ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1677/18 от 17.12.2018 Фокинского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2-1677/2018

УИД <...>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2018 года город Брянск

Фокинский районный суд гор. Брянска в составе:

председательствующего судьи - Фоменко Н.Н.,

при секретаре - Кузьминой Т.И.,

с участием истца Сенько Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сенько Е.В. к Фокинской районной администрации города Брянска об оспаривании отказа в постановке на жилищный учет,

установил:

Сенько Е.В. обратился в Фокинский районный суд гор. Брянска с настоящим административным иском, указав, что <дата> обратился в Фокинскую районную администрацию гор. Брянска с заявлением о постановке на жилищный учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Распоряжением Фокинской районной администрации гор. Брянска от <дата>-р «О постановке на жилищный учет жителей Фокинского района гор. Брянска и внесении изменений в учетные дела очередников, состоящих на жилищном учете» административному истцу отказано во включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ.

Полагает, что отчуждение <...> доли (<...> кв.м.), принадлежавшей административному истцу на праве собственности, в квартире общей площадью <...> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, не может являться основание к отказу в постановке на жилищный учет, так как не повлекло изменение статуса административного истца как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Нуждающимся в улучшении жилищных условий административный истец стал после того, как прописал в свою квартиру троих детей, родившихся <дата>.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст. ст. 51, 52, 57 Жилищного кодекса РФ, административный истец Сенько Е.В. просит суд:

- признать распоряжение Фокинской районной администрации гор. Брянска от <дата> «О постановке на жилищный учет жителей Фокинского района гор. Брянска и внесении изменений в учетные дела очередников, состоящих на жилищном учете» незаконным и обязать отменить его;

- обязать Фокинскую районную администрацию гор. Брянска признать нуждающимися в улучшении жилищных условий семью административного истца в количестве 5 (пяти) человек: Сенько Е.В., членов семьи: жену ФИО1 и детей ФИО2., ФИО3., ФИО4

В судебном заседании административный истец Сенько Е.В. требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика Фокинской районной организации гор. Брянска, а также ФИО1, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явились. Надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрел настоящее административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 218, ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ действия Фокинской районной администрации гор. Брянска могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

При этом, в силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Так, в силу п.п. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 2 приведенной статьи Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ определено понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Брянской городской администрации от 25 мая 2005 года 1824-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Брянска» на территории города Брянска установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с положениями ст. 5 Закона Брянской области от 09 июня 2006 года № 37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» к действиям, повлекшим ухудшение гражданами своих жилищных условий относятся, в том числе, действия по отчуждению жилого помещения либо доли жилого помещения, принадлежащей гражданину и членам его семьи на праве собственности.

Таким образом, граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее, чем через пять лет после их совершения.

Согласно п.п. 1.3 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.

Из материалов административного дела следует, что Распоряжением Фокинской районной администрации гор. Брянска -р от <дата> Сенько Е.В. отказано во включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ.

Проверяя обоснованность требования истца о признании распоряжения Фокинской районной администрации об отказе в постановке на жилищный учет незаконным, суд установил следующее.

Сенько Е.В. на основании свидетельства о праве на наследство является собственником квартиры, общей площадью <...> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

По указанному адресу административный истец Сенько Е.В. зарегистрирован по мету жительства. В качестве членов семьи в указанное жилое помещение также вселены супруга административного истца – ФИО1, и трое <...> детей: ФИО2., ФИО3., ФИО4

<дата> административный истец Сенько Е.В. на основании договора дарения передал в собственность ФИО5 принадлежавшую ему <...> долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

Из текста договора дарения следует, что общая площадь квартиры составляет <...> кв.м.

Кроме того, супруга административного истца Сенько Е.В. - ФИО1 является собственником <...> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью <...> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела и системного толкования положений Жилищного кодекса РФ, регулирующего правоотношения сторон в сфере жилищного учета, суд приходит к выводу, что при определении нуждаемости истца в жилых помещениях подлежит учету общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и общая площадь, приходящаяся на долю супруги административного истца в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, а также общая площадь, приходящаяся на долю административного истца в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>

Общая суммарная площадь указанных жилых помещений составляет <...> (15,5 кв.м. на каждого члена семьи).

После совершения административным истцом договора дарения, общая суммарная площадь жилых помещений принадлежащих Сенько Е.В. и членам его семьи уменьшилась до <...> кв.м. (12,1 кв.м. на каждого члена семьи).

Таким образом, в результате заключения договора дарения жилищная обеспеченность административного истца и членов его семьи уменьшилась, в следствии чего, он может быть признан нуждающимся в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет, после совершения действий по отчуждению доли жилого помещения.

На момент принятия оспариваемого решения не истек пятилетний срок, установленный ст. 53 Жилищного кодекса РФ, ввиду чего отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого решения незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Исковые требования Сенько Е.В. к Фокинской районной администрации города Брянска об оспаривании отказа в постановке на жилищный учет оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд гор. Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Н. Фоменко