Более того, за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.17.7 КоАП РФ.
Учитывая, что неисполнение оспариваемого Представления Главой Карлукского Муниципального образования, может послужить основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности, предусмотренной ст.17.7 КоАП РФ, такое представление по своей правовой природе относится к числу решений органов государственной власти, которые затрагивают права и свободы этого лица.
Согласно п. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам гл.25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
В п. 12 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также разъяснено, что в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать должностные лица, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения должностных лиц органов государственной власти, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий.
Из приведенных правовых норм в их совокупности с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что если организация, должностное лицо, в адрес которого прокурором внесено представление, полагает, что данным представлением нарушены его права и свободы, или на него прокурором незаконно возложена какая-либо обязанность, оно вправе оспорить представление прокурора в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.
При этом возможность обжалования решения должностного лица органа государственной власти в порядке гл. 25 ГПК РФ гражданским процессуальным законодательством не ставится в зависимость от наступления или ненаступления для гражданина, организации каких-либо неблагоприятных последствий за неисполнение обжалуемого решения. Законность и обоснованность представления прокурора могут быть обжалованы в установленном законом порядке, в целях исключения нарушения либо угрозы нарушения прав и законных интересов лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Главы Карлукского муниципального образования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить представление об устранении нарушений градостроительного законодательства от **/**/**** №, внесенное Прокуратурой Иркутского района Иркутской области прокурором В.В.Бабенко, и предписывающее Главе Карлукского муниципального образования – А.В.:
1) Незамедлительно принять меры к устранению нарушений градостроительного законодательства, причин и условий, способствующих их совершению. Провести повторные публичные слушания по проекту Генерального плана Карлукского Муниципального образования; признать недействительным заключение по результатам первичного обсуждения.
2) Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения градостроительного законодательства.
3) Рассмотреть настоящее Представление с участием представителя прокуратуры Иркутского района, заблаговременно известив о дате, времени и месте его рассмотрения.
4) О результатах рассмотрения Представления и принятых мерах информировать прокурора района в месячный срок (с приложением подтверждающих документов).
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения .
Судья: